здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка, физминутки, рекомендации по написанию письма личного характера
статья по английскому языку по теме

Жигачева Ольга Анатольевна

полезные статьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

      Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической

литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей

стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.

Так называемые «школьные болезни» связаны в основном с возрастанием объема и

усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера

взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса.

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья

детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

а) в физическом плане  - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему

справляться с учебной нагрузкой;

б) в интеллектуальном плане  - проявляет хорошие умственные способности,

наблюдательность, воображение, самообучаемость;

в) в нравственном плане - честен, самокритичен.

г) в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;

д) в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на

старте школьного обучения, но не  менее важна и прав ильная организация учебной

деятельности, а именно: строгая дозировка учебной нагрузки;

построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;

соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,

хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой.

Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в

норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться

лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя  - помочь ученику

преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой

учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку

доброжелательности, положительный эмоциональный настрой.

Тема «Здоровьесберегающие технологии получила свое развитие в работе школьного

методического объединения учителей иностранного языка. В нашем методическом

объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание

здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым

предметам. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина,

урок-соревнование, урок-путешествие и так далее.  На заседаниях методического

объединения рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток  в

структуру урока. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка  - задача

особой важности для преподавателей английского языка.

Задача нашей школы состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои

способности, помочь сохранению  и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять

личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

На уроках английского языка, прежде всего, создаются условия для здорового развития

детей:

1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима

(учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся

физкультминутки).

2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-

тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).

3. Формируется здоровый образ жизни.

Учителя часто используют смену учебной деятельности, режимов работы, проведение

физкультминуток, расслабления во время прослушивания песен. Так, практически на каждом дети поют песни. Все это способствует здоровьесбережению. «3доровьесберегающие технологии заключаются в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, Т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании. Под личностно-ориентированным общением мы понимаем общение, основанное на интересе человека к человеку, на доброжелательном отношении собеседников, на знании и учете психологических особенностей их характера. А сплоченность группы  - главное условие для повышения мотивации к общению. Как известно, подборка текстов - начальный этап мотивации с учетом возрастных, индивидуально - психологических особенностей личности, их интересов. Учащихся можно разделить на 4 группы и каждой группе дается определенное задание, что приносит каждому ученику  чувство удовлетворенности.

- личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей. К

здоровьесберегающим технологиям также можно отнести:

 игровые технологии;

 технологию уровневой дифференциации;

 коллективный способ обучения;

 технологию проектного обучения.

Из здоровьесберегающих технологий хотелось бы осветить следующие:

 технологию дифференцированного обучения;

 игровые технологии;

 проектные технологии;

Технология  дифференцированного обучения  - это форма организации учебного

процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия, у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств. Одним из основных видов, дифференциации является индивидуальное обучение, Т.е. обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, приспособление обучения к особенностям различных групп учащихся.

Индивидуально-дифференцированная технология дают возможность работать с

трудными детьми, помогать слабым учащимся, не забывая уделять внимание сильным.

Распределение на уроке учебного материала, использование карточек с индивидуальными

заданиями при работе с текстом, различными разговорными ситуациями при обучении

диалогической и монологической речи, выполнение разно-уровневых грамматических

упражнений, - дает возможность сильным ученикам углубить и расширить знания по языку, повышает уровень их мотивации. У  слабоуспевающих учеников снимается чувство дискомфорта на уроке, страха перед плохой оценкой, они испытывают, пусть

незначительный, успех.

При повторении, обобщении и контроле применяется работа по группам (рядам,

командам, работа в режиме диалога с постоянными или сменными парами), консультации с сильными учениками (подготовка к экзаменам, олимпиадам, конкурсам по языку) и

зачетную систему в старших классах.

Как сделать каждый урок эффективным, увлекательным и добиться того, чтобы он

развивал познавательный интерес, творческую и мыслительную активность учащихся?

Принцип активности ребенка в процессе обучения, действительно был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащегося, в некоторых же технологиях она составляет главную идею и основу эффективности результатов.

Игровые технологии. Среди учителей-предметников игровая технология, по моему

мнению, чаще применяется на уроках в начальном звене и на уроках иностранного языка, так как игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки

общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, 4

обеспечивает практическую направленность обучения. Включая элементы игры в учебный

процесс, получаю возможность направить эмоциональную и умственную активность

учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, учитывая при этом, чтобы

учебный материал был доступен, а приемы и виды работ интересны для них. В игровой

форме даются такие задания, как управляемый диалог, повторение пройденного.

Школьный курс иностранного языка имеет практическую направленность. С первых

шагов обучения языку необходимо учить детей умению общаться на английском языке,

пусть даже на самом элементарном уровне, заложить основу для дальнейшей

коммуникативной деятельности. Опыт работы в школе убеждает в том, что все дети без

исключения, как правило, приступают к изучению английского языка с большим желанием.

Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению

языком. Но английский язык не всем детям дается легко. Они болезненно переживают свой неуспех рядом с ребятами, которые быстро схватывают, хорошо запоминают, все правильно воспроизводят. Поэтому нужно быть терпеливым, всегда в хорошем настроении, необходимо приходить на урок с улыбкой. И в этом помогают игры.  

Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения.

При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движения, т. е. они не

просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы

подвижных игр способствует развитию  у учащихся коммуникативных навыков,

двигательной активности, концентрации внимания, воображения, воображения, а также

познавательных и языковых способностей.

Учителя английского языка широко используют на уроках игрушки и картинки, дети

имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, словесно-логической.

Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок

являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети

участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года.

Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль,

ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием.

Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового

образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети

сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о

необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики

здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с

правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют

через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов. Детям такие

уроки особенно нравятся.

В старшем звене обсуждаются вредные привычки молодежи такие, как курение,

употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние не только на физическое, но и на психическое здоровье неокрепшего организма,  и др. Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Игровые формы и приемы, применяемые на уроке, весьма разнообразны:

 подвижные игры (физкультминутка, игра в животных, игры на внимание);

 игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия

игры);

 игры с предметами (мяч, шар, кукла);

 диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов (Буратино, Незнайка); ролевые

игры;

 фонетические, лексические, грамматические игры.

Игры можно разделить по виду деятельности на 5

 физические (двигательные);

 интеллектуальные (умственные);

 трудовые;

 социальные.

По характеру педагогического процесса на:

 обучающие;

 тренировочные;

 обобщающие;

 контролирующие;

 познавательные;

 развивающие;

 воспитательные;

 творческие;

 профориентационные и т.д.

Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку считаю

ролевые игры. Они являются неотъемлемой частью урока. Ролевые игры в группе детей дают возможность  воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в

реальной жизни. На начальном этапе обучения ролевая игра формирует у ребенка

воображение, которое позволяет ему переносить свойства одних вещей на другие (он

знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний и

начинает ориентироваться в них).

В процессе работы используются драматизации песенок, стихов, считалок. В системе

стараюсь проводить на уроках Физкультминутки, паузы  - релаксации. Или предлагаю

ребятам выполнять команды. Новое рождается иногда на уроке, часто дети подают идею,

подсказывают темы игр. Они ждут с нетерпением слов «Давайте играть» или «А теперь

игра!» и сразу оживают. Их улыбки, желание говорить на английском языке, служат

показателем их заинтересованности, увлеченности.

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего

собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии.

Особенностью игры в старшем возрасте является нацеленность на самоутверждение,

юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. В средних и старших классах ребятам нравятся игры типа «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Международная конференция», различные викторины.

Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на изучение

предмета, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Здоровьесберегающие технологии находят свое отражение и в проектной деятельности

учащихся. Проектная работа  - это самостоятельная индивидуальная или групповая

творческая деятельность учащихся, направленная на реализацию собственных идей.

Выполнение проектных работ ведет к развитию мышления, логики, воображения,

совершенствованию личности ребенка в способности успешно реализовать себя в новой

жизненной ситуации. Учащиеся высказывают свое мнение, свою точку зрения. Происходит осознание себя и своих личностных качеств как ценности, что является важным условием развития самоуважения и формирование чувства собственного достоинства. Развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда учащиеся вовлечены в творческую деятельность. Можно предложить такие темы для проектов, как" «Eco-problems in my hometown», «Are уои happy at school?»

What holiday would уои like to have? ", «Welcome to the ..... 2096 Olympic Games»,

 «Welcome to Russia», «Are уоu а good Lawmaker?», «А subculture I'd like to create».

Здоровый ученик с удовольствием включается  во все виды деятельности, он

жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Это, наконец,

счастливые дети и, как следствие и как причина, удовлетворенные своей деятельностью

педагоги.

Известно, что основная цель жизни  - счастье. Но к нему ведет одна дорога: крепкое

здоровье. А научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и

ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, поможет, несомненно, применение в

педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с

охранительными педагогическими режимами обучения.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной

особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к

образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий

позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.



Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий на уроках  английского языка

Происходящие в обществе глубокие преобразования всех сторон материальной и духовной жизни поставили перед полной средней школой проблему подготовки качественно новых, высокообразованных, творчески мыслящих, компетентных людей, обладающих культурологическими знаниями, способных  психологически и функционально  включаться в самостоятельную жизнь.

При определении целей занятий обязательно учитываются личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход  к обучающимся, что  побуждает  их к большей самостоятельности и активности.

Английский язык в настоящее время приобрел статус языка глобального общения. И я, как преподаватель этой дисциплины, вижу свою задачу в  лингвосоциальной  адаптации учащихся к современным условиям.

Таким образом, основной целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативных умений.

Но коммуникация, в свою очередь, нуждается в мотивации.

Понятно, что нельзя заставить человека свободно общаться на иностранном языке формальным способом.

Важно создать такие условия, чтобы общение стало необходимым, не для получения оценки, а просто потому, что для него языковая коммуникация стала потребностью.

А для этого необходимо превратить каждого конкретного ученика из пассивного созерцателя в активного и творческого участника процесса  обучения.

Как известно, детство неотделимо от игры. Игра -  наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. Игра – это поле  деятельности ребенка, в которой  он  вступают в общение со сверстниками. Детей объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игра дает возможность незаметного усваивания языкового материала, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, повышается самооценка и мотивация. С точки зрения  словесного материала, игра не что иное, как речевое упражнение. Игра помогает преодолеть и так называемый “языковой барьер”, который является, в первую очередь, психологической проблемой, а не просто недостатком словарного запаса или незнанием грамматического материала.

Педагогический опыт показывает, что не существует универсальной игры, пригодной для всех групп обучаемых. Одна и та же игра в разных группах проходит по-разному, а потому необходима её адаптация к конкретным условиям проведения. Игра не должна навязываться ученикам, а используется лишь с другими методами и средствами обучения, особенно на начальном этапе.

Несомненно, учебная игра помогает развивать и скорректировать знания,  активизировать интеллектуальную деятельность учеников. Следует заметить, однако, что все наиболее важные функции игры – функция межнациональной коммуникации, самореализации, психологической диагностики – успешно действуют только тогда, когда она грамотно организована. Продуманный алгоритм игровой деятельности создает необходимую благоприятную почву для всестороннего развития учащихся, что может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в учебном процессе разных видов игр, к которым, в частности, относятся предметные (лингвистические) игры.

Безусловно, используемые для активизации нового языкового материала ситуации и упражнения должны быть разнообразными и иметь коммуникативный и игровой характер. Языковые средства должны постоянно повторяться в новых речевых ситуациях, стимулирующих учащихся к практическому и осознанному употреблению лексико-грамматических явлений.

Ролевая игра на уроках, является очень эффективным средством обучения, т.к. предполагает интенсивное общение между учащимися, учителем и учеником, способствуя формированию учебного сотрудничества и партнерства. Играя, школьники  “погружаются”  в разыгрываемую ситуацию, что помогает  им преодолеть психологический барьер (стеснительность, неуверенность и т.д.) и  самоутвердиться.

Во время занятий я ставлю перед собой следующие задачи.

  • совершенствование фонетических навыков;
  • развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся;
  • расширение активного словаря учащихся благодаря освоению пассивного лексического материала;
  • осознание учащимися сущности языковых явлений иной системы понятий;
  • расширение знаний о культуре, истории, традициях, обычаях страны изучаемого языка.

На уроках английского языка я практикую короткие постановки по эпизодам различных сказок с участием 2-3-х учащихся. Могу отметить, что во время таких постановок заметно улучшаются элементы разговорной речи. Учащиеся хорошо запоминают на слух отдельные фразы и учатся их применять в дальнейших занятиях.

Ребята с удовольствием выступают, применяя полученные на уроках знания, на различных мероприятиях школьного и городского масштаба. Иногда даже в костюмах, приготовленными родителями.

Важный этап работы над языковыми явлениями – систематизация грамматических и лексических знаний и навыков, характер которых  должен соответствовать возрастным особенностям учащихся. Новое языковое явление может предъявляться учащимся в контексте (стихотворение, рифмовка, песня и т.д.). Повторяя за учителем стихотворение-рифмовку, дети знакомятся с новыми лексическими средствами, а учитель при этом побуждает учащихся к осознанному и внимательному отношению к английскому языку.

Например, часто на уроке по теме “Моя семья”, можно обыгрывать следующее стихотворение с элементами ролевой игры, при этом включая дополнительные атрибуты: карточки с именами, игрушки, украшения для мамы и бабушки, очки для дедушки:

This is my father

This is my mother

This is my brother Paul

How I love them all

Затем ученики могут продолжить повтор стихов, называя имена членов своей семьи, используя притяжательный падеж существительных и т.д. Привлекательным в данном свете выглядит использование интерактивной доски или видеопроектора, усиливающих эффективность изучения тех или иных языковых явлений.

Используемые в учебном процессе упражнения, развивающие фонетические навыки учащихся, должны иметь преимущественно игровой характер и быть направлены не только на постановку правильного произношения, но и на развитие способности дифференцировать смысло-различительные фонемы английского языка и основные интонационные модели. Например, можно в данном случае использовать игру “Какой я задумал звук”, во время которого учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а ученики отгадывают его: love, but, nut, trunk.

Что касается работы над лексической стороной устной и письменной речи, то она занимает большое место в учебном процессе, однако, используемые в этих целях упражнения, направленные на формирование лексических навыков должны включаться в коммуникативный контекст урока, так же иметь игровой и творческий характер. Дети, “играя” с языком, и с помощью языка, учатся внимательно относиться к слову как основному носителю информации, осознают закономерности словообразования, учатся систематизировать лексику в соответствии с заданными параметрами (например, по тематическому признаку, по словообразовательным элементам и др.). Например, следующая игра поможет усвоить лексику по тематическому признаку: каждый ученик получает карточку, на которой изображены предметы к теме “ Наш класс”, предположим a table, a blackboard, a window, a chair и т.д. A другие не должны видеть, что изображено на карточках. Ведущий перечисляет предметы, учащиеся показывают карточку остальным, если назван его предмет.

По поводу грамматической стороны речи Н.Д. Гальскова замечает, что в начальной школе учащиеся осознанно усваивают форму, значение и употребление отдельных грамматических явлений. При этом особое внимание уделяется тем явлениям, которые не совпадают с русским языком, или отсутствуют в нем. Работа над грамматикой проходит по пути “от примера к правилу”. Это значит, что учащиеся воспринимают новые грамматические явления в контексте, учатся его практически использовать в своей речи и затем в соответствующей их возрасту форме систематизируют полученные знания. Здесь также приведем пример игры данного вида: закрепление грамматической структуры в Imperative mood, игра в команды с помощью дидактического помощника Буратино: Pinoccio says : “Stand up ! Sit down! Raise your hands! Clap your hands !”. Дети должны выполнять команды. Буратино может продолжить команды такого рода или усложнить их.

Наше исследование также касается и дифференциации игровых форм. Следует отметить, что в методической литературе в целом существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Выделим наиболее актуальные из них. Так, А.А. Деркач и С.Ф. Щербак классифицируют игры в соответствии с выполняемой функцией, по типу задач, по цели и содержанию, по способу, характеру и форме проведения, по уровню сложности интеллектуальной деятельности, по продолжительности, по степени сложности выполняемых действий (сюжета), по количественному составу участников. В свою очередь, М.Ф. Стронин классифицирует игры с учетом степени сформированности речевых навыков и умений и разделяет игры на два раздела – подготовительные и творческие. В группу подготовительных игр входят грамматические, лексические, логические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию речевых навыков. Большинство из таких игр могут быть использованы в качестве тренировочных упражнений. Творческие игры способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений.

Особого внимания заслуживает то, что по целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Речевые игры нацелены на формирование умения в одном или нескольких видах речевой деятельности. По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры – взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно – моделирующие и креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на “простые” (моноситуационные) и “сложные” (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и парные, групповые, коллективные и командные.

Параллельно отметим, что немаловажным для методической науки является вопрос о месте учебной игры на уроке. Место игры в ходе урока, а так же ее продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам можно отнести: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия определенного учебного занятия.

Игры могут быть разделены на два класса по важности для процесса обучения ИЯ:

Языковые или аспектные, следовательно фонетические (ФИ), лексические (ЛИ), грамматические (ГИ) игры;

Речевые или видо-речевые, следовательно, игры для обучения аудированию, говорению, чтению и письму.

Аспектные (языковые) игры предназначены для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков. Помогая усвоить аспекты языка, они делятся на фонетические, лексические и грамматические. Здесь важно подчеркнуть, что деление языковых игр условно, так как невозможно изучить лексику без фонетики, или грамматику без лексики. Фонетические игры. Главная цель фонетических игр – постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах, фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на начальном этапе обучения иностранному языку в качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен. Лексические игры сосредоточивают внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и отработать употребление слов в ситуациях общения. Они активизируют речемыслительную деятельность учащихся и развивают их речевую реакцию. Грамматические игры призваны обеспечить умения учащихся практически применять знания по грамматике ИЯ, активизируя их мыслительную деятельность.

Видо-речевые (речевые) игры учат умению пользоваться языковыми средствами в процессе совершенствования речевого акта (монологического, диалогического, письменного или устного) и отталкиваются от конкретной ситуации, в которой осуществляется речевое действие. Каждому виду речевой деятельности будет соответствовать и определенный вид игры: игры для обучения чтению и аудированию, для обучения говорению, для обучения письму, а также смешанные игры. Игры для обучения аудированию и чтению призваны помочь в решении задач, связанных с обучением данным видам речевой деятельности, и нацелены на формирование и развитие соответствующих интеллектуальных умений. Снабжая учащихся средствами и примерами работы с текстом, эти игры учат извлекать из него необходимую и важную информацию. Игры для обучения говорению и письму связаны с формированием и развитием умений, требуемых для осуществления продуктивных видов речевой деятельности, и, как правило, на начальном этапе данные игры предполагают следование образцу.

Что касается поисково-игровых задач, то здесь подчеркнем, что по свидетельству В.В.Сафоновой, они активно и успешно используются в целом ряде отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий. Иноязычные поисково-игровые задачи создаются посредством наложения системы иноязычных упражнений, с помощью которых формируются речевые навыки и коммуникативно-речевые умения, на систему развивающих игр, способствующих развитию у школьников определенных качеств восприятия, памяти, мышления и воображения. Поисково-игровые задачи в контексте уроков ИЯ, особенно на начальном этапе, позволяют; во-первых, развивать у школьников определенные качества восприятия, мышления, воображения, внимания и памяти; во- вторых, отрабатывать выполнение таких умственных операций, как сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование и т.п.; в-третьих, автоматизировать иноязычные речевые навыки и совершенствовать коммуникативно-речевые умения. Отметим, что поисково-игровые задачи способствуют улучшению качества выполнению учащимися такой мыслительной операции, как сравнение.

Очень эффективный способ развития наблюдательности и сообразительности у детей – вербальные загадки. Во время их использования образное представление логической задачи создает предпосылки не только для активного наблюдения ребенком предметов окружающей действительности в процессе выделения у них типичного и характерного, но и для сознания возможных неожиданных параллелей в представлениях об этих предметах, что в комплексе способствует многогранному восприятию мира.

Вербальные загадки классифицируются как:

- собственно вербальные, которые закреплены в речевом опыте носителя языка;

- учебные вербальные загадки, специально созданные учителем для реализации определенных учебных задач.

Собственно вербальные загадки в свою очередь разделяются на:

- загадки-описания, которые содержат перечисление признаков неизвестного предмета, при этом текст передается в рифмованной форме;

- загадки- противопоставления, построенные на основе отрицательных сравнений; отгадывание их идет путем поочередного сопоставления различных и в то же время сходных предметов, выделения в них общих признаков;

- загадки-метафоры построены на проникновение скрытого смысла метафоры, сопоставлении, сравнении явлений разных областей, попытки увидеть в них черты сходства.

Что касается учебных загадок, по меткому высказыванию К.Д. Ушинского, загадки доставляют уму ребенка полезное упражнение. По мнению современных педагогов “процесс отгадывания” является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству”.

Весьма благоприятной для более широкого использования игр или поисково-игровых задач на уроках ИЯ является компьютер. Основная педагогическая цель развивающих и обучающих игровых компьютерных программ - использование их как средства формирования в игре творческой, интеллектуально активной личности ребенка.

Итак, игра - это творчество. Благодаря игре, возрастает потребность в творческой деятельности в поисках возможных путей и средств актуализации накопленных знаний, навыков и умений. Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.

Результат проведенного исследования по проблеме использования игровой методики в системе занятий по иностранному языку, позволяет сформулировать важные для реализации игровой технологии положения:

1) Традиции образовательного процесса неразрывно связаны с игровой деятельностью ребенка. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Игра способствует также непроизвольному запоминанию, которое является преобладающим у младших школьников, она содействует синтетическому восприятию, являющемуся ведущим в детском возрасте.

2) Основным успехом достижения успеха обучения ИЯ является системность использования учебных игр в зависимости от цели урока;

3) Развитию у младших школьников восприятия, мышления, творческого воображения и памяти будет способствовать включение в традиционную методику поисково-игровых задач, что позволит создать разноплановую иноязычную деятельность школьников на уроках ИЯ с элементами проблемного обучения.

Приведенные в приложении к данной работе образцы различных типов поисково-игровых задач и игр позволяют решить задачу актуализации мыслительной и речемыслительной деятельности школьников на уроках ИЯ и создать благоприятные условия для развития интеллекта и языковой компетенции учащихся.


Библиографический список:

  1. Бойцова Е.И. Урок-соревнование / У.И.Бойцова // ИЯШ. – 2005. – №1 . - С.43.
  2. Деркач А.А, Щербак С.Ф. Педагогическая эвристика: учебное пособие / А.А. Деркач, С.Ф.Щербак. – М., 1991 – С. 19.
  3. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: пособие для учителя / В.С.Кукушкин.- Ростов – на – Дону., 2004. – С.77.
  4. Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка / Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11.
  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М., 1990. – С.133-137.
  6. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М., 1981. – С.118-131.
  7. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе / В.В.Сафонова. – М., 2001. – С.73.
  8. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002.  № 2.
  9. Трусова В.Р., Бегунов В.К. Школьный театр на английском языке: Методическое пособие. М.: Просвещение, 1993.
  10. В помощь школьному английскому театру / Автор-составитель Л.М. Шамаева. Новокузнецк: ИПК, 2001. 60 с.



Предварительный просмотр:

1.1. Рекомендации по составлению письма личного характера

При написании личного письма необходимо придерживаться следующих правил.

> Не забудьте указать свой адрес в правом верхнем углу в следующем порядке:

• номер дома, название улицы

 город

 страна

Допускается указывать адрес в кратком виде, например:

Moscow

Russia

Под адресом, пропустив строку, необходимо написать дату письма:

June 7th, 2008

7 June 2008

или менее официально:

07/06/08

> Письмо начинается с неофициального обращения. Представьте, что вы пишете настоящему другу, а знакомых людей обычно называют по имени. Если в задании оно не указано, вам следует его придумать:

Dear Tim,

Dear Rebecca,

После обращения обязательно ставится запятая!

> Разделите текст своего письма на несколько логических абзацев, каждый из которых начните с красной строки.

1. В первом абзаце вам следует поблагодарить своего друга за его письмо:

Thanks (a lot) for your (last) letter.

Your last letter was a real surprise.

I was glad to get your letter.

It was great to hear from you! / It was great to hear that… / I was happy to hear

Вы можете также извиниться за то, что не писали раньше:

Sorry I haven’t written for so long but …/ Sorry I haven’t been in touch for so long.

I'm sorry I haven't answered earlier but I was really busy with my school.

и/или упомянуть какой-либо факт из полученного письма:

I’m glad you passed your History test!

Sounds like you had a great time in London!

Great news about your…!

2. Основная часть письма (2–3 абзаца). В ней вы должны раскрыть все аспекты, указанные в задании. Не забудьте задать необходимые вопросы.

Предполагается, что письмо должно быть написано в неформальном стиле, поэтому вы можете использовать неформальные слова-связки, такие как well, by the way, anyway, so,разговорные выражения типа Guess what? Или Wish me luck!а также восклицательные знаки.

3. В последнем параграфе следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо:

Well, I’d better go now as I have to do my homework.

Anyway, I have to go now because my Mum asked me to helpher with the washing up.

I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.

и упомянуть о дальнейших контактах:

Write (back) soon!

Take care and keep in touch!

Drop me a letter when you can.

Hope to hear from you soon.

I can’t wait to hear from you!

> В конце письма на отдельной строке указывается завершающая фраза-клише, которая зависит от близости автора и адресата. После нее всегда ставится запятая! Ниже приводятся пять возможных ее вариантов от наименее формального (1) к более формальному (7):

1) Love,

2) Lots of love,

3) All my love,

4) All the best,

5) Best wishes,

6) With best wishes,

7) Yours,

> На следующей строке под завершающей фразой указывается имя автора (без фамилии!). Например:

Andrew или Kate

Таким образом, письмо к другу имеет следующий вид:

Образец письма личного характера

Task 1. You have received a letter from your English-speaking pen friend Steve who writes

…At school we are doing projects on reading habits of people in different countries. Could you tell me what kind of books you and the members of your family like reading?

As for the family news, my sister got married last week…

Write a letter to Steve. In your letter

– tell him about the kind of books you and your relatives like to read

– ask 3 questions about his sister’s husband Write 100–140 words. Remember the rules of letter writing.

23 Lenskaya Street

Moscow

Russia

November 10th, 2008

Dear Steve,

Thanks a lot for your letter. I’m glad your sister got married. How are you getting on with her husband? Is he a student? What kind of music does he enjoy?

In your letter you asked me about the reading habits in my family. Well, my father often reads newspapers and magazines. He thinks that it is the only way to be in the know of everything. And my mother is keen on reading romances and modern novels. However, she wouldn’t mind reading about the life of well-known people.

As for me, I enjoy reading detective stories because they have interesting story lines and unusual endings. I am particularly captivated by characters who conduct investigations.

Actually, I’d better go now as I’ve got loads of homework to do tonight. Write soon!

All the best,

Ivan

1.2. Схема оценивания письма личного характера

Письменная речь относится к продуктивным видам речевой деятельности и, в первую очередь, оценивается с точки зрения степени выполнения коммуникативной задачи.

Тем не менее до недавнего времени успешность работы учащихся определялась в основном по количеству лексико-грамматических ошибок, и отметка выставлялась без учета выполнения коммуникативной задачи. При этом решение было субъективным: не было ни критериев, ни шкал, позволяющих перейти на субъективно-объективное мнение. В настоящее время такие критерии разработаны. Сейчас наиболее важными из них стали «содержание» и «организация текста», так как именно они показывают, насколько полно решена учащимися коммуникативная задача.

Письмо личного характера оценивается экспертами только по двум параметрам: содержание и полнота выполнения задания (максимально 3 балла) и организация текста (максимально 3 балла). Таким образом, за письмо личного характера учащийся может получить максимально 6 баллов.

Под содержанием и полнотой выполнения задания понимается:

• соответствие теме и ситуации общения, указанной в коммуникативном задании, а также полнота раскрытия темы;

• правильность отбора материала с учетом адресата (что адресат уже знает; о чем его нужно поставить в известность; какая информация не является важной и необходимой в данной ситуации);

• использование определенного стиля речи в соответствии с указанной коммуникативной ситуацией;

• соответствие высказывания заданному объему. Под организацией текста понимается:

• логичность в изложении материала;

• связность текста, которая обеспечивается правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями текста (союзы, вводные слова, местоимения и т. п.);

• структурирование текста: деление на абзацы, наличие вступления и заключения.

Критерии оценивания письма личного характера

1.3. Задания на составление письма личного характера

Task 1. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Mary who writes

… It was great to hear that you went to Italy during your spring holidays. I have always wanted to visit this wonderful country. Did you enjoy your journey? What places of interest did you visit? What impressed you most of all? Did you like your hotel?

As for me, I am awfully tired because we’ve got too many tests at school. Can’t wait for the summer break…

Write a letter to Mary. In your letter

– tell her about your journey to Italy

– ask 3 questions about her plans for the summer Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 2. This is part of a letter from your English-speaking pen-friend.

…Do you often have arguments with your parents? I do. My mother thinks that I spend too much time hanging around with my friends. Do you often meet your friends?

What do you usually do together? And what do you do when you disagree with your parents about how you spend your free time?

Write back soon.

Love,

Ann

Write back to Ann. In your letter

– answer her questions

– ask 3 questions about her relations with her younger sister Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 3. You have received a letter from your English-speaking pen-friend who writes

…We moved to a new house a few weeks ago and I changed school. At first I was a bit afraid but I made new friends sooner than I expected. The teachers are nice and everything seems to be working out well. And what about you? Have you made any friends in your new school? Do you enjoy studying there? Have you got any new subjects this year?

I’ve got to go now! It’s time for my music lesson. Drop me a line when you can.

Lots of love,

Emily

Write a letter to Emily. In your letter

– answer her questions and tell her about your new school

– ask 3 questions about her preferences in music Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 4. This is part of a letter from Harry, your English pen-friend.

…I’m fine but I’ve got a very busy week ahead. I’m a member of the school team and we are preparing for an important match in the National Championship. Are you fond of football? Do you watch football matches on TV? What other sports do you enjoy?

Well, I’d better go now. I’ve got to do some more training – I don’t want to lose this match.

Take care and write back soon.

Write back to Harry. In your letter

– answer his questions

– ask 3 questions about his preparation for the match Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 5. You have received a letter from your English-speaking pen-friend George who writes

…At school we are doing projects on famous singers from different countries. Could you tell me about any famous Russian singer? What is he or she famous for? How long has he/she been singing? Do you enjoy his/ her songs? Have you ever been to his/her concerts?

As for my school trip to London last week, it was really wonderful…

Write a letter to George. In your letter

– tell him about the singer you admire most of all

– ask 3 questions about his trip to London Write 100–140 words. Remember the rules of letter writing.

Task 6. This is part of a letter from your English-speaking pen-friend.

…So you see that I enjoy films based on true historic facts whereas most of my friends are fond of soap operas. Do you agree that soaps don’t show life realistically? What kind of films do you like watching? Do you prefer watching films in the cinema or at home? Why?

We all miss you, too. Everybody sends their love. Can’t wait to see you in the summer. Write back soon.

All my love,

Tina

Write back to Tina. In your letter

– answer her questions

– ask 3 questions about her family Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 7. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Rob who writes

…and then there’s this chess tournament on Saturday. If I win, I’ll be the champion of our school. Who knows?

Oh, yeah. I wanted to ask you something. We have to write a report on technology for school. Could you tell me a few things about how you use technology in your life? You know, computers, mobiles, TV, that sort of things. Oh, and tell me something about the other members of your family, too, and how they use technology.

Anyway, I was talking to Sam the other day and he says that…

Write back to Rob. In your letter

– answer his questions

– ask 3 questions about playing chess Write 100–140 words. Remember the rules of letter writing.

Task 8. This is part of a letter from Jane, your English pen-friend.

…My home town is rather small but I like it. The people here are very friendly and they try and keep our town clean and beautiful. And do you enjoy living in a big city? How do you spend your spare time there?

Anyway, I’m thinking of travelling around Russia next summer. Could you tell me what weather to expect? Should I take warm clothes with me?..

Write a letter to Jane. In your letter

– answer her questions

– ask 3 questions about her home town Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 9. This is part of a letter from your German pen-friend.

…I find it a bit difficult to understand English grammar. What about you? Do you do grammar exercises? Do you think that it’s necessary to remember all grammar rules?

Have you got any plans for the summer? I was thinking of going to a language school in the UK to improve my English. It would be a lot more fun if we went together. What do you think?

Anyway, I have to go now as I’m helping my Dad in the shop.

Hope to hear from you soon.

All the best,

Kerstin

Write back to Kerstin. In your letter

– answer her questions

– ask 3 questions about the trip to the UK Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 10. This is part of a letter from Adam, your English pen-friend, whom you’re going to visit in summer.

…As for me, I’m crazy about skateboarding and I love rock and pop music. I think my favourite band at the moment is Radiohead. Do you know them? What kind of things do you like doing and what music do you enjoy?

Is there anything you particularly want to do while you’re here? I guess you’ll be busy at the language school during the day, but we can do something in the evenings and at weekends. Also, let me know if there are any kinds of food you don’t like…

Write back to Adam. In your letter

– answer his questions

– ask 3 questions about his family and the language school Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 11. You have received a letter from your English pen-friend Mary who writes

…In your previous letter you told me that you had joined your school Literature Club. I wonder what you do at your club meetings. Can I help you in any way?

As for me, I enjoy reading very much and I would be really interested to know about famous Russian writers. Who is your favourite writer at the moment? Have you got enough time for reading?..

Write a letter to Mary. In your letter

– answer her questions and tell her about your Literature Club

– ask 3 questions about her reading preferences Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Task 12. This is part of a letter from your English-speaking pen-friend.

…I’ve always wanted to visit Moscow so it’ll be great to spend a week at your place. Any ideas as to what we might do? Should I bring any special clothes? Do let me know if there is anything I can get you from England?

Write back soon.

All the best,

Gloria

Write back to Gloria. In your letter

– answer her questions

– ask 3 questions about her eating habits. Write 100–140 words.

Remember the rules of letter writing.

Вот как будет выглядеть наше письмо:

Moscow

Russia

05.04.2010

 

Dear [name]

Thanks for your letter. It was lovely to hear from you.

You asked me about [subject]. Well, [отвечаем на вопросы – у нас  ~40 слов].

By the way, [Задаем три вопроса в отдельных предложениях ~ 20 слов].

Well, I have to go now. I promised my Mom to clean the bathroom.

Looking forward to hearing from you soon.

Love,

Masha


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Рекомендации к написанию письма личного характера

Особую сложность при написании письма личного характера представляют два момента: ответить на три вопроса и задать три вопроса. Использование таких стратегийи технологии развития критического мышления...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Материал полезен учителям в плане сохранения здоровья детей и разнообразия использования технологий в образовательном процессе....