Статья на тему: "Использование мультимедийных учебников при дистанционном обучении английскому языку "
статья по английскому языку

Фирфарова Валерия Михайловна

Статья посвящена использованию неоторых мультимедийных учебников при дистанционном обучении английсому языку. Приводятся описания пособий и приемы работы с ними. Предназначена для педагогов, применяющих дистанционное обучение в своей практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных учебников

 при дистанционном обучении английскому языку

Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых, позволяет самому обучаемому выбрать и время и место для обучения, во вторых, дает возможность восполнить пробел в образовании по причине болезни, отъезда либо по другой уважительной причине отсутствия на уроке. С другой стороны, дистанционное образование усиливает возможности индивидуализации обучения. Такие программы предоставляют возможность самостоятельно изучать язык.

Как правило, в дистанционной форме обучения применяются электронные учебники. Достоинствами этих учебников являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование.

        Большая часть мультимедийных учебников отрабатывает тематическую лексику, лексико-синтаксические конструкции и содержит краткий лингвострановедческий комментарий. Таким образом, подобные обучающие программы не только дополняют или заменяют учебник, рабочую тетрадь, а

сразу же реагируют на ответы учащегося. Часто в программе уже заложен стандартный ответ, с которым ученик может сравнить свой вариант. Иногда программа сравнивает решение учащегося со  списком возможных ответов и даже анализирует ошибки.

        Чем точнее и однозначнее выдаваемые программой оценки и комментарии, тем эффективнее может быть выстроен процесс обучения (определение типа ошибки, постепенное изменение уровня сложностей заданий, варьирование способов презентации материала и упражнений).

        Электронный учебник должен давать возможность:

  • составления индивидуальной программы обучения в зависимости от интересов и возможностей конкретного ученика,
  • использования при обучении текстов, отобранных самим учеником (например, газетные статьи, письма),
  • совместной работы с другими учениками,
  • выбора вида  корректуры (например, «подчеркнуть ошибки, «подчеркнуть ошибки и исправить их», «подчеркнуть ошибки и дать пояснения»),
  • выделения в тексте новых слов и выражений и сортировки их на «совершенно незнакомые», «незнакомые, но понятные из контекста», «знакомые, но забытые».

        Преимущество мультимедийных учебников состоит еще и в том, что они позволяют ученику заниматься в удобное для него время в удобном для него месте. Но такие программы дают учащемуся лишь очень ограниченную возможность самому выстраивать учебный процесс и что коммуникативные возможности компьютера уступают возможностям общения с преподавателем и учениками.


Общие сведения об электронных учебниках

Что же такое «Электронный учебник» и в чем его отличия от обычного учебника? Обычно электронный учебник представляет собой комплект обучающих, контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных носителях (твердом или гибком дисках), в которых отражено основное научное содержание учебной дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он:

• обеспечивает практически мгновенную обратную связь;

• помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе контекстный поиск), поиск которой в обычном учебнике затруднен;

• существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

наряду с кратким текстом - показывает, рассказывает, моделирует и т.д. (именно здесь проявляются возможности и преимущества мультимедиа-технологий) позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.

К недостаткам ЭУ можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.

Возможности электронного учебника таковы:

• ввод, редактирование и форматирования текста (текстовый редактор);

• подготовка статической иллюстративной части (графический редактор);

• подготовка динамической иллюстративной части (звуковых и анимационных фрагментов).


Структурная организация электронного учебника

В настоящее время к электронным учебникам предъявляются следующие требования:

1.  Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2.  Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео ("живые лекции"). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.

3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.

4. На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).

5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.

6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. В этом случае затраты времени для пользователей в пять-десять раз меньше по сравнению с традиционным учебником. Некоторые явления вообще невозможно описать человеку, никогда их не видавшему (водопад, огонь и т.д.). Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной съемке.

7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.


Описание и принципы работы

с мультимедийными электронными учебниками

В настоящее время к электронным учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала.

Электронный вариант учебника вмещает в себе и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. На современном этапе применяются различные методы тестирования. В системах дистанционного обучения применение новых технологии дает возможность качественно по-новому решить проблему. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствуют повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.

На сегодняшний день электронный учебник выполнен в двух вариантах: для открытого доступа через глобальную компьютерную сеть Internet и использования в процессе аудиторного обучения (для локальной сети). Требования к учебнику:

  • это возможность включать в них современные (в том числе мультимедийные) способы представления информации, в виде обучающих программ, использующих, в том числе средства анимации,
  •  возможность включать интерактивные средства контроля знаний для проверки, в том числе и самопроверки,
  •  электронную версию легко "сбросить" на дискету и пользоваться им на домашнем компьютере. Если при этом учебник положить на сервер, то к нему может быть обеспечен неограниченный доступ.

The Rosseta Stone — курс для начинающих, который позволяет приступить к изучению сразу пяти языков: французского, немецкого, испанского, английского и китайского. Курс направлен на усвоение обширного лексического материала, грамматических структур.

Dynamic English  - курс на 6 компакт-дисках 3-х уровней сложности (Beginner, Basic, Upper Basic) no два диска для каждого уровня. Есть звуковое сопровождение и анимация, предусмотрены лексические, грамматические упражнения интерактивного характера. Встроенная система Shuffle Level позволяет автоматически настраивать уровень сложности заданий в зависимости от ответов ученика. Имеется встроенная программа контроля.

Dynamic Classic — составляет интегрированное целое с курсом Dynamic English и служит продолжением этого курса. 4 компакт-диска разработаны по мотивам классической литературы. Дается последовательное объяснение грамматического материала и новой лексики. Этот курс можно считать курсом по домашнему чтению.

Business English — программа на 6 компакт-дисках 3-х уровней сложности. 6 основных тем содержат большой лексический материал по различным сферам деловой жизни. Дополнительный раздел посвящен математической и специальной лексике.

Listen — программа на 2-х компакт-дисках, предназначена, в основном, для обучения аудированию.

Quick English — программа на одном компакт-диске предназначена для учащихся с хорошей языковой подготовкой. Курс имеет модульную структуру, состоит из отдельных тем бытового и коммуникативного характера. Каждая тема включает диалог и систему гипертекстовых ссылок по лексическому, грамматическому и страноведческому материалу. Возможно подключение грамматического справочника и системы тренировочных упражнений, а также лингвистических игр. Тексты для аудирования можно прослушать в нормальном и замедленном темпе.

Inform — программа на 2-х компакт-дисках содержит большое количество оригинальных диалогов, упражнения на развитие навыков аудирования, монологической и диалогической речи.

Learn to Speak English — программа на 2-х компакт-дисках содержит 30 уроков, включает несколько видеофильмов, посвященных крупнейшим городам США.

Очень интересен небольшой курс английского языка для детей 6-12 лет.

«Sing and Learn English». Курс включает два компакт-диска, на которых собраны 28 наиболее популярных английских и американских песен. Их поют американские школьники. Ребята могут и сами спеть любую из этих песен по типу караоке. При этом в помощь ученикам на экране высвечивается строка из песни. Здесь есть масса интересных иллюстраций к каждой песне, на основе которых можно запомнить слова и выражения, разыграть диалоги. Все это звучит. Можно поработать со словарем, в который каждый ученик может перенести незнакомое или трудное для запоминания слово. Тут же будет дан перевод. Кроме того, здесь предусматривается чрезвычайно интересная возможность узнать, откуда произошла та или иная песня, то или иное фольклорное выражение, есть и грамматические пояснения. Ребятам предлагаются и ноты песен. Свое исполнение можно записать и составить фонотеку. Красочный дизайн, прекрасные иллюстрации песен, на которых «оживают» персонажи и говорят с вами, дополняют общее, очень приятное впечатление от курса. К курсу прилагается также книжечка с текстом песен и нотами, которые можно использовать автономно, А еще можно эти же песни петь на уроках, используя отдельный комплект, куда входят указанная книжечка с песнями и нотами и аудиокассета с записью этих песен. Остается сказать, что курс выпущен издательством «Комтех» в 1999 году.

«Reward InterN@tive» (Simon Greenall, Oxford)

Совершенно новый полный курс английского языка с интегрированными средствами дистанционного обучения разработан на фирме «Новый диск». Мультимедийный курс, являющийся полной компьютерной версией оксфордского учебника, признан во всем мире стандартом для изучения английского языка как иностранного. Курс включает четыре уровня: Elementary, Pre-Intermediate, Intermediate, Upper-Intermediate. Всего 198 уроков, 5000 упражнений, 3000 экранных страниц, 58 контрольных и проверочных работ. В каждом из  первых трех уровней содержится по 40 уроков, 8 видеоуроков, 8 проверочных работ. Последний уровень включает 29 расширенных уроков, 5 видеоуроков и 5 проверочных работ. Каждый уровень рассчитан на 150 часов интенсивных занятий. Полный курс включает обучение всем видам речевой деятельности (он содержит 11 часов оригинальной английской речи, озвученный англо-русский словарь, словарь активной лексики, грамматический курс). Впервые в таком курсе соединены возможности самостоятельной работы и дистанционного обучения. По ходу работы над курсом можно связаться с квалифицированным преподавателем (опция «Учитель»), который проверит работу и даст нужные советы. «Форум» поможет вступить в контакт в ходе «живого» общения с партнерами через Интернет, «Новости» — овладеть политической лексикой газет и журналов, а «Игры» — закрепить новый материал во время отдыха и развлечений. Этот курс может помочь подготовиться к экзаменам, освежить и углубить свои знания английского языка. Навигатор курса осуществляет поиск упражнений по любым ключевым словам и более чем по 100 темам, позволяет составить индивидуальную программу предпочтений.

Tell Me More / Говори свободно! Серия компьютерных курсов для изучения английского языка Tell Me More представляет последнее поколение языковых компьютерных программ. Курсы разработаны на основе новейших компьютерных технологий в сочетании с передовыми методиками обучения языку. Серия включает 3 уровня Elementary, Intermediate и Advanced.  Учебник включает все стороны обучения:

  • более 1000 упражнений и заданий 25 типов,
  • речевые навыки: устная и письменная речь, чтение и аудирование,
  • интерактивные диалоги,
  • видеосюжеты,
  • озвученный англо-русский словарь,
  • обширный грамматический справочник.

Передовые технологии:

  • технология распознавания речи, 
  • средства визуализации произношения,
  • трехмерная анимация работы органов речи,
  • система выявления ошибок в устной речи.

EuroTalk Interactive.  Серия программ для изучения иностранных языков включает в себя 24 диска, обучение английскому – американский и британский варианты, предлагаются 2 отдельных курса: для начинающих Elementary  и продолжающих обучение Intermediate.

        Диск Elementary можно применять в начальной школе, обучение ведется в игровой форме и способствует развитию первоначальных навыков понимания на слух и произношения. Весь изучаемый материал красочно проиллюстрирован и озвучен. Программа включает базовый набор слов и устойчивые словосочетания, встречающиеся в ситуациях повседневной жизни: знакомство, покупки, еда, числа, время, транспорт. Все слова и выражения озвучены носителями языка. Кроме того, программа включает иллюстрированный словарь активной лексики, который можно распечатать. Предусмотрена также возможность контроля за успеваемостью: автоматически фиксируются результаты заданий различной степени сложности. Создателями продумана система помощи , которая позволяет получать подсказки и инструкции. Для отработки произношения ученику предлагается записать свой голос и сравнить полученный результат с эталоном.

        Уровень Intermediate создан для учащихся средних классов. Программа этого уровня позволяет совершенствовать произношение и понимание речи на слух, расширить словарный запас. Учебные задания более дифференцированы: диалоги, лотереи, викторины, диктанты.

        В основе программы – 10 игровых упражнений на числа и даты, названия предметов, обиходные фразы. При выполнении заданий программа оценивает результаты каждого ученика по 100балльной шкале, запоминает их и выдает отчет при возможном распечатывании. Используя микрофон, ученик может тренироваться в устной речи – записывать собственный голос и воспроизводить учебные диалоги уже с самостоятельно озвученными фрагментами. Программа включает 5 диктантов, которые можно записывать в тетрадь от руки, и текст для проверки. Весь изучаемый материал озвучен актерами-носителями языка.

Language learning on DVD-ROM - продолжение серии языковых программ от Euro Talk для английского, французского, немецкого и итальянского языков. Программа способствует развитию навыков восприятия на слух разговорной речи носителей языка. В основу положены популярные национальные кинофильмы.

         Сочетание технологии DVD и популярных национальных полнометражных телефильмов не просто даeт превосходное качество видео и звука и позволяет работать с ним намного удобнее, чем с видео на кассетах, но и предоставляет ряд принципиально новых возможностей для изучения иностранного языка: все тексты к видеоряду, быстрый поиск кадров по эпизодам, по текстам диалогов или ключевым словам, серия упражнений (тренировочных и на время),словарь в картинках (кадры фильма), возможность озвучивания выбранных персонажей в отдельных эпизодах для совершенствования устной речи и произношения, викторина с виртуальным соперником. Эти программы - одни из первых примеров использовании новейших технологий, которые пришли на смену учебному видео на традиционных видеокассетах.

 English Reading Club -12 C-ROM с электронными версиями выпускаемых оксфордским издательством Macmillan Heinemam ELT художественных книг самых разных жанров, от любовно-авантюрных романов до приключений и детективов, среди которых произведения Оскара Уайльда, Артура Конан Дойла, Брэма Стокера и других известных авторов. Книги адаптированы для трех уровней -Beginner, Elementary  и Intermediate (по 4 CD-ROM на уровень), озвучены и проиллюстрированы. Разнообразные упражнения и "фильм' (слайд-шоу) в конце каждой главы позволяют развить у учащихся навыки чтения и работы с текстом, улучшить произношение и понимание речи на слух, закрепить знание грамматических конструкций, проверить, как усвоен материал. Всего в библиотеке 1066 упражнений двадцати различных типов, 33 часа оригинальной английской речи, 5100 иллюстраций.

Отличительная особенность English Heading Club - возможность совместной работы с компьютерной версией толковою англо-английского словаря Collins COBLJILD Student's Dictionary, что позволяет не только находить в последнем точное значение слое из книг с учетом контекста, примеры их употребления и грамматические формы, но и заучивать слова с помощью встроенного в словарь модуля НЕ –WISE.

        Таким образом, мультимедийный учебник становится важной частью обучения иностранному (английскому) языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийного лингвотренажера EN101 в дистанционном обучении английскому языку.

Возможности использования виртуального учебного пособия EN101 при обучении английскому языку....

Статья "Электронные образовательные ресурсы в дистанционном обучении английскому языку"

В настоящее время дистанционное обучение стало   глобальным явлением  образовательной и информационной культуры. Актуальность дистанционного обучения заключается в том, что оно открывае...

Статья на тему: Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе

Использование Интернет-ресурсов для повышения эффективности обучения английскому языку в школе...

Статья. Плюсы и минусы дистанционного обучения английскому языку.

Данная статья посвящена плюсам и минусам дистанционного обучения иностранным языкам. Насколько целесообразно использовать этот метод в школьном формате обучения....

Статья «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Идея формирования универсальной безбарьерной доступной среды в общеобразовательных организациях возникла благодаря осознанию того, что все дети без исключения имеют равные образовательные права...

Методические рекомендации по организации дистанционного обучения «Формы дистанционного обучения английскому языку»

Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) ...