Программа элективного курса по английскому языку для 10-11 классов
элективный курс (11 класс)

Потемкина (Ивкова)  Екатерина Юрьевна

Файл содержит программу элективного курса по английскому языку  по теме "Трудности аудирования и говорения" (пояснительная записка, содержание курса, учебный план, КТП, ожидаемые результаты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_po_angliyskomu.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

ПРОГРАММА

элективного курса

«Трудности аудирования и говорения»

для

общеобразовательных учреждений

(1 час в неделю. Всего 34 часа)

Пояснительная записка

Одним из направлений модернизации Российской образовательной системы является эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ), совершенно новой для России формы проверки знаний, общепринятой во многих развитых странах мира. Основными целями введения единого государственного экзамена являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышения эффективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Для того чтобы удачно сдать ЕГЭ: во-первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ЕГЭ и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена ЕГЭ по иностранному языку, который основан на тестовых технологиях. Цель экзаменационного теста - проверить уровень сформированности речевых и языковых умений выпускников общеобразовательных учреждений.

За годы эксперимента в такой образовательной области как иностранные языка создана солидная теоретическая основа централизованной независимой системы тестового контроля, разработаны и успешно апробированы технологии проведения и оценивания ЕГЭ. Однако, несмотря на безусловные достижения, а, скорее всего, благодаря этим достижениям число вопросов, которые требует тщательной проработки, значительно возросло. Одним из таких вопросов является повышение эффективности подготовки к ЕГЭ в рамках существующих жестких рамок учебных планов и имеющейся учебно-методической литературы. Специальная, целенаправленная подготовка к ЕГЭ поможет эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил; избежать обидных технических ошибок; узнать об особенностях ЕГЭ; узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов.  

Специфика подготовки и сдачи единого государственного экзамена по иностранному языку заключается в том, что он включает в себя проверку ЗУНов по 4 видам речевой деятельности: чтению, говорению, письму и аудированию. Анализ причин низких результатов при сдаче ЕГЭ по английскому языку устанавливает, что в школе работе над развитием навыков говорения и аудирования уделяется очень мало внимания. Практика выполнения заданий с использованием аудиозаписей должна быть повседневной на уроках по этому предмету и начинаться задолго до начала подготовки непосредственно к ЕГЭ. Кроме того необходимо отметить, что УМК, который использует настоящий выпускной класс, устарел, т.к. был издан еще до принятия ЕГЭ как единственного способа итоговой аттестации выпускников. Он не предусматривает тех типов заданий, которые использует единый экзамен, что тоже вызывает трудности при сдаче.

Целью данного элективного курса является подготовка выпускников к самым сложным аспектам при сдаче единого экзамена по английскому языку: говорению и аудированию. Содержание предусматривает раскрытие особенностей подготовки и сдачи ЕГЭ по иностранному языку, знакомство с типами заданий, критериями оценивания, определение трудностей при аудировании на иностранном языке, собственно практика 2 видов речевой деятельности: аудирования и говорения.

Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие задачи:

-  ознакомить учащихся с требованиями ЕГЭ по различным видам деятельности;

-  обобщить и систематизировать полученные ранее знания и умения;

-  корректировать грамматические навыки;

-  формировать умения грамматически правильно оформлять иноязычную речь в изучаемых сферах общения;

-   совершенствовать навыки аудирования;

-   увеличивать лексический запас;

-  практиковать  тематические монологические высказывания и диалогическую речь с целью обмена   оценочной информацией.

Данный курс разработан на основе спецификации сдачи ЕГЭ как итоговой аттестации за курс полного среднего общего образования, а также вариантов контрольно-измерительных материалов прошлых лет.

 Особенность данного курса состоит в том, что материалы, которые будут использоваться в работе, представляют собой аутентичные современные тексты по актуальной тематике. Содержание курса охватывает не только те темы, которые включены в содержание УМК по английскому языку (В.П. Кузовлев, учебники английского языка для 5-11 класса), но и различные темы, такие как интернет, информационные технологии, проблемы современной молодежи, политическая ситуация в России и мире, права детей, модные тенденции, телевизионные передачи и другое.

Курс рассчитан на обучающихся 11 классов. Проведение занятий целесообразно осуществлять 1 раз в неделю в течение учебного года.

Методы обучения:

-  коммуникативный;

-  проблемный;

-  грамматически-ориентированный.

Формы обучения:

-  выполнение коммуникативно-ориентированных грамматических и лексических заданий;

- составление речевых высказываний, основанных на прослушанной и увиденной информации, с раскрытием предложенных опций;

-  выполнение различных  лексических и грамматических упражнений;

-  аудирование, чтение с последующим извлечением общей и специальной информации.

-  парная работа;

-  самостоятельная работа

Содержание курса

В содержание курса входит 11 разделов:

Раздел I. Знакомство с курсом (2 часа)

Знакомство с целями и задачами курса, его содержанием. Определение совместного плана работы.

Раздел II. Специфика ЕГЭ по английскому языку (2 часа)

Знакомство со спецификой подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Структура ЕГЭ. Знакомство с критериальным аппаратом.

Раздел III. Понятие аудирования, говорения. (2 часа)

Понятие аудирования, говорения. Типы заданий по аудированию, говорению в формате ЕГЭ. Трудности выполнения заданий.

Раздел IV. Аудирование: задания на соответствия (1 час – лекция, 3 часа – практические занятия)

Знакомство с типами заданий по аудированию, где требуется определить соответствия. Выполнение подобных заданий, используя КИМы прошлых лет.

Раздел V. Аудирование: задания на выбор 1 правильного ответа из 3 предложенных (типа «верно-неверно-неустановлено) (1 час – лекция, 3 часа – практические занятия)

Знакомство с типами заданий по аудированию, где требуется определить 1 правильный ответ из 3 предложенных. Выполнение подобных заданий, используя КИМы прошлых лет.

Раздел VI. Аудирование: задания с выбором 1 правильного ответа из 3 предложенных (извлечение специфической информации) (1 час – лекция, 3 часа – практические занятия)

Знакомство с типами заданий по аудированию, где требуется определить 1 правильный ответ из 3 предложенных (извлечение специфической информации)соответствия. Выполнение подобных заданий, используя КИМы прошлых лет.

Раздел VII. Говорение: монологическая речь(1 час – лекция, 3 часа – практические занятия)

Работа над выражением собственного мнения по определенной проблеме в виде монологического высказывания

Раздел VIII. Говорение: работа над диалогической речью(1 час – лекция, 3 часа – практические занятия)

Раздел IX. Говорение: ведение дискуссии по заданной теме(1 час – лекция, 3 часа – практические занятия)

Определение принципов ведения дискуссионной беседы. Выявление необходимых стилистических единиц.

Раздел X. Особенности оформления бланков ответов (1 час – лекция, 1 час –практика)

Правила оформления бланков ответов. Принцип проведения раздела «Говорение»

Раздел XI. Итоговое занятие (2 часа)

Проведение пробного экзамена по английскому языку с учетом отработанных навыков

Учебный план

№№

Название раздела

Количество часов

Лекцион.

Практич.

1

Знакомство с курсом. Определение целей, задач, плана работы.

2

2

Знакомство со спецификой подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Структура ЕГЭ.Знакомство с критериальным аппаратом.

2

3

Понятие аудирования, говорения. Типы заданий по аудированию, говорению в формате ЕГЭ. Трудности выполнения заданий.

2

4

Аудирование: выполнение заданий на соответствия

1

3

5

Аудирование: выполнение заданий на выбор 1 правильного ответа из 3 предложенных (типа «верно-неверно-неустановлено)

1

3

6

Аудирование: выполнение заданий с выбором 1 правильного ответа из 3 предложенных (извлечение специфической информации)

1

3

7

Говорение: работа над выражением собственного мнения по определенной проблеме в виде монологического высказывания

1

3

8

Говорение: работа над диалогической речью

1

3

9

Говорение: ведение дискуссии по заданной теме

1

3

10

Особенности оформления бланков ответов

1

1

11

Итоговое занятие: выполнение экзаменационных заданий по выбранным направлениям

2

Итого:

34

Календарно – тематическое планирование

Номер занятия

Содержание материала

Количество часов

Дата проведения

1,2

Тема 1. Знакомство с курсом        

Определение содержания, целей, задач, методов, плана и режима работы

2 ч

2

3,4

Тема 2. Специфика ЕГЭ по английскому языку

Структура ЕГЭ

Критериальный аппарат, режим выполнения

2 ч

1

1

5,6

Тема 3. Понятие аудирования, говорения

Типы упражнений

Трудности выполнения

2

1

1

7-10

Аудирование: задания на соответствие

Тип задания

Практика

Практика

Практика

1+3 ч

1

1

1

1

11-14

Тема 5. Аудирование: выполнение заданий на выбор 1 правильного ответа из 3 предложенных (типа «верно-неверно-неустановлено)

Тип задания

Практика

Практика

Практика

1+3 ч

1

1

1

1

15-18

Тема 6. Аудирование: выполнение заданий с выбором 1 правильного ответа из 3 предложенных (извлечение специфической информации)

Тип задания

Практика

Практика

Практика

1+3 ч

1

1

1

1

19-22

Тема 7. Говорение: работа над выражением собственного мнения по определенной проблеме в виде монологического высказывания

Тип задания

Практика

Практика

Практика

1+3ч.

1

1

1

1

23-26

Тема 8. Говорение: работа над диалогической речью

Тип задания

Практика

Практика

Практика

1+3 ч

1

1

1

1

27-30

Тема 9. Говорение: ведение дискуссии по заданной теме

Тип задания

Практика

Практика

Практика

1+3 ч

1

1

1

1

31,

32

Тема 10. Особенности оформления бланков ответов

Правила оформления

Практика

2ч

1

1

33,34

Тема 11. Итоговое занятие: выполнение экзаменационных заданий по выбранным направлениям

2 ч

Итого

34 ч

Ожидаемые результаты

        В результате усвоения курса «Трудности аудирования и говорения в формате ЕГЭ» обучающиеся должны знать:

- структуру КИМ, уровень сложности, количество заданий для  базового и повышенного уровня;

- требования, предъявляемые форматом ЕГЭ по основным  видам деятельности, знать стратегию подготовки к ЕГЭ;

-  тактику подготовки к ЕГЭ, знать как выполнять задания.

        Обучающиеся должны уметь:

-  услышать информацию и установить соответствия;

-  прочитать информацию и установить соответствия;

-  грамматически правильно оформлять речь;

-  высказаться по ситуации с раскрытием предложенных опций;

-  дать аргументированный ответ на вопрос экзаменатора;

-  логично построить высказывание, используя средства логической связи;

-  уметь дать развёрнутые ответы на поставленные вопросы;

-  выполнять коммуникативно- ориентированные грамматические и лексические задания на преобразование слов с целью грамматического и лексического соответствия.

        Главным результатом данного курса является готовность учащихся к сдаче экзамена в формате теста. К концу данного курса учащиеся также обобщили и закрепили лексико-грамматический материал и отработали ключевые умения и навыки в разделе «Говорение» и «Аудирование».

Итогом курса должно стать итоговое занятие, содержащее тест из заданий, соответствующих формату ЕГЭ базового и повышенного уровня.

Методические рекомендации по реализации учебной программы

Данный курс предполагает, что учитель хорошо знаком с форматом экзамена, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки.

Рекомендуется активно использовать в работе имеющийся опыт и знания обучающихся, предоставлять им возможность самим проанализировать качество выполнения заданий. Необходимо также уделять внимание определенным экзаменационным стратегиям, позволяющим школьникам решать поставленную перед ними задачу в случае возникновения трудности.

Методический аппарат программы:

  1.  Проект «Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по иностранным языкам»
  2. «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование.» - Мальком Манн, Стив Тейлор-Ноулс. Оксфорд, Макмиллан, 2006.
  3. «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение Аудирование.» - Мальком Манн, Стив Тейлор-Ноулс. Книга для учителя. Оксфорд, Макмиллан, 2006.
  4. Демонстрационные варианты контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена, 2008, 2009, 2010
  5. www.edu.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Удивительный мир Британии»

Основной целью данного курса является формирование межкультурной компетенции, т.е. способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявления...

Программа элективного курса по английскому языку для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля «Английская грамматика – это просто!»

Данный курс предназначен для обучающихся 8 класса гуманитарного профиля, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка. Актуальность данного курса обу...

Подготовка к ГИА. Письмо-программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 классов

По своему содержанию элективный курс представляет собой расширение (углубление) отдельных тем обязательных предметов федерального компонента (т.е. совершенствование умений в письменных видах реч...

Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9 класса «Страноведение. Татарстан.»

Авторская программа элективного курса "Страноведение.Татарстан". Разработан и апробирован в 9-х классах...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10 классов « Языковой практикум по английскому языку »

Элективный курс «Языковой практикум по английскому языку» выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь учащимся подготовиться к сдаче экзамена в фо...