Образовательная технология: метод проектов.
методическая разработка по английскому языку на тему

Кирстя Елена Васильевна

Внедрение в практику работы школы инновационных технологий, призванных формировать поликультурную языковую личность, готовую к плодотворной межкультурной коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kirstya_e.v._obrazovatelnaya_tekhnologiya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Кирстя Е.В., учитель английского языка,

МОУ «Павловская СОШ»

Образовательная технология «Метод проектов»

        Позиция человека в современном быстро меняющемся мире – это поиск оптимальных способов организации собственной жизни, который подразумевает ответственность за себя, за своё решение и за других.

Поэтому предметное содержание в школе имеет целью формирование ключевых компетентностей, как способности ставить задачу и организовывать ресурсы для её решения. Такое изменение цели требует новых способов реализации образовательного процесса, одним из которых являются современные технологии преподавания предмета.

        Необходимость использования современных образовательных технологий в процессе обучения обусловлена рядом причин:

  1. Большой поток информации трудно поместить в рамки школьной программы, кроме того, информация может устаревать быстрее, чем ученик окончит школу. Без умения обновлять оперативную часть своего коммуникативного, социального, интеллектуального опыта ученик не будет полноценно подготовленным выпускником.
  2. Отпадает необходимость перегружать память школьника истинами «про запас», т.к. существуют хранилища информации иной природы. Надо только научить ребёнка пользоваться ими.
  3. необходима модернизация способов преподавания школьных предметов: нужен человек, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь с уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом.

  Таким образом, на первый план выходит деятельностный аспект образования, предполагающий формирование и развитие целостного опыта решения проблем.

        В процессе использования современных образовательных технологий от ученика требуется и постановка самой задачи, и проектирование, и оценка опыта, и рефлексия, и контроль эффективности собственных  действий. Словом, не усваиваются готовые знания, а прослеживаются условия его происхождения.

        Определение «технология» в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение.

        Технология проектного обучения не является принципиально новой в мировой педагогике. В её основе лежат идеи американских философов о том, что образование есть процесс накопления и реконструкции уже имеющегося опыта с целью углубления его содержания. Метод проектов опирается на собственный путь преодолений затруднений и исканий ученика: в процессе учебной деятельности школьники самостоятельно планируют и решают конкретные практические задачи.

        Суть метода проектов заключается в том, чтобы развивать познавательный процесс ученика, его умение самостоятельно конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве и посредством проектной деятельности, предусматривающей решение одной или нескольких проблем, видеть практическое применение своих знаний.

        Таким образом, метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом. Добиться такого результата можно только тогда, когда у школьников будут сформированы самостоятельность мысли, умение находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных предметных областей, способность прогнозировать последствия вариантов решения. Иначе говоря, одно из главных достоинств метода проектов состоит в формировании у обучающихся нового качества мышления – интегративности.                            

        Активно участвуя в учебном процессе в рамках проектной деятельности, ученики вносят личный вклад в выбор темы и вида проектной работы, планирование её этапов, а также способы презентации конечного результата.

        Вот те факторы, наличие которых может стимулировать интерес учащихся к выполнению того или иного проектного задания:

  1. фактор проблемности
  2. фактор новизны
  3. фактор разнообразия
  4. эго-фактор, который предполагает возможность для обучающихся говорить о своих планах, идеях, взглядах
  5. фактор удовольствия

Очевидно, что проектная деятельность, в первую очередь, направлена на создание какого-либо нового продукта. Вместе с тем, сам продукт – всего лишь один из необходимых компонентов проекта. С методической точки зрения существуют три основных этапа реализации метода проектов:

  • Подготовительный
  • Основной
  • Заключительный

 Подготовительный этап:

        - мотивация (определение темы, учащиеся уточняют информацию)

        - целеполагание (выявление проблемы и пути её решения)

        - планирование (выбор рабочих групп, распределение ролей,  определение источников информации)

        Основной этап:

        - принятие решений (обсуждают, выбирают оптимальный вариант

        способа реализации проекта)

        - выполнение проекта (сбор информации, творческая переработка, оформление)                                    

         Заключительный этап:

        - защита проекта

        - проверка и оценка результатов (самоанализ, самооценка, оценка и анализ со стороны учителя)

        Применение метода проектов в практике преподавания в общеобразовательной школе предполагает соблюдение следующих основных требований:

  1. наличие значимой исследовательской или творческой проблемы;
  2. практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;
  3. ориентация на самостоятельную деятельность учащихся.

Учебный проект с точки зрения учащихся – это:

  • возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности;
  • деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, направить свои знания и умения на решение проблемы;
  • деятельность, результат которой носит практический характер, имеет важное значение для самих открывателей.

     Учебный проект с точки зрения учителя – это:

  • дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, формировать следующие умения:

- ставить цель и планировать собственную деятельность;

- проводить исследование;

- готовить материал для проведения презентаций хода своей деятельности;

- самоанализ и рефлексия.

        Как и у всех видов деятельности у метода проектов есть свои плюсы и минусы.

        Плюсы проектной деятельности:

        + интерес к познавательной деятельности                          

        + индивидуальный подход

        + навыки самообразования

        + навыки самоконтроля

        + умение работать в команде

        Минусы проектной деятельности:

        - возрастание нагрузки на учеников и учителя

        - языковые трудности при изложении материала

        - психологические, коммуникативные проблемы

        Тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы и потребности. Однако, в современных УМК по английскому языку проектом заканчиваются каждая тема или раздел учебника. Так, для обобщения знаний и умений авторы учебника «New Millenium English» предлагают учащимся изготовить рекламный плакат или буклет, семейный журнал, провести пресс-конференцию со знаменитостями, создать видеофильм, радиопрограмму, музыкальный хит-парад и многое другое.

        Любая образовательная технология предполагает  формирование у педагога методики целостного видения учебного процесса по предмету. На современном этапе развития технологий ключевым вопросом становится формирование у каждого учителя психолого-педагогической компетенции, без которой реализовать проектирование образовательной технологии невозможно.

                                                

Список литературы

  • Белякова М.А. Международная проектная деятельность. Ж-л «Иностранные языки в школе» , 2007, №3
  • Вяльшина Н.Н. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка. Ж-л «Иностранные языки в школе» , 2008, №2
  • Кузовлев В.П., Лапа Н.М. Книга для учителя к учебнику «Английский язык» для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2001
  • Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Просвещение, 1991
  • Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Ж-л «Иностранные языки в школе», 2000, №2,3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Современные образовательные технологии. Метод проектов"

Проектная деятельность учащихся – это новая технология обучения. В отличие от традиционной, она позволяет перейти от учения как процесса запоминания к самостоятельной познавательной деятельности; от о...

Статья по теме: "Современные образовательные технологии. Метод проектов на уроке немецкого языка. УМК И.Л.Бим"

Данная статья содержит материал, который может быть использован на уроках немецкого языка, определяет актуальность темы образовательных технологий....

Использование новейших образовательных технологий. Метод проектов

Презентация на тему "Использование новейших образовательных технологий. Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Образовательные технологии (метод проектов)

Проектная деятельность по математике...

Современные образовательные технологии. Метод проектов

Статья об использовании метода проекта в обучении иностранному языку....