статья "Методические приемы работы с текстом при использовании технологии критического мышления"
статья по английскому языку на тему

Кокурина Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются основные приемы технологии критического мышления при работе с тектом разных жанров. Автор делится своим опытом об использовании таких приемов, которые целесообразнее использовать на разных этапах урока с разными типами текстов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_analiz_metodicheskih_priemov.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методический анализ успешно/неуспешно примененных приемов технологии критического мышления, рекомендации

/Из опыта работы И.А. Кокуриной, учителя английского языка высшей категории МБОУ лицей №87 имени Л.И. Новиковой/

   Задолго до экспериментальной работы перед учителями кафедры английского языка лицея и передо мной лично встал вопрос: как помочь ребенку в условиях высокого темпа развития современного общества и информационных технологий ориентироваться в бесконечном потоке информации?

    Перед нами встала задача, обусловленная требованиями сегодняшнего времени, подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в новой высокоразвитой информационной среде, которая требует от школьников таких качеств, как:

  • способности к добыванию, анализу и применению информации;
  • стремления к саморазвитию на протяжении всей жизни и самостроительству;
  • избирательности.

   Мы стали активно искать ответ на наш вопрос. Завкафедрой английского языка лицея Кобец С.А., которая в то время побывала в США на стажировке, была предложена для изучения популярная на Западе технология критического мышления. Работа закипела: совместно с коллегами перелопатили огромное количество литературы, лично посетила осеннюю школу Американского центра при НГЛУ имени Н.А. Добролюбова, где Левина провела мастеркласс по данной технологии. Методические приемы обсуждались на заседаниях кафедры, и потихоньку мы начали внедрять критическое мышление в жизнь, которое давало положительные результаты: качество понимания прочитанного текста имело положительную динамику. Мы убедились, что технология критического мышления действительно позволяет человеку определить цели и задачи своих действий, является инструментом самопознания своих возможностей, способствует аналитическому восприятию и личностно- значимому осмыслению текста.

Так что мы вошли в экспериментальную работу теоретически и практически подкованными по сравнению с коллегами из других образовательных учреждений.

  В процессе работы я пришла к выводу, что не все методические приемы можно использовать с текстом, их выбор зависит от типа текста: что приемлемо для художественного стиля, невозможно использовать в публицистическом тексте.

   Я рекомендую в работе с художественным текстом на стадии вызова, задачей которого является общая активизация учащихся, анализ имеющихся знаний, вызов интереса и определение учащимися собственной цели, использовать следующие приемы:

  • ключевые слова
  • перепутанные логические цепочки,
  • таблица толстых и тонких вопросов,
  • прием «выглядит как ..», «звучит как ..»,
  • работа с заголовком
  • использование ассоциаций, связанных с именем автора,
  • формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

На стадии осмысления, задача которого поддержать активность, интерес и усилия учащегося по отслеживанию собственного понимания:

  • чтение с остановками совместно с «толстыми» вопросами, что позволяет прорабатывать материал детально, дает возможность пофантазировать, оценить событие критически, высказать свое мнение, одновременно учащиеся осуществляют творческий анализ текста и готовятся к его интерпретации,
  • маркировочная таблица «+, -, интересно»,
  • двухчастный дневник , который помогает связать содержание текста с личным опытом учащегося, в первой части которого фиксируются факты, примеры, а во второй неясные моменты, к которым можно будет вернуться на стадии рефлексии,
  • взаимоопрос (однако, сначала учителю необходимо показать на собственном примере, как работает данный прием, а потом уже передавать «бразды правления» в руки учащихся). Этот прием особенно любим моими детьми, так как каждый хочет оказаться на месте учителя.

На этапе рефлексии, где осуществляется живой обмен идеями, эффективны следующие приемы:

  • парное (групповое) подведение итогов в виде составления кластеров (например, характеристика главных героев),
  • возвращение к ключевым словам и затем составление синквейна,
  • возвращение к перепутанным логическим цепочкам,
  • мини-сочинение, эссе,
  • возвращение к таблице «+, -, интересно», двухчастному дневнику и приему «выглядит как…», «звучит как…».

При работе над чтением текста публицистического, проблемного, страноведческого характера на стадии вызова эффективны следующие приемы:

  • мозговая атака,
  • разбивка на кластеры,
  • таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнали

На стадии осмысления:

  • система маркировки текста «INSERT» совместно с приемом маркировочная таблица «+,_, интересно,
  • двухчастный дневник,
  • стратегия «ИДЕАЛ»,
  • «Fishbone»,
  • и особенно любимый – зигзаг или обучение сообща: общеизвестно, что легче всего научиться, обучая других. Также данный прием увеличивает время говорения каждого ученика и способствует оптимизации процесса обучения, позволяет изучить больший материал за меньший промежуток времени.

На стадии размышления:

  • парная (групповая) мозговая атака, подведение итогов в виде составления синквейна либо возвращения к кластерам,
  • возвращение к таблице «Знаем – Хотим узнать – Узнали»,
  • маркировочная таблица «INSERT»,
  • перекрестная дискуссия,
  • мини-сочинение, эссе.

Существуют и другие методические приемы технологии критического мышления, которые не нашли отражения в данной работе, но это и не являлось моей целью. Невозможно объять необъятное, я придерживаюсь принципа: сначала довести до автоматизма и педагогического мастерства то, что уже знаешь. Надеюсь, что мой опыт будет интересен и полезен моим коллегам. Мы всегда открыты для сотрудничества. Желаю успехов в нелегком труде!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления на уроках русского языка. Реферативная работа.

Обобщение опыта работы по технологии РКМЧП. Реферативная работа, раскрывающая понятие, методы, приёмы технологии.  При подготовке статьи были использованы работы Громовой О.К., Заир-Бека С.И., За...

Статья "Использование технологии критического мышления как средство повышения качества обучения чтению и работе с текстом на уроках английского языка"

В статье раскрываются основные элементы технологии критического мышления. Приводятся примеры данной технологии как средства, с помощью которого повышается качество обучения чтению и работе с текстом....

Приемы работы с текстом в свете Технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Сценарий мастер-класса,  позволяет познакомить слушателей с Технологией развития критического мышления с помощью самой технологии РКМЧП. Содержит 2 приложения: текст для участников мастер-класса,...

Работа над текстом с применением технологии критического мышления "Шогуушан"

Текст "Шогуушан" (Чарли Чаплинай басагандаа бэшэhэн бэшэг)...

Лабораторная работа с использованием технологии критического мышления "Фотосинтез" 6 класс

Лабораторная работа с использованием технологии критического мышления "Фотосинтез" 6 класс...

Статья "Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)"

Статья. Организация нового образовательного пространства на уроках русского языка и чтения с использованием технологии критического мышления. (Коррекционная школа. Из опыта работы)...