Доклад "Игра - как средство воспитания коммуникативных качеств на уроке английского языка".
материал по теме

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка и развитие коммуникативных качеств на уроках. В наши дни преподаватели пересматривают арсенал воздействия на умы и эмоции обучающихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Вот причина столь повышенного интереса в настоящее время к играм на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

«Игра – как средство воспитания коммуникативных качеств на уроке английского языка»

Концепция модернизации российского образования ставит ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное содержание образования. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Вообще ключевые компетенции формируются лишь на  личном опыте, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Я считаю, что один из вариантов создания таких условий - это внедрение и использование современных  педагогических технологий. А также использование активных педагогических форм, методов и приёмов организации образовательного процесса на уроках английского языка, применяя индивидуальный подход к каждому обучающемуся и используя элементы  рейтинговой системы оценивания. Решение этих проблем позволяет мне создать на уроках психолого-педагогические условия для успешного овладения предметом.

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей преподавателя является повышение мотивации к изучению английского языка и развитие коммуникативных качеств на уроках. В наши дни преподаватели пересматривают арсенал воздействия на умы и эмоции обучающихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Причина столь повышенного интереса в настоящее время к играм на уроке – это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует отметить также, что при сохранении мотивации возникает проблема - снижение познавательного интереса к изучению английского языка. Данное явление происходит в связи с тем, что обучающиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирует учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках английского языка игровых технологий. Проблемы стимулирования и мотивации к изучению английского языка с использованием занимательных материалов и игровых приёмов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных учёных ( И.Л Бим, С.Т.Занько, С.С.Полат, В.М.Филатов, Е.И.Пассов и др). Особенность иностранного языка как предмета заключается в том, что учебная деятельность подразумевает иноязычную речевую деятельность общения, в процессе которой формируются помимо знаний, иноязычные речевые умения. Познавательные мотивы обучающихся, содержатся в самой учебной деятельности, придают этой деятельности личностный смысл.

Основными коммуникативными качествами,  формирующимися в игре являются - познавательная потребность обучающихся к изучению языка, желание общаться на английском языке, а также выражение своего мнения на иностранном языке.

Привлечение игры как приёма обучения – есть действенный инструмент управления учебной деятельностью, активизирующий мыслительную деятельность обучающихся, позволяющий сделать учебный процесс захватывающим и интересным.

«Учебный предмет сам по себе настолько серьёзен, что следует считать удачей всякую возможность изложить его хотя бы чуть занимательнее»- писал  Б. Паскаль. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция даёт возможность человеку войти в чужую культуру, получать, анализировать, передавать информацию и получать ответ. Иностранный язык, как учебный предмет, отличается от других общеобразовательных дисциплин тем, что основная цель его преподавания - это формирование речевых навыков на чужом для обучающихся языке. Воспитание обучающихся осуществляется через систему личностного отношения к изучаемой культуре и предполагает формирование у них:

- оценочно-эмоционального отношения к миру;

- положительного отношения к иностранному языку, культуре народа;

- понимание особенностей своего мышления;

- сопоставление изучаемого языка с родным;

- знания о культуре, истории, реалиях и традициях страны изучаемого языка и включения обучения в «диалог культур».

Академик Щерба Л.В  указывал, что иностранный язык оказывает определённым образом   воспитательное воздействие на изучение и родного языка обучающихся.

Игровые технологии - это технологии на основе активизации и интенсификации деятельности  обучающихся. Й.Хейзинг сказал: «Человеческая культура возникла и развёртывается в игре, как игра».

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Считаю, что использование на уроках элементов  игровых  технологий, обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так, включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создаёт у обучающихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Существуют такие функции игры как:

- коммуникативная: освоение диалектики общения;

- самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений. Усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением и отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, а также в модель типа человеческих отношений.

Игру как метод обучения использовали с древности. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более широкой технологии;

- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Блестящий исследователь игры Д.Б. Эльконин полагает, что игра социальна по своей природе и непосредственному насыщению и спроецирована на отражение мира взрослых. Называя игру «арифметикой социальных отношений», Д.Б. Эльконин трактует игру как деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых [4].

Игра на уроках иностранного языка создает предпосылки мотивации обучения, ориентирует учащихся на овладение языком как средством общения. Имитируя межличностное общение, игра формирует систему отношений между партнерами, учит давать оценку фактам и утверждениям, выражать свою реакцию на информацию .

Приступая к разработке игры, учитель иностранного языка должен обязательно учитывать ее особенности. Будь то 20-25 минутная игра на начальном этапе обучения или серия из 5-10-и игр на среднем и старших этапах.

Языковые игры , помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику), делятся на фонетические, лексические, грамматические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на «аспектные» является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.

Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном или определенных видах речевой деятельности. Очевидно, что каждому виду речевой деятельности будет соответствовать определенный вид учебной игры, то есть здесь мы говорим об играх, нацеленных на обучение различным видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму).

По форме проведения выделяют игры на уроках иностранного языка на предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

Готовя игру, учитель четко формулирует тему, цель игры и урока. Он руководствуется требованиями программы, уровнем знаний и умений учащихся. Выбрав тему, учитель разрабатывает сюжет, конкретные и обобщенные роли, имея в виду конкретных учеников класса, учитывая их языковую подготовку, особенности характера. Здесь открывается самое широкое поле творчеству учителя и его деятельности. Учитель добивается полного понимания учащимися темы, цели и роли, организует отработку до автоматизма лексических и структурных единиц .

Задание, которое готовится выполнять ученик, должно быть стимулом к речевой деятельности. В ходе игры ее участники должны говорить, а не пересказывать содержание своих ролей, должны общаться между собой, должны суметь варьировать свою речь при возникновении спорных положений.

Непременным условием успешной игры на уроках иностранного языка является доброжелательная, уважительная к партнеру атмосфера на уроке. Создать ее – важнейшая задача учителя .

В ходе урока учитель должен как бы уходить в тень, создавать благоприятную атмосферу на уроке, оказывать помощь только слабым ученикам и только в том случае, если ее не смогут оказать сами участники игры, т.е. быть как можно менее заметным. Учитель должен быть очень внимательным на уроке, отмечать для будущего анализа все положительное и отрицательное в ходе урока.

Игровое общение приближается к естественному. Учителю удается, правда не всегда, добиться вариантности и самостоятельности высказываний учащихся в игровых обстоятельствах. У учащихся развивается умение расширить фразу, дополнить ее. Некоторые учащиеся отходят от текста-образца, проявляют самостоятельность.

В зависимости от степени владения иностранным языком общение в ходе игры носит репродуктивный, полутворческий и творческий характер.

Репродуктивный способ речевого общения использовался учащимися с недостаточным уровнем владения и обучаемости иностранному языку. Их задача заключается в том, чтобы воспроизвести текст-образец в качестве ответа на реплику, либо в качестве постановки вопроса.

Учащиеся со средней успеваемостью по заданию учителя включают в текст-образец дополнительные элементы, изменяют последовательность реплики, ставя по ходу вопросы.

Общение в ходе игры учащихся с достаточным и высоким уровнем владения языком носит более творческий характер. Они могут проявить инициативу, самостоятельность в иноязычной речевой деятельности.

В ходе проведения коммуникативных игр на уроках иностранного языка учебная деятельность школьников приобретает предельную прозрачность: в каждый момент участники имеют возможность наблюдать и контролировать действия своих партнеров по группе, отметить их слабые и сильные стороны, что само по себе положительно, так как позволяет каждому рефлексивно подойти к собственной деятельности, т.е. сравнить свой уровень знаний и языковой подготовки со знаниями других членов группы, что служит предпосылкой для самокоррекции. Кроме того, учебно-игровая деятельность всегда обнажает сущность каждого участника, и это позволяет преподавателю в ходе наблюдения за процессом коммуникативных игр изучать индивидуальные особенности, типологические группы обучаемых, с тем, чтобы в дальнейшем принимать их во внимание при учебно-игровом сотрудничестве в ходе реализации коммуникативных игр .

В игре все равны. Она посильна почти каждому ученику, даже тому, кто не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке обучающийся, может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность обучающимся преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижает боязнь ошибок и благотворно сказывается на результатах обучения. В игре всё «понарошку», есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т.е снять с себя ответственность за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я - это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случае снимается часть психологического стресса при общении. Языковой материал усваивается незаметно, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения, что очень важно также для адаптации в социуме.

Таким образом, можно сделать вывод и сказать, что игра выступает как средство воспитания коммуникативных качеств, а именно:

- воспитывает внимательное, гуманное отношение к партнёру по игре, вежливость (фразы-клише речевого этикета);

- создаёт атмосферу иноязычного общения, объединяет коллектив обучающихся;

- устанавливает новые эмоционально-коммуникативные отношения;

- снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему;

- гармонично развивает личностные качества для активизации резервных возможностей личности, что очень важно для адаптации человека в социуме.

Игровая форма, применяемая на моих уроках, создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают  как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Особенностями игры в подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Таким образом, игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку; использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации реального общения и повышения эффективности учебного процесса; эффективность игры зависит от правильной ее организации; проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще; разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Включение игр в процесс обучения иностранного языка обеспечивает возможность языковой практики, предлагает контекст и условия, при которых язык используется в полном объеме как лингвистическое явление и средство общения, выступает инструментом диагностики как для учителя, так и для ученика, освещая встречающиеся трудности, развивает творческие способности мышления.

Список литературы

 

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение.
  2. Гальскова Н.Д, Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр «Академия». 2005.
  3. Марчан Н.Б. О некоторых приёмах повышения эффективности изучения лексики. Иностранный язык в школе. 2004.-№5.-с.77-78.
  4. Матюгин И.Ю. Как запомнить английские слова. М.: РИПОЛ классик. 2009.-320с.
  5. Степичев П.А. Лексические игры на уроках английского языка М.: Чистые пруды. 2008.-с.32.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости фор...

Итоговая работа на тему: «Технология развития критического мышления как средство формирования коммуникативных способностей на уроках английского языка»

Министерство образования  и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистовС...

Средства оценки уровня сформированности коммуникативных компетенций на уроках английского языка у учащихся начальных классов

Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполага...

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка средствами детского фольклора

Методическая работа на данную тему показывает, насколько важна роль фольклора, а в частности сказок, в изучении иностранного языка детьми....

«Газета- как средство и способ формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка»

Мне хотелось бы остановиться на одной из форм внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью формирования КК – это выпуск газеты....