Главные вкладки

    Инновационная работа в преподавании английского языка в средней школе.
    статья по английскому языку на тему

    В последние годы много говорится о применении инновационных технологий в преподавании иностранного языка в школе. Связано это с введением новых образовательных стандартов. Согласно новым образовательным стандартам  основной целью обучения иностранному языку является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о стране изучаемого языка, культуре и быте. Не секрет, что современный  мир –  это визуально ориентированный мир виртуальных возможностей и информационных технологий.  Современные  ученики  - это поколение цифровых  аборигенов, выросших под влиянием информационных технологий.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Инновационная работа в преподавании английского языка

                                                                              Утебаева Марина Александровна

                                                                     учитель английского языка

                                                                               МБОУ “СОШ им. Т.Г.Шевченко”

                                             г.Астрахань

    В последние годы много говорится о применении инновационных технологий в преподавании иностранного языка в школе. Связано это с введением новых образовательных стандартов. Согласно новым образовательным стандартам  основной целью обучения иностранному языку является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечения информации о стране изучаемого языка, культуре и быте. Не секрет, что современный  мир –  это визуально ориентированный мир виртуальных возможностей и информационных технологий.  Современные  ученики  - это поколение цифровых  аборигенов, выросших под влиянием информационных технологий. Подростки активно пользуются цифровыми устройствами, гаджетами, интернетом  и считают необходимым и возможным применять современные информационные средства в обучении. Об этом говорят результаты опроса, проведенного среди обучаемых 10 класса.

    Но инновационные технологии это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Каждый преподаватель стремится добиться успеха в своей работе, а для этого ему необходимо находить и адаптировать новые технологии, чтобы вовлечь поколение Z в работу по традиционным направлениям с помощью мультимедийных средств обучения и цифровых технологий, он-лайн ресурсов и мобильных приложений.

    Поэтому неудивительно, что в учебно-образовательном процессе широко используются аудиовизуальные приемы обучения с применением современных мультимедийных ресурсов. Современные аудиовизуальные средства – это комплекс устройств и технологий на основе компьютера и аудиовизуальной аппаратуры, которые  могут моделировать практически любые процессы и явления, реализуя широкие возможности для их изучения.

    Аудиовизуальный метод обучения иностранному языку предполагает  погружениев языковую среду, искусственно создаваемую на уроке при помощи различных технических средств: аудио- и видеоматериалов, проекции слайдов и  т.п.

    В процессе обучения чаще всего используются следующие формы информации:

    • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
    • видео, сложные видео-эффекты;
    • изображения, в том числе отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
    • анимации и анимационное имитирование

    Мне бы хотелось более подробно остановиться на применении в процессеобучения иностранному языку подкастов.

    Восприятие на слух - это одно из средств обучения речевому взаимодействию.  Большинство новых тем начинается именно с предъявления на слух нового лексического материала. Через аудирование происходит активное усвоение новой  лексики. В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у обучаемых развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т. д. Восприятие на слух иноязычной речи - сложный процесс,  который требует от обучаемых максимальной концентрации.

    Для учителя научить восприятию на слух гораздо труднее, чем любому другому виду речевой деятельности. Однако необходимо  уделять этому процессу  важное внимание, т.к. восприятие на слух является основой речевого взаимодействия.

    Практика показывает, что работа над аудированием у обучаемых среднего школьного возраста не вызывает особого интереса. Поэтому наша задача сделать работу над аудированием привлекательной для обучаемых.

    Хорошими обучающими возможностями обучения речевому взаимодействию обладают сервисы подкастов, которые позволяют создать обучающую среду, развивать и улучшать навыки иноязычного общения.

    Что же такое подкаст? Подкасты - это аудиоблоги или передачи, публикуемые в Интернете в виде регулярно обновляемых выпусков, которые можно легко скачать на персональный компьютер, а затем и на MP3-плеер и слушать в любое удобное время.Подкастинг  (англ. podcasting, от iPod и broadcast - повсеместное вещание, широковещание) - способ публикации звуковых передач (обычно в формате MP3) во Всемирной сети, при котором слушатели могут подписываться и получать новые выпуски по мере их появления.

    Основные возможности подкаст-сервисов:                                                           

    ·        прослушивание аудиофайла

    ·        создание собственного аудиофайла

    ·        просмотр видеофайла

    ·        создание собственного видеофайла

    ·     возможность загрузить и поделиться с другими пользователями сервиса собственными аудио - и видео-материалами.

    Отличие подкастов от аудиокурсов к УМК состоит в актуальности и многообразии тематических выпусков, их постоянном обновлении.

    Основные подкаст-сервисы,  которые я  использую  для обучения английскому языку:

    www.podomatic.com

    http://www.bbc.co.uk/podcasts/worldservice

    http://www.breakingnewsenglish.com

    http://www.listen-to-english.com/index.php?atp=archive_atp

    Рассмотрим примерный алгоритм развития умения говорения и аудирования посредством подкаст-сервисов на примере урока в 9 классе по теме  «An apple a daykeeps the  doctoraway», УМК «Happy English.ru».

    На данном уроке использовался подкаст на тему «An apple a daykeeps the doctoraway»,источник:

    http://www.breakingnewsenglish.com/1312/131228-apples.html

    Основные этапы урока:

    На каждом этапе предлагается несколько вариантов упражнений, учитель на свое усмотрение выбирает наиболее подходящие той или иной группе. Перечислим все возможные варианты, предложенные подкаст-сервисом.

    Warm-up (разминка)

    Предлагается: пройтись по классу и побеседовать с разными партнерами о яблоках; разделившись на пары или группы выбрать наиболее интересные слова или словосочетания из теста и обсудить их; заполнить таблицу, ответив на вопрос  «Как снизить риск инфаркта?»; проведение дебатов, учащиеся делятся на группы и обсуждают предложенные темы; составить рейтинг «правильных»  продуктов и обсудить свои рейтинги;  в течение одной минуты записать как можно больше слов, которые ассоциируются со словом «доктор», поделиться с партнером, распределить все слова по категориям.

    Дотекстовый этап (BeforeListening)

    Предлагается:  догадаться, верны  или неверны  данные утверждения; соотнести синонимы и фразы; заполнить пропуски в тексте.

    Этап слушания текста (Whilelistening)

    Предлагается: выбрать правильный ответ из предложенных; заполнить пропуски в тексте; ответить на вопросы к тексту; выполнить тест на множественный выбор; ролевая игра.

    Послетекстовыйэтап (Follow-up activities)

    Предлагается:  подобрать синонимы к словам « сердце» и «приступ», составить вопросы с этими словами, задать вопросы однокласснику; составить несколько вопросов по тексту, задать их классу; сверить ответы к заданиям урока, обсудить насколько интересными были задания, что нового узнали; обвести в кружок все слова, которые вы не знаете, найти их значение в словаре;проверить друг друга и вспомнить, как использовались слова в тексте; составить 5 вопросов о яблоках, провести опрос трех одноклассников, ответы записать в таблицу, сделать мини-презентацию о том, что вы выяснили; провести дискуссию по предложенным и собственным вопросам; заполнить пропуски в тексте, выбрав из предложенных вариантов ответа; исправить ошибки в написании слов;пронумеровать строки из текста в нужном порядке; поставить слова в предложениях в нужном порядке; вписать гласные буквы в слова; расставить знаки пунктуации в тексте; разделить соединенные вместе слова чертой; писать о яблоках в течение 10 минут; письменное рассуждение на тему «Верна ли поговорка  «An apple a daykeeps the doctoraway»?

    Домашнее задание (Homework)

    Предлагается:  выбрать несколько слов из текста, используя словарь или Интернет, составить как можно больше лексических  «гнёзд» или словосочетаний; провести Интернет-исследование и найти как можно больше информации о яблоках; сделать постер о яблоках и здоровье; написать статью в журнал о том, как полезно съедать по одному яблоку в день, включите в нее воображаемое  интервью; напишите статью в газете - продолжение истории, которую вы услышали в классе; напишите письмо эксперту, задайте ему (ей) 3 вопроса о яблоках, выразите свои точки зрения.

    Все варианты работы с подкастом отличаются многообразием, учителю есть из чего выбрать. Обучаемым данные упражнения было интересно выполнять, т.к. большинство из них были новыми, была возможность не просто слушать подкаст  и выполнять тесты, сидя за партой, а взаимодействовать друг с другом и учителем, выражать собственную точку зрения, творчески подходить к выполнению заданий.

    Для преподавателя основная сложность работы с подкастами состоит в их огромном количестве в сети Интернет, необходимостью тщательного отбора материалов к урокам, учет  уровня  владения языком обучаемых, больших временных затратах при подготовке к уроку. Однако применение данной технологии при формировании речевой коммуникации является эффективным способом повышения качества речевой деятельности в условиях реализации новых образовательных стандартов.

    Используемая литература

    1.Болотов В. А. Учитель информатики должен стать организатором, а учитель- предметник - пользователем: [Беседа с первым заместителем министра образования В. А. Болотовым]/Болотов В. А.; интервьюер Кравцова А. Ю. // Информатика и образование №1, 2002. - стр. 2-8.

    2.Будько А.Ф. Интеракционный аспект речевого общения как объект обучения. // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам на современном этапе. Материалы международной научно-методической конференции. 23-25 ноября 1999г. – Мн., 1999. – стр. 7-8

    3.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Мультимедиа в образовании; онлайн издание книги:   http://www.ido.rudn.ru/Open/multimedia/mult1.htm

    5.Кирмайер М. Мультимедиа. - М.: Малип,1994.- 256 с.

    6.Marc Prensky. Digital Natives, Digital Immigrants, 2001: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf

    7.Wilga M. Rivers. Interactive Language Teaching.CUP, 1987. – 219 р.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологические особенности преподавания английского языка в средней школе

    В данной статье представленна информация по направлению психологические аспекты преподавания английского языка в средней школе. Изложены материалы с психологической и педагогической точки зрения. Пред...

    Литневская Е. И. Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с.

    Полезный методический материал для проведения уроков из учебника Литневской Е. И. "Методика преподавания русского языка в средней школе"...

    Формирование метапредметных результатов на уроках английского языка в средней школе (из опыта работы учителя)

    Автор статьи делится опытом работы по формированию метапредметных результатов у учащихся при изучении английского языка в средней школе.  Учитель раскрывает несколько основных групп метапредметны...

    К урокам английского языка - Инновационные технологии в преподавании английского языка

    Инновационные технологии в преподавании английского языка: Новые информационные технологии в обучении английскому языку Обучение аудированию, чтению, письму с помощью Интернета  Са...

    Внеклассное мероприятие : "Новогодний конкурс на английском языке". Составили учителя английского языка ГБОУ средней школы № 143 Красногвардейского района Санкт-Петербурга А.В. Дьяковская и Е.Ю. Ершова

    Цели мероприятия: формировать устойчивую учебно-позновательную мотивацию и интерес к учению,повторить  изученный ранее лексический и грамматический материал, развивать коммуникативные универсальн...

    Использование кейс-метода в преподавании английского языка на среднем и продвинутом уровнях

    Данная работа посвящается Case Method. Основными принципами данной методики является многоплановый, всеобъемлющий, глобальный подход к изучаемой проблеме или явлению, а также привлечение знаний и прие...