Фонетическая зарядка на уроках английского языка
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Мясникова Людмила Алексеевна

Использование разнообразных фонетических зарядок вносит не только разнообразие в содержание урока английского языка, но и способствует развитию коммуникативной компетенции учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Фонетическая зарядка на уроках  английского языка

            Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения можно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновения в их эмоциональную сферу.    Для повышения эффективности обучения иностранному языку, необходимо широко использовать эмоции учащихся в этом процессе. Одним из наиболее эффективных средств воздействия на эмоции и чувства школьников - является фонетическая зарядка, представляющая собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания».         Фонетическая зарядка может оказать неоценимую помощь в изучении иностранного языка в начальных классах. Преимущество состоит в том, что она помогает без особого труда более прочному усвоению и расширению лексического запаса, а также грамматических навыков и других видов речевой деятельности.

           На уроках иностранному языку можно использовать фонетическую зарядку по возможности на всех этапах учебного процесса:

- на начальном этапе урока;

- при формировании грамматических навыков;

- при формировании лексических навыков

        В целях сохранения мотивации к изучению иностранного языка ребенку необходимо приблизить перспективу «говорения» и поддержать его первоначальное стремление немедленно вступить в процесс коммуникации. Именно фонетическая зарядка облегчает процесс заучивания необходимых для общения фраз и сложной для запоминания лексики. Фонетическая зарядка соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Фонетическая зарядка играет важную роль при формировании дикции, четкого и ясного произнесения не только звука, слова, но и фразы в целом. Фонетическая зарядка способствует совершенствованию речевого дыхания, так как создает условия чёткости соблюдения пауз, благодаря этому появляется выразительность речи. При выполнении фонетической зарядки упражнения в осознанной имитации сочетаются с упражнениями в самостоятельном воспроизведении текста учащимися. Важным является выяснение места фонетической зарядки на уроке. Она часто выполняется в начале урока, вводя учащихся в его атмосферу, нейтрализуя влияние звуковой среды на родном языке и, как следствие, в некотором роде предупреждая интерференцию. Однако, ее проведение возможно непосредственно перед упражнениями в устной речи или чтении в качестве фонетического упражнения, повышающие внимание к произношению словарных единиц, которые затем будут использованы в речи. Например, учитель предлагает: «Сегодня у нас состоится экскурсия в зоопарк». Потренируемся сначала в произнесении слов, обозначающих животных. Обратим внимание на долготу и краткость гласных, а также на ударение в сложных словах». В этом случае целесообразно сгруппировать слова на основе данного признака. Фонетическая зарядка может предшествовать чтению, тогда она происходит на материале текста для чтения, из которого вычленяются фонетические трудности, которые могут группироваться соответствующим образом и предлагаются затем учащимся для осознанной имитации. Совершенствование произносительных навыков происходит также в связи с работой над новым словарным и грамматическим, материалом. Знакомя учащихся с новыми лексико-грамматическими явлениями, нельзя упускать из виду содержащиеся в них произносительные трудности. Все эти явления в принципе уже должны быть известны учащимся, то есть в их опыте имеется множество слов с подобными фонетическими особенностями. Однако подведение новых слов под соответствующее правило само собой не происходит. Надо, поэтому, привлечь внимание учащихся к их произношению одним из следующих способов: произнеся слово, задать наводящий вопрос относительно его фонетической особенности («Куда падает ударение в сложных словах и. следовательно, в этом слове?») или предложить учащимся припомнить и привести уже известные им слова с аналогичными произносительными особенностями. Также отрабатывается произносительная сторона грамматических форм и конструкций. При работе над синтаксисом учителю предоставляются большие возможности для актуализации ритмико-интонационных правил. В результате любая порция слов и грамматических явлений может стать поводом для совершенствования произносительных навыков на продвинутом этапе. Важно подчеркнуть при этом следующее: учитель не должен снова объяснять артикуляционные и ритмико-интонационные правила, главное -- стимулировать учащихся к припоминанию правила и подведению под него новой языковой единицы. Эффективность такого подхода еще и в том, что он предполагает усвоение нового в тесной связи со старым, постоянную актуализацию всего ранее усвоенного материала.

         Таким образом, фонетическая зарядка играет огромную роль как средство развития детской речи и ее компонентов, укрепляет не только произвольную выразительность речи, но и способствует выработке правильного произнесения отдельных звуков, слов, а также и фразы в целом, что способствует улучшению качества произношения.

                   Материал для проведения фонетической зарядки

        Одним из эффективных средств реализации коммуникативной направленности уроков иностранного языка являются рифмовки, считалки, песни. Благодаря им создается естественная ситуация речевого общения и значительно интенсифицируется учебный процесс. Использование рифмованного материала актуально на начальном этапе обучения иностранному языку. Часто на уроках иностранного языка на начальном этапе проводятся игры с применением рифмовок, стихов и песен. Рифмованный материал служит для отработки как отдельных (изолированно взятых), так и группы речевых образцов. При помощи рифмовок решается комплекс важных методических задач: - презентация нового звука, его произношение; отработка изучаемого фонетического явления - при чтении и заучивании рифмовки. В работе с  английским алфавитом (ABC) используются рифмовки для изучения и закрепления букв  английского  алфавита. Рифмованный материал помогает учащимся в наиболее приемлемой для них форме повторить и запомнить буквы в той последовательности, в какой они расположены в алфавите. Использование рифмованного материала стимулирует мотивацию и поэтому способствует лучшему усвоению языкового материала благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания, позволяющих увеличить объем и прочность запоминаемого материала.

a) Работа со скороговорками

       Для того чтобы речь была ясной, разборчивой и понятной, неоценимую помощь может оказать работа со скороговорками. Они являются лучшим средством достижения чёткости речи при любом темпе, так как не может быть темпа более быстрого, чем скороговорка. Использование скороговорок на уроке иностранного языка помогает учителю в непринуждённой игровой форме отработать произношение отдельных согласных, в особенности тех, которые отсутствуют в русском языке. Для совершенствования или коррекции произношения  предлагаю следующие этапы работы со скороговорками.

Первый этап - демонстрация или презентация скороговорки.

Вначале скороговорка должна звучать в быстром темпе, т.е. так, как её следует произносить. И лишь только затем медленно, по слогам.

Второй этап - работа над содержанием скороговорки.

Очень важно не механически проговаривать скороговорку, а произносить осмысленно. Учащимся необходимо знать то, что они произносят. Значение некоторых слов можно раскрыть при помощи сигналов, антонимов, комментария. Можно использовать иллюстрации или предложить несколько вариантов перевода скороговорки на выбор.

Третий этап - работа над произношением.

        Необходимо отработать изолированно каждый звук, затем слово, содержащее этот звук, словосочетания и, наконец, всю скороговорку. Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится несколько раз беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией, потом медленно шёпотом, тихо, громче. Затем скороговорка произносится вслух, слитно, но ещё достаточно медленно и, наконец, громко и быстро.

Чтобы работа над произношением была более увлекательной,  предлагаю следующие виды работ.

1. Если вы хотите улучшить своё произношение, говорите хорошо и быстро эти скороговорки:

Скороговорка про моряка

A sailor went to sea

To see what he could see,

And all he could see

Was sea, sea, sea. 

Вышел матрос в море

Посмотреть, что он сможет увидеть

И все, что он смог увидеть

Было море, море, море.

Swan swam over the sea,
Swim, swan, swim!
Swan swam back again
Well swum, swan!

One-One was a racehorse;
Two-Two was one, too.
When One-One won one race,
Two-Two won one, too.

Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.
Spread it thick, say it quick!
Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.
Spread it thicker, say it quicker!
Yellow butter, purple jelly, red jam, black bread.
Don’t eat with your mouth full!

She sells sea shells at the sea shore,

the shells she sells are the sea-shore shells,

 I’m sure.

All cats are grey in the dark.

A friend to all is a friend to none.

All good things come to those who wait.

All's well that ends well

All that glitters is not gold.

All that glitters is not gold.

Hickety, pickety, my black cat

Likes to sit in my blue hat.

Моя черная кошка

Любит сидеть в моей синей шляпе.

(игра слов)

   

I scream, you scream.

We all scream for ice-cream.

Я кричу, ты кричишь.

Мы все требуем мороженого.

 

A big black bug bites a big black bear.

A big black bear hits a big black bug.

Большой черный жук укусил большого черного медведя,

Большой черный медведь ударил большого черного  жука.

           2. Выучите наизусть эти скороговорки:

           Скороговорки в одну строку

 

Pat’s black cat is in Pat’s black hat. A girl sees three big grey geese.

Черная кошка Пэта — в черной шляпе Пэта. Девочка видит троих больших серых гусей.

 

A cup of nice coffee in a nice coffee-cup.

Чашка хорошего кофе в красивой кофейной чашке.

I saw Susie sitting in a shoe shine shop.

Я увидел Сьюзи, сидящей в лавке для чистки обуви. Она сидит там, где чистит и чистит там, где сидит.

  

 I scream, you scream, all we scream for ice cream!

Я кричу, и ты кричишь, мы все кричим: мороженное!

A man is known by the company he keeps.

Better be alone than in bad company.

Charity begins at home


Clothes don't make the man.

Facts speak louder than words.

He who is everywhere is nowhere.

He laughs best who laughs last.

Health is better than wealth

Knowledge is power 

Necessity is the mother of invention.


No smoke without fire.

No news is good news 


Out of sight, out of mind.

Saying is one thing, doing is another.

Where there's a will, there's a way.

3. Прочитайте фразы, где речь идёт о:

а) продуктах питания;

 1. All sugar and honey. – Весь из сахара и меда.

2. An apple a day keeps the doctor away. – Кушай по яблоку в день и доктор не понадобится.

3. The proof of the pudding is in the eating. – Чтобы узнать, каков пудинг, надо его отведать.

4. You can’t make an omelette without breaking eggs. – Нельзя приготовить яичницу, не разив яйца.

5.I am as hungry as a hunter. - Я голоден как волк.

6.Eat at pleasure, drink with measure. - Ешь вволю, (а) пей в меру.

7.One man’s meat is another man’s poison. - Что для одного еда, то для другого яд.
   
9.  You are what you eat.

10.Don't dig your grave with your own knife and fork.

   11.Early to bed and early to rise makes a man healthy, wealthy and wise.

Betty Botta bought some butter,

«But», she said, «this butter’s bitter,

But a bit of better butter

Will make my batter better».

So she bought a bit of butter

And it made her batter better.

б) домашних и диких животных;

There is a black sheep in every flock.

When the cat's away, the mice play.

Big black cat, big black cat.

What a big black cat!

What a cat! What a cat!

 

Bears like honey.

Girls like cats.

Cats like rats.

Boys like dogs.

Storks like frogs.

Mice like cheese.

Sparrows like peas.

Owls like mice.

I like rice.

Birds like grain.

Say it all again!


в)
 о погоде

Whether the weather be fine

Or whether the weather be not.

Whether the weather be cold

Or whether the weather be not.

We will walk together.

Whatever the weather

Whether we like it or not.

 

Rain by R.L. Stevenson

The rain is raining all around,
It falls on field and tree.
It rains on the umbrella here,
And on the ships at sea.

Rain, rain go to Spain!

 Never come back again

 Little Roo wants to play

 On a sunny lovely day

 

4. Назовите скороговорки, в которых есть:

а) имена собственные;

Betty and Bob brought back blue balloons from the big bazaar.

A peck of pickled peppers;

A peck of pickled peppers

Peter Piper picked.

Скороговорка — загадка

Elizabeth, Betty, Betsy and Bess,

They all went together to seek a bird’s nest.

They found a bird’s nest with five eggs in,

They all took one, and left four in.

Элизабэт, Бэтти, Бэтси и Бэсс

Все они вместе пошли искать птичье гнездо.

Они нашли птичье гнездо с пятью яйцами,

Все взяли по одному и четыре осталось.

(Кстати, сколько было девочек? (Одна.))

б) исторические и географические названия;

When in Rome, do as the Romans do.

You know New York.
You need New York.
You know you need unique New York.

в) числительные.

The two-twenty-two train tore through the tunnel.

Sue is sixteen this summer and Cecil was seventeen last Sunday

The thirty-three thieves thought that they thrilled the throne throughout Thursday

Six silver swans swam silently seaward

One-one was a race horse. 
Two-two was one too. 
One-one won one race. 
Two-two won one too.

One, two, three, four.
Tom is sitting on the floor.
One, two, three, four.
Who is sitting on the floor?

Sid sees, Sid sees, Sid sees

Six trees, six trees, six trees.

Сид видит, Сид видит, Сид видит

6 деревьев, 6 деревьев, 6 деревьев.

One smart man, he felt smart.

Two smart men, they both felt smart.

 Three smart men, they all felt smart.

В дальнейшем, чтобы ученики не забыли выученные скороговорки, нужно использовать следующие различные задания.

1. Учащиеся отгадывают скороговорку по одному названному учителем слову.

2. Учитель показывает один за другим рисунки, иллюстрирующие скороговорки. Дети, увидев рисунок, должны произнести ту скороговорку, иллюстрацией которой он является. Можно раздать рисунки детям (которые они рисовали на прежних уроках при работе над каждой скороговоркой). Учитель называет скороговорку, а дети должны показывают подходящий рисунок.

3. Ученикам предлагается из данных слогов или слов составить знакомую скороговорку.

4. Учитель начинает произносить скороговорку, дети хором завершают.

5. Учитель предлагает угадать, в какой скороговорке идёт речь о:

6. а) хлебе; б) молоке; в) кошке; г) собаке; д) рыбе и так далее.

7. Ученики по очереди должны назвать одно за другим слова скороговорки, стараясь не ошибиться, при этом можно начинать как с первого слова, так и с последнего.

8.Один из учащихся «играет» скороговорку, используя мимику, жесты, и просит других назвать скороговорку, о которой идёт речь.

9.Начало одной скороговорки соединено с концом другой. Дети должны назвать обе скороговорки полностью и правильно.

10. Учащимся даются вперемежку слова из известных скороговорок, и предлагается объединить их в группы, расположить в правильном порядке и дополнить недостающими словами.

11. Кто из детей назовёт больше скороговорок.

12.Соревнования в командах. Называются поочерёдно по одной скороговорке. Выигрывает та команда, которая последней называет скороговорку.

       Таким образом,  фонетические зарядки, которые направлены на формирование и развитие произносительных и интонационных навыков учащихся, а также способствующие повторению и закреплению лексического и грамматического материала не только на начальном, но и на последующих этапах обучения. Использование фонетических зарядок имеет ряд преимуществ:

-  регулярное проведение фонетических зарядок улучшает артикуляционные навыки учащихся;

- ученики могут на слух различать долгие и краткие английские звуки, русские и английские звуки;

- фонетические зарядки способствуют не только развитию слухо-произносительных навыков, но и запоминанию и тренировке лексических единиц и грамматических структур.

Приведенные  фонетические зарядки можно использовать для использования в процессе обучения английскому языку как на начальной ступени, так и на средней ступени обучения английскому языку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Для отработки фонетических звуков и для  закрепления грамматических правил в своей работе я  постоянно использую пословицы,поговорки, загадки и небольшие стихотворения. Дни недели:We d...

Примеры фонетической зарядки на уроках английского языка в начальной школе

Фонетическая зарядка на примере гласных (краткий и долгий о) и согласных звуков ( f,v ) на уроках английского языка в начальной школе....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Первое знакомство с языком происходит на звуковом, фонетическом уровне, поэтому формирование произносительных навыков на начальном этапе обучения является одной из основных задач....

Речевая и фонетическая зарядка на уроке английского языка

В материалах темы рассмотрены основные вопросы по организации и проведению речевой зарядки на уроках английского языка....

Фонетическая зарядка на уроках английского языка в 5-11 классах

В данной работе предлагается система коррекции и улучшения фонетических навыков  в период, когда уже прошло значительное количество времени после постановки произношения.. Известно, что на средне...

Тематические фонетические зарядки на уроках английского языка

Тематические фонетические зарядки красочны, просты и доступны для  применения на уроке....

Фонетическая зарядка на уроках английского языка

Статья«Дидактическое пособие» - самостоятельно изготовленные пособия для занятий с детьмиДля формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответству...