Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья по английскому языку (7 класс) на тему

Гайдарова Оксана Валерьевна

Использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности.  Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oksana_novaya_2.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по английскому языку  учителя ГБОУ  СОШ №15

Гайдарова Оксана Валерьевна    

                       

                   Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, ранее начало систематического обучения привело к значительному росту количества детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам. В наши дни проблема здоровья школьников стала приоритетной, т.к. (по данным исследований психологов) более 60 % учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс, что приводит к ухудшению показателей психического и физического здоровья учащихся; снижается успеваемость, усиливается состояние тревожности. Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса. Технологии и методики обучения в образовательных учреждениях направлены    на формирование модели здорового поведения.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка имеет первостепенное значение. Так как, английский язык – это серьезный и сложный предмет. С первых уроков дети учатся общаться на иностранном языке, им приходится освоить массу лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, приобрести произносительные навыки). На уроках учащиеся вынуждены много писать, запоминать, говорить, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Во избежание усталости учащихся смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, «мозговой штурм», необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных  операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Огромное значение имеет форма организации урока. Во избежание усталости и перегрузки детей учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания. Развитию мыслительных операций, памяти, отдыху учащихся способствуют:

  • Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
  • Смена видов деятельности: самостоятельная работа, чтение, письмо, говорение, аудирование, творческие задания.
  • Различные тестовые задания с выбором ответа, на распознавание и поиск ошибок, разноуровневые задания.
  • Строгое соблюдение объемов всех видов тестов.
  • Физкультминутки, игровые паузы, драматизация диалогов,
  • Смена позы учащихся.

На своих уроках я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Релаксация.

Цель релаксации – снятие умственного напряжения, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть разные ролевые игры, работа в группе, просмотр мультфильма, музыкальные физкультминутки.

Игра.

Игра – одна из форм релаксации, которая приводит к быстрому восстановлению работоспособности, сопровождается положительными эмоциями. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, а также познавательных и языковых способностей.  В игре ребенок проявляет самостоятельность, раскрывается, получает признание сверстников, проявляет свои лучшие качества. Игры-пантомимы, конкурсы, подвижные игры, ролевые игры в группе могут быть использованы на уроке.

Песня, Поговорки, Весёлые четверостишия.

Песня – хороший вид релаксации, дает возможность не только отдохнуть, но и способствует формированию фонетических, лексических, грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает память. Снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня  - это хорошая релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, восстанавливающая работоспособность. Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.  Введение и закрепления слов происходит в игровой форме с использованием движения. При изучении и драматизации диалогов дети активно используют движение, то есть они не  рассказывают диалоги, а используют их. Элементы театрализации на уроках являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения.

Физкультминутки.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечнососудистую и дыхательные системы, улучшают кровообращение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки является 15-20-я минута урока. Длительность физкультминутки может составлять 5 минут.

При применении здоровьесберегающих технологий и рациональной организации урока, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности составляет около 10 минут, количество видов преподавания не менее трех, виды учебной деятельности меняются, их может быть от четырех и более. Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет

Чем ближе к жизни игровая ситуация, тем легче и быстрее дети запоминают языковой материал.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы: использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности.  Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.

Ресурсы:

Куинджи Н.И. Пути формирования здоровья школьников: Метод. Пособие – М: Аспект-Пресс, 2001г.

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. М: Медицина, 1989г.

Копалиани А.М. Основы здорового образа жизни школьников: Метод. Пособие. 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, прео...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Презентация с описанием приемов и методов, применяемых на уроках английского языка в целях сохранения здоровья учащихся. Опыт работы....

Физминутки на начальном этапе обучения Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Физминутки на начальном этапе обученияЗдоровьесберегающие технологии на уроках английского языка...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка...

Методическая разработка к урокам английского языка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Данный материал помогает организовать работу на уроке в средней школе, большое внимание уделяется ролевым играм....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса»

Применение здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках английского языка или уроки без стресса....

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИОдним из приоритетных направлений школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Гиподинамия и длительные статические нагрузки являются харак...