Речевая и фонетическая зарядка на уроке английского языка
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Инжелевская Елена Владимировна

В материалах темы рассмотрены основные вопросы по организации и проведению речевой зарядки на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Речевая  и фонетическая зарядка на уроке английского языка.

        

В практике средней школы начало урока обычно проводится двумя способами, которые можно назвать: традиционный и «естественный». Приверженцы традиционного способа начинают с доклада дежурного ученика о готовности класса к уроку, об отсутствующих, о погоде, дате. Высказывания учащихся заученные и повторяются из урока в урок. Возможно, следует иногда практиковать подобное начало, но важно помнить, что в начале урока обычно отмечается иноязычно-речевая скованность и учителю важно постараться настроить учащихся на общение, создать рабочий контакт как можно с большим числом учеников, т.е. осуществить речевую подготовку естественным путем. Такая речевая подготовка носит название «речевая зарядка». Зарубежные методисты считают, что речевые зарядки – это такой вид деятельности в начале урока (не более пяти минут), который преследует две цели: первая – помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов; вторая – введение в тему урока и переходный этап к дальнейшей работе. Речевая зарядка – это умело организованное начало урока, которое способно ввести учащихся в иноязычную атмосферу и стимулировать  их дальнейшую работу.

Задачи речевой зарядки:

  1. вызвать у учащихся желание говорить по-английски;
  2. настроить слуховой и речевой аппарат учащихся на иностранный язык (ИЯ);
  3. повторить изученный на предыдущих уроках языковой материал;
  4. активизировать речевую деятельность с целью сохранения образов в долговременной памяти на основе новых ситуаций;
  5. развивать спонтанную речь учащихся;

Речевая зарядка занимает немного времени, ее следует проводить в быстром темпе, Учитель может  жестом попросить других учеников помочь отвечающим, сам подсказать нужное слово.  При определении содержания и выборе форм речевой зарядки  можно руководствоваться следующими правилами:

  1. Потрудиться придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание  говорить по-английски.
  2. Связать речевую зарядку с задачами урока.
  3. Связать речевую зарядку со всеми другими этапами урока.
  4. Помнить, что речевая зарядка, совершенно не подкрепленная  последующим ходом урока, просто теряет смысл.
  5. Подготовить (желательно) несколько вариантов речевой зарядки. Избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми вы столкнетесь, входя в класс. Ученики могут  быть усталыми или, наоборот, излишне возбужденными.

Из сказанного следует, что содержание и форма речевой зарядки почти всегда зависят от:

  • цели урока;
  • ступени обучения;
  • уровня знаний учащихся;
  • учебного материала;
  • событий и новостей;
  • состояния учащихся.

В имеющихся учебниках по английскому языку не могут быть отражены события последних недель, месяцев и даже лет, которые интересуют школьников. Местные и внутришкольные темы, новости последних дней являются прекрасным материалом для речевой зарядки. В “Threshold Level, 1990, Modern Languages, Council of Europe Press, 1993” представлено 14 тем:

1. Personal identification

2. House and home, environment

3. Daily life

4. Free time, entertainment

5. Travel

6. Relations with other people

7. Health and body care

8. Education

9. Shopping

10. Food and drink

11. Services

12. Places

13. Language

14. Weather

        Кроме речевой зарядки учителю необходимо включать и фонетическую зарядку (phonetic practice), под которой понимается специальное тренировочное упражнение в произношении, предупреждающее забывание фонетического материала и деавтоматизацию навыка, рассчитанное на 2-6 минут и планируемое на любом этапе урока. По мнению отечественных и зарубежных методистов, работа над фонетикой более результативна, если она сочетается с другими видами деятельности. Поэтому можно сделать вывод, что фонетическая зарядка как упражнение в произношении побуждает учителя быть бдительным не только при становлении произносительных, но также лексических и грамматических навыков. Поэтому место фонетической зарядки не может быть постоянным, оно варьируется в зависимости от задач, стоящих перед нею.

Фонетическая зарядка способствует нейтрализации влияния звуковой среды родного языка; способствует созданию атмосферы иноязычного общения, предупреждает появление фонетических ошибок по материалу всего урока. Также фонетическая зарядка может выполнять и другие задачи, например:

  • развитие речевого аппарата;
  • снятие напряжения;
  • учет индивидуальных особенностей учащихся.

         Кроме традиционной фонетической зарядки, основной и единственной задачей которой является работа над определенным компонентом фонетического строя языка, использовать в учебном процессе фонетические зарядки при работе над:

  1. лексическим материалом – лексическая фонетическая зарядка;
  2. грамматическим материалом – грамматическая фонетическая зарядка;
  3. аудированием;
  4. говорением;                   интегрированные фонетические зарядки
  5. чтением;
  6. письмом;
  7. снятием напряжения и усталости – релаксационная фонетическая зарядка;
  8. общим развитием – общеобразовательная фонетическая зарядка.

Целью лексической фонетической зарядки является отработка произношения и интонации при организации ознакомления с лексическим материалом. Разновидностью такого вида фонетической зарядки можно считать тематические фонетические зарядки, когда фонетически-отрабатываемые слова объединены одной темой. Обычно проведение таких фонетических зарядок становится возможным по истечении серии уроков, в завершении работы по определенной теме, когда необходимо освежить в памяти учащихся фонетический аспект усвоенного лексического материала.

Целью грамматической фонетической зарядки является отработка произношения при изучении грамматического материала, повторении типовых конструкций. Любая группа слов либо грамматических явлений может стать поводом для совершенствования произносительных навыков.

При работе над аудированием также проводится фонетическая зарядка. Она дает возможность упрочить фонетическую базу учащихся с помощью приема «сопутствующего аудирования», когда текст для аудирования используется и для повторения вслед за диктором, для чтения, что тоже вносит свою лепту в закрепление и корректировку фонетических навыков.

Проведение фонетической зарядки перед устными упражнениями или чтением имеет целью, например, обратить внимание учеников на произношение трудных слов, интонацию, которые затем будут использоваться в речи.

При работе над письмом любой орфографический диктант может послужить базой для фонетической зарядки, когда учащимся предлагается упражнение в различении звуков на слух и соотнесении их с графическим изображением букв и слов.

Релаксационная фонетическая зарядка, или динамическая пауза, способствует снятию напряжения и усталости и особенно часто используется учителем в работе с младшими школьниками, которым, как известно, свойственны неустойчивость внимания и повышенная утомляемость.

Посредством общеобразовательной фонетической зарядки могут быть подвергнуты фонетической обработке реалии страны изучаемого языка. Например, трудные в произношении географические названия (городов, рек, морей, озер), имена собственные, имена выдающихся деятелей искусства, науки, культуры страны изучаемого языка, неассимилированные слова (варваризмы).

Фонетическую зарядку нужно проводить систематически, варьировать ее место в структуре урока исходя из методической целесообразности, задач, уровня обученности учащихся и этапа обучения.

                             

                           Образцы речевых зарядок.

Опираясь на перечень тем, можно предложить некоторые из них для организации речевых зарядок:

Things students did the previous day

Birthday and holidays                                           health, mood, dream

A place of local news                                            fashions/seasons

A local sport event                                                pets/animals

A school performance (concert, etc.)                    relations

A film on TV                                                         survival English

An interesting TV programme                              presents

Modern music                                                       nature

  1. Вчера мой друг весело смеялся. Что вызвало у него такой смех? (Учащиеся домысливают причину смеха (видел смешной фильм…кто-то рассказал…увидел на улице…прочитал…).
  2. На прошлой неделе к нам в город приезжали студенты из США.(Учащиеся пытаются узнать, из какого они штата, города, где и сколько лет учатся, что они посмотрели в городе, что понравилось, что нет…).
  3. Мой родственник потерял кошелек в магазине. (Учащиеся пытаются узнать, в каком магазине, сколько было денег, что было, кроме денег, расстроился ли он, кто виноват…).

                   Образцы фонетических зарядок 

Tongue twisters

         She sells sea-shells

         On the sea shore.

         The shells that she sells

         Are sea-shells.

Jokes

          As I went to Bonner,

          I met a pig

          Without a wig,

          Upon my word and honour.

Games

          This is the way the lady rides –

          Prim, prim, prim;

          This is the way the gentleman rides –

          Trim, trim, trim;

          Presently come the countrifolks –

          Hobledy gee, hobledy gee.

Counting-out

          One, two, three,

          Play with me.

          Four, five, six

          Pick up sticks.

          Seven, eight, nine

                Walk in line.

     Verbal charms

                Rain, rain, go to Spain

                Never show your face again.

                           

 

             

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                        МОУ «СОШ № 39» Г. БРАТСКА

                                      ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

       Речевая  и фонетическая зарядка на уроке английского языка.

                                                                                                                          Выполнила: Инжелевская Е. В.

           

                                                       

                                                            БРАТСК

                                                               2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Для отработки фонетических звуков и для  закрепления грамматических правил в своей работе я  постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...

Примеры фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе

Фонетическая зарядка на примере гласных (краткий и долгий о) и согласных звуков ( f,v ) на уроках английского языка в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач....

Фонетическая зарядка на уроках английского языка в 5-11 классах

В данной работе предлагается система коррекции и улучшения фонетических навыков  в период, когда уже прошло значительное количество времени после постановки произношения.. Известно, что на средне...

Тематические фонетические зарядки на уроках английского языка

Тематические фонетические зарядки красочны, просты и доступны для  применения на уроке....

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Использование разнообразных фонетических зарядок вносит не только разнообразие в содержание урока английского языка, но и способствует развитию коммуникативной компетенции учеников....

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Статья«Дидактическое пособие» - самостоятельно изготовленные пособия для занятий с детьмиДля формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответству...