Статья на тему: "Компьютерные обучающие игры на уроках английского языка"
статья по английскому языку на тему

Фирфарова Валерия Михайловна

В данной статье дано определение игры как методологическому приему обучения вообще , в том числе английскому языку. Вашему вниманию представлено описание некоторых обучающих компьютерных программ и формы работы с ними на уроках английского языка в средней школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая статья49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные обучающие игры на уроках английского языка

Игра как прием обучения

        Языковые игры предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

        Целью фонетической игры является формирование фонематического слуха. Орфографические игры направлены на формирование навыков сочетания букв в словах, осознание места буквы в слове, развитие орфографических и лексических навыков, контроль усвоения алфавита. Лексические игры ставят своей целью активизацию и закрепление лексики, развитие навыков монологической и диалогической речи, контекстуальной догадки.         Грамматические игры активизируют и автоматизируют употребления определенных частей речи и конструкций  в предложении. 

        Основной задачей упражнений для работы с лексическим и грамматическим материалом является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических и грамматических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. Упражнения этой группы приводятся в форме готовых инструкций обучаемым и отдельных пояснений преподавателю. Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково — от полного использования игровой деятельности обучаемых до сугубо дидактических игр.


Описание некоторых обучающих компьютерных программ

1.        Делаем покупки

Обучаемые имеют список товаров, которые они хотят купить. Они должны найти соответствующий магазин, войти и купить товары. Если в магазине нет нужных товаров, им нужно сесть в автобус и ехать в супермаркет. Обучаемые должны печатать на экране полные ответы на иностранном языке. В игре используется простой графический дисплей для изображения сети магазинов.

2.        Лондонское приключение.

Увлекательная игра, в которой используется карта Лондона. Играющий путешествует по Лондону и в конце путешествия должен добраться до аэропорта Хитроу, сделав определенные покупки. Игра рассчитана на обычный урок и стимулирует употребление иностранного языка  в разнообразных ситуациях.

3.        Поймай слово

На экране проплывает стая рыб — слов, и рыбак должен вылавливать их и выстраивать в нужном порядке. Рабочий язык программы — иностранный. Разрешены всевозможные комбинации слов, которые появляются на экране после каждой успешной попытки.

4.        Пожар в гостинице.

Играющие должны оказаться в горящей гостинице и найти правильный выход. При этом им нужно проходить через определенные комнаты, давать указания и собирать ценные вещи (печатая все это на иностранном языке). У преподавателя имеется план оптимальной эвакуации.


Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка

Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:

изучение лексики;

отработку произношения;

обучение диалогической и монологической речи;

обучение письму;

отработку грамматических явлений.

Проанализируем некоторые из них.

а). Изучение лексики.

При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда и т.д., можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.

На примере компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы.

На I-м этапе - введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег-snow, ливень-shower, гроза-thunderstorm, пасмурно-humidity, изморозь-drizzle, ясно-clear, солнечно-sunny, холодно-cold, облачно-cloudy, град-hail и другие. Затем следуют фразы:

  • What a beautiful day! - Какой прекрасный день!
  • What awful weather! - Какая ужасная погода!
  • Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко?
  • What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра?
  • It's windy! - Дует сильный ветер!
  • It's raining - идёт дождь

Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута.

На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы - примерно  5 - 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.

На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Конечно, каждый ученик стремится добиться лучших результатов.

Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять индивидуально используя раздаточный материал - карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например:

  • Укажите правильный вариант перевода

снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball

  • Какое из написанных слов является лишним по смыслу

winter, February, cool, December, November, January

и т. п.

Компьютерная программа "English on holidays" охватывает лексический материал по теме "Город" и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120.

б). Отработка произношения.

Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение звука диктора и учащегося, при сравнении которых  видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу.

в). Обучение диалогической речи.

Пример работы с диалогами компьютерной программы "Triple play plus in English". Из предложенных 12 диалогов, выбирается один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога.

I - этап - знакомство с диалогом.

  • Good morning!
  • Good morning!
  • What would you like?
  • I'd like some coffee, please.
  • Do you want milk in your coffee?
  • Yes, please.
  • Hey, this coffee is too cold.
  • I'm sorry.
  • here is some hot coffee.
  • Thank you.
  • How is it now?
  • It's just right.
  • Would you like some more coffee?
  • No, thanks.
  • How much is it?
  • Ninety - five cents, please.
  • Thank you. Have a nice day.
  • Good bye.

II - этап - разучивание диалога.

 При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами или группами по 3 человека. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lаke, what, you, wood, your, yоu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог.

III - этап - инсценирование диалога.

Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно.

Следующий этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.

г). Обучение письму.

Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений.

д). Отработка грамматических явлений.

Все обучающие компьютерные программы так или иначе предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English" 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока. направлены на отработку определённого грамматического явления.

В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.

Программа "English Gold" содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например, Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно.

Составление тестов по грамматике, используя компьютер, помогает учащимся лучше освоить грамматический материал. Старшеклассники разрабатывают свои компьютерные программы на проверку лексических и грамматических знаний учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее ...

Доклад на тему:" Обучающие игры на уроках английского языка"

Игра является одним из элементов развития познавательной активности учащихся в изучении английского языка....

Обучающие игры на уроках английского языка

Немаловажная роль на уроке иностранного языка отводится обучающим играм.Об обучающих возможностях игр известно давно.  Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность ис...

Проект "Обучающие игры на уроках английского языка"

Этот проект может быть полезен как учителям, так и студентам, пишущим курсовую или диплом.  Содержание1.1.1   Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и ...

Обучающие игры на уроках английского языка

Презентация посвящена обучаюшим играм на уроках английского языка...

Обучающие игры на уроках английского языка в начальной школе

Презентация посвящена обучаюшим играм на уроках английского языка...

Статья «Обучающие игры на уроках английского языка»

Английский язык в средней школе – серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию. Организация урока име...