материалы к городским педчтениям
статья на тему

Мельникова Наталья Игоревна

Самооценка - это форма самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_-_eto_forma_samosoznaniya_pedchteniya.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

                         Тезисы  к педчтениям-2014.

  Л.Выготский писал: «Самооценка – это формирование самосознания». А самосознание – непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития, это путь психологических и социальных изменений. 

  Понятие «оценка» изменено: стала «отношением к тому, что происходит» (это процесс, а не «метка»!).  В «Законе об образовании» на первый план выдвигается  «социализация» (то есть подготовка обучающихся к выполнению своих функций в обществе), следовательно, сменились взгляды на объект оценки, эталон для оценивания, способы оценки, методы контроля, форма оценки. Важна обучающая роль оценки (развитие умения учащегося соотносить свое обучение с требованиями к нему со стороны общества). Нельзя забывать, что через родительские и педагогические оценки закладываются стереотипы поведения.

  Самоконтроль и самооценка относятся к метапредметным результатам. Что оценивается и как оценивается? Критериальность оценивания. Вся система оценивания должна носить системный характер. Монтируем сознание – это нужно стране! Свободная личность в свободном государстве! Должны уметь жить в постоянно меняющихся ситуациях.

  Формирование внутренней оценки носит индивидуальный характер. Среди  учеников 40% кинестетиков, 10% визуалов, 30% аудиалов, 20% смешанного типа. Отслеживаются здоровье, безопасность (социальная в том числе), национальная стабильность (в каждом коллективе есть мигранты).

 

 ФГОС ООО.  Цитирую: «Система оценки достижения планируемых результатов должна обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы основного общего образования; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся…»

  Регулятивные универсальные учебные действия:

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Значимыми ориентирами в формировании действия оценивания являются:

- акцент на достижениях ученика;

- выделение УУД как объекта оценки;

- сопровождение формирования самооценки обучающегося как основы постановки целей;

- формирование рефлексивной оценки и самооценки.

Оценка имеет мотивационное значение. На каждом этапе обучения необходимо ставить задачу оценивания своей деятельности, четко понимать функции оценивания: развивать самооценку, мотивацию саморазвития. Предметом оценивания становятся учебные действия обучающегося и их результаты, способы действия, способы учебного сотрудничества (ретроспективная оценка) и собственные возможности осуществления деятельности (прогностическая оценка).

  Содержательная оценка очень важна: ребенок слышит, что ему удается и над чем ему дальше работать. (Вариант содержательной оценки: «Ответ успешный. Тебе удалось передать свое отношение к проблеме, поднятой автором текста, привести примеры из своего жизненного опыта и подтвердить литературным примером, что очень важно при написании  части С  по русскому языку. Обрати внимание на формулировки проблемы, используй существительное в форме родительного падежа или вопросительную конструкцию. Давай попробуем сформулировать…») Помните у Ф.Тютчева: «Нам не дано предугадать, как наше сердце отзовется»?

Кроме этого, в своей практике применяю диагностическую карту:

                                           Диагностическая карта

                Выполнение требований к учебному заданию:

ФИ ученика

№1

№2

№3

№4

№5

Оценка

Иванов

+

+

-

+

+

4

Петров

+

+

-

-

+

3

Сидоров

+

+

+

+

-

4

Задания по выбору

Выбор ученика

Иванов

Петров

Сидоров

Необходимый уровень

+

Программный уровень

+

Расширенный уровень

+

Оценка

3

4 или 3

5 или 4

Можно назвать и такой вид:

                                              Самооценка

Считаю, что меня можно оценить «5», так как __________________________

__________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(«прочитал все книги из списка на лето», « написал отзыв по плану на самостоятельно прочитанную книгу», « выполнил домашнее упражнение без ошибок», «выполнил данное упражнение с дополнительным заданием» и т.д.)

Очень нравится «пошаговая самооценка» (так ее сама называю): объявлена задача – набрать 5 баллов, например, за синтаксический разбор предложения (нашел грамматическую основу – 1 балл, не ошибся в определении частей речи – 1 балл, узнал причастный оборот и правильно его обособил – 1 балл и т.д.).

Вот формы «пошаговой самооценки»:

                                          Самооценка

1)Какова была цель задания?

2)Удалось ли получить результат?

3)Правильно или с ошибкой?

4)Самостоятельно или с чьей-то помощью?

5) Отметка:_______

 

  При синтаксическом разборе предложения «пошагово» оцениваю баллами (задача – набрать, например, 4 балла): найдена грамматическая основа – 1 балл, определены все части речи безошибочно – 1 балл, графически подчеркнуто правильно – 1 балл, дана логически выверенная характеристика предложения -  1 балл, подвести итог, обнаружив «слабое звено»).      

  В моей практике также есть  и такие формы оценивания:        

                             Оценивание  сочинения-рассуждения

ФИ ученика

Умение формулировать тезис

Умение приводить аргументы

Умение делать вывод

Оценка

Иванов

+

+

+

5

Петров

+

-

+

4

Сидоров

+

-

-

3

               

           Оценивание устных ответов за урок (5, 6 класс)

Ученики

«превосходно»

(необыкновенный ответ)

«отлично»

(правильный, подготовленный)

«хорошо»

(увы, с ошибкой)

«нормально»

(цель достигнута, но не хватает подготовки)

Иванов

+

Петров

+

Сидоров

+

«Умница!»

«Молодец!»

«Хорошист»

                                                 Рефлексия.

                       В тетради для контрольных работ каждого ребенка.

Что ожидал (-а)

Что получил (-а)

Что не получилось? Почему?

№1

№2

№3

                                      «Оценочное окно»

Сразу могу применить

Никогда не смогу применять

Совсем непонятно

Хорошо понятно

 Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Совершенствую приемы обучения продуктивному чтению, использую дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений (Н.Н.Сметанникова «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС»), а также таблицу самооценки плана текста:

                        Таблица самооценки плана текста.

Алгоритм оценки плана текста.

Да                                     Нет

1.Раскрывает ли заголовок тему или основную мысль текста?

2. Все ли главные смысловые части текста нашли отражение в плане?

3.Раскрывают ли пункты плана тему или основную мысль всех частей текста?

4.Действительно ли разработан требуемый вид плана (простой, сложный)?

5. Соответствует ли графическое оформление плана принятой норме?

6.Можно ли, руководствуясь твоим планом, пересказать текст?

Как классный руководитель, применяю ещё одну форму:

Показатели для оценки достижения общекультурных компетенций.

Умения

Показатели

                   Информационно-коммуникационная компетенция

Работать:

-с письменными текстами

-скорость письма,

-написание эссе

-с устными текстами

-пересказ,

-описание, рассуждение,

-ответы на вопросы,

-выделение главного,

-рецензирование

-с различными источниками информации

-работа с книгой,

-аудиоисточником,

-видеоисточником,

-владение приемами работы с использованием компьютера,

-медиапособиями

                                            Компетенция образования

Общеинтеллектуальные умения

Осуществление:

-анализа,

-сравнения,

-обобщения,

-классификации

                                            Социальная компетенция

Умение:

- работать в группе, команде,

-вести диалог, общаться, находить компромиссы,

- ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений,

-терпимо относиться к чужому мнению,

-ответственно подходить к делу.

Для оценки уровня овладения нормами русского литературного языка использую показатели и критерии, разработанные для выявления лингвистической и языковой компетенций:

Лингвистическая компетенция

показатели

критерии

орфографические знания

умение находить «ошибкоопасное» место в слове с определением морфемы

умение объяснять орфографическую ситуацию

умение объяснять орфограмму графически

орфоэпические знания

владение орфоэпическими нормами языка (нормы ударения, произношения гласных и согласных звуков в слабой позиции, произношение сочетаний согласных и удвоенных согласных в начале и середине слова)

знания о составе слова

умение определять способ образования различных частей речи

умение использовать навыки словообразовательного анализа с целью различения паронимов

умение определять словообразовательное значение различных морфем

лексические знания

владение лексическими единицами языка с учётом требований лексической сочетаемости (понимание:

- лексического значения/значений слова;

- смысловых оттенков значений отдельных морфем в слове)

умение использовать синонимы / антонимы для объяснения лексического значения слова

грамматические знания

владение грамматическими нормами языка (морфологическими (правила словоизменения) и синтаксическими (правила соединения слов в составе словосочетания и предложения)

умение определять грамматические признаки различных частей речи, а также понимание смысловых различий их грамматических форм

пунктуационные знания

умение выполнять пунктуационный анализ текста / отдельного предложения

владение пунктуационными нормами языка

преобразование языковых знаний

владение правилами конструирования осмысленных фраз в соответствии с коммуникативной ситуацией

способность понимать смысловые отрезки речи в контексте

умение задавать вопросы по теме в контексте конкретной коммуникативной ситуации

понимание стилистической функции различных частей речи и умение использовать при создании конкретного текста их стилистическую окраску

                                              Языковая компетенция

показатели

критерии

логико-речевые основы (структуры) текста

тема «поддерживается» на протяжении всего текста

 основная мысль (тезис) соответствует теме текста

основная мысль (тезис) соответствует поднимаемой в тексте проблеме

 система аргументации (доводов и иллюстраций) соответствует заявленному тезису

заключение (вывод) соответствует заявленному тезису и системе аргументации

восприятие, понимание и интерпретация текста

тема текста ситуативно-уместна

 основная мысль (тезис) донесена до адресата

основная мысль (тезис), проблема, идея подкреплены

 системой аргументации

текст служит средством успешного коммуникативного общения

выстраивание композиционных структур текста

композиция текста соответствует авторскому замыслу

композиция текста выражает авторскую точку зрения

композиция текста способствует пониманию авторской мысли и авторской позиции со стороны адресата

восприятие и понимание композиционных структур адресатом

микро-темы текста выступают средством речевого воздействия на адресата

этические нормы по отношению к адресату соблюдены

выбор речевого оформления текста

речевое оформление текста учитывает сферу общения

речевое оформление текста соответствует требованиям функционального стиля

речевое оформление текста соответствует содержанию и композиции текста

выразительность текста с позиции адресата

выразительность текста учитывает сферу общения

выразительность текста соответствует требованиям функционального стиля

выразительность текста соответствует требованиям типа речи

выразительность текста соответствует содержанию и композиции текста

выразительность текста способствует адекватной оценке содержания с позиции адресата

Оценка результатов деятельности обучающихся по выше обозначенным показателям и критериям позволяет выявить уровень овладения учащимися  языковыми знаниями в зависимости от условий коммуникации.

Напомню слова Л.Выготского: «Самооценка – это формирование самосознания». А самосознание – непрерывный процесс, проходящий длительный путь развития, это путь психологических и социальных изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные материалы на соискание городской премии "Престиж" в области образования.

Портфолио МиловановойГалины Борисовны - педагога МАОУ лицей № 21, учителя высшей квалификационной категории, активно занимающейся инновационной деятельностью....

Материалы для городской олимпиады. 11 класс

Материлы для олимпиады по русскому языку. 11 класс...

Материалы IV городской педагогической конференции города Когалыма

Публикация выступления на конференции по теме: "Дополнительное образование - перспективы развития"...

Тезисы доклада на городских педчтениях 2014 года

Формирование базовой культуры личности обучающихся на уроках английского языка с использованием опорных конспектов....

материалы к городским педчтениям

сначала воспитать читателя!...

Выступление "Развитие алгоритмического мышления в урочной и внеурочной деятельности" Городские Педчтения май 2017 Маслова О.Г.

Материал содержит    основные положения  и принципы, которые положены в основу развития алгоритмического мышления  школьников, вопрос рассматривается с учетом  опыта...

Материалы к городской конференции НОУ учащихся 2021

Выполнила:ученица 5"В" класса МБОУ" СОШ 1 "Попова Диана,руководитель:учитель русского языка и литературы Злобина Е.В.Тема работы:"Ошибки в рекламе"...