Поддержка и развитие одаренных детей (из опыта работы)
статья по английскому языку на тему

Сидякина Татьяна Владимировна

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка и развитие одаренных детей (из опыта работы)

Сидякина Татьяна Владимировна,

 учитель английского языка

МКОУ Аннинская СОШ №6

       Талант, данный нам от рождения, подобен необработанному алмазу.  Дивен этот прозрачный камень. Но сколь,  ни замечателен алмаз,  бриллиант отличается от него, как небо от земли.  Только общество,  которое не жалеет материальных затрат и труда на огранку таких «алмазов», может рассчитывать на россыпи бриллиантов в своей стране. (Ж.Брюно)

      Что такое одарённость? Это подарок судьбы, расположение звёзд при рождении или божественная тайна? Одарённость – стечение трёх характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций школы, жизненных амбиций родителей» - треугольник успеха. На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность, постоянное самообразование;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к терпеливой  работе с одарёнными детьми (почему терпеливой, объясню…

      Одаренность – сложное явление, она имеет свои положительные и отрицательные последствия.  К положительным проявлениям одаренности можно отнести хорошие вербальные способности, независимость, творческие способности, разнообразие интересов, чувство ценности, хорошую память, настойчивость, хорошее чувство юмора,  абстрактность мышления и т.д. К отрицательным – индивидуализм, различную скорость мышления и письма, нестабильность интересов, завышенное самолюбие, проявление диктаторства, повышенную требовательность и нетерпимость, повышенную возбудимость и нервозность.    Лета Холлингуорт (американский психолог) так определила проблемы адаптации, стоящие перед одаренными детьми:

  1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей.
  2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники.
  3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
  4. Погружение в философские проблемы. Им характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
  5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
  6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
  7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

        Учитель иностранного языка общеобразовательной школы находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителями-предметниками, так как может выявить одаренных детей уже в начальной школе. И соответственно приступить к развитию их способностей на ранней ступени обучения. В качестве примера хочется привести работу с учащимися 6а класса. Я имела возможность наблюдать этих детей с 4 класса. Мыслительная способность и умственное начало некоторых детей сразу обратило на себя внимание с самых первых уроков. Один учащийся поразил своей памятью, другой удивил своей речью и способностью логического мышления, своей работоспособностью. Так же наблюдения за детьми ныне 8 класса,  позволили выявить талантливых, одаренных детей.  Есть звездочки и в 4 классе и во 2-х классах.

Система моей работы  с  одаренными   детьми  на уроках английского языка включает в себя следующие компоненты:

 - выявление одаренных детей; 

 - развитие творческих способностей на уроках;

 - развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, конференции, фестивали и исследовательская  работа).

Поощрение одаренных детей (они очень самолюбивы)

  1. Публикация в СМИ (в том числе электронных);
  2. Поездки на фестивали и конференции, в том числе и в другие города России с экскурсионной программой.
  3. Памятные подарки, дипломы и грамоты.

Работа с родителями одаренных детей: психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.

       Для того чтобы из задатков появились способности, чтобы занятия с ребенком развивали его ум и способности к творчеству, необходима познавательная потребность. Именно эта потребность, т.е.  собственный интерес ребенка к познанию выступает своего рода катализатором развития одаренности. Без этой потребности способности развиваться не могут. Фундаментом познавательной потребности является потребность во впечатлениях. Этот вид потребности переходит в следующий уровень - любознательность. Она выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению.

         Познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности. На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности и приводит к общественно значимым результатам. Научно-исследовательская деятельность – тому доказательство.

        В процессе обучения учителю важно поддержать, в частности, развитие познавательных потребностей ребенка: в младших классах - его любознательности, в средних и старших - потребности в творческой деятельности. Я стараюсь  прививать  школьникам  навыки  исследовательской  работы,  умение  рассуждать,  анализировать,  развивать  мысли,  аргументировать  суждения,  доказывать  свою  точку  зрения,  делать  предположения  самостоятельно. Я уверена, что способности развиваются в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции, необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности, деятельность должна представлять значительную ценность для ребенка.  

         Одним из средств развития способностей к иноязычной деятельности является участие в олимпиадах. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в области английского языка. Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют учащимся возможность самореализовываться в иноязычной деятельности. Учитель имеет возможность получать данные подготовленности учащихся по различным видам речевой деятельности и уровню использования языка. Учащиеся имеют также возможность сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями, принимать участие не только в муниципальных и областных олимпиадах,  но и  во всероссийских и даже в международных олимпиадах (2 ученицы 6а класса отправили свои работы на международную лексическую олимпиаду по английскому языку «WatchWord»)

        Следует отметить, что при обучении одаренных детей очень важно выделять сферу исследовательского и научно-познавательного общения.

        Учебно-исследовательская  работа  учащихся  организуется по двум  направлениям. Прежде  всего,  это  урочная  деятельность  школьников.  В  качестве  домашних  заданий  школьникам  предлагается  подготовка  сообщений,  поиск  ответов  на те  или  иные  вопросы,  написание  рефератов,  составление  кроссвордов  и  вопросов  для  одноклассников,  и  младших  школьников,  создание  презентаций  по  интересующим  их  темам  и т.п.  Эта  деятельность  подталкивает  к  ежедневной  работе  с  дополнительной  литературой,  с  интернет -ресурсами.  Я считаю, что учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. Таким образом, моя работа на уроке построена с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка, а также дидактических соображений. Одним  из  примеров  урочной  учебно-исследовательской и проектной  деятельности   является  создание  урочных  проектов,  сопровождающих  изучаемые  темы. Выполнение проектов мотивирует учащихся на успешное изучение языка и стимулирует как устную, так и письменную речь.  Работа  ведётся  с  учащимися  5-9 классов.

          Внеурочная  учебно-исследовательская и проектная деятельность  учащихся,   является  логическим  продолжением  урочной  деятельности. С защитой исследовательских работ мы выступаем на конференциях и фестивалях разного уровня (муниципальной конференции, всероссийском конкурсе творческих работ «Медалинград», всероссийском конкурсе исследовательских работ «Грани науки»,  всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо», всероссийском конкурсе  «Шаги в науку», в конференции НОУ в ВГУ)  

     

        Заинтересованность  школьников  усиливается  наглядностью  результатов  своего  труда,  а  также  успехом  выступления  на  конференции, олимпиаде  или  конкурсе.  И  задача  педагога  -  довести  юное дарование  до  такого  успеха,  дать  ему  мощный  стимул  для  дальнейшего  творческого  развития. К одаренным следует относиться бережно. Они особенно ранимы, каждый очень индивидуален, необходимо признавать ценностные значения их природных дарований. В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.