Совершенствование самостоятельной работы студентов в процессе обучения английскому языку
статья по английскому языку на тему

Чернышова Наталья Алексеевна

Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призваны решать учебные заведения среднего профессионального образования. Формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы преподавателя и коллектива в целом. На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности студентов приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование самостоятельной работы студентов

в процессе обучения английскому языку

 Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призваны решать учебные заведения среднего профессионального образования. Формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы преподавателя и коллектива в целом. На современном этапе развития образования проблема активности познавательной деятельности студентов приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивать способность студентов к рефлексивной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.

Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая на уроке самостоятельная работа студентов способствует овладению всеми обучающимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению студентов рациональным приемам самостоятельной работы.

Большое значение имеет то, в какой мере преподаватель владеет умением организовать самостоятельную работу обучающихся. Это сделать подчас труднее, чем объяснить самому.

При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются прежде его возрастные и индивидуальные особенности. Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений обучающихся. Навыки самообразования приходят не вдруг, их надо планомерно культивировать.

В педагогической литературе существуют различные классификации видов самостоятельной работы – по дидактическому назначению, по источникам знаний, уровню продуктивной творческой деятельности студентов. Уровень сложности должен соответствовать уровню знаний конкретного студента и одновременно способствовать развитию у них компетенций. Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов. Формы организации самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными:

  • лексико-грамматические упражнения;
  • различные виды чтения;
  • реферирование;
  • проекты.

Работа по развитию у студентов самостоятельного мышления должна вестись на всех этапах обучения: при целеполагании, при сообщении нового материала, при закреплении знаний, при проверке домашних заданий.

Планируемая деятельность студентов, продвижение их по пути познавательной самостоятельности должны накладываться на конкретное содержание учебного материала. Важно выделить в каждом конкретном случае из имеющихся задач те, которые студенты могут выполнить самостоятельно.

Самостоятельная работа стимулирует у студентов произвольное внимание, поскольку при ее выполнении обучающиеся сосредотачиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет студентам не только найти правильный ответ на заданный преподавателем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.

Следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы студентов успех обусловлен определенными дидактическими условиями.

Первое условие – наличие у обучающихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.

Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес студентов  и требующего самостоятельного решения.

Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, схемах.

Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.

Пятое условие – самостоятельная работа студента соответственным образом оценивается преподавателем в конце занятия – это стимул для проявления обучающимися старательности при выполнении заданий.

Самостоятельная работа для реализации ее функции как формы самоорганизации в обучении требует знания студентами процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самооценки, а как деятельности по приобретению знаний – соответствующих приемов умственных и физических действий.

При организации самостоятельной работы нужно учитывать общие принципы:

  • гибкая форма организации обучения, учитывающая потребность, интересы, способности студентов;
  • приоритет групповой и индивидуальной форм работы;
  • наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы;
  • самоуправление;
  • опора на существующий уровень развития студента и предоставление условий для его роста.

Преподаватель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функция – стимулировать познавательные интересы студентов, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.

С целью повышения уровня познавательной активности студентов, побуждения их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом я использую следующие активные методы обучения:

  • деловые игры;
  • дидактические игры;
  • учебные игры;
  • игровые ситуации;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • действие по инструкции;
  • дискуссии;
  • решение проблемных ситуаций;
  • использование ИКТ.

Без игровых действий закрепление в памяти учащихся иностранной лексики происходит, на мой взгляд, менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения. Игра, как средство, гарантирующее позитивное эмоциональное состояние, повышает трудоспособность и заинтересованность студентов, что отражается на качестве усвоения учебного материала.

В зависимости от целей урока я использую грамматические, лексические, фонетические, орфографические, творческие игры.

 Грамматические игры – цель научить употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности, создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность обучающихся.

 Лексические игры преследуют цели – тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, знакомство с сочетанием слов, активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию студентов.

 Фонетические игры практикуют и развивают произносительные навыки.

 Цель орфографических игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, часть – на некоторые закономерности в правописании английских слов.

 Творческие игры учат понимать смысл однократного высказывания, научить выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Такие игры формируют у учащихся навыки говорения, аудирования.

 При обучении письму и письменной речи можно использовать так называемое «креативное письмо». Под «креативным письмом» подразумеваются упражнения продуктивного характера самой различной степени сложности, разнообразные по форме и по содержанию, часто в игровой форме. Отличительные черты этих упражнений состоят в том, что они выполняются непременно в письменной форме, по содержанию носят речевой творческий или полутворческий характер, интересны и увлекательны для обучающихся. Обыгрываются стихи известных поэтов, используются монограммы, коллективно пишутся веселые истории, пишутся письма в адрес вымышленных персонажей. Интерес вызывают и такие задания:

 - восстановите начало и конец истории;

 - восстановите диалог по отдельным «направляющим» репликам;

 - измените вид текста (сообщение на разговор, диалог на описание);

 - ответьте на письмо письмом, телефонным разговором и другие.

 Введение проблемной ситуации побуждает студентов искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной деятельности.

 Учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями необходимо использовать эту возможность в качестве инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Компьютерные технологии прекрасно вплетаются в различные темы урока.

 В заключение хочу отметить, что рационально организованная самостоятельная работа студентов способствует овладению ими глубокими и прочными знаниями, повышает возможности успешной подготовки к жизни, формированию у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации.

 

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Формирование учебной самостоятельности школьников в процессе обучения английскому языку

Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконт...

Из опыта работы. Интернет-технологии в процессе обучения английскому языку.

Обобщение опыта на тему "Интернет-технологии в процессе обучения английскому языку....

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка

Развитие компетенций самостоятельной учебной работы в процессе изучения английского языка Ириолова А.Д. – учитель английского языка МБОУ лицея № 64 г. Краснодара, к.ф.н.  Модернизация о...

Роль самостоятельной работы в процессе обучения русскому языку учащихся старших классов с ОВЗ

Описание важности использования самостоятельной работы на уроках русского языка...