Оценка знаний учащихся в условиях ФГОС
учебно-методический материал по английскому языку на тему

Оценка знаний учащихся в условиях ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_znaniy_uchashchihsya_v_usloviyah_vvedeniya_fgos.docx19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка знаний учащихся в условиях введения ФГОС.

      В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Ученик, как правило, освобождён от этого, и его собственная оценочная деятельность не формируется. Между тем,  предоставляя  ученику  возможность отстаивать своё мнение и тактично  направляя  рассуждение  ребёнка,  учитель  тем самым  помогает  ему  формировать свою  оценочную деятельность,  развивает  умение анализировать оценочные суждения учителя.

     Одним из условий эффективного взаимодействия учителя с учеником считается развитие реалистической самооценки у учащихся. Реалистическая оценка должна основываться на сравнении с предыдущими результатами. Сравнение какого-либо прогресса, достигнутого ребенком, относительно него самого гораздо целесообразнее, чем сравнение на основе нормативов. Это избавляет школьника от отрицательных эмоций и страха потерпеть неудачу в конкурентной борьбе за «хорошую успеваемость», которая стала в школьной системе самоценностью и стереотипом успешности. Реалистическая оценка способствует также повышению мотивации обучения, положительному самовосприятию и самоотношению. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: оценка того, «чем я был» и «чем я стал», «чего я достиг» и «чего ещё я могу достигнуть». Таким образом, оценка собственных изменений, рефлексия — важные качественные составляющие результата оценивания учебной деятельности школьника. В этой случае школьная оценка не уничтожает, а поддерживает познавательный интерес ребенка к учебе, знаниям.

    Говоря об оценивании, следует также учитывать еще и следующие моменты: целесообразно сначала дать ребенку возможность самому оценить результаты своей деятельности, так как если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок - либо некритично принимает ее, либо аффективно отвергает;  оценка не должна носить обобщающего характера; необходимо устанавливать и соблюдать объективные критерии оценки, которые должны быть понятны не только учителю, но и ученикам.

      Цель оценки – создание обратной связи между учеником и учите-лем, возможность мотивировать ученика, развивать такие качества, как стремление учиться, самосовершенствоваться, объективно анализировать и оценивать свою деятельность, стимулировать познание. Оценку и отметку необходимо использовать как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользоваться отметкой как мотивирующим средством. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем. Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Следовательно, оценка влияет на все сферы жизни ребенка, регулирует его отношения с окружающими, помогает строить планы на будущее. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю, где решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создавать атмосферу психологического комфорта.

        Как, наверное, и у многих  педагогов, на моих уроках можно наблюдать следующее: по ходу урока мы с учениками действуют как равноправные партнеры (определяем цель, составляем план, осуществляем поиск решения проблемы). Ведя беседу, я внимательно прислушиваюсь к выступлениям учеников, даю им  возможность высказать свое мнение, даже если оно не всегда правильное или не всегда соответствует моей точке зрения. Урок подходит к концу, сделано много, вот-вот прозвенит звонок, и тут я, вдруг вспоминаю, что не поставила ни одной отметки! Одновременно со звонком  торопливо перечисляю: «Так, Юля, тебе пять, ты сегодня молодец. Тебе, Петя, – четыре, ты отвечал не совсем хорошо..» Из позиции «равноправный собеседник», я,  вдруг,  резко перехожу  в позицию «наставник», который один знает, чью работу и как оценить! Причем делаю это за несколько секунд. И не только ребенок, но и сама не всегда могу внятно и точно объяснить, почему дана такая оценка. Иногда же на вопрос детей: «А какие оценки за урок?»,  могу в сердцах сказать: «Тебе, что, оценка нужна или знание?». Почему я так говорю? Да потому что сама не знаю,  как правильно оценить ребенка, боюсь этой оценки.

Реально у педагога четыре балла (5, 4, 3, 2), а положительных – два (5 и 4). Учителю приходится сопровождать выставление отметки следующими размышлениями: «Твоя четверка принципиально отличается от его четверки»; «Если сегодня поставлю "два", завтра вообще замолчит»; «Старался, а все равно вышло "два"», т.е.  пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок. Традиционное оценивание не позволяет развивать самооценку школьников, оно дискомфортно для учеников, отрицательно влияет на их мотивацию. К тому же, в  журнале мы видим отметку за определенное число, когда изучалась «такая то тема», но задание  на этом уроке могло быть и по любой другой пройденной теме. Где же взять информацию для ответа на следующие вопросы:

-  «За что конкретно ребенок получил эту отметку?»

-  «Что именно надо сделать, чтобы исправить четвертную отметку?»

В 2002–2004 гг. был обобщен опыт школ и педагогов, работающих по системе «Школа 2100». На его основании была создана экспериментальная модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих

действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. После первичной апробации и доработки данная модель стала основой для начала большого эксперимента, проведенного Образовательной системой «Школа 2100» и Российской академией образования в 2004–2007 гг.

В чем суть правил новой технологии оценивания?

1-е правило. Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний

2-е правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).

3-е правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.

4-е правило. Отметки  выставляются в таблицу требований, рабочий журнал учителя, в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи

5-е правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

6-е правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень – функциональной грамотности – «отлично»; необязательный максимальный уровень- «превосходно».

Каково же мнение о новой технологии оценивания?

Эксперимент показал, что новая система оценивания  хоть и несовершенна, но способствует снижению уровня тревожности по ситуациям, связанным с проверкой знаний, повышению уровня самооценки  и качества знаний учащихся.

Понимая, что надо срочно менять свое отношение  к оценочной деятельности, решила привести в систему свои наработки и внедрить элементы технологии оценивания  «Школы 2100».

За основу взяла 2-е  правило технологии оценивания «Школы 2100».

На современном этапе развития начальной школы приоритетной целью обучения является развитие личности

школьника, оно соотносится с формированием его самосознания,  важной и неотъемлемой частью которого является  сформированность самоконтроля и самооценки.

Самооценка позволяет контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое  целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Поэтому решила  начинать формирование  действий самоконтроля и самооценки с первого года обучения ребенка в школе. У ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет этими  механизмами, поэтому если их не развивать постепенно данная потребность утрачивается, что порождает трудности в обучении. Первоклассники по всем качествам оценивают себя выше, чем третьеклассники, т.к.  у них еще действует детское представление о самоценности. Но уже к  3_му классу  самооценка становится все более обоснованной, адекватной, наполняется конкретным содержанием, строится на осознанных результатах самоконтроля, что способствует успешности ребенка в учебной деятельности.

 

Следующее правило, которое сформулировала - оценка товарищей, не могла оставить без внимания.

При сотрудничестве совместно работающих в группах детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие,  резко возрастает сплоченность

класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно

оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

Применяю такие варианты организации групповой работы:

1) группа выполняет общее задание, но каждый член группы делает свою часть работы независимо от других;

2) общее задание выполняется последовательно каждым членом группы;

3) задача решается при непосредственном одновременном взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными ее членами.

Доказано, что у учащихся остается в памяти оттого, что они:

– объясняют кому-либо сами – 95% учебного материала;

– проговаривают в то время, как выполняют учебные задания – 90%;

– основываются на личном опыте –80%;

– обсуждают с другими – 70%;

– видят и слышат – 50%;            – только видят – 30%;

– только слышат – 26%;               – читают – 10%.

В 3-е правило технологии оценивания «Школы 2100» внесла свои коррективы и применяю: за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка в оценочный лист, а из «набранных» учеником оценок в течение урока,  выводится средняя и выставляется в дневник и журнал. Это правило  стараюсь применять регулярно.

В 5-е правило технологии оценивания «Школы 2100» тоже внесла изменения:  За задания, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку.

Каждое здание проверочной (контрольной) работы ребенка по итогам темы оценивается отдельно, затем выводится средняя отметка и  ставятся. Оцениваются все учащиеся, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.

Справедливости ради, надо сказать, что четвертные контрольные работы в 4 классе предоставляет отдел образования с установленными критериями оценок методом вычитания, разработанными еще по «минимуму».В этом вся наша система образования! Даже в стандартах второго поколения, где так подробно расписано итоговое оценивание, я не нашла ответа на вопрос как  оценивать ребенка на неконтрольном, рабочем уроке?

Вывод:

Данная система оценивания способствует снижению уровня

тревожности, связанной с проверкой знаний, повышению уровня самооценки. Ребенок адекватно оценивает свои достижения и достижения  одноклассников.  Дети стали более раскрепощенными, они понимают, что оценку надо заслужить, а для этого надо трудиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование».

Система контроля и оценки знаний учащихся. Периодический и итоговый контроль учащихся по лексико-грамматическим аспектам «Фразовые глаголы» и «Словообразование»....

Влияние оценки знаний учащихся на понимание ими ценности знаний

Влияние оценки знаний учащихся на понимание ими ценности знаний...

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ –НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС

Одна из проблем современной системы образования - узость и безликость шкалы оценивания качества образования, которая действует, практически, как трёхбалльная и наиболее употребляемыми отметками могут ...