Доклад на тему Дифференцированный подход в обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе
рабочая программа по английскому языку по теме

Зуева Валентина Анатольевна

Основные задачи дифференцированного подхода в обучении английскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное   учреждение

средняя общеобразовательная  школа №3  г. Талдома


Доклад по теме:

«Дифференцированный  подход  в  обучении  английскому  языку в

 средней  общеобразовательной  школе»

Докладчик: В.А. Зуева.

учитель английского языка

15.01.2015

г. Талдом

        Одной из наиболее  актуальных  проблем  методики  преподавания английского языка в средней  общеобразовательной  школе является  дифференцированный подход в обучении. Нельзя  назвать эту  проблему  новой,  но, думается далеко не полностью раскрыто   все  многообразие  ее сторон, вся значимость ее  при  решении задач  активизации процесса обучения. У каждого учителя  эта проблема  вызывает  трудности. Главная трудность вызвана  неумением найти оптимальное сочетание  индивидуальных, групповых и фронтальных форм  работы при  обучении  английскому  языку. Другие трудности связаны с определением индивидуальных особенностей  личности  учащегося  и организацией  на  этой  основе  деятельности учителя, направленной  на развитие  умственных способностей каждого  ученика.

      Прежде всего, бесспорным  фактом  является разная степень подготовленности школьников. Чтобы  правильно понять причины неравномерной  успеваемости учеников  класса. необходимо выявить причины отставания  каждого  и  разобраться  в  них. Эти  причины  различны : один  пропустил уроки  по  болезни, другой  был  невнимателен  на  уроке, а третий не  понял  объяснений учителя.

      Зачастую дифференциация   в обучении  английскому  языку основывается  не  на индивидуальных  особенностях  личности ученика. А лишь на  индивидуальных  пробелах в его знаниях. Способности школьников  к изучению английского языка  не одинаковы: одним  язык  дается  легко, другим – с большим трудом. Следует отметить  и  тот  факт, что  учебный материал на разных  ступенях  обучения может  усваиваться  учащимися  одного  и  того  же класса  по-разному: одни легче усваивают  лексику  в  силу  хорошо  развитой механической памяти, у  других более  развито  слуховое восприятие. Поэтому  они  успешно справляются  с  заданиями  по  аудированию и т.д. Кроме  того.  У  всех  детей   разный склад  мышления.

     Изучение интересов и склонностей  школьников, их  учебных  возможностей, а также   анализ перспектив развития этих  возможностей должны  послужить  исходным моментом в дифференцированном подходе к обучению английскому  языку. На  практике  все  это  осуществить нелегко. Основная трудность заключается  в подборе и  использовании заданий  дифференцированной степени  сложности. При выполнении  заданий с одинаковой степенью  сложности способный и  менее  способный ученики  могут  добиться одинакового результата только при  разных  затратах  времени.

    Часто  бывает  так. что  учитель дает  слабому  ученику задание  менее  сложное, чем  сильному, исходя  из  соображения: пусть сделает меньше, да  лучше. С одной стороны, учитель,  конечно прав, давая  возможность  слабому  ученику принять участие  в  учебном  процессе, тем  самым  активизируя  его  способности. Но  тогда  у  сильного учащегося  может возникнуть вполне  правомерный  вопрос: «Почему мне приходится  учить так  много и выполнять такие сложные задания, если моему однокласснику, чтобы получить такую же оценку, достаточно  сделать работу  гораздо меньшую  по  объему и более  легкую по степени трудности? Ребенку  это  не всегда понятно, особенно,  если слабый  ученик отстает  из-за своей нерадивости, лени (пропустил  уроки. Невнимательно слушал  учителя. А ему  делаются поблажки: даются легкие задания). Дело в том, что дети менее, чем  взрослые,  склонны доискиваться  до  сути  вещей. В данном  случае налицо  явная «несправедливость»  учителя, и заставить ребенка  разувериться  в  этом  нелегко. С другой  стороны, нельзя игнорировать принцип  индивидуального  подхода  к  каждому  школьнику, иначе  неусвоенный  однажды  материал может  сделать учащегося постоянно  отстающим

     Знание   индивидуальных особенностей  ребенка позволяет  учителю  предвидеть  возникновение  возможных  конфликтных  ситуаций  на  уроке,  как  например, в случае  несовпадения  самооценки  школьника    с  оценкой  его ответа   учителем  и  другими  учениками. Необходимо  запланировать  опрос   учащихся  на  каждом  уроке. Это  дает  возможность продумать  варианты  их  ответов, реакцию  учеников  на  ответ  одноклассника и на то.  Как  оценил  его  учитель. Выставляя  оценки  за  каждый  вид  речевой  деятельности, можно  выявить  индивидуальные  пробелы  в  знаниях.

     Дифференцированный  подход   это  не  только дифференцирование   заданий  по  степени сложности, но и дифференцирование   условий  выполнения  этих  заданий( различная  помощь учителя сильным  и слабым  учащимся, различное время  на  выполнение задания. для  обдумывания ответа), а также  форма  контроля  за  их  выполнением.

Таким образом, можно предложить  следующие  основные варианты  осуществления  дифференцированного подхода  в  обучении  иностранному  языку:

1.дифференцированная  сложность задания – одинаковые  условия    его  выполнения    для  всех  учеников - одинаковые  формы  контроля   за  его  выполнением;

2. дифференцированная  сложность задания – дифференцированные  условия  его  выполнения - одинаковые  формы  контроля   за  его  выполнением;

3. .дифференцированная  сложность задания – дифференцированные  условия    его  выполнения -   дифференцированный  контроль;

4.одинаковая сложность задания для  всех  учащихся -  дифференцированные  условия  его выполнения – дифференцированный  контроль;

5.одинаковая сложность задания  для  всех  учеников – одинаковые  условия  его  выполнения – дифференцированный  контроль.

   Приведу  пример. Успешно  проходит овладение грамматическим  материалом с помощью раздаточного материала, карточек. Предлагаю  задание трех  степеней  сложности, в зависимости от уровня  овладения школьниками  структурами в  настоящем  продолженном  времени.

1.Для  учащихся  с  высокой  степенью  подготовленности дается  задание  такого  типа: опишите картинку (Подбирается  картинка,  на  которой  представлено достаточное количество  действий  и  действующих  лиц) .

Ученик  выходит  к  доске, показывает  классу  картинку  и  описывает  ее. Одноклассники  исправляют  его  ошибки  и  неточности.

Примерный  вариант  описания  картинки:

 We   can  see  a  group  of  pupils   in  the  picture.

 They   are   reading  a  wall  newspaper.

 We   can  see   their  teacher  near  the  wall newspaper  too.

 He   is   reading  it   and  talking   to  the  pupils.

2.Менее подготовленные школьники получают задание: посмотрите  на  картинку. Ответьте  на  вопросы.

3.Ученикам  с  низким    уровнем обученности  даются  карточки с глаголами  в  настоящем  продолженном времени.

Такие  дифференцированные  задания  позволяют  слабым  ученикам  переходить  к освоению данного  материала  на  более  высоком  уровне.

    Наиболее сложным  моментом   в изучении этой  грамматической  темы является умение различать  настоящее  простое  время  и  настоящее  продолженное.

  Слабые  ученики  успешнее  преодолевают трудности в различении  этих  грамматических  времен. Если  использовать в  качестве  опоры два  хорошо  известных слова «now, « usually».Если  у  школьника  возникает затруднение, связанное  с  грамматическими  понятиями  настоящего  продолженного  времени  и  настоящего  простого  времени, эти   слова  помогают  ему  быстро  сориентироваться.

Примерная  ситуация:

T.  Look  at   this  picture. This  is  a  pupil.

T.- p1:  Is  he  going   to school  now?

P2:      No, he  is  not .

T.- P2:  Does  he  go  to  school?  (usually)?

P2 :     Yes,  he   does.

       Отрабатывая   таким  образом  подобные грамматические  структуры,  ученики  осваивают  их  на  доступном  уровне. Этот уровень  максимально  высок  у  каждого.

     Основными  задачами дифференцированного  подхода в  обучении  английскому  языку я  считаю  удовлетворение  познавательных  потребностей  и  сильных,  и слабых  учащихся  с  учетом  их  индивидуальной  подготовленности, индивидуальных  качеств  каждого.