Проект "Обучающие игры на уроках английского языка"
материал на тему

Шишкина Марина Владимировна

Этот проект может быть полезен как учителям, так и студентам, пишущим курсовую или диплом. 

 

Содержание

1.1.1   Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя с учетом его профессиональных компетенций…………………………………………………………………………………… ......................................................................... 3

1.1.2.Выбор инновационных подходов организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении в соответствии со спецификой образовательного учреждения…………………………..5

1.1.3.     Выбора методов, приемов и форм работы молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса с учетом   его профессиональных   компетенций………………………………………………………………………...........7

1.1.4.Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности. ……………………………………………………………………………………....................................................................................................9

1.1.5. Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении…………………………………………………................................................................................. 11

1.1.6.Построение алгоритма проведения апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса…………………………………………………………......... 13

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.rar25.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Среднекибечская СОШ» Канашского района ЧР

_____________________________________________________________________________

ОТЧЕТ


Проект:



Обучающие игры на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся  на среднем этапе обучения английскому языку.



Исполнитель проекта: __Учитель русского языка, литературы и английского языка  Шишкина  М. В._


                                                         (Ф.И.О.)


                                                                                                                         

2012 г.

Содержание

1.1.1   Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя с учетом его профессиональных компетенций……………………………………………………………………………………  3

1.1.2. Выбор инновационных подходов организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении в соответствии со спецификой образовательного учреждения …………………………..5

1.1.3.      Выбора методов, приемов и форм работы молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса с учетом   его профессиональных   компетенций ………………………………………………………………………..7

1.1.4. Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности. ……………………………………………………………………………………9

1.1.5. Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении ………………………………………………… 11

1.1.6. Построение алгоритма проведения апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса ………………………………………………………… 13


1.1.1  Анализ современной инновационной практики в выборе методов, приемов и форм работы при построении индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя с учетом его профессиональных компетенций

На данном этапе развития методики обучения английскому языку наибольшее применение нашли коммуникативно-ориентированные концепции. Среди них наибольшей популярностью пользуются коммуникативный, проектный, игровой методы обучения, а также метод сотрудничества в малых группах.

Современный коммуникативный метод представляет собой гармоничное сочетание многих способов обучения иностранным языкам.

Коммуникативный метод (Communicative Approach) развивает все языковые навыки - от устной и письменной речи до чтения и аудирования. Грамматика же осваивается в процессе общения на языке: учащиеся сначала запоминает слова, выражения, языковые формулы и только потом начинает разбираться, что они собой представляют в грамматическом смысле. Цель - научить учащихся говорить на иностранном языке не только свободно, но и правильно.

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления. Популярность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной или прикладной, творческой деятельности учащиеся используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений.

Обучение в сотрудничестве (cooperative learning), обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

Игровой метод является одним из основных методов обучения иностранному языку.

Игра всегда предполагает принятие решения. Но для детей игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим игра привлекает учителей. В игре все равны. Она посильна даже самым слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает ребятам возможность преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Для того, чтобы организовать речевое взаимодействие учащихся, нужны такие методические приемы, которые обеспечивали бы необходимое речевое взаимодействие школьников на иностранном языке. Перейдем к рассмотрению этих приемов, образующих шесть групп, каждая из которых включает различные варианты, объединенные общим признаком.

Интервью. Общим признаком этой группы приемов оказывается задача опросить как можно больше присутствующих на уроке учащихся, с тем, чтобы выяснить их мнения, суждения, ответы на поставленные вопросы. Для этого школьники, работая одновременно, свободно перемещаются по классу, фиксируют ответы в записной книжке и так далее.

Банк информации. Общая особенность этой группы приемов заключается в том, что каждый ученик сначала владеет небольшим фрагментом информации, затем в результате речевого взаимодействия с другими школьниками получает информацию из коллективного банка и приобретает всю сумму знаний.

Поиск пары. В основе этого приема лежит условие, что в группе каждый ученик имеет свою пару, о которой не догадывается и которую должен найти, задавая другим участникам вопросы.

Групповые решения. Этот прием имеет чаще всего форму телепередачи “Брейн ринг”. Класс делится на несколько групп школьников, которые вместе готовят ответы на поставленные вопросы, принимают решения и докладывают о них. Используются вопросы, проверяющие эрудицию, сообразительность, чувство юмора.

Координация действий. Одна из форм реализации данного приема - это организация между участниками общения “обмен предметами”. Координация действий может осуществляться форме обмена командами или инструкциями.

Дискуссионная игра. По условиям дискуссионной игры участники общения реагируют на  прочитанное, услышанное, увиденное следующим способом: сообщением дополнительной  информации, вопросом, ответом, возражением.

Опыт речевого взаимодействия школьников позволяет им перейти к более сложным формам речевого и дискуссионного общения.

Формы уроков, эффективно используемые при обучении иностранному языку.

Во фронтальной работе учитель устно излагает тексты разной трудности, то есть вначале он упрощает свой материал, а затем усложняет его; проводит учебную беседу, в ходе которой он побуждает учеников создать проблему и показать свои знания сверх программы; учитывает индивидуальные различия в ролевой игре, дискуссиях.

Групповая работа используется как средство активизации учащихся. Во время беседы в маленькой группе ученик может высказать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями.

При индивидуальной самостоятельной работе учащимся предлагаются учебные задания и руководство к их выполнению. Работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Выполнение работы требует от ученика умственного напряжения.

1.1.2. Выбор инновационных подходов организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении в соответствии со спецификой образовательного учреждения 

Выделяют следующие инновационные подходы:

1) компетентностный подход;

2) личностно-ориентированный подход;

3) деятельностный подход;

4) социокультурный подход.

В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:

  1. Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
  2. Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
  3. Содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить изобретательность к предметному материалу, его виду и форме.
  4. Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления).
  5. Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.

        В настоящее время особое внимание уделяется деятельностному подходу в обучении школьников, подростков и взрослых, что означает:

а) переориентацию обучения с традиционного усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования;

б) формирование в начальном обучении основных видов деятельности -общения, познавательной и учебной деятельности, - соотношение и приоритет которых будут меняться в течение школьной жизни ребенка;

в) целенаправленное формирование основных умений и навыков как умственных действий на основе поэтапной их отработки. Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Деятельностный подход к обучению иностранным языкам открывает большие возможности. Он позволяет по-новому построить процесс обучения языку .Преимущество деятельностного подхода заключается в том, что на его основе обеспечивается сознательное и управляемое  овладение языковым содержанием обучения.

Социокультурная компетенция - комплекс знаний о ценностях, верованиях, поведенческих образцах, обычаях, традициях, языке, достижениях культуры, свойственных определенному обществу и характеризующих его, происходит в процессах социокультурного воспитания и обучения.

Богатый материал для формирования социокультурной компетенции представляет собой неотъемлемый элемент культуры - пословицы и поговорки. Сформированность социокультурной компетенции позволяет участникам межкультурного общения, с одной стороны, постичь чувства и мысли другого народа и преодолеть национальный культуроцентризм, с другой, - лучше идентифицировать самого себя, глубже осознать собственную культуру в сравнении с культурой страны изучаемого языка. "Мы можем действовать и думать совершенно по-разному, но при этом говорить и спорить друг с другом как члены единой языковой общности - мирно, на литературном английском языке"

Социокультуроведческая компетенция предполагает обучение межкультурному общению, умение применять полученные сведения в различных ситуациях, способность адекватно воспринимать и соотносить факты и явления иной культурной общности. Для того, чтобы общение было понятным обеим сторонам, необходимо включить в процесс обучения социологические данные, позволяющие четко воспроизвести реальную картину жизни соизучаемых стран и адекватно реагировать на возникающие речевые и неречевые ситуации. Социокультурный подход  предусматривает также  ознакомление учащихся с поведенческими нормами носителей другой культуры.

Под компетентностным подходом в образовании понимается подход, который направлен на развитие у учащихся способностей решать определенного класса учебные задачи в соответствии с требованиями к личностным качествам: способность искать, анализировать, отбирать и обрабатывать полученные сведения, передавать необходимую информацию; владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе; владение механизмами планирования, анализа, критической рефлексии, самооценки собственной деятельности в нестандартных ситуациях или в условиях неопределенности; владение эврестическими методами и приемами решения возникших проблем.

К достоинствам компетентностного подхода к обучению иностранным языкам можно отнести следующие:

-он позволяет формировать новое содержание "от результата", т.е. исходя из стандарта;

-он обеспечивает интегративность содержания;

-он позволяет организовывать процесс овладения содержанием на деятельностной основе;

-он способствует формированию интеллектуальных способностей обучаемых, а также их личностных качеств;

-он требует новой системы оценивания достижений.

1.1.3. Выбора методов, приемов и форм работы молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса с учетом его профессиональных компетенций 

Из вышеперечисленного перечня я выбрала игровой метод, метод проектов,  а также коммуникативный метод, так как применение данных методов  повысило качество знаний учащихся.

     Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

    Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

     Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

    Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.

     Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умения самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Выполненный проект учащиеся оформляют в виде презентации и предлагают их своим одноклассникам для обсуждения. На уроках 11 класса были выполнены успешно следующие проекты: «Английский язык в моей жизни», «Что я знаю о своих правах и обязанностях», «Должны ли мы соглашаться с глобализацией» и другие.

   Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-игра. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, первую очередь, это цель обучения, которой является не просто овладение ин. языком, а обучение иноязычной культуре. Это достигается путем равнозначности и взаимосвязанности всех аспектов обучения. Придерживаясь такой установки, педагог участвует в формировании личности обучаемого, что, несомненно, является положительной стороной. Еще один плюс данной концепции - взаимосвязь и равномерное развитие всех видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо). Этот фактор является весьма важным. Хорошим фактором является также создание дополнительной мотивации, используя межпредметную связь. Но наиболее важными положительными сторонами стали применение общения, как основного метода обучения англ. языку, и использование ситуаций для реализации этого.

 Я занимаюсь разноуровневым подходом, поэтому практически на всех уроках я пытаюсь применять самостоятельную форму работы. Я убедилась, что именно эта форма положительно сказывается на успеваемости учащихся, на их оценках, они становятся ответственнее, не надеются на других. Также использую такую форму урока, как видео -  урок. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Еще одним достоинством видеофильма, по моему мнению,  является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра. как  я заметила, в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Самой любимой формой урока у учащихся является уроки – игры. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль.

Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  1. формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
  2. воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; 
  3. развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

Что касается приемов, то положительно себя зарекомендовали такие  приемы, как групповые решения, так как особенно в среднем звене дети часто боятся высказывать свое мнение, а в группе они очень активны, что очень хорошо сказывается на их знаниях и оценках.

В 6-8 классах я предпочитаю использовать дискуссионный прием на уроках, так как у всех у них уже имеется свое мнение, каждый хочет его высказать. Для них я подбираю тексты с интересными для них темами, актуальными.

В 9-11 классах применяю прием- интервью, этот прием учит их быть сплоченными, им проще разговаривать на английском языке между собой, что развивает интерес к языку, приучает их к самостоятельности.

1.1.4. Анализ современных подходов к построению взаимодействия всех участников образовательно-воспитательного процесса при осуществлении инновационной деятельности.

Учитывая особенности сельской школы, я выбрала для работы следующие подходы: личностно-ориентированный подход, деятельностный и социокультурный подходы.  Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс. Поэтому в своей работе я использую следующие подходы к построению уроков.

  1. Подбираю учебный материал с таким условием, чтобы он обеспечивал выявление содержания личного опыта учащихся, включая опыт их предшествующего обучения.
  2. Стараюсь излагать учебный материал таким образом, чтобы он не только расширял объём знаний, их структурирование, интегрирование, обобщение, но и преобразовал личный опыт каждого ученика.
  3. В ходе выполнения заданий постоянно согласую личный опыт учащихся с научным содержанием задаваемых знаний по английскому языку.
  4. В ходе каждого урока стараюсь активно стимулировать учащихся к самостоятельной деятельности, обеспечивая им возможность самообразования, саморазвития и самовыражения в ходе овладения теми или иными знаниями.

На уроках английского языка, используя личностно-ориентированный подход, развиваю у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления, используя проблематизацию, внутреннюю противоречивость или неоднозначность текстов в учебнике, перерабатываю их на основе личного опыта детей. При разработке системы учебных заданий на уроке учитываю ни только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска (например, при изучении той или иной темы “At school”, “English street”, “Would you like a Cup of tea?” и другие, в 5-ом классе использую приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.

Деятельностный подход включает в себя пять этапов:

1)   Этап подготовительный : выполнение действия с реальными предметами.

2)   Предметное воздействие с проговариванием.

3)   Проговаривание грамматической структуры с опорой на готовую модель.

4)   Выполнение речевой деятельности без опоры на модель.

5)   Употребление структуры в ситуации.

          И наконец, контролирующая часть действия  является процессом наблюдения  за правильностью ориентировки  и исполнения. К контролирующей части   относится всё, что связано с контролем и самоконтролем.

         Таким образом, построение курса обучения английского языка в деятельностной методике осуществляется на основе деятельностной концепции формирования умственных действий, а умственные действия являются отражением внешних действий . Единство деятельности и сознания  дает положительный результат в обучении, делает процесс обучения наиболее эффективным.

Что касается социокультурного подхода, то использование страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коммуникативные возможности, положительно сказывается на формировании их коммуникативных навыков и умений, а также положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над языком и способствует решению воспитательных задач.

Не вызывает сомнения тот факт, что при включении национально-культурного компонента в содержание обучения иностранному языку нужны адекватные средства для его усвоения. Одними из них являются пословицы и поговорки, использование которых помогает педагогу эффективно решать практические, общеобразовательные, развивающие и воспитательные задачи. Включение такого материала создает также дополнительные возможности для вызова и поддержания мотивации изучения иностранного языка, расширения

        Итак, на основании изложенного следует еще раз подчеркнуть тот факт, что овладение иностранным языком без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, не может быть полноценным.

       Безусловно, важны уроки и мероприятия, в игровой и развлекательной форме приобщающие детей к обычаям и традициям страны изучаемого языка. Примером могут быть такие мероприятия, как внеклассное мероприятие «Путешествие по Великобритании», «Рождество» (5 класс), Праздник английской и американской кухни (7-8 класс).

1.1.5. Разработка перечня дидактических материалов, необходимых для использования индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса в конкретном общеобразовательном учреждении 

Как известно, цель обучения иностранному языку в школе состоит в овладении иноязычной социокультурной коммуникативной компетенцией. Поэтому мои усилия как учителя английского языка направлены:

· на формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей школьников,

· на ознакомление с миром зарубежных сверстников, с доступными детям образцами художественной литературы,  приобщение к нравам и обычаям страны изучаемого языка,

· на развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные виды деятельности,

· на развитие интеллектуальных, речевых, познавательных способностей учащихся.

Изучение английского языка дает возможность овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, получить представление об основных грамматических категориях, овладеть техникой чтения, понимать на слух иноязычную речь, освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка, овладеть навыками письма. Во главу угла ставлю гармоничное развитие личности ребенка, поэтому программы и методы обучения и воспитания должны  формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к изучению. Для достижения этой цели я использую инновационные технологии, которые способствуют повышению уверенности ребенка в себе; позволяют ученику видеть в себе способного человека; развивают умение самооценки, развивают коммуникативность и умение сотрудничать. На своих уроках я применяю иллюстративные рассказы, ассоциограммы. Опорные конспекты и опорные знаки для представления материала в сжатой форме. Они повышают запоминаемость, их можно использовать для взаимоконтроля и взаимопомощи.  Обучение английскому языку я строю по спирали, от простого к сложному, с учетом познавательных возможностей учащихся и на базе уже изученного материала. В старших классах изучение глобальных тем и вопросов провожу на социокультурном фоне их возникновения и развития. Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей подбираю методы, формы, средства обучения и типы уроков. На ранних этапах обучения я использую на уроках игровые приемы и наглядность. Игра позволяет проявить себя, самоутвердиться, испытать чувство успеха, что является мощным стимулом к овладению языком. Главное свойство этих игр состоит в том, что в них познавательные задачи выступают в скрытом виде. Играя, учение  протекает непреднамеренно. На среднем и старшем этапах на уроках я использую графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, провожу уроки с использованием интерактивной доски. А также такие приемы, как инсценировки, литературные композиции, тематические вечера, конкурсы знатоков, которые позволяют дать каждому школьнику посильное и интересное для него задание. Кроме того я использую в работе проектные уроки, уроки с использованием интерактивной доски, интернет-уроки, уроки- КВН, уроки-викторины, уроки-зачеты, уроки-путешествия, уроки-соревнования. Одним из самых простых и доступных приемов является использование стихов, песен, рифмовок, запоминалок, когда вместе с развитием коммуникативных умений тренируется память, стимулируется интерес к предмету. Изучение ИЯ станет более доступным и приятным, когда ученик сам соприкоснется с изучаемым явлением, поэтому тематика уроков максимально приближена к социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной и игровой сфере ребенка. Для успешного усвоения материала и повышения статуса сильного ученика я провожу уроки взаимопомощи и взаимоконтроля. Для представления нового материала в своей работе я использую видеофильмы и компьютерные презентации. На уроке сочетаю индивидуальную, парную, групповую и коллективную формы работы.Особое внимание уделяю здоровьесберегающим факторам (провожу физкультминутки). Использование различных методов дает хорошие результаты: повысилось качество знаний по предмету, растет интерес к изучению английского языка. развивается креативность детей. Учащиеся создают обучающие программы (на правила чтения, например), выполняют рисунки и кроссворды, создают рекламу (реклама отеля или реклама компьютера), ведут исследовательскую деятельность.

Я всегда стараюся находиться в курсе новинок методической литературы, прошла курсы усовершенствования по темам «Специфика обучения иностранному языку в начальной школе»; «Разработка творческих заданий для уроков», делюсь опытом с коллегами, даю открытые уроки, участвую в проведении недели иностранных языков в школе, прилагаю все усилия для повышения мотивации и интереса к изучению иностранного языка.

1.1.6. Построение алгоритма проведения апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя по организации образовательно-воспитательного процесса 

Алгоритм проведения апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя:

1) изучение педагогической теории;

2)изучение педагогического опыта;

3)разработка методических и дидактических материалов.

1)В начале своей работы я усиленно изучала педагогическую теорию. Мною были рассмотрены такие  книги, как Л. И. Логинова «Как помочь ребенку заговорить по-английски», Джерри Стайнберг «110 игр на уроках английского языка, Л. В. Щербы «Преподавание языков в школе», П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян, А. Ф. Будько, И. В. Чепик.   Практический курс методики преподавания иностранных языков.   Издательство: ТетраСистемс, 2009 г., П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев.  Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий, Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева.   Урок иностранного языка, А. Н. Щукин.   Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам.

2) Второй этап своей деятельности я посвятила изучению педагогического опыта. На данном этапе я посещала уроки учителей английского языка высших категорий своей и других школ. Также я читала журнал ИЯШ, присутствовала на открытых уроках, семинарах, общалась с руководителями ШМО.

3) Учителя сельских малокомплектных школ сталкиваются с большим количеством трудностей. Одна из них - организация текущего контроля на уроках. Важной особенностью урока в малокомплектной школе является обязательное проведение самостоятельной работы. Самостоятельные задания обычно входят в каждый этап урока. Однако самостоятельная работа носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Попросту говоря, у учителя нет времени проверить усвоение материала учениками в непосредственном общении с обучающимися. Мною разработаны тестовые задания для текущего контроля по каждому блоку и уроку учебника. Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него самостоятельности и продвижения в своем темпе. Начиная с пятого класса, ребята учатся самостоятельно выполнять проверочные тестовые задания на различных этапах урока. Учащиеся выполняют тесты, упражнения и обязательно после окончания работ дается образец правильного выполнения. Ученики сами проверяют по образцу свою работу или работу своего одноклассника. Умение контролировать свою деятельность является необходимым умением для успешной самостоятельной деятельности в условиях малокомплектной школы.

Я выбрала  тему «Обучающие игры на уроках английского языка как средство повышения мотивации учащихся  на среднем этапе обучения английскому языку», чтобы повысить мотивацию учащихся, так как я преподаю английский язык в среднем звене, а именно на данном этапе спадает интерес учащихся к английскому языку. Не секрет, что намного приятней и интересней изучать иностранный язык в процессе занимательной игры. Игровая атмосфера помогает расслабиться и увеличивает  способность запоминать материал. Чем  ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее учащиеся запоминают употребляемые в ней слова. Через игру можно ввести и закрепить любую лексику.

На данном этапе я разработала планы-конспекты уроков в соответствии с темой, внеклассные мероприятия, открытые уроки.

Вывод: Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

        Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.  Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Игра посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения.

Применение вышеперечисленных методов, приемов, форм и подходов, как показал опыт,  повысило качество знаний.

В дальнейшем планирую разработать другие план-конспекты, внеклассные мероприятия, открытые уроки, ознакомить учителей ШМО.

Список использованной литературы:

1.  И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).

2.   И.П.Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).

3. М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).

4. http://festival.1september.ru/articles/597907/

5.http://matnatvikeng.ucoz.ru/load/obuchajushhie_igry_na_urokakh_anglijskogo_jazyka/1-1-0-3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках английского языка

Методическая разработка на тему "Игры на уроках английского языка" с примерами игр...

ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Игра - традиционный, признанный метод обучения и воспитания... Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее ...

Игры на уроках английского языка в начальной школе

Язык очень тесно переплетен с культурными особенностями страны. В основу работы большинства зарубежных учебников положена коммуникативная методика. Я использую игры, предлагаемые авторами – носителями...

Статья по теме: "Дидактические игры на уроках английского языка"

Материал может быть использован при подготовке к урокам английского языка в младшем и среднем звене. Использование игр один из средств повышения познавательного интереса....

От игры к знаниям: дидактические игры на уроке английского языка.

Использование дидактических игр на уроках делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, помогает облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ис...

Использование игры на уроках английского языка в целях повышения интереса к изучению языка

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка.Мотивация — это основной элемент структуры учебной деятельности. Под мотивацией след...

Статья по английскому языку "Игры на уроках английского языка в начальной школе".

Статья для преподавателей английского языка, работающих в начальной школе....