Статья "Развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Бурцева Марина Евгеньевна

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nauchnyy_almanah_burtseva_m.e.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Журнал Научный альманах (Педагогические науки)

Science Almanac 2017 · N 8-1(34)

http://ucom.ru/na

Развитие коммуникативной компетентности обучающихся

 средствами интерактивного обучения на уроках английского языка.

Актуальность.

Согласно целям ФГОС основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных учебных действий, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное образование.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности, что является одной из ключевых компетентностей образования, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

У обучающихся средней школы возникают проблемы в общении, дети не умеют высказывать свои точки зрения, вести диалог, боятся выступать перед публикой, испытывают  сложности взаимодействия друг с другом. Для развития коммуникативной компетентности вне языкового окружения недостаточно наполнить урок лексико-грамматическими  упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить обучающимся возможность мыслить, решать проблемы, которые порождают мысль рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и формулирования этих мыслей.

         Возникает проблема: недостаточный уровень развития умения осуществлять общение на английском языке.

Причины: несформированность навыка межличностного общения, низкий уровень познавательной активности, невозможность развивать коммуникативную компетентность средствами традиционных технологий.

Для решения данной проблемы ставится цель: развитие коммуникативной компетентности обучающихся средствами интерактивного обучения на уроках английского языка.

Задачи:

  • создать банк приемов педагогических технологий, развивающих у обучающихся навыки работы в парах, группах, представлять себя и вести дискуссии, излагать письменно свою мысль, взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
  • разработать серию проблемных ситуаций с целью формирования умений решать проблемы, возникающие в речевой практике;
  • разработать цикл уроков и внеклассных мероприятий с применением методов интерактивного обучения с целью развития способности действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
  • создать комфортные условия обучения, при которых обучающийся будет чувствовать свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность.

Концепция изменений связана с использованием современных технологий, способствующих совершенствованию учебного процесса. В основу концепции положены теоретико-методологические основы ФГОС, идеи А.Г. Асмолова (формирование УУД), А.В. Хуторского  (компетентностный подход в обучении), Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманского (деятельностный подход), Л.С. Выготского (формирование мышления в процессе организации групповой творческой деятельности), Е.И. Пассова (коммуникативный подход обучения).

Основной организационной формой является урок. Каждый урок предполагает активное взаимодействие учителя и обучающегося, обучающегося и группы. Обязательным элементом урока является этап рефлексии, позволяющий определить степень эффективности занятия, степень сформированности УУД, степень самооценки.

Для изучения нового материала целесообразно проводить урок -  путешествие, урок - интервью. Для закрепления и обобщения материала  -  ролевая (деловая) игра,  урок - виртуальная экскурсия, урок-дискуссия, урок-дебаты, урок-пресс-конференция. Для контроля знаний -  урок защиты мини - проектов. Такие формы работы моделируют жизненные и учебные проблемные ситуации, где ученики «примеряют» на себя определённые роли, накапливают опыт решения проблем. Происходит личностное самоопределение и самореализация обучающихся. На таких занятиях устанавливаются эмоциональные контакты между обучающимися, ребята учатся  работать в команде, прислушиваться к мнению других, что обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.

Эффективно составить комплекс проблемных ситуаций. Цель: формирование умений решать проблемы, возникающие в речевой практике. Использование в ходе урока заданий, формирующих параметры мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация) способствуют развитию творческого мышления учащихся. Во время дискуссии обучающиеся демонстрируют умение вычленить главное, выражать своё собственное мнение, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента.

Серия приемов, способствующих организации интерактивного взаимодействия на разных этапах уроков дает позитивный результат:

мозговой штурм (для активизации процесса генерирования идей); метод «Попс-формула» ((позиция, обоснование, пример, следствие) для аргументации своей позиции в дискуссии); метод “Mind-Map” или интеллект-карта (при систематизации, повторении материала, при работе с текстом, при повторении в начале урока, при введении в тему, при сборе необходимого языкового материала); метод синквейн (на стадии рефлексии или на стадии вызова), ролевые игры, метод проектов.

    Результатом работы, направленной на развитие коммуникативной компетентности обучающихся, является развитие интереса к предмету английский язык, сформированность навыков работы в группе, навыков публичных выступлений, умений работать с информацией (анализировать, систематизировать, обобщать),  презентовать подготовленную информацию в наглядном виде,  применение данных действий при изучении других предметов, при участии в конкурсах на разных уровнях (от школьного до федерального).

Список используемых источников

  1. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению // Пособие для учителей иностранных языков – М.: «Просвещение», 1985.
  2. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении // Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»).
  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.