Тема Изменение методики тестового контроля знаний учащихся в условиях перехода на ФГОС.
учебно-методический материал по географии на тему

Изменение системы тестовых заданий в соврменной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изменение методики тестового контроля знаний учащихся в условиях перехода на ФГОС.

Педагогическая общественность понимает, что современные реалии выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.

Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача школьного образования.

Это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на

  •  формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков,
  • общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,
  • развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Таким образом, речь идет о том, чтобы научить учащихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс.  А это значит учащихся необходимо  научить:

•    основам  организации  собственной  учебной  деятельности;

•    способам  поиска, переработки и представления информации;

•    приемам и методам умственного труда;

•    основам  коммуникативных умений.

Таким образом, одной главных особенностей стандарта является нацеленность на результат.

В стандарте выделены три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные

Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные результаты – новое понятие (суть - общеучебные умения),  означающее способы деятельности, усвоенные обучающимися.

Предметные результаты  освоения основной образовательной программы основного общего образования  по географии с учетом общих требований стандарта  должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражать:

  1. осознание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач и глобальных проблем человечества; формирование представления о роли географических знаний как компоненты научной картины мира; формирование целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  2. освоение системы комплексных социально-ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства и территориальной организации хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве;
  3. осознание главных особенностей и проблем взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, механизмов адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий;
  4. овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды; овладение навыками нахождения и использования различных источников географической информации;
  5. формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, умения оценивать их последствия;
  6. формирование умения применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
  7. формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде, умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


Таким образом, в условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - 
научить учащихся учиться, т.е.  необходимо  научить:

  • основам  организации  собственной  учебной  деятельности;
  • способам  поиска, переработки и представления информации;
  • приемам и методам умственного труда;
  • основам  коммуникативных умений.

Но если результаты образования –  это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то  в  новых условиях особое значение приобретает  их  контроль и оценка:    виды,  содержание, а главное – цели и задачи.

  

В педагогической теории и практике различают  входной, текущий, тематический и итоговый контроль.

  

В практической деятельности наиболее часто используются следующие виды контрольных работ: 

  • теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного раздела);
  • практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);
  • комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).

Тестирование, широко используемое в практике современной школы,  является одной из технологичных форм проведения контроля.  Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений; ведётся  учет успеваемости; корректируются  учебные достижения.


Особые требования предъявляются  к качеству тестов, которые должны отвечать    целям и задачам каждого вида контроля. 

 

При подготовке заданий к контрольным  мероприятиям необходимо  придерживаться  следующего алгоритма  действий:

  1. Сформулировать цель, которую преследует данный вид проверки.
  2. Определить конкретные предметные и метапредметные знания и умения, усвоение которых проверяет данная работа.
  3. Прописать задания, проверяющие данные предметные знания и умения. Проверка метапредметных умений должна осуществляться  на предметном  материале.

Эффективная, грамотно выстроенная  система контрольных мероприятий позволяет осуществить обратную связь для корректировки образовательного процесса, а в конечном итоге, высокого качества результативности обучения.

Например:

1.Вопросы на установление соответствия, выявления причинно- следственных связей:

Задание 1

Проверяемые умения:

Предметные: владение понятийным аппаратом. Умение выделять существенные признаки географических понятий.

Метапредметные: умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, классифицировать. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта. Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

1.Установите соответствие между особенностью географического положения России и ее следствием:

Особенность

  1. Протяженность с запада на восток более чем на 9000 км
  2. Протяженность с севера на юг примерно на 4000 км
  3. Большая часть территории расположена в умеренных широтах

Следствие

А)  Территория России расположена в четырех климатических поясах: от арктического до субтропического

Б) Разница в поясном времени на территории России достигает 8 ч.

В) Континентальность климата возрастает на восток

2. Вопросы на определение географического объекта по заданному описанию

Задание2

Проверяемые умения:

Предметные: умение по отличительным признакам определять географические объекты.

Метапредметные: умение анализировать и выделять главное.

Задание: По описанию определите пять регионов России, находящихся в европейской части страны и впишите их названия вместо точек.

1. Одной из отраслей специализации этого региона является гидроэнергетика. АПК также имеет важное значение. Машиностроение представлено выпуском автомобилей, троллейбусов, самолетов. На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение.

 ………………………………………….

2. Этот регион занимает первое место в стране по численности населения. Имеет мощную научную базу. Отрасль специализации – точное и наукоемкое машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Беден природными ресурсами.

…………………………………………..

3. Это – самый маленький по площади регион.. Среди других регионов выделяется развитым транспортным комплексом (на его территории находится крупнейший порт) и наукоемким и трудоемким машиностроением.

……………………………………………

4. Для этого региона характерны:

- неравномерное размещение населения;

- высокая плотность сельского населения;

- избыток трудовых ресурсов;

- многонациональный состав населения.

……………………………………………

5. Этот регион славится богатством и разнообразием минеральных ресурсов. В его пределах располагается старейшая в стране металлургическая база. Развито тяжелое машиностроение.

……………………………………………...

3.Задания на умения анализировать графические источники.

Задание3

Проверяемые умения: 

Предметные: Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

Метапредметные: Читать и анализировать графические источники.

Объяснить (устно) условия  образования ветра: а) Какое давление над сушей и над морем днем? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему? в) Как вы ощущаете это движение воздуха?

4.Задания на умения выявлять признаки сходства и признаки различия.

Задание4.

Проверяемые умения: 

Предметные: Выделять главное, существенные признаки понятий. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

 Метапредметные: Владеть навыками анализа и синтеза учебного материала.

Подумайте, по какому признаку (страна проживания, вероисповедание, языковая семья или группа) можно объединить названные народы, и найдите одно исключение из правила:

А) Якуты; Б) Чуваши; В) Тувинцы; Г) Алтайцы; Д) Шорцы; Е) Гагаузы; Ж) Тофалары;

5. Вопросы на классификацию понятий по заданным признакам

Проверяемые умения: 

Предметные: Классифицировать информацию  по заданным признакам. Выделять главное, существенные признаки понятий. Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта.

 Метапредметные: Владеть навыками анализа и синтеза учебного материала. Аналитическая деятельность.

5.Выберите объекты (явления, понятия):

  1. Которые встречаются и в Антарктиде, и в Австралии;
  2. Которые не встречаются ни там, ни там:

А) Оазисы;  Б) Вечная мерзлота;  В) Каменный уголь;  Г) Области альпийской складчатости;  Д) Области мезозойской складчатости;  Е) Области палеозойской складчатости;  Ж) Пассаты;  З) Полярная ночь;           И) Мхи;  К) Мангры;  Л) Пресмыкающиеся;  М) Тигры;                                                  Н) Государственные границы;

6. Вопросы на определение географического объекта по представленным признакам. Вопрос на определение образа материка .

Проверяемые умения: 

Предметные: Приводить примеры характерных отличий материков как природных комплексов.

Метапредметные: Аналитическая деятельность.

6.Какой из изученных вами  6 материков характеризуется следующими особенностями:

1. Нет современного оледенения.

2. Расположена самая большая пустыня.

3. На материке – самая многоводная река.

4. Самый высокий материк Земли.

5. Некоторые природные зоны вытянуты с С на Ю, а не с З на В.

6. Самый контрастный  материк Земли

7. Вопросы на умение анализировать  объект по заданному описанию.

Проверяемые умения: 

Предметные: Уметь определять признаки различных географических объектов по заданному описанию.

Метапредметные: Аналитическое чтение — изучение содержания текста с целью его глубокого осмысления, сопровождающееся выделением главные, существенные признаки понятий.

Назовите горную систему: это субширотно вытянутые высокие горы (отдельные вершины поднимаются выше 4 км) с острыми пиками и гребнями, в этой части света самые молодые по возрасту складчатости; западные и северные склоны получают до 1000 мм осадков в год, восточные и южные склоны – менее 200 мм; преобладают горно – коричневые почвы; на влажных склонах хорошо выражена высотная поясность: заросли кустарников и невысоких деревьев (фисташка, мирт, олеандр и др.) вверх сменяются лесами из каменного и пробкового дуба, выше – лесной пояс из кедра с тисом и падубом, заросли можжевельника, в высокогорье – колючие подушковидные кустарники и местами горные луга.

Ответ: Атлас

Список литературы:

  1. http://geo.metodist.ru/ сайт Методической лаборатории географии. Московский институт открытого образования.
  2. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ - сайт Министерства образования Российской Федерации.
  3. http://www.fgosvo.ru/ - сайт Координационного совета учебно – методических объединений и научно – методических советов высшей школы.
  4. Душина И. В. «Методика обучения географии  в общеобразовательных учреждениях». Дрофа, 2007 г.
  5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Анализ современного урока. – М, 2001.
  7. Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
  8. Лаврентьев, В.В. Типы, формы и структурные элементы современного урока в адаптивной школе (в условиях внешней дифференциации учебно-воспитательного процесса) / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 96 – 109.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовки к итоговой аттестации .

Из опыта работы по теме"Тестовый контроль знаний учащихся как средство подготовеи к итоговой аттестации"...

Тестовый контроль знаний учащихся на уроках биологии

Проверка знаний и умений важное звено в обучении биологии. Изучение состояния биологической подготовки непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка в...

Тестовый контроль знаний учащихся по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" в системе СПО

В соответствии с ФГОС-3 изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в системе СПО завершается дифференцированным зачетом. Наиболее удобно дифзачет проводить в виде тестирования учащихся. Зада...

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС

Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...

Тестовый контроль знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе (обобщение опыта по направлению деятельности)

Проведение итоговой аттестации по математике в новой форме  незнакомо учащимся, так как они привыкли к традиционным контрольным работам, состоящим из 5-6 заданий разного уровня сложности, включаю...

Выступление на республиканском семинаре учителей истории и обществознания «Интеллект – карты как средство формирования метапредметных связей у учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. ...