Технология критического мышления
статья по английскому языку по теме

Перовская Ирина Юрьевна

Данная технология реализуется в модульном уроке, состоящим из 3х стадий: вызов, осмысление содержания, рефлексия.На каждом из этапов  осуществляются определенные методы и приёмы. В данной статье рассматриваются примеры использования некоторых из них, а именно  метод КЛАСТЕРОВ, ИНСЕРТ, ФИШБОУН, а также прилагаются призентации для интерактивной доски.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления  на уроках английского языка

(Методы кластеров, фишбоун, инсерт)

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления через чтение и письмо  выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию критического мышления на уроке, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык.

По технологии «Критическое мышление» урок  состоит  из трех этапов:

«вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

«осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, кластеров,  ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом под словом «текст» понимается и  письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

– «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Продуктивной работа учителя,  работающего в рамках технологии критического мышления  будет в случае, если правильно выбран информативный материал, а также метод или  отдельный прием занятия.

Одним из методов технологии критического мышления является разбивка на кластеры. Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.

Как он оформляется? В центре – изучаемая  тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Также метод применяется при непосредственном работе с текстом, при анализе и систематизации материала,  для глубокого понимания, осознания прочитанного. В дальнейшем кластер или майнд мэп (mind map) может применяться при пересказе текста, как вспомогательная опора, план. Примером урока с использованием технологии критического мышления, а именно с применением кластеров,  может стать урок английского языка в 6 классе по теме Discover Britain: England. ( см. приложение 1)

Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.

На стадии осмысления может применяться метод  Инсерт (от английского слова insert,  « вставлять», «вклеивать»). При чтении текста учащиеся расставляют карандашом пометки на полях, также можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

 Пометки означают следующее:

V, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;

–,  если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;

+,  если то, что вы читаете, является для вас новым;

?,  если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу, состоящую из 4-х колонок. Метод Инсерт мы применяли при изучении текста «Canada» в 8 классе (учебник English VIII, автор Верещагина И.Н.) (см. Приложение 2)

Ученики со временем гораздо вдумчивее  начинают читать, слушать, задают разнообразные вопросы. Со временем  можно не ограничиваться текстом учебника,  а предлагать учащимся  альтернативные источники информации.

Также на стадии осмысления можно применять  метод Фишбоун (от английского слова fishbone «рыбный скелет»)  В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы (эти записи они могут сделать и на стадии вызова, до чтения текста, в результате актуализации своих знаний и опыта). Напротив верхних косточек располагаются нижние, на которых ученики по ходу чтения выписывают факты, отражающие суть, факты. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяют говорить о конкретном  решении проблемы, делать вывод.   Также возможна другая схема, где,  «голова» рыбы -  это проблема, «косточки скелета» - аргументы «за», и «против», которые выявляются  в процессе чтения текста, а также на основе собственного опыта, «хвост» -вывод. Применить метод Фишбоун возможно при изучении  темы «Здоровье и уход за телом» в работе с текстом  «What should you do to keep fit?» в 5 классе  (учебник English V, автор Верещагина И.Н.) (см. Приложение 2).

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют  сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. Работа по развитию критического мышления школьников позволяет решать такие задачи, как формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных умений учащихся. Развивает  общеинтеллектуальные способности, а также делает процесс обучения личностно-ориентированным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Использование методики " Шесть шляп мышления" в рамках технологии критического мышления на уроках истории

Статья на тему использования методики шести шляп мышления на уроках истории. В статье дано краткое пояснение метода, разработанного английским писателем Эдвардом Боно и его возможное использование на ...