Коммуникативные игры на уроках английского языка
статья по английскому языку на тему

Абрюка Ирина Анатольевна

Использование игр для развития коммуникативных умений на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры на уроках английского языка

(учитель английского языка МОУ-СОШ пос. Чайковского Абрюка И. А.)

Игровая деятельность  — исторически возникший вид деятельности, мотив которой лежит в самом процессе деятельности; состоит в воспроизведении (моделировании) детьми деятельности взрослых и отношений между ними в особой условной форме. Об обучающих возможностях использования игрового метода известно давно. Многие ученые, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, обращали внимание на эффективность использования игрового метода. Это объясняется тем, что в игре проявляется особенно полно и порой неожиданно способности любого человека, ребенка в особенности.  Исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру “арифметикой социальных отношений”, Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познанная ребенком мира. К коммуникативным играм можно отнести игры, где учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, где учащиеся сами решают, что, кому и как говорить.

  • информационный пробел (information gap) — игры-догадки, игры-поиски;
  • соединение или подбор элементов (jigsaw or fitting together principle) — различные игры на подбор соответствий;
  • обмен (barter principle) — сюда относятся игры на обмен информацией или атрибутами игры и т.д.

Риксон и Байрон в своей книге «Communication Games» говорят о заданиях, которые учитель может адаптировать для своей учебной ситуации: опиши и нарисуй; опиши и расставь; найди разницу; задай правильный вопрос; заполни это; какая моя страна. В обучении иностранному языку в старших классах эффективны ролевые, деловые, ситуативные игры. Под ситуативными играми подразумеваются коммуникативные игры, которые позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. В методическом плане ситуативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи.

Под коммуникативной игрой понимается модель естественного общения, организуемого преподавателем для имитации процесса реальной коммуникации. В процессе коммуникативной игры на уроке иностранного языка обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр — организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы.
В коммуникативной игре происходит выяснение и корректировка позиций, вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируется новый взгляд на тот или иной вопрос в учении. Основой моделирования в игре является аутентичная ситуация, которая характеризуется наличием информационного пробела или дефицита информации, когда партнеры, как правило, не знают или не догадываются о речевых намерениях друг друга и пытаются в ходе общения ликвидировать этот дефицит или пробел информации. Коммуникативные игры обладают высокой степенью наглядности и позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. В методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная задача моделирует способ совместной деятельности речевых партнёров.

 В учебной практике отечественные и зарубежные методисты выделяют дидактические, имитационные, проблемные, сюжетные, ситуационные, коммуникативные, ролевые, деловые игры. Игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение определённых знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого — создать условия для саморазвития личности. Учебная (ситуационная «коммуникативная») игра, вводимая в учебный процесс в качестве творческого учебного задания, обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, является благоприятной почвой для реализации личностного потенциала школьников, актуализации их личностных функций. Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь на английском языке. Игра является диагностическим инструментом для учителя, который позволяет определить наиболее трудные моменты, степень усвоения материала. Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает контакт, на основании которого язык осваивается осмысленно. Игра доставляет нам удовольствие не только её результатами, но и самим процессом. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум ситуаций, в которых может быть реализовано стремление ребёнка к активной  деятельности.

В своей педагогической деятельности я активно использую игры на уроках. Как только младшие школьники узнают буквы английского алфавита и минимальный набор слов, мы закрепляем это в форме игры. Малыши очень любят играть с «акулой», которая пытается их съесть. Я схематично рисую на доске акулу и пишу пробелы для букв. Дети должны угадать слово по буквам. Если они не угадывают, акула их «проглатывает». Этой игрой очень хорошо начинать урок, «разогревая» и мотивируя учащихся. Можно ее проводить в конце урока, когда дети уже устали, для повторения изученной лексики. В средней школе я использую более «взрослый» вариант этой игры, «Виселица».

Большой популярностью пользуется среди моих учеников игра «Бинго». Она подходит для учащихся любого возраста. Очень полезна для закрепления написания и произношения слов. Для победителя желательно заранее приготовить приз (можно сладкий). Это еще больше стимулирует детей.

Развитие коммуникативных навыков начинается с первого года обучения иностранному языку. Для закрепления и автоматизации общего вопроса в начальной школе я практикую игру «Что я вижу?» Я загадываю предмет в классе (из изученной лексики) и говорю рифмовкой: «Я вижу что-то на букву D». Дети пытаются угадать, задавая вопросы: «Это парта?» и др. Угадавший становится ведущим. (Если позволяет время). В средней школе более подходит игра «Кто Я?» Класс (или я )загадывает слово. Играющий должен задавать только общие вопросы. Когда я использую игры, детям интереснее на моих уроках.

В заключение хочется сказать еще несколько слов о важном значении игры на уроке. Экспериментальным путем доказано, что использование коммуникативных игр способствует, во-первых, созданию мотивации изучения английского языка, во-вторых, более глубокому ознакомлению учащихся с культурой страны изучаемого языка и, в-третьих, развитию навыков говорения, максимально приближенных к естественной коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Игра - как средство воспитания коммуникативных качеств на уроке английского языка".

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя явля...

Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"

Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...

Настольные коммуникативные игры на уроках английского языка.

Статья на тему:Настольные коммуникативные игры  на уроках английского языка....

Развивающие игры на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции

Тема самообразования "Развивающие игры на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции".Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического пр...

Развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся через видео и коммуникативные игры на уроках английского языка

В наше время произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, итернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностра...

Тема по самообразованию: Коммуникативные игры на уроках английского языка

Коммуникативные игры на уроках английского языка...

"Как хорошо уметь читать"- дидактические игры на развитие навыков чтения, как основной коммуникативной составляющей на уроках английского языка

Известно, что преобладающем фактором в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста является игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем...