Программа спецкурса по английскому языку "Читаем сами" 3-4 класс
методическая разработка по английскому языку на тему

Марушева Елена Сергеевна

Предлагаемая программа спецкурса по английскому языку «Читаем сами» ориентирована на приобщение школьников к чтению иноязычной литературы дома. На занятиях с преподавателем они обсуждают просчитанное, выполняют определенные упражнения. Основной целью данного курса является – научить учащихся основным правилам работы с иноязычным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_chtenie.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Навашино

«Утверждаю»

Приказ  от 01.02.2011 г. № 201

Директор ________/О.М. Захарова/

Принято на заседании

Педагогического совета

Протокол от 30.08.11 №17

Программа дополнительного занятия по выбору учащихся

 «Читаем сами»

1 час в неделю, 40 часов

/

Направление: общеинтелектуальное и

           общекультурное

Класс   3-4

Составители: Марушева Е.С.

I  кв. категория.

2011 – 2012 уч. год


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Пояснительная записка.

        Как известно, обучение школьников технике чтения является одной из целей иноязычного языкового образования в начальной школе.  Овладение чтением на английском языке представляет много трудностей для учащихся родным языком которых русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу орфографических особенностей английского языка.

        Обучение чтению фактически начинается со второго урока, когда дети знакомятся с первой буквой английского алфавита, запоминают ее название, осознают тот факт, что одна и таже буква может произноситься по-разному.

        Овладение техникой чтения ведется неразрывно с работой по овладению умением извлекать информацию из прочитанного. Это очень важно для осознания детьми коммуникативной функции чтения. Развитие коммуникативных умений в чтении происходит на каждом занятии, и работа над чтением обязательно завершается решением какой-либо коммуникативной задачи. Выполнение разнообразных заданий должно быть показателем успешности овладения данным видом речевой деятельности на английском языке.

        Текст является основной учебно-методической единицей обучения, так как на основе текста возможно обучение всем видам речевой деятельности. Наиболее важную роль работа с текстом играет при обучении чтению. В зависимости от целевой установки различают следующие виды чтения:

  • просмотровое;
  • ознакомительное;
  • изучающее;
  • поисковое.

Просмотровое предполагает получение общего представление о читаемом материале.  Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.

Ознакомительное – чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение(книга, рассказ, статья) без предварительной специальной установки на конкретное использование или воспроизведение полученной информации. Основная задача – извлечь из текста основную  информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам.

Изучающее чтение предполагает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и лексические связи текста.

Поисковое чтение – это чтение газет и литературы по специальности. Цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных.

Одной из целей работы с текстом является формирование у обучаемых навыков и умений полного понимания содержания. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий.

 Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, если мы читаем с целью получить необходимую информацию из текста. При этом нужно уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации будут различными.

Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности заключаются в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной речевой задачи, используя определенные технологии чтения.

Чтение может выступать и как средство формирования и контроля смежных речевых умений и навыков, поскольку:

¨ Использование чтения позволяет учащимся оптимизировать процесс усвоения языкового и речевого материала;

¨ Коммуникативно-ориентированные задания на контроль лексики и грамматики, аудирования, письма и устной речи предполагают умение читать и строятся на основе письменных текстов и инструкций;

¨ Упражнения на формирование и отработку всех языковых и речевых навыков также строятся с опорой на текст и письменные установки к упражнениям и заданиям.

В настоящее время основное внимание уделяется развитию навыков устной речи, и невольно учитель всю работу над чтением подчиняет решению этой задачи. Чтение на уроке как бы утрачивает свою самостоятельность и превращается в атрибут устной речи, а материал для чтения – лишь в дополнительный стимул для развития навыков говорения.

Обучение чтению как процессу извлечения информации из печатного источника подменяется «проработкой» материала чтения вслух, вопросно-ответной формой работы, переводом, пересказом и т.п. Чтению как речевой деятельности почти не учат: оно все время выпадает из поля зрения учителя.

Было бы несправедливо, однако, искать причину такого положения в том, что устная речь заняла одно из главных мест в обучении и как бы вытеснила чтение. Она не вытеснила чтение, а подчинила его себе, чего не должно быть. Устная речь и чтение – два вида речевой деятельности. При всей их взаимосвязи они имеют свою специфику. Как неправомерно было бы обучать устной речи на основе только печатных текстов, без применения других средств, стимулирующих высказывание, так нецелесообразно и неэффективно обучать чтению только на основе устной речи.

В развитии умений и потребностей язычного чтения, формировании у учащихся психофизиологических механизмов чтения как деятельности, процесса, а также в совершенствовании устно-речевых навыков учащихся на основе прочитанного домашнего чтение призвано сыграть ведущую роль.

Домашнее чтение позволяет учащимся уже в школе приобщиться к чтению на иностранном языке как к реальной речевой деятельности.

Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы должно стать неотъемлемым, равноценным компонентом всего педагогического процесса обучения иностранным языкам. Обильное чтение про себя даст возможность пропустить через сознание учащихся в единицу времени значительное количество языковых комбинаций — грамматических структур и лексических сочетаний (С. К. Фоломкина, 3. М. Цветкова, В. СЦетлин и др.).

В процессе обучения иностранному языку чтение является одним из важнейших источников языковой и социокультурной информации. Использование книг для чтения позволяет не только превратить процесс изучения иностранного языка в увлекательное занятие, но и помогает учащимся познакомиться с современными реалиями страны изучаемого языка. Уроки домашнего чтения бесспорно ценны: во-первых, потому, что учащийся соприкасается с современным языком, а не условно-учебным; во-вторых, есть возможность высказать свое мнение и дать оценку произведению, героям и ситуациям.

Со стороны цели в организации домашнего чтения в настоящее время обозначились две тенденции:

1) чтение с целью понять текст, т. е. собственно чтение;

2) чтение как подготовка к беседе по прочитанному.

Это второе направление не является главным и постоянным в характеристике чтения как вида речевой деятельности. Оно привнесено в чтение практической направленностью учебного процесса обучения иностранным языкам на развитие устной речи.

Некоторые методисты (Э. П. Шубин, А. А. Вейзе и др.) указывают, что домашнее чтение должно быть упражнением именно в чтении и что его не следует осложнять другими видами языковой деятельности, например обсуждением на иностранном языке. Однако в настоящее время отказ от материала домашнего чтения как источника развития устной речи вряд ли был бы целесообразным. В условиях школьного обучения иностранным языкам, на наш взгляд, пока нет более реального источника, стимулирующего речевую деятельность, чем тексты. Именно во время беседы по текстам, прочитанным дома, учащиеся легче всего «освобождаются от оков учебных тем» (П. Б. Гурвич) и свободнее выражают свои суждения и эмоции.

Н. Ищук утверждает, что чтение – один из главнейших языковых навыков, которые учащиеся должны освоить в процессе изучения иностранного языка. Чтение – не только цель обучение как самостоятельный вид речевой деятельности, но и средство формирования навыков. Читая текст, человек повторяет звуки, буквы, слова и грамматику иностранного языка, запоминает написание слов, значение словосочетаний, и, таким образом, совершенствует свои знания изучаемого языка. Поэтому чтение является и конечной целью, и средством, чтобы достичь эту цель.

На сегодняшний день учителю иностранного языка в школе приходится делать выбор, на что потратить столь драгоценное время урока. На проверку заданий по домашнему чтению часто не хватает времени. Однако данный вид работы является очень интересным и без сомнения способствует расширению кругозора учащихся, а также помогает пополнить словарный запас.  Предлагаемая программа спецкурса по английскому языку «Читаем сами» ориентирована на приобщение школьников к чтению иноязычной литературы дома. На занятиях с преподавателем они обсуждают просчитанное, выполняют определенные упражнения. Основной целью данного курса является – научить учащихся основным правилам работы с иноязычным текстом. Задачи: 1) систематическая отработка навыков чтения и говорения; 2) расширение кругозора; 3) пополнение словарного запаса. Данный курс рассчитан на учащихся 3-4 классов, при 1 часе в неделю.

Образовательные результаты.

К концу курса учащиеся должны:

  • Читать и адекватно переводить рассказы, сказки;
  • Уметь найти в тексте нужную информацию;
  • Уметь правильно и быстро понимать основную идею текста.

Формы текущего контроля.

  • Оценка степени понимания учащимися содержания прочитанного.
  • Оценка участия учащихся в беседе по прочитанному тексту.
  • Оценка пересказов.

Тематическое планирование.

№ п/п

Дата

Тема урока

Задачи

Кол-во часов

всего

теоритичес.

практичес.

1

Дружба: стихотворение My friend.  

Работа с текстом:   A good friend.

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

2

Диалог   When mum is out.

Работа с текстом:   My busy dad.

Развитие социокультурных навыков

Чтение с пониманием общего содержания

3

Стихотворение     Robin.

Работа с текстом:    Brother Rabbit.

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

4

Песенка   Happy birthday.

Работа с текстом:   Billy’s birthday.

Развитие умений аудирования

Чтение с пониманием общего содержания

5

Стихотворение   What colour are they?

Работа с текстом: The Funny Animal (I)

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

6

Работа с текстом:  The Funny Animal (II)

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту.

7

Стихотворение    I love my dog.

Работа с текстом:    At the zoo (I).

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

8

Песенка: I found a cow.

Работа с текстом:   At the zoo  (II).

Развитие умений аудирования

Чтение с пониманием общего содержания

9

Работа с текстом:  Gaston.

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

10

Работа с текстом: Why did she run away?

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

11

Работа с текстом: Pets in Great Britain.

It’s interesting to know.

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

12

13

Диалог      At the shop.

Работа с текстом:   Why rabbits have got short tails.

Развитие социокультурных навыков

Чтение с пониманием общего содержания

14

Работа с текстом:   Christmas (I).

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

15

Работа с текстом:   Christmas (II)

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

16

17

Работа с текстом:   New  Year.

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

18

Стихотворение    What do you wear? (I)

Работа с текстом:  A good idea

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

19

20

Стихотворение    What do you wear? (II)

Работа с текстом:   Pif

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

21

Стихотворение  What are you going to do?

Работа с текстом:   Fred and Peg

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

22

Работа с текстом:  Mother’s birthday.

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

23

 Сказка    An old man and a bird.

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

24

Стихотворение  Seasons.

Работа с текстом: The big banana and the little banana (I).

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

25

Работа с текстом:  The big banana and the little banana (II).

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

26

27

Диалог  Talking about the weather.

Работа с текстом:  The English Year (I).

Развитие социокультурных навыков

Чтение с пониманием общего содержания

28

Стихотворение  Spring

Работа с текстом:  The English Year (II)

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

29

Стихотворение   Summer

Работа с текстом:  The English Year (III)

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

30

Стихотворение  Fall

Работа с текстом:  The English Year (IV).

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

31

32

Стихотворение   Butterfly

Работа с текстом:  On a farm.

Отработка фонетических навыков и совершенствование умений чтения.

Чтение с пониманием общего содержания

33

Работа с текстом:  A clever bird.

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

34

Работа с текстом:  At my grandmother’s

Чтение с пониманием общего содержания

Выполнение упражнений по тексту

35

-

40

Обобщающий урок.

Подготовка вечера сказок

Закрепление полученных знаний, умений и навыков. Чтение с полным пониманием прочитанного. Подготовка творческих работ по сказкам.

Содержание курса.

        Предлагаемый курс нацелен на совершенствование умений чтения, поэтому на каждом занятии ведется работа с текстами, стихотворениями и диалогами.  Учащиеся читают тот или иной текст с целью понимания общего содержания, затем происходит обсуждение прочитанного. На первых занятиях ученики просто рассказывают, что они поняли на русском языке, позднее добавляются упражнения по тексту на английском языке, ребята учатся отвечать на вопросы, пользуясь текстом. При работе со стихотворениями систематическая отработка чтения изучаемых единиц. Стихотворение читает учитель, затем происходит отработка хором и потом в индивидуальном порядке. Работа с диалогами предусматривает работу в парах, что позволяет развивать навыки и культуру общения.  

Методическое обеспечение программы.

  1. Верещагина И.Н, Притыкина Т.А.  Английский язык, учебник для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий. М,: Просвещение, 2002.
  2. Верещагина И.Н, Притыкина Т.А.  Читаем сами. Кнгига для чтения на английском языке.  М,: Просве6щение, 2001.
  3. Дзюина Е.В.  Театрализованные уроки и мероприятия на английском языке. М,: ВАКО, 2006.
  4. Журнал – газета Первое сентября (подшивка за несколько лет).
  5. Пукина Т.В. Английский язык 2-3 классы. Игровые технологии на урока и на досуге. Волгоград, 2008.


Список литературы.

Для педагога

  1. Верещагина И.Н, Притыкина Т.А.  Английский язык, учебник для 3 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий. М,: Просвещение, 2002.
  2. Верещагина И.Н, Притыкина Т.А.  Читаем сами. Кнгига для чтения на английском языке.  М,: Просве6щение, 2001.
  3. Дзюина Е.В.  Театрализованные уроки и мероприятия на английском языке. М,: ВАКО, 2006.
  4. Журнал – газета Первое сентября (подшивка за несколько лет).
  5. Пукина Т.В. Английский язык 2-3 классы. Игровые технологии на урока и на досуге. Волгоград, 2008.
  6. http://www.english-4u.com
  7. http://www.engv.ru
  8. http://www.onestopenglish.com

Для воспитанников

  1. http://www.english-4u.com
  2. http://www.onestopenglish.com
  3. http://www.engv.ru
  4. http://www.en.wikipedia.org
  5. http://www.worldwideword.org
  6. http://www.logosdictionary.com
  7. http://www.eun.org

Для родителей

  1. http://www.en.wikipedia.org
  2. http://www.worldwideword.org
  3. http://www.logosdictionary.com
  4. http://www.eun.org

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по английскому языку «Английский язык. За границами учебника» для 9 класса

Программа спецкурса по английскому языку  «Английский язык. За границами учебника» для 9 класса...

Программа спецкурса "Волшебный английский" для 2 класса

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС  второго поколения и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку.Имеет научно-познавательную направленн...

Программа спецкурса по английскому языку «Верный путь к Английскому языку» для 6 класса

Факультативный курс «The right way to English» (Верный путь к Английскому языку) предлагается для подготовки учащихся средней ступени, т.к. позволяет обучающимся расширить знания по англий...

Программа спецкурса «Современный английский с увлечением» для 8 класса. (2012 -2013 учебный год)

Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14-15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что позволяет сформировать универсальные учебные действия с учетом возрастных особенн...

Программа спецкурса по английскому языку "English for teenagers", 7 класс

Предлагаемый курс “English for Teenagers” рассчитан на подростков 13-15 лет. Курс носит общеинтеллектуальную и общекультурную направленность....

Программа спецкурса по английскому языку «Счастливый Английский»

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Психологи утверждают, что восприятие, память и внимание у ...

Рабочая программа спецкурса по английскому языку для 7 класса «Английский язык для всех»

Данный курс предназначен для расширения изучения английского языка в 7 классе....