Методическая система «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.
материал по английскому языку на тему

Бурцева Марина Евгеньевна

Методическая система педагогического опыта «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Бурцева Марина Евгеньевна,

учитель английского языка

МБОУ СШ№6 г.Вязьмы

Смоленской области

Методическая система педагогического опыта

Тема педагогического опыта: «Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Актуальность.

Согласно целям ФГОС основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное образование.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Работаю в средней общеобразовательной школе (5-11классы), расположенной в отдаленном от города микрорайоне «Московский» (5 км), где, кроме начальной школы - комплекса «Надежда», нет других образовательных организаций. Многие из моих учеников  из неблагополучных, малообеспеченных семей. С каждым годом увеличивается количество детей из семей - иммигрантов,  которым трудно даётся изучаемый материал. Работа в классах с большой  накопляемостью  перестает быть эффективной. У обучающихся возникают проблемы в общении, дети не умеют высказывать свои точки зрения, вести диалог, боятся выступать перед публикой, испытывают  сложности взаимодействия друг с другом. Считаю, что для развития коммуникативной компетентности вне языкового окружения, недостаточно наполнить урок лексико-грамматическими  упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают мысль, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

         Возникает проблема: недостаточный уровень развития умения осуществлять общение на английском языке.

Причины: несформированность навыка межличностного общения, низкий уровень познавательной активности, невозможность развивать коммуникативную компетентность средствами традиционных технологий.

Для решения данной проблемы я поставила перед собой цель: развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности.

Задачи:

  • создать банк приемов педагогических технологий, развивающих у обучающихся навыки работы в парах, группах, представлять себя и вести дискуссии, излагать письменно свою мысль, взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • разработать серию проблемных ситуаций с целью формирования умений решать проблемы, возникающие в речевой практике;
  • разработать цикл уроков и внеклассных мероприятий с применением методов интерактивного обучения с целью развития способности действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
  • разработать дидактический  материал для реализации программ элективных учебных предметов;
  • создать комфортные условия обучения, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.

Концепция изменений связана с использованием современных технологий, способствующих совершенствованию учебного процесса. В основу концепции положены теоретико-методологические основы ФГОС, идеи А.Г. Асмолова (формирование УУД), А.В. Хуторского  (компетентностный подход в обучении), Д.Б.Эльконин, И.С.Якиманского (деятельностный подход), Л.С. Выготского (формирование мышления в процессе организации групповой творческой деятельности), Е.И.Пассов (коммуникативный подход обучения).

Основной организационной формой является урок. Каждый урок предполагает активное взаимодействие учителя и обучающегося, обучающегося и группы. Обязательным элементом урока является этап рефлексии, позволяющий определить степень эффективности занятия, степень сформированности УУД, степень самооценки.

Для изучения нового материала использую урок -  путешествие, урок - интервью. Для закрепления и обобщения материала  -  ролевая (деловая) игра,  урок - виртуальная экскурсия, урок-дискуссия, урок-дебаты, урок-пресс-конференция. Для контроля знаний -  урок защиты мини - проектов. Такие формы работы моделируют жизненные и учебные проблемные ситуации, где ученики «примеряют» на себя определённые роли, накапливают опыт решения проблем. Происходит личностное самоопределение и самореализация обучающихся. На таких занятиях устанавливаются эмоциональные контакты между обучающимися, ребята учатся  работать в команде, прислушиваться к мнению других, что обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Мною разработан цикл уроков с применением методов интерактивного обучения. Цель: создание условий для личностного определения и самореализации обучающихся.

5-6 классы

  • урок - виртуальное путешествие «Достопримечательности Лондона»
  • урок - интервью «Интервью у известного человека»
  • урок - соревнование «Что вы знаете о Великобритании?»
  • урок – соревнование «Что вы знаете о России?»

9-11 классы

  • урок-пресс-конференция «СМИ в Великобритании»
  • урок-деловая игра «Устройство на работу»
  • урок - дискуссия «Реклама: за и против»
  • урок - дискуссия “Компьютеризация: проклятие или благословление?»
  • урок - дискуссия «Зачем ты изучаешь иностранный язык?»
  • урок – дискуссия «Мое отношение к экстремальным видам спорта»
  • урок -  дебаты (обмен мнениями) "Компьютер в нашей жизни: преимущества и недостатки"

Составлен комплекс проблемных ситуаций. Цель: формирование умений решать проблемы, возникающие в речевой практике. Использование в ходе урока заданий, формирующих параметры мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация) способствуют развитию творческого мышления учащихся. Во время дискуссии обучающиеся демонстрируют умение вычленить главное, выражать своё собственное мнение, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.

Серия приемов, способствующих организации интерактивного взаимодействия на разных этапах уроков дает позитивный результат:

мозговой штурм (для активизации процесса генерирования идей); метод «Попс-формула» ((позиция, обоснование, пример, следствие) для аргументации своей позиции в дискуссии); метод “Mind-Map” или интеллект-карта (при систематизации, повторении материала, при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при сборе необходимого языкового материала); метод синквейн (на стадии рефлексии или на стадии вызова), ролевые игры, метод проектов.

Разработан дидактический  материал для реализации программ элективных учебных предметов:

  • «Деловой английский», составленный в целях профильной подготовки обучающихся 10 класса, желающих овладеть компетенциями  делового общения;
  • «Успешное письмо на английском» для обучающихся 11 класса, целью которого является системное  развитие у обучающихся компетенций в письменной речи по темам, наиболее востребованным в реальных жизненных ситуациях;
  • «Английский язык и культуроведение англоговорящих стран»

( 10-11классы) с целью формирования межкультурной компетенции, то есть способности понимать и интерпретировать особенности чужой и собственной культур в их различных проявлениях.

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется также во внеурочной деятельности. В школе организована работа школьного пресс – центра, выпуск школьной газеты «Шестой меридиан». Мною организована творческая группа обучающихся “DJ OLIMP”, которая отвечает за подготовку материала по разной тематике на английском языке в рубрике “English School Times”. Также в школе действует школьное научное сообщество «Аристократы ума», целью которого является организация научно – исследовательской деятельности обучающихся.

Индивидуально – групповые занятия по предмету в 6 классах направлены в основном на работу с обучающимися, у которых изучение английского языка вызывает затруднения. Для них разработана серия логико-синтаксических схем и речевых опор с иллюстрациями, которые являются эффективным инструментом для обучения говорению. Функция: обучает логичному, целостному, коммуникативно-направленному высказыванию, учит говорящего осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, выражать собственное отношение к теме, предмету высказывания.

 Являясь руководителем школьного методического объединения учителей иностранного языка и истории, ежегодно организую проведение  Недели английского языка и истории. Обучающиеся активно участвуют в различных мероприятиях:  играх, викторинах, конкурсах на лучший проект по параллелям. Наша школа тесно сотрудничает с разными организациями района: военной частью,  бюро путешествий «Апельсин». Мы часто организуем  экскурсии по нашему родному городу Вязьма, посещаем военно- исторические места, памятники района, совершаем поездки и в другие города нашей страны с целью изучения культурного наследия России и создания совместных творческих проектов на английском языке.

    Результатом моей работы, направленной на развитие коммуникативной компетентности обучающихся является развитие интереса к предмету английский язык, сформированность навыков работы в группе, навыков публичных выступлений, умений работать с информацией (анализировать, систематизировать, обобщать),  презентовать подготовленную информацию в наглядном виде,  применение данных действий при изучении других предметов, при участии в конкурсах на разных уровнях (от школьного до федерального).

Результатом является:

Личностные результаты (по методике изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса  М.И. Лукьяновой, Н.В. Калининой)

Класс

Наименование личностного результата

Год

2014

2015

5-6

выражать положительное отношение к познанию

50%

66%

оценивать собственную учебную деятельность

32%

50%

применять правила делового сотрудничества

30%

60%

проявлять терпение и доброжелательность в споре

27%

58%

9-10

выражать положительное отношение к познанию

56%

87%

оценивать собственную учебную деятельность

60%

86%

применять правила делового сотрудничества

65%

90%

проявлять терпение и доброжелательность в споре

57%

78%

10-11

выражать положительное отношение к познанию

92%

95%

оценивать собственную учебную деятельность

90%

95%

применять правила делового сотрудничества

77%

85%

проявлять терпение и доброжелательность в споре

50%

65%

Анализ данных, полученных в результате проведения исследования, показывает положительную динамику роста школьной мотивации обучающихся.

Метапредметные результаты

Класс

     

кол-во

Наименование метапредметного результата

Год

Уровни

2014

Уровни

2015

5-6

21уч.

Регулятивные УУД: постановка проблемы, определение учебных задач, контроль и саморегуляция

«Высокий» - 5 «Достаточный» - 8 «Допустимый» - 8

«Высокий» - 6 «Достаточный»-10

«Допустимый» - 5

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, сбор и представление информации.

«Высокий» - 5 «Достаточный» - 7 «Допустимый» - 9

«Высокий» - 6 «Достаточный»-9

«Допустимый» - 6

Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической речи, умение выразить и отстоять свою точку зрения,  принять другую

«Высокий» - 3 «Достаточный» - 7 «Допустимый» - 11

«Высокий» - 4 «Достаточный»-11

«Допустимый» - 6

9-10

16 уч.

Регулятивные УУД: постановка проблемы, определение учебных задач, контроль

«Высокий» - 6 «Достаточный» - 7 «Допустимый» - 3

«Высокий» - 8 «Достаточный»-8

«Допустимый» - 0

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, сбор и представление информации.

«Высокий» - 6 «Достаточный» - 7 «Допустимый» - 3

«Высокий» - 8 «Достаточный»-8

«Допустимый» - 0

Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической речи, умение выразить и отстоять свою точку зрения,  принять другую

«Высокий» - 5 «Достаточный» - 7 «Допустимый» - 4

«Высокий» - 6 «Достаточный»-8

«Допустимый» - 2

10-11

23 уч.

Регулятивные УУД: постановка проблемы, определение учебных задач, контроль и саморегуляция

«Высокий» - 10 «Достаточный»-10

«Допустимый» - 3

«Высокий» - 12 «Достаточный»-9

«Допустимый» - 2

Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, сбор и представление информации.

«Высокий» - 11 «Достаточный» - 9 «Допустимый» - 3

«Высокий» - 12 «Достаточный»-10

«Допустимый» - 1

Коммуникативные УУД: организация учебного сотрудничества, владение монологической и диалогической речи, умение выразить и отстоять свою точку зрения,  принять другую

«Высокий» - 10 «Достаточный»-10  «Допустимый» - 3

«Высокий» - 12 «Достаточный»-10

«Допустимый» - 1

В приведённых выше данных мониторингов прослеживается положительная динамика развития метапредметных результатов обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Примечание: за основу диагностики метапредметных результатов мною взят кодификатор, соответсвующий показателям «высокий» - «3», «достаточный» - «2», «допустимый» - «1»,  «недопустимый» - «0». Данные, отражённые в таблице, свидетельствуют о стабильной и положительной динамике результатов.

Название конкурса

Сроки

Результат

Участие в муниципальных конкурсах

X Районный семинар «Учитель-ученик: совместная творческая деятельность»

декабрь 2013

3 Диплома победителя

олимпиада по англ.яз.

2015, 2016

дипломы

олимпиада по английскому языку среди школьников и студентов города и района

ноябрь – декабрь 2012 г.

I место, грамота

Участие в областном форуме по английскому языку «Я выбираю жизнь», г.Гагарин

2015

2сертификата участника

Участие в федеральных конкурсах, проектах

Общероссийская предметная олимпиада по английскому языку «Олимпус Осенняя сессия»

ноябрь 2014г

Сертификаты участия

Всероссийский конкурс British Bulldog

ежегодно

Сертификаты участников

Всероссийской дистанционной олимпиаде с международным участием Ростконкурс

октябрь 2015

7 Дипломов победителей России,16-по региону

vI Международный блицтурнир по английскому языку “Rainbow”

январь 2016

3 Диплома победителя

Данные таблицы в целом показывают стабильную динамику результативного участия в конкурсах и олимпиадах различного уровня.