Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке
презентация к уроку по английскому языку на тему

Новикова Александра Германовна

В презентации " Виды и формы самостоятельной работы учащихся  на уроке" анализируется значение, актуальность самообразования, саморазвития в связи с тем,что Федеральный общеобразовательный государственный стандарт предъявляет новые  требования, как к обучающимся , так и к педагогам. В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…” [1, 197]. Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий и именно знание английского языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка совремннных педагогических  технологий, которые способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_formy_samostoyat._raboty_uch-sya_na_uroke.ppsx67.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке

Слайд 2

Значение самостоятельной работы в процессе обучения В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с тем, что в современном динамичном постоянно изменяющемся мире недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. В Концепции модернизации российского образования прописано, что “развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью…” [1, 197]. Способность к самообразованию в области английского языка приобретает особую актуальность, так как английский язык используется представителями большинства профессий и именно знание английского языка способствует успешной социализации выпускников. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.

Слайд 3

Формы самостоятельной работы Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают, на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы. Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто делать что-то вместе”[3, 27]. Главное не соперничество, а сотрудничество. Каждый член группы несет ответственность за успех всей группы. Существует множество приемов или вариантов обучения в сотрудничестве.

Слайд 4

Этапы самостоятельности и виды самостоятельной работы Принято выделять три этапа самостоятельности, которые проходит ученик в процессе ее формирования: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский, творческий. Исходя из этого, выделяются три вида самостоятельной работы: воспроизводящий, преобразующий и творческий. На начальном этапе обучения иностранному языку основные виды самостоятельной работы – это воспроизводящий и преобразующий. Они способствуют формированию репродуктивно-подражательной и поисково-исполнительской учебной самостоятельности школьников, что создает основу для перехода на средней и старшей ступенях к самостоятельной работе творческого вида. Формирование репродуктивно-подражательной самостоятельности предполагает активизацию элементарных психических функций: наблюдения, восприятия, осмысления, анализа и сравнения, включающих операции распознавания, сравнения, вычленения и запоминания существенных признаков объекта. В результате самостоятельной работы воспроизводящего вида учащиеся приобретают умение принять учебную задачу, уяснить последовательность выполнения задания, накопить опорные факты и способы действий, выполнять задания рациональным способом, адекватно оценивать результаты своей деятельности.

Слайд 5

Репродуктивно-подражательный этап и воспроизводящий вид самостоятельной работы На репродуктивно-подражательном этапе или при воспроизводящем виде самостоятельной работы учащиеся не испытывают необходимости самостоятельно актуализировать в памяти языковые средства, задуматься над планом своего высказывания, стремиться к индивидуальному замыслу высказывания. Важно предупредить такое положение, шире практикуя с первого года обучения иностранному языку на каждом уроке обучающие самостоятельные работы, направленные на активизацию языкового материала применительно к коммуникативным задачам, к тематике текущего урока (серии уроков). Выполняя такие работы, учащиеся по совету учителя обращаются к ранее выполненным подобным заданиям, к языковому материалу пройденного параграфа, стремятся к созданию образных ассоциаций с лексическими единицами. Одновременно школьники учатся объединять материал нового и ранее выполненных заданий, объединять тематически близкую информацию.

Слайд 6

Поисково-исполнительский этап и преобразующий вид самостоятельной работы Таким образом, создаются условия для перехода школьников к выполнению заданий более высокого уровня самостоятельности – самостоятельной работе преобразующего вида. На этом уровне происходит формирование поисково-исполнительской самостоятельности. Учащиеся приобретают умения произвести операции выбора, подстановки, расширения, трансформации, комбинирования, принять учебную задачу и отыскать пути решения.

Слайд 7

Упражнения для развития репродуктивно-подражательной самостоятельности Для формирования репродуктивно-подражательной самостоятельности желательно составить материал так, чтобы учащиеся не только знали, как выполнить задание, но и получили возможность осуществить контроль за правильностью выполняемых действий при помощи ключей. Для самостоятельной работы воспроизводящего вида полезны такие упражнения: "Слушай и повторяй", разучивание песен и стихотворений под фонограмму, упражнения, записанные на СD, для выработки навыков чтения вслух.

Слайд 8

Творческий этап По мере развития самостоятельности происходит и развитие реальных творческих возможностей учащихся, накопление опыта творческой деятельности. Для организации самостоятельной работы нужны специально разработанные дидактические материалы (различные упражнения, карточки, задания для парной и групповой работы, кинофрагменты, видеозаписи). С опорой на них учащиеся получают возможность выполнять достаточное количество действий и операций, необходимых для формирования и совершенствования языковых навыков и речевых умений, а также развития внимания, мышления и памяти.

Слайд 9

Виды упражнений для творческого этапа Для организации самостоятельной работы творческого характера эффективны упражнения с постепенным снятием опор, а также задания типа: Послушай текст и расскажи своему товарищу по телефону о ...", "Сравни ...", "Ответь на вопросы по прослушанному тексту", "Прослушай задание № ... и расскажи о себе". Для развития у учащихся способности к вероятностному прогнозированию при аудировании и чтении важно, чтобы упражнения обеспечивали частую повторяемость языкового и речевого материала, а также содержали задания, стимулирующие учеников к аналитико-синтетическим операциям, например: "Прослушай начало фразы и закончи ее", "Вставь пропущенные в диалоге реплики", "Придумай продолжение рассказа" и т.п.

Слайд 10

Обучение полилогу Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала уч-ся на родном и иностранных языках является обучение общению. Многие педагоги, лингвисты, социолингвисты считают, что «обучение полилогу или групповому речевому взаимодействию» является фундаментальным фактом , свидетельствующим о том, что в повседневной жизни мы сталкиваемся чаще с полилогической формой общения.

Слайд 11

Учебная дискуссия Известно, что учебная дискуссия как форма самостоятельной работы считается сложной и применяется в основном в старших классах. Но в игровой форме –это возможно и раньше. На каждом этапе обучения должны закладываться основы для работы на последующем. Наряду с речевыми умениями уч-ся, такими как описание, объяснения, важно вводить элементы группового общения-умения рассуждать, доказывать и доводить рассуждения до логического конца. Игровые формы работы позволят сделать этот процесс естественным. Ролевая дискуссия в легкой и непринужденной форме позволит учащимся снять коммуникативные барьеры, увеличить объем речевой практики, поможет каждому спланировать свое высказывание, а всех вместе объединит сюжетом, организационными формами, правилами, т. е. заложит основы технологии группового дискутирования .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы "Самостоятельная работа учащихся на уроках общественных дисциплин как основа формирования учебно - познавательной компетенции"

В документе содержится  материал из опыта работы учителя истории и обществознания над методической темой. В содержании документа теоретическая и практическая часть. Практическая часть ...

Творческая работа "Самостоятельная работа учащихся на уроках истории и обществознания"

Данная работа раскрывает актуальность темы, особенности организации самостоятельной работы, виды и формы организации самостоятельной работы на уроках и опыт моей педагогической деятельности....

"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.

В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....

ЕДМ по проблеме "Виды и формы самостоятельной работы"

Организация учебного процесса в технологии саморазвития. Виды и формы самостоятельной работы (школьный методический семинар)Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, ч...

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке английского языка при подготовке к ОГЭ

Виды самостоятельной работы учащихся на уроке английского языка при подготовке к ОГЭ...

Виды самостоятельных работ учащихся на уроках физики

Презентация к выступлению на заседании школьного методического объединения (из опыта работы)...

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики...