ЕДМ по проблеме "Виды и формы самостоятельной работы"
учебно-методический материал на тему

Сергеева  Валентина  Петровна

Организация учебного процесса в технологии саморазвития. Виды и формы самостоятельной работы (школьный методический семинар)

Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что мы, учителя, реализуем чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую.

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Ибо, «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать знания, использовать уже полученные знания в практической деятельности. Вот почему наша задача состоит в воспитании у учащихся активности и учебной самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon edm_po_probleme_vidy_i_formy_samostoyatelnoy_raboty.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация учебного процесса в технологии саморазвития.

Виды и формы самостоятельной работы

(школьный методический семинар)

Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что мы, учителя, реализуем чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую.

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Ибо, «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать знания, использовать уже полученные знания в практической деятельности. Вот почему наша задача состоит в воспитании у учащихся активности и учебной самостоятельности.

В основу обучения на каждом уроке надо положить формулу: овладение – усвоение + применение знаний на практике, которая в полном объеме реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

Акцент в учебном процессе нам следует делать не на меру обученности, а на характер обученности, что предполагает развитие самостоятельности на уроках и вне его. При отсутствии должной доли самостоятельности знания запоминаются учащимися механически, они не обнаруживают того многообразия связей, которое должно быть усвоено для достижения высокого уровня системности знаний.

По-прежнему метод обучения самостоятельной работе не находит должного применения.

Проведенный нами анализ школьной практики показывает, что на самостоятельную работу учащихся отводится не более 40% всего времени урока, причем и это время урока не всегда эффективно.

Нельзя рассматривать самостоятельную работу как самоцель, следует обращать внимание на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера. В то время как задания творческого характера, развивая у учеников умение отойти от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учебником, способствует более глубокому изучению материала, раскрытию его новых сторон.

Из посещения уроков видно при опросе 61% вопросов учителя требуют от учащихся ответов репродуктивного характера, при изучении нового материала на 80% уроков преобладает усвоение учащимися готовых знаний, закрепление и применение знаний только по образцу проводится на 65% уроков. Причем нарастание репродуктивных видов деятельности идет от младших к старшеклассникам.

Один из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем. Значительное число самостоятельных работ приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся и меньше при изучении нового материала. А ведь самостоятельная работа при изучении нового материала ставит учащихся в условия первооткрывателя правила, утверждения, закона и т.д.; позволяет ему структурно понять идею с последующим осмысленным переносом ее в новые ситуации. Например, при изучении площадей четырехугольников можно, изобразив их на доске, спросить: «Как разбить фигуру на части, из которых можно сложить такую, площадь которой мы умеем находить?

Этот вопрос породит у учащихся истинное творческое прозрение, что значительно важнее выученного доказате6льства из учебника. В данном случае упор будет сделан на творческую самостоятельность.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена рациональная организация.

При организации самостоятельной работы учителю следует продумать систему предварительных указаний для учащихся, облегчающих выполнение каждого задания, включая и задания для самоконтроля;

- подобрать такую систему упражнений, чтобы первые из них подготавливали учащихся к выполнению следующих;

- подобрать примеры, позволяющие найти ошибки и их исправить;

- продумать такие упражнения, при выполнении которых учащимся необходимо было бы перестроить мысли с прямого хода на обратный;

- предлагать учащимся задания на установление рационального способа решения и т.д.

Виды самостоятельных работ (кроме известных)

1. Практическая работа, проводимая в классе, с предварительной подготовкой учащихся и соответствующим оборудованием. Например, учащимся предлагалось принести предмет, по которому можно составить задачу по изучаемой теме. На учебном занятии ученикам предлагается произвести обмен предметами, составить задачу по указанному вопросу. Эта практическая самостоятельная работа может быть обучающей, т.е. учитель может подсказывать, наводить на мысль.

Можно разнообразить ход такой самостоятельной работы: поработать в парах или даже группах, если тема сложная.

Практическая работа может быть и домашней, а в классе желательно организовать проверку ее в форме взаимного рецензирования. Рецензирование хорошо проводить на уроках русского, немецкого языков.

2. Обучающие работы, под которыми понимается задание, в котором новый материал изучается самими учащимися до объяснения учителем. Их два вида:

- обучающие задания, в которых новые знания сообщаются целенаправленной системой упражнений;

- обучающие задания с объяснительным текстом.

Урок, на котором проводятся обучающие работы, состоит из следующих частей:

1) вводной беседы, основное назначение которой повторение материала, необходимого для выполнения обучающего задания;

2) выполнения задания;

3) обобщающей беседы, во время которой исправляются ошибки, допущенные учащимися.

3. Многовариативная самостоятельная работа. Ее основу составляет одно задание, а ориентация задания на различные группы учащихся осуществляется с помощью специальных указаний. Проверка выполнения такой работы включает всех учащихся класса в этот процесс, позволяет ощутить себя участником выполнения всей деятельности, связанной с решением задачи.

Например

В.1. Упростите выражение

                             

                               (1)

В.2. Упростите выражение… (1)

Указание 1) разложите на множители 9-у2

2) приведите к общему знаменателю дроби в скобках, предварительно умножив знаменатель и числитель второй дроби на (-1)

В.3. Упростите выражение… (1)

Указание. Упростите выражение в скобках, умножив предварительно числитель и знаменатель второй дроби на (-1).

В.4. Заполните пропущенные места:

                                                             

                                                                           

В.5. аналогично, но другой порядок пропусков.

Такие примеры можно составить по любой теме на уроках предметов естетственно-математического цикла, русского языка, иностранного языка.

4. Самостоятельная работа с предварительным разбором. Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача, а затем задание с усложненным элементом.

5. Решение задач с последующей проверкой по образцу с анализом.

6. Математический диктант с самопроверкой и взаимопроверкой.

7. Самостоятельная работа с показом. Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

8. Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к четкому последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

9. Проведение семинара.

Опыт и наблюдения показывают, что учащиеся не владеют (плохо владеют) самыми элементарными навыками работы с книгой: большие трудности испытывают в составлении плана, тезисов, конспекта. Зачастую при подготовке домашнего задания ученики просматривают только те краткие записи, которые сделали на уроке. А учить работать с книгой надо с 5-го класса. Можно ввести символику: ! обратить внимание; I – важно; II – очень важно…

Часто учащиеся правильно и бегло читают, но не следят за деталями содержания статьи.

Неумение вскрыть существенно важное в прочитанном, отделить в нем новое от известного, ввести прочитанное в систему собственного мышления и свободно применять полученные знания в практике – основной недостаток учащихся.

Обучение по выделению главного в прочитанном можно проводить в два этапа.

1. Прочитать, выделить главное.

2. Продумать ответ или ответить по плану…

План дается для того, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное  в прочитанном. Ибо выделение главного – это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.

(Выход: рассказ – 5-8 классы, конспект – 9-11 классы).

10. Проверочная самостоятельная работа в форме сквозной контрольной работы. Готовится несколько комплексов задач различной сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простой задачей (текстом). Решив ее, учащийся берет следующую, и так в течение всего урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием (следующая карточка дается только при условии правильного выполнения первого задания и т.д.).

На таких уроках определяется группа лидеров, которые получают высший балл. Такая работа активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и способных. Этот вид самостоятельной работы требует хорошей методической и теоретической подготовки учителя и класса.

11. Тестирование позволяет учащимся не только оглянуться назад, но и выявить пробелы.

Формы самостоятельной работы бывают коллективными, групповыми, индивидуальными.

- Коллективной формой деятельности учащихся на уроке называется такой способ организации деятельности учащихся класса, если:

- перед классом поставлена общая цель;

- задание по содержанию одинаково для всех;

- реализуется отношение «деятельность учителя – деятельность класса – деятельность ученика»;

- всем учащимся оказывается одинаковая помощь со стороны учителя и взаимопомощь со стороны самих учащихся;

- руководство по выполнению задания осуществляет учитель и частично сами учащиеся;

- подводятся итоги работы учащимися класса в целом, как общий достигнутый результат всех учеников.

Общая цель, поставленная перед классом, обязательно предполагает самостоятельное нахождение учеником новых знаний или перенос имеющихся знаний в новые условия.

 Учащиеся выполняют одинаковое по содержанию задание, но оно должно быть проблемно-поисковым и для выполнения таких заданий необходимо использовать самостоятельные работы эвристического и творческого типов.

Основная функция учителя – поддержание и поощрение их самостоятельной работы. Коллективная деятельность учащихся требует от них самостоятельного поиска при достижении поставленной перед ними задачи. Она выполняется на творческом уровне, ее можно отнести к самостоятельной деятельности. Так как учитель ставит проблему, то степень самостоятельности при такой работе возрастает по сравнению с фронтальной работой.

- Групповая форма деятельности учащихся – это такой способ организации работы, когда задана общая цель для каждой группы или частная, задания могут быть типичными или дифференцированными, основу их составляют как обучающиеся, так и поисковые, и проблемные задачи. Для выполнения групповых заданий используются все виды самостоятельных работ. Отдельным группам оказывается дополнительная помощь со стороны учителя, которая может включать в себя план выполнения задания, образец, указание на способ решения. Степень самостоятельности по сравнению с коллективной возрастает.

Группы отчитываются перед учителем и классом. Формы отчета разнообразны.

- Индивидуальная форма – это такой способ организации работы учащегося, когда некоторая цель, поставленная перед классом, является личной целью деятельности. Задание одинаково для всех или дифференцировано, или индивидуализировано.

В основе формы деятельности лежит самостоятельная индивидуальная работа, деятельность каждого ученика, выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно, помощь индивидуальная и зависит от характера заданий и индивидуальных особенностей каждого. Степень самостоятельности наивысшая. Подводятся итоги деятельности каждого учащегося.

Каждый раз, предлагая то или иное задание для самостоятельной работы, учитель должен определить степень самостоятельности учащихся, продолжительность этой работы, формы и методы ее проведения, характер управления или отношение участников и проверки этой работы. Перечисленные компоненты определяются характером изучаемого материала и уровнем подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

Конечно, существует масса методических приемов и дидактических методов, позволяющих творческому педагогу вовлекать учащихся в учение. Наша задача помочь школьнику жить по принципу: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», научить питомца умению самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы (пусть порой и ошибочные), ибо «Поток разнообразных ошибок… - это обновление, это поток возможностей».

Методы поощрения: одобрение, похвала, благодарность, доверие, согласие, оценка качественная и количественная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.

В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....

Формы самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций

Статья самостоятельная работа в формировании компетенций по специальности 190631...

Реферат как форма самостоятельной работы обучающихся Методические рекомендации для обучающихся

Методические рекомендации подготовлены для самостоятельной работы  обучающихся СПО, но могут быть использованы для обучающихся школы. В настоящее время в  огромном информационном пространств...

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроке

В презентации " Виды и формы самостоятельной работы учащихся  на уроке" анализируется значение, актуальность самообразования, саморазвития в связи с тем,что Федеральный общеобразовательный госуда...

Формы самостоятельных работ по математике

Формы самостоятельных работ...

Организация различных форм самостоятельной работы на уроках химии

ull;Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изуч...

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики

Виды и формы самостоятельной работы учащихся на уроках математики...