Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»
статья по теме

Гурова Алевтина Владимировна

 

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка,  причем данная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poslednie_gody.docx18.38 КБ
Файл v_poslednie_gody.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Коммуникативные игры

как средство формирования речевых умений

 на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка,  причем данная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

В основе новых стандартов образования также лежит компетентностная образовательная парадигма. Во главу угла ставится формирование новой творческой, знающей личности с высоким инновационным потенциалом. Устанавливая требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, стандарт  определяет ориентиры, которыми следует руководствоваться педагогам в своей деятельности.

Практика показывает, что наиболее эффективными в процессе изучения иностранного языка оказываются коммуникативные технологии, к которым можно отнести технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова. Одним из ее принципиальных положений является речевая направленность, т.е. обучение языку через общение. В своей работе я использую учебно-методический комплекс М.З.Биболетовой «Enjoy English», который также разработан на основе приоритета коммуникативной цели в обучении английскому языку, что обеспечивает практическую направленность урока, когда мы ведем урок на языке, а не о языке. Данный УМК позволяет реализовать системно-деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Я считаю, что на этапе начальной школы общение учеников наиболее целесообразно организовать в процессе игры, ведь игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Когда изучение предмета только начинается и лексический запас учащихся очень невелик, формирование речевых умений осуществляется в ходе игр,  довольно простых по форме. Например, при изучении темы «Еда» класс делится на 2 команды, у каждой из которых есть набор карточек, обозначающих разные продукты и напитки. Члены команд задают друг другу вопросы типа: Do you have any..? Could you pass me…? (Yes, please. Here you are. Sorry, I couldn′t).

Другая игра. Изображение животного закрыто листом бумаги. Учитель понемногу открывает его, а дети пытаются угадать, какое животное изображено, задавая вопросы типа: Is it a …?

У детей более старшего возраста популярна игра «Морской бой». Обеим командам выдаются листы с одинаковым схематическим изображением комнаты, а также одинаковый список мебели, которую дети схематически расставляют в своих «комнатах» (a table, a sofa, an armchair, a TV set, a fire, a chair, a carpet). Затем команды угадывают местонахождение мебели у своих соперников, используя вопросы типа: Is there …on (in, near…)?

В процессе подобных игр происходит формирование коммуникативных универсальных учебных действий,  предполагающих способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность даже в условиях ограниченного лексического запаса.

Другим важным принципом технологии коммуникативного обучения является ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Пассов утверждает, что желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. Поэтому на уроках мы не ограничиваемся составлением диалогов, а разыгрываем сценки, имитирующие реальные ситуации, как это происходит, например, во время игры “Toy Shop”. Из парт сооружаем импровизированный «прилавок», на нем стоят игрушки, принесенные ребятами из дома.  Выбирается «продавец», «покупатель», и между ними разворачивается диалог следующего типа:

What would you like to buy?

I′d like to buy a toy car.

Here you are.

Thank you.

You are welcome.

В зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся диалог может быть расширен за счет фраз типа “Show me this…, please”, “How much is it?”, “It is too expensive”, “I don′t like this car, please, show me that one..” etc.

Игра как вид деятельности, особенно сюжетно-ролевая, не только способствует более эффективному усвоению лексических единиц,  но и стимулирует познавательную активность учеников, что в конечном итоге направлено на обеспечение достижения такого личностного результата как сформированность мотивации к обучению и познанию.

        На ступени основного общего образования обучение английскому языку способствует формированию таких метапредметных результатов как способность учащихся к активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, а также способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. К числу заданий, позволяющих эффективно осуществлять формирование языковых навыков, относятся задания типа «information gap» (информационное неравенство). Одно из подобных заданий заключается в том, что найти «преступника» и раскрыть обстоятельства «преступления». Для этой игры требуется 20 карточек с разными именами и обстоятельствами преступления. Данные карточек повторяются на больших картах. Карточки раздаются «свидетелям» (witnesses), а большие карты раздаются «следователям» (investigators). Из 20 маленьких карточек одна удаляется и откладывается в сторону. Это и есть имя «преступника» и обстоятельства преступления. Следователи смотрят на свои карты и задают вопросы типа «Is his name Mark?”, «Did he steal the money from the bank?»  etc. Если на маленьких карточках «свидетелей» есть это имя и обстоятельства, они отвечают: "No, his name is not Mark and he did not steal the money from the bank". «Следователи» должны как можно скорее назвать имя преступника и обстоятельства «преступления».

        В классах с более высоким уровнем познавательных возможностей мы проводим уроки в форме “круглого стола», который представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Очень важно, чтобы обсуждаемая проблема действительно была актуальна для учащихся, поэтому я обычно использую эту форму работы в 9 классе при изучении темы «Отношения с родителями».  До недавних пор каждый ученик высказывался от своего имени, но затем я решила поделить учащихся «круглого стола» на группы, из которых одни бы выступали от имени родителей, а вторые от имени детей. Такой вид деятельности формирует не только коммуникативные навыки, но и такие составляющие личностных универсальных учебных действий как готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.

        Важной составляющей коммуникативно-ориентированного обучения является формирование партнерских отношений между учителем и учеником.  Роль учителя состоит в создании условий, при которых учащимся необходимо было бы решать те или иные коммуникативные задачи. Что касается исправления фонетических, лексических, грамматических ошибок, то прерывать игру или круглый стол с этой целью недопустимо. Безусловно, учитель выявляет ошибки, фиксирует их, но их анализ происходит после завершения акта коммуникации. Иногда я произвожу аудиозапись фрагментов урока, чтобы затем учащиеся могли вновь прослушать свои собственные высказывания и по возможности самостоятельно исправить ошибки.



Предварительный просмотр:

«Коммуникативные игры

как средство формирования речевых умений

 на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка,  причем данная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении иностранным языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

В основе новых стандартов образования также лежит компетентностная образовательная парадигма. Во главу угла ставится формирование новой творческой, знающей личности с высоким инновационным потенциалом. Устанавливая требования к личностным, метапредметным и предметным результатам, стандарт  определяет ориентиры, которыми следует руководствоваться педагогам в своей деятельности.

Практика показывает, что наиболее эффективными в процессе изучения иностранного языка оказываются коммуникативные технологии, к которым можно отнести технологию коммуникативного обучения иноязычной культуре Е.И.Пассова. Одним из ее принципиальных положений является речевая направленность, т.е. обучение языку через общение. В своей работе я использую учебно-методический комплекс М.З.Биболетовой «Enjoy English», который также разработан на основе приоритета коммуникативной цели в обучении английскому языку, что обеспечивает практическую направленность урока, когда мы ведем урок на языке, а не о языке. Данный УМК позволяет реализовать системно-деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

Я считаю, что на этапе начальной школы общение учеников наиболее целесообразно организовать в процессе игры, ведь игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Когда изучение предмета только начинается и лексический запас учащихся очень невелик, формирование речевых умений осуществляется в ходе игр,  довольно простых по форме. Например, при изучении темы «Еда» класс делится на 2 команды, у каждой из которых есть набор карточек, обозначающих разные продукты и напитки. Члены команд задают друг другу вопросы типа: Do you have any..? Could you pass me…? (Yes, please. Here you are. Sorry, I couldn′t).

Другая игра. Изображение животного закрыто листом бумаги. Учитель понемногу открывает его, а дети пытаются угадать, какое животное изображено, задавая вопросы типа: Is it a …?

У детей более старшего возраста популярна игра «Морской бой». Обеим командам выдаются листы с одинаковым схематическим изображением комнаты, а также одинаковый список мебели, которую дети схематически расставляют в своих «комнатах» (a table, a sofa, an armchair, a TV set, a fire, a chair, a carpet). Затем команды угадывают местонахождение мебели у своих соперников, используя вопросы типа: Is there …on (in, near…)?

В процессе подобных игр происходит формирование коммуникативных универсальных учебных действий,  предполагающих способность обучающихся осуществлять коммуникативную деятельность даже в условиях ограниченного лексического запаса.

Другим важным принципом технологии коммуникативного обучения является ситуативность, ролевая организация учебного процесса. Пассов утверждает, что желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей говорящих. Поэтому на уроках мы не ограничиваемся составлением диалогов, а разыгрываем сценки, имитирующие реальные ситуации, как это происходит, например, во время игры “Toy Shop”. Из парт сооружаем импровизированный «прилавок», на нем стоят игрушки, принесенные ребятами из дома.  Выбирается «продавец», «покупатель», и между ними разворачивается диалог следующего типа:

What would you like to buy?

I′d like to buy a toy car.

Here you are.

Thank you.

You are welcome.

В зависимости от уровня познавательных возможностей учащихся диалог может быть расширен за счет фраз типа “Show me this…, please”, “How much is it?”, “It is too expensive”, “I don′t like this car, please, show me that one..” etc.

Игра как вид деятельности, особенно сюжетно-ролевая, не только способствует более эффективному усвоению лексических единиц,  но и стимулирует познавательную активность учеников, что в конечном итоге направлено на обеспечение достижения такого личностного результата как сформированность мотивации к обучению и познанию.

        На ступени основного общего образования обучение английскому языку способствует формированию таких метапредметных результатов как способность учащихся к активному использованию речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач, а также способность осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. К числу заданий, позволяющих эффективно осуществлять формирование языковых навыков, относятся задания типа «information gap» (информационное неравенство). Одно из подобных заданий заключается в том, что найти «преступника» и раскрыть обстоятельства «преступления». Для этой игры требуется 20 карточек с разными именами и обстоятельствами преступления. Данные карточек повторяются на больших картах. Карточки раздаются «свидетелям» (witnesses), а большие карты раздаются «следователям» (investigators). Из 20 маленьких карточек одна удаляется и откладывается в сторону. Это и есть имя «преступника» и обстоятельства преступления. Следователи смотрят на свои карты и задают вопросы типа «Is his name Mark?”, «Did he steal the money from the bank?»  etc. Если на маленьких карточках «свидетелей» есть это имя и обстоятельства, они отвечают: "No, his name is not Mark and he did not steal the money from the bank". «Следователи» должны как можно скорее назвать имя преступника и обстоятельства «преступления».

        В классах с более высоким уровнем познавательных возможностей мы проводим уроки в форме “круглого стола», который представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Очень важно, чтобы обсуждаемая проблема действительно была актуальна для учащихся, поэтому я обычно использую эту форму работы в 9 классе при изучении темы «Отношения с родителями».  До недавних пор каждый ученик высказывался от своего имени, но затем я решила поделить учащихся «круглого стола» на группы, из которых одни бы выступали от имени родителей, а вторые от имени детей. Такой вид деятельности формирует не только коммуникативные навыки, но и такие составляющие личностных универсальных учебных действий как готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания.

        Важной составляющей коммуникативно-ориентированного обучения является формирование партнерских отношений между учителем и учеником.  Роль учителя состоит в создании условий, при которых учащимся необходимо было бы решать те или иные коммуникативные задачи. Что касается исправления фонетических, лексических, грамматических ошибок, то прерывать игру или круглый стол с этой целью недопустимо. Безусловно, учитель выявляет ошибки, фиксирует их, но их анализ происходит после завершения акта коммуникации. Иногда я произвожу аудиозапись фрагментов урока, чтобы затем учащиеся могли вновь прослушать свои собственные высказывания и по возможности самостоятельно исправить ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной деятельности посредством игровой деятнльности на уроках английского языка.

Данная презентация  поможет раскрыть   вопрос о формировании коммуникативной деятельности на уроках....

«СОВРЕМЕННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"

Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...

Формирование коммуникативной компетентности с использованием ИКТ на уроках английского языка

В  Концепции модернизации российского образования определены новые приоритеты. Ведущим аспектом является подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в ...

ИКТ как средство формирования УУД на уроках английского языка

Представляю вашему вниманию презентацию и текст к ней о собственном опыте работы по формированию УУД на уроках английского языка. Надеюсь моя работа будет интересна и востребована учителями английског...

Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять ...