Методическая разработка на тему: "Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению."
методическая разработка по английскому языку на тему
Фонетика, транскрипция,типы слогов, звук, буква, чтение буквосочетаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
phonetics.doc | 115.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «МЕЖШКОЛЬНЫЙ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» . МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению» Разработала преподаватель английского языка Иванченко Е.А. г.Краснодар |
Содержание
Введение
- Объем и содержание рассматриваемого по данной теме материала.
- План действий по обучению фонетике и чтению.
- Языковые материалы.
Заключение
Многие преподаватели сталкиваются со следующими трудностями: старшие школьники не умеют правильно читать, не знают правил чтения, исключений из этих правил, не различают понятия «звук» - «буква», не знают знаков транскрипции, да и само это слово для многих является загадкой.
Что касается детей, которые только начинают изучать английский язык, то здесь возникает другая трудность: в учебниках последних лет практически исключены материалы для отработки навыков чтения, а ведь раздел «Фонетика» составляет примерно ¼ часть курса английского языка. Причем довольно сложную его часть, так как чтение английских слов – процесс специфический. Мы не просто складываем из букв слова, а выполняем ряд последовательных действий по «превращению» букв или буквосочетаний в сочетание звуков, именно тех, из которых состоят читаемые слова.
Материалы на четыре типа чтения английских слов, ряда буквосочетаний имелись в достаточном количестве в школьных учебниках 70-х – 80-х годов, авторы А.П.Старков, Р.Р. Диксон, М.Д.Рыбаков; И.Н.Верещагина, М.И.Дубровин, Т.А.Притыкина и др.
Авторы некоторых современных учебников данную тему выносят в отдельные учебные пособия, что не очень удобно, так как современная школа не всегда может приобрести весь учебный комплекс, да и количество упражнений бывает недостаточным для усвоения фонетического строя английского языка и правил чтения.
Такие же отрывочные данные по этой проблеме и в справочной, методической литературе. Так, например, в ставшей почти «классической» «Настольной книге преподавателя иностранного языка» (Минск, Высшая школа) разделу «Фонетика» посвящены 5 страниц с видами упражнений на артикулярную гимнастику, развитие речевого слуха, формирование произносительных навыков и – ни слова об обучении чтению.
Н.А.Галатенко в книге «Английская транскрипция. Учебное пособие с упражнениями и ключами» пишет: «Даже холодный пот прошибает при мысли: обычное обучение идет без букваря и без специального курса чтения слов». Подобная мысль и заставила меня несколько лет назад начать собирать материалы для обучения чтению. Составляла и собирала сводные таблицы правил, исключений, примеры слов на каждое правило и исключение. В этом помогли уже перечисленные книги и такие как «Английский язык. Экспериментальный курс с использованием ночного обучения» профессора В.В.Вахмистрова, «Правила чтения английских слов» А.Ф.Узкого, «Новый англо-русский словарь» проф.В.К.Мюллера и др.
Но для того, чтобы дети могли пользоваться всеми этими материалами, необходима определенная база из понятий и знаний языковой системы в целом.
Возник вопрос о том, какие понятия, когда и как вводить. Какие взять материалы, примеры из русского языка для проведения аналогий, сравнений, так как без связи с родным языком не может быть осознанного и результативного усвоения основ системы иностранного языка. Хорошо, конечно, опираться на уже имеющиеся знания по русскому языку. Например, на умение разграничивать звуки и буквы, на знание понятий «глухой – звонкий», «твердый – мягкий» звук, «ударение», «интонация» и т.п. Когда же этих знаний нет, принцип интегративности, который должен быть ведущим в изучении иностранного языка, не срабатывает, приходится выполнять работу и русоведа и преподавателя английского языка.
Отбор материалов каждый раз желательно строить на лексике конкретного учебника и наиболее распространенных словах. Чтение слов с буквосочетаниями на основе определенной лексики очень продуктивно, так как понимание через «пример» происходит быстрее, чем через заученное правило. Эти примеры создают основу словарного запаса учащихся, их многократная тренировка помогает избежать ошибок в написании. Усвоение «контрольного» слова, то есть слова на определенный тип буквосочетания помогает в дальнейшем «примерять» его на другие, незнакомые, с таким же сочетанием букв, и читать их правильно.
Вряд ли мою работу можно назвать самостоятельным научным трудом, скорее это творческий синтез методических приемов, упражнений и идей, определенный набор карточек, таблиц и система их подачи. Все вышеперечисленное вылилось в следующий план действий по обучению фонетике и чтению и языковые материалы, которые я объединила под общим названием «Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению».
«Формирование и развитие фонетических навыков учащихся. Обучение чтению».
План:
- Особенности изучения данной темы в каждой возрастной категории
- новые сведения, их постепенное накопление, закрепление и систематизация – младшие школьники.
- дополнение, углубление или восполнение пробелов в ранее изученном материале (2, 3 … год изучения языка).
- систематизация изученного, свободное оперирование понятиями «звук-буква», «фонетическая транскрипция», «фонетическая позиция» и другими; их применение на практике.
- Объем и содержание рассматриваемого по данной теме материала.
- разграничение понятий «звук-буква».
- «узнавание» букв по графической оболочке и названию.
- знакомство со звуковой системой английского языка. Звук и его обозначение на письме.
- фонетическая позиция (открытый/закрытый слог, буквосочетание) – причина несоответствия количества букв и звуков.
- четыре типа чтения английских гласных.
- правила чтения различных буквосочетаний: а) гласных б) согласных в) комбинированных
- гласные буквы в неударных слогах.
- понятие об интонации. Восходящий/нисходящий тон.
- словесное, фразовое и логическое ударение.
- Формы работы учителя и учащихся на уроке
- транскрибирование слов с различными фонетическими сочетаниями
- чтение текста с комментарием
- игры – разминки («назови тип слога», «запиши звук правильно» - индивидуальные и командные»).
- «контрольное слово» - набор выученных примеров на каждое правило
- различные фонетические диктанты: а) записать звуки соответствующими значками
б) записать букву или сочетание букв, передающих этот звук и др.
3.6. разграничение долгих/кратких звуков, широких/узких звуков путем
«контрольных» пар слов (pan-pen, bed-bad и т.п.).
3.7. различные виды работ по карточкам, как индивидуальные, так и групповые.
3.8. конкурс чтецов, чтение по ролям.
3.9. отработка звуков в устных упражнениях, в диалогах и т.д.
Примеры используемых на уроке карточек и таблиц:
К. №1
Определить тип слога:
Be, take, pen, go, sit, sport, bus, sphere, lock, her, fore, camp, car, stop, care, tube, fur, like, first, type.
К. №2
Определить по названию букву и записать ее:
[ai], [ i:], [wai], [eit ], [es], [kei], [d3ei], [d3i:], [si:], [zed], [kju:].
К. №3
Затранскрибировать подчеркнутую часть слова:
Son, hook, taught, author, flame, knew, find, bright, rebirth, hero, mice, rule, ford, lead, boat, gun, dark, appear, away, chess, manner, see, point, gym, gold, brave, sure, brown.
К. №4
Записать предложенные слова буквами:
[di:], [li:v], [bed], [pæn], [di:d], [ i:v], [ men], [fι:], [sι:], [taim], [neim], [buk], [ spun], [mju:t], [k ], [ka:], [po:t].
Таб. № 1
От звука к букве (один и тот же звук имеет несколько способов буквенного выражения).
[ou] o phone | oa | ow | o+ll, o+ld |
boat | know | roll | |
tone | moan | slow | bold |
stone | road | flow | cold |
Таб. №2
От буквы к звуку (1 буква – несколько звуков).
Aa [eι] make | [æ] | [a:] | [ :] | [ ] | [ə] |
cat | farm | tall | watch | about | |
plate | bag | past | salt | wash | around |
same | catch | grass | walk | what | |
ask | taught |
и другие виды работ.
Перечисленные виды работ я использую во всех классах. У младших школьников процесс усвоения материала идет лучше – он интересен, так как это наиболее благоприятный для изучения языка период, их не надо переучивать или восполнять пробелы. Нет груза отрывочных знаний, мешанины из недопонятого материала. Старшие же школьники имеют уже не такое гибкое мышление, хотя и больший понятийный запас – при условии прочных знаний о системе родного языка.
Таким образом, чем раньше мы начнем системное обучение фонетическому строю языка, его правилам, тем лучше будет усвоен материал.
Сложность в обучении чтению и формировании фонетических навыков представляет и неустойчивый состав учащихся, вливание в коллектив новых учеников, которые приходят из других школ с различным уровнем подготовки. Создает определенные трудности и смена педагогов.
Все вышеперечисленное требует дальнейшей разработки и сбора дополнительных языковых материалов, с более тщательным учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Приложение.Чтение буквосочетаний.
Ee/ea [ ɪ:]
Bee See Fee Sea Tea Team | beach bead beak beaver three bean | meet meat seat been read tree | lead green street clean speak teacher |
Oo [u] [u:]
Book Look Took Hook | brook cook nook shook | moon spoon too school | tooth goose afternoon soon |
Ai/ay, ey/ei [eɪ]
Day Lay May Play Say | stay way ray bay clay | rain brain train straight painting | they grey vein rein eight |
Oy/oi [ ɔı ]
Boy Joy Toy Royal | oil boil coil point | spoil coin soil toilet |
-ou/-ow [au]-в середине слова
round ground count bound out | found loud mouse sound house | town brown down flower crown | crowd blouse mount noun cloud | cow now НО! how cow |
-aw/-au [ ɔ:]
draw saw claw law | audit autumn August Austria | aural paw author auto- | jaw raw gnaw straw |
-ew [ju:]
new knew dew mew | stew few Europe ewe | hew view newspaper neutral |
-ow [ou]- в конце слова
blow window know grow | snow glow low slow | flow throw yellow show | fellow pillow follow crow |
-oa- [ou]
boast boat coal coast | coat load roast toast | goat road soap moan |
-all/-alk [ɔ:]
all ball tall call | small fall hall wall | stall walk talk chalk |
-ar [a:]
car dark mark cart | park arm farm barn | yard harm bark large | scarf art lark bar |
-or [ɔ:]
fork sort Lord | or horn cord | form norm Ford | port born pork |
-ir,-er,-ur,-yr
girl first bird skirt third | her term fern err | fur turn curl burn | Myrtle myrrh |
-ch [ʧ]
chess chin teach | chest cheese beach | cheap chick each | chop speech peach |
-ck [k]
Black Back Lack | luck duck cock | neck peck tack | sack pack ticket |
shop show dish | ship she wish | shoe sheep shoes | short fish shut |
-sh [ʃ]
-ng[ŋ ] в конце слов
Sing Gang Eating | song thing bring | long reading ring | king swing sang |
-th [ɵ]
Thin Both Think | thanks north thought | thick south math | theme mouth death |
-th[∂]в служебных словах и в местоимениях, перед –e, -er.
This Those Than Though Either | that other their together further | the mother they another weather | these rather there although with |
wh+o[h]
who whoever | whom whole | whose whomever |
wh[w]
why when while | what which whisper | where wheel white |
Ph [f]
Phone, photo, telephone, elephant, physical, sapphire.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...
Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".
Формирование социально - значимых качеств и навыков у воспитанников учреждений интернатного типа - как необходимое условие...
Методическая разработка по теме "Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»"
Методическая разработкаФормирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»...
Формирование и развитие фонетических навыков: приемы обучения, фонетические упражнения.
Как показывают современные исследования, произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных видов речевой деятельности. В данной статье приведе...
Методическая разработка по теме: «Формирование осознанного чтения у детей с нарушением интеллектуального развития»
Методическая разработка содержит материалы по формированию осознанного чтения как одного из важнейших видов деятельности на уроке чтения.Цель, задачи, актуальность раздела «Формирование ос...
Опытно-методическая разработка по теме «Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»
Формирование лексических навыков говорения при изучении английского языка в 6 классе средней школы по теме «Здоровье»...
Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения
Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения...