Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."
методическая разработка по английскому языку на тему

Иванченко Елена Александровна

Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon phonetics.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей

«МЕЖШКОЛЬНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Формирование и развитие

фонетических навыков учащихся.

Обучение чтению»

Разработала преподаватель английского языка

Иванченко Е.А.

г.Краснодар

Содержание

Введение

  1. Объем и содержание рассматриваемого по данной теме материала.
  2. План действий по обучению фонетике и чтению.
  3. Языковые материалы.

Заключение

Многие преподаватели сталкиваются со следующими трудностями: старшие школьники не умеют правильно читать, не знают правил чтения, исключений из этих правил, не различают понятия «звук» - «буква», не знают знаков транскрипции, да и само это слово для многих является загадкой.

Что касается детей, которые только начинают изучать английский язык, то здесь возникает другая трудность: в учебниках последних лет практически исключены материалы для отработки навыков чтения, а ведь раздел «Фонетика» составляет примерно ¼ часть курса английского языка. Причем довольно сложную его часть, так как чтение английских слов – процесс специфический. Мы не просто складываем из букв слова, а выполняем ряд последовательных действий по «превращению» букв или буквосочетаний в сочетание звуков, именно тех, из которых состоят читаемые слова.

Материалы на четыре типа чтения английских слов, ряда буквосочетаний имелись в достаточном количестве в школьных учебниках 70-х – 80-х годов, авторы А.П.Старков, Р.Р. Диксон, М.Д.Рыбаков; И.Н.Верещагина, М.И.Дубровин, Т.А.Притыкина и др.

Авторы некоторых современных учебников данную тему выносят в отдельные учебные пособия, что не очень удобно, так как современная школа не всегда может приобрести весь учебный комплекс, да и количество упражнений бывает недостаточным для усвоения фонетического строя английского языка и правил чтения.

Такие же отрывочные данные по этой проблеме и в справочной, методической литературе. Так, например, в ставшей почти «классической» «Настольной книге преподавателя иностранного языка» (Минск, Высшая школа) разделу «Фонетика» посвящены 5 страниц с видами упражнений на артикулярную гимнастику, развитие речевого слуха, формирование произносительных навыков и – ни слова об обучении чтению.

Н.А.Галатенко в книге «Английская транскрипция. Учебное пособие с упражнениями и ключами» пишет: «Даже холодный пот прошибает при мысли: обычное обучение идет без букваря и без специального курса чтения слов». Подобная мысль и заставила меня несколько лет назад начать собирать материалы для обучения чтению. Составляла и собирала сводные таблицы правил, исключений, примеры слов на каждое правило и исключение. В этом помогли уже перечисленные книги и такие как «Английский язык. Экспериментальный курс с использованием ночного обучения» профессора В.В.Вахмистрова, «Правила чтения английских слов» А.Ф.Узкого, «Новый англо-русский словарь» проф.В.К.Мюллера и др.

Но для того, чтобы дети могли пользоваться всеми этими материалами, необходима определенная база из понятий и знаний языковой системы в целом.

Возник вопрос о том, какие понятия, когда и как вводить. Какие взять материалы, примеры из русского языка для проведения аналогий, сравнений, так как без связи с родным языком не может быть осознанного и результативного усвоения основ системы иностранного языка. Хорошо, конечно, опираться на уже имеющиеся знания по русскому языку. Например, на умение разграничивать звуки и буквы, на знание понятий «глухой – звонкий», «твердый – мягкий» звук, «ударение», «интонация» и т.п. Когда же этих знаний нет, принцип интегративности, который должен быть ведущим в изучении иностранного языка, не срабатывает, приходится выполнять работу и русоведа и преподавателя английского языка.

Отбор материалов каждый раз желательно строить на лексике конкретного учебника и наиболее распространенных словах. Чтение слов с буквосочетаниями на основе определенной лексики очень продуктивно, так как понимание через «пример» происходит быстрее, чем через заученное правило. Эти примеры создают основу словарного запаса учащихся, их многократная тренировка помогает избежать ошибок в написании. Усвоение «контрольного» слова, то есть слова на определенный тип буквосочетания помогает в дальнейшем «примерять» его на другие, незнакомые, с таким же сочетанием букв, и читать их правильно.

Вряд ли мою работу можно назвать самостоятельным научным трудом, скорее это творческий синтез методических приемов, упражнений и идей, определенный набор карточек, таблиц и система их подачи. Все вышеперечисленное вылилось в следующий план действий по обучению фонетике и чтению и языковые материалы, которые я объединила под общим названием «Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению».

«Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению».

План:

  1. Особенности изучения данной темы в каждой возрастной категории
  1. новые сведения, их постепенное накопление, закрепление и систематизация –  младшие школьники.
  2. дополнение, углубление или восполнение пробелов в ранее изученном материале (2, 3 … год изучения языка).
  3. систематизация изученного, свободное оперирование понятиями «звук-буква», «фонетическая транскрипция», «фонетическая позиция» и другими; их применение на практике.

  1. Объем и содержание рассматриваемого по данной теме материала.
  1. разграничение понятий «звук-буква».
  2. «узнавание» букв по графической оболочке и названию.
  3. знакомство со звуковой системой английского языка. Звук и его обозначение на письме.
  4. фонетическая позиция (открытый/закрытый слог, буквосочетание) – причина несоответствия количества букв и звуков.
  5. четыре типа чтения английских гласных.
  6. правила чтения различных буквосочетаний:  а) гласных                                                                                             б) согласных                                                                                     в) комбинированных
  7. гласные буквы в неударных слогах.
  8. понятие об интонации. Восходящий/нисходящий тон.
  9. словесное, фразовое и логическое ударение.

  1. Формы работы учителя и учащихся на уроке
  1. транскрибирование слов с различными фонетическими сочетаниями
  2. чтение текста с комментарием
  3. игры – разминки («назови тип слога», «запиши звук правильно» - индивидуальные и командные»).
  4. «контрольное слово» - набор выученных примеров на каждое правило
  5. различные фонетические диктанты: а) записать звуки соответствующими                                                               значками

                                                       б) записать букву или сочетание букв,                                                                передающих этот звук и др.

3.6. разграничение долгих/кратких звуков, широких/узких звуков путем

       «контрольных» пар слов (pan-pen, bed-bad и т.п.).

3.7. различные виды работ по карточкам, как индивидуальные, так и групповые.

3.8. конкурс чтецов, чтение по ролям.

3.9. отработка звуков в устных упражнениях, в диалогах и т.д.                                                                                                                          

Примеры используемых на уроке карточек и таблиц:

К. №1

Определить тип слога:

Be, take, pen, go, sit, sport, bus, sphere, lock, her, fore, camp, car, stop, care, tube, fur, like, first, type.

К. №2

Определить по названию букву и записать ее:

[ai], [ i:], [wai], [eit ], [es], [kei], [d3ei], [d3i:], [si:], [zed], [kju:].

К. №3

Затранскрибировать подчеркнутую часть слова:

Son, hook, taught, author, flame, knew, find, bright, rebirth, hero, mice, rule, ford, lead, boat, gun, dark, appear, away, chess, manner, see, point, gym, gold, brave, sure, brown.

 

К. №4

Записать предложенные слова буквами:

[di:], [li:v], [bed], [pæn], [di:d], [ i:v], [ men], [fι:], [sι:], [taim], [neim], [buk], [ spun], [mju:t], [k  ], [ka:], [po:t].

Таб. № 1

 От звука к букве (один и тот же звук имеет несколько способов буквенного выражения).

                     

 [ou]       o              phone

oa

ow

o+ll, o+ld

boat

 know

roll

tone

moan

slow                                        

bold

stone

road

flow                                      

cold

Таб. №2

От буквы к звуку (1 буква – несколько звуков).

Aa   [eι]

make

[æ]

[a:]

[  :]

[  ]

[ə]

cat

farm

tall

watch

about

plate

bag

past

salt

wash

around

same

catch

grass

walk

what

ask

taught

и другие виды работ.

Перечисленные виды работ я использую во всех классах. У младших школьников процесс усвоения материала идет лучше – он интересен, так как это наиболее благоприятный для изучения языка период, их не надо переучивать или восполнять пробелы. Нет груза отрывочных знаний, мешанины из недопонятого материала. Старшие же школьники имеют уже не такое гибкое мышление, хотя и больший понятийный запас – при условии прочных знаний о системе родного языка.

Таким образом, чем раньше мы начнем системное обучение фонетическому строю языка, его правилам, тем лучше будет усвоен материал.

Сложность в обучении чтению и формировании фонетических навыков представляет и неустойчивый состав учащихся, вливание в коллектив новых учеников, которые приходят из других школ с различным уровнем подготовки. Создает определенные трудности и смена педагогов.

Все вышеперечисленное требует дальнейшей разработки и сбора дополнительных языковых материалов, с более тщательным учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Приложение.Чтение буквосочетаний.

Ee/ea [ ɪ:]

Bee

See

Fee

Sea

Tea

Team

beach

bead

beak

beaver

three

bean

meet

meat

seat

been

read

tree

lead

green

street  

clean

speak

teacher

    Oo [u]                  [u:]

Book

Look

Took

Hook

brook

cook

nook

shook

moon

spoon

too

school

tooth

goose

afternoon

soon

Ai/ay, ey/ei [eɪ]

Day

Lay

May

Play

Say

stay

way

ray

bay

clay

rain

brain

train

straight

painting

they

grey

vein  

rein

eight

Oy/oi [ ɔı ]

Boy

Joy

Toy

Royal

oil

boil

coil

point

spoil

coin

soil

toilet

-ou/-ow [au]-в середине слова

round

ground

count

bound

out

found

loud

mouse

sound

house

town

brown

down

flower

crown

crowd

blouse

mount

noun

cloud

cow

now   НО!

how

cow

-aw/-au [ ɔ:]

draw

saw

claw

law

audit

autumn

August

Austria

aural

paw

author

auto-

jaw           

raw

gnaw

straw

-ew [ju:]

new

knew

dew

mew

stew

few

Europe

ewe

hew

view

newspaper

neutral

-ow [ou]- в конце слова

blow

window

know

grow

snow

glow

low

slow

flow

throw

yellow

show

fellow

pillow

follow

crow

-oa- [ou]

boast

boat

coal

coast

coat

load

roast

toast

goat

road

soap

moan

-all/-alk [ɔ:]

all

ball

tall

call

small

fall

hall

wall

stall         

walk

talk

chalk

-ar [a:]

car

dark

mark

cart

 park

arm

farm

barn

 yard

harm

bark

large

scarf

     art

     lark

     bar

-or [ɔ:]

fork

sort

Lord

 or

horn

cord

form

norm

Ford

port      

born

pork

 -ir,-er,-ur,-yr

girl

first

bird

skirt

third

her

term

fern

err

fur

turn

   curl

   burn

Myrtle

myrrh

-ch [ʧ]

chess

chin

teach

chest

cheese

beach

cheap

chick

each

chop

speech

peach

-ck [k]

Black

Back

Lack

luck

duck

cock

neck

peck

tack

sack

pack

 ticket

shop

show

dish

ship

she

wish

 shoe

sheep

shoes

short    

fish

shut

-sh [ʃ]

 -ng[ŋ ] в конце слов 

Sing

Gang

Eating

song

thing

bring

long

reading

ring

king

swing

sang

-th [ɵ]

Thin

Both

Think

thanks

north

thought

thick

south

math

theme

mouth

death

-th[∂]в служебных словах и в местоимениях, перед –e, -er.

This

Those

Than

Though

Either

that

other

their

together

further

the

mother

they

another

weather

these

rather

there

although

with    

wh+o[h]

who

whoever

whom

whole

whose

whomever

wh[w]

why

when

while

what

which

whisper

where

wheel

white

Ph [f]

Phone,  photo,   telephone, elephant, physical, sapphire.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".

Формирование   социально - значимых  качеств  и  навыков  у  воспитанников учреждений  интернатного  типа -  как  необходимое  условие...

Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"

Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.

Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...

Методическая разработка по теме: «Формирование осознанного чтения у детей с нарушением интеллектуального развития»

Методическая разработка содержит материалы по формированию осознанного чтения  как одного из важнейших видов деятельности на уроке чтения.Цель, задачи, актуальность раздела «Формирование ос...

Опытно-методическая разработка по теме «Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»

Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы  по теме «Здоровье»...

Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения

Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения...