Проектный и ситуативный подход в преподавании английского языка как один из способов влияния на мировоззренческое самоопределение школьников
статья по английскому языку по теме

Караваева Людмила Алексеевна

В данной статье освещаются способы воспитания мировоззренческого самоопределения школьников в процессе обучения английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст статьи47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектный и ситуативный подход в преподавании английского языка как один из способов влияния на мировоззренческое самоопределение школьников

 

«Нет в учебном плане такого предмета, который бы в той или иной мере не касался бы мировоззрения». Эти слова, написанные В.А. Сухомлинским много лет назад, остаются верными и для нашего времени.

Нет сомнения, что при всей важности обучающей функции образования не менее значительна роль воспитания, поскольку именно в школьные годы закладываются основы мировоззрения, происходит нравственное и эстетическое становление личности. Если говорить о мировоззрении, то отчетливая мировоззренческая направленность личности приходится на старший школьный возраст. Но означает ли это, что воспитанием мировоззрения не надо заниматься в младшем возрасте? Убеждена, что уже в этом возрасте воспитываются важные мировоззренческие отношения: к себе, к другим людям, к природе, к большой и малой Родине. Это убеждение я вынесла из собственного педагогического опыта.

Работа с детьми из начальной школы помогла мне на практике убедиться, каким большим воспитывающим, образовательным и развивающим потенциалом обладает мой предмет и какой мировоззренческий вклад он может внести в развитие личности маленького человека. Учитывая возрастные особенности малышей и используя соответствующие приемы -  игры, соревнования, песни, стихи и музыку - я стремилась содержанием урока и всей его организацией воспитывать у детей любовь к своей стране, к природе, к родным и близким, учила детей этике общения - нормам поведения, умению слушать собеседника, культуре речи.

С чего я начинала? Как искала возможности для реализации воспитывающего потенциала предмета? В первую очередь определяла возможности учебного материала и организации деятельности детей. Так, для воспитания этических норм как элемента мировоззрения, помимо традиционных упражнений и игр (таких, как «Будь вежлив», «Вежливый Винни-Пух» и т.д.), использовала так называемые «Бутербродные  уроки». На них в процессе освоения учебного материала и приготовления незамысловатых блюд у детей воспитывается трудолюбие, готовность прийти на помощь другому, внимательность к одноклассникам и даже отношение к здоровому питанию как основе здорового образа жизни.

В работе с учениками средней и старшей школы я также стремлюсь к тому, чтобы решение основополагающей задачи - формирование речевой иноязычной компетенции - гармонично сочеталось с воспитанием мировоззренческих отношений школьников. Средств для достижения этой цели достаточно много. Что из этого арсенала кажется мне наиболее эффективным? Это, несомненно, проектная работа. В ее пользу говорит следующее:

  1. Независимо от темы, проект позволяет ученикам применить речевые навыки и умения на практике, что очень важно в условиях дефицита общения на английском языке. Выполнение проектной деятельности необходимо для понимания роли иностранного языка в  современном поликультурном мире, удовлетворения потребности пользования языком как средством познания, общения и социальной адаптации. Язык в этом случае осознается также как средство приобщения к иной культуре.
  2. В процессе выполнения проекта ученики осваивают средства коммуникативной компетенции и самостоятельного поиска информации. Тем самым у них воспитывается активное отношение к познанию и самообразованию. Например, для проекта «Моя школа» они заходили на сайт гимназии, беседовали с учителями, библиотекарем, брали интервью у других учеников и гостей школы.
  3. При подготовке презентации проекта ученики получают возможность творческой работы. А творчество - важнейшее проявление деятельного мировоззрения. В нашем опыте это был фотоотчёт о пребывании в нашей школе группы учащихся из Германии, очерк по истории школы, альбом, посвящённый спортивным и творческим достижениям наших ребят.
  4. В проектной деятельности происходит активное становление отношения к другим людям. Ученики несут индивидуальную и коллективную ответственность за конкретную часть проекта, учатся работать в команде, соотнося свои цели с целями других.
  5. При распределении заданий я учитываю интересы каждого участника, его (пусть и небольшой) жизненный и познавательный опыт, индивидуальные способности. Активизация личного опыта ученика важна для его формирующегося мировоззрения.

Как я убедилась, проектная тематика даёт широкие возможности для воспитания мировоззрения учащихся. В нашей практике это были проекты «Мой город», «Семейный журнал», «Спортивный проект», «Кампания в защиту животных», «Неделя без телевизора», «Моя картинная галерея», «Экологический проект» и другие. Каждый из них обладает своими возможностями в мировоззренческом отношении.

Проекты пробуждают в учениках гражданские и патриотические чувства, способствуют пониманию нравственных и эстетических ценностей, экологических проблем, значения здорового образа жизни.

Ситуативный подход также является эффективным инструментом формирования у учеников не только речевой компетенции (поскольку речь не бывает вне ситуации), но  и  мировоззренческих отношений и ценностей.

Ситуации общения, которые бывают на уроке, можно условно разделить на три группы: реальные, проблемные и условные.

Реальные ситуации на уроке, к сожалению, ограничены ролями учителя и учеников. Но и их можно использовать в воспитательных целях. Например, отмечая отсутствующих, я инициирую реплики ребят с выражением сожаления по поводу болезни одноклассника, надежды на его скорое выздоровление, радости, что он снова в классе, готовности помочь с английским и другими предметами. Такие краткие беседы помогают создать благоприятный психологический климат в классе, учат его ценить, учат детей вниманию, сочувствию к окружающим, взаимопомощи. А отношение к другому человеку, понимание его - это элемент мировоззрения.

Проблемные ситуации создаются учителем. Здесь важно найти проблемный вопрос, который предполагает различные ответы, столкновение мнений, рассмотрение одного и того же предмета с разных сторон, использование знаний из других дисциплин. Например, при изучении темы «Научно-технический прогресс» перед старшеклассниками был поставлен такой вопрос: «Согласны ли вы с мнением, что войны играют положительную роль в истории человечества, так как способствуют научно-техническому прогрессу?» При обсуждении подобных вопросов ребята учатся высказывать свою точку зрения, мотивируя своё согласие или несогласие с одноклассниками, учатся воспринимать и понимать чужую позицию. Для становления мировоззрения такие ситуации, их обсуждение чрезвычайно важны.

С помощью условных ситуаций можно моделировать реальные жизненные истории, которые не только охватывают различные типы речевого поведения, но и обогащают социальный опыт учеников за счёт проигрываемых ролей. Например, неизменным успехом у ребят пользуется ситуация  «Котенок в шкафу». Ее сюжет незамысловат: дети подобрали на улице котенка и спрятали его в шкафу, надеясь уговорить родителей оставить найденыша в семье. Положение внезапно осложняется тем, что маме срочно потребовались туфли, лежащие в этом же шкафу. Роли детей и родителей распределяются между учениками. Подобные ситуации, на мой взгляд,  являются средством воспитания мировоззрения, так как активизируют понимание человеком окружающей действительности, других людей, явлений и себя самого. Развивающий эффект здесь достигается за счёт импровизации, так как при описании ролей я создаю так называемый «информационный пробел»: «родители» не знают, что в шкафу котенок, а «дети» не ожидают, что «маме» понадобятся туфли. В воспитательном отношении такие ситуации помогают ученикам преодолеть внутреннюю неуверенность, способствуют поиску решения, самоутверждению, более полному проявлению сил и возможностей.

Формирование мировоззрения - длительный процесс. Он не заканчивается с последним школьным звонком. Но у истоков этого процесса стоим мы, школьные учителя, и от нас в немалой степени зависит уровень духовности и нравственности наших выпускников, вступающих во взрослую жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы как способ повышения качества образования»

Современная школа направлена на подготовку не только грамотных учеников, но и способных самостоятельно мыслить.Использование современных инновационных технологий (дебаты, «мозговой штурм», техно...

Изучение иностранного языка как способ влияния на профессиональное самоопределение школьника

Представление опыта по формированию профессионального самоопределения школьников...

"Работа со стихами на уроке английского языка как один из способов повышения мотивации учащихся"

В работе рассматриваются задачи, которые может решить на уроке учитель с помощью стихов,рифмовок и скороговорок....

Презентация "Внеурочная деятельность по английскому языку как один из способов повышения мотивации обучающихся"

Во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей ...

Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"

В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...

Статья " Использование информационных технологий в преподавании иностранного языка как один из способов повышения учебной мотивации"

В статье изложены методические рекомендации для создания комиксов, веб- квеста имультфильмов на иностранном языке...