Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование.
статья по английскому языку на тему

Хабирова Лариса Владимировна

ИТОГОВАЯ РАБОТА к курсам повышения квалификации «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnaya_kompetentnost_uchitelya.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА

к курсам повышения квалификации

«Профессиональная компетентность учителя

иностранного языка как фактор, детерминирующий

школьное иноязычное образование»

Очевидно, что существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Это предполагает существенные преобразования в системе воспроизводства педагогических кадров и изменения отношения со стороны общества к учительскому сословию. Но прежде должна быть разработана государственная политика в отношении выращивания новой генерации учителей с иным сознанием, иными ценностями и профессиональными компетенциями, направленная на создание сообщества учителей в качестве новой общественной элиты. Только такое сообщество вместе с новой системой управления образованием сделает реальными инновационные изменения в российском образовании. В противном случае - и это можно смело утверждать - никакие реформы невозможны: они останутся фиктивными в ворохе бумажной риторики, при помощи которой нижние начальники отчитываются перед высшими.

Как известно, все познается в сравнении. Поэтому необходимо сравнить компетентностный подход с традиционным предметным обучением, определив наиболее известные его признаки.

Чему противостоит компетентностный подход в образовании?

  • Традиционному предметному репродуктивному "обучению", в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации).
  • Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания.
  • Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвейерным способом организации труда XIX века.
  • Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства.

В противоположность этому подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции "усвоении знаний". Основной  ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Как пишут Bowden и Marton "Если вы не представляете, с какими ситуациями могут столкнуться ваши ученики в будущем, учите их тому, что они могут применить в любых ситуациях".

Принципиально изменяется и позиция учителя, преподавателя. Он перестаёт быть вместе  с учебником носителем "объективного знания", которое он пытается передать ученику. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый бы мог реализовать свои способности и интересы. Фактически он создаёт условия, развивающие среду, в которой  становится возможным выработка  каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций. И, что очень важно, это происходит в процессе реализации собственных интересов и желаний, приложения усилий, взятия на себя ответственности.

Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребёнком, сформулированных как ключевые компетентности.

Для реализации в учебном процессе этих компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения с учениками.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим "совершенством";
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

  • доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;
  • быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;
  • иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;
  • иметь развитую способность к критике и рефлексии;
  • воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;
  • понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;
  • быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;
  • спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;
  • иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;
  • уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;
  • демонстрировать компетентное поведение - собственную ответственность за результат, любознательность, способность к кооперации и диалогу и т.п.
  • демонстрировать увлеченность своим предметом;
  • использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе "развивающей среды".

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе "развивающей среды"

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды.

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то "не знаю", "не умею" или "не понимаю", не только не стыдно, но является первым шагом к "знаю", "умею" и "понимаю".

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои "образовательные дыры".
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь "сценировать" учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Педагогические методы, способы и технологии

Используются все возможные методы, способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно отметить:

  • Технологию "критического мышления".
  • Проектно-исследовательский метод.
  • Организацию разнообразных форм диалога и дискуссий.
  • Методы формирования понятий.

Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению, который в западной педагогике получил название конструктивистская дидактика. Это направление в дидактике основывается на идее, суть которой состоит в том, что знание нельзя передать от учителя к ученику и его нельзя прочитать в книжке. Его можно выработать в соответствующей деятельности, на основе своих интересов, способностей, особенностей своего интеллекта. Поэтому в этом подходе к обучению особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. Изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.

                  Технология "критическое мышление"

             Предпосылкой к созданию подобной технологии явилась совершенно новая общественная и экономическая ситуация, сложившаяся во второй половине XX века. В первую очередь она связана с беспрецедентным информационным взрывом, порожденным появлением компьютерных информационных технологий. Каждый человек, обладающий компьютером, может иметь доступ не только к своим национальным библиотекам, но и к библиотекам всего мира, не выходя из собственной квартиры и не покидая своего рабочего места. По некоторым оценкам, большая часть из того, что мы сегодня знаем, через 10-15 лет станет неточным и устаревшим. Быстрые изменения стали нормой развития экономики. Невозможно точно предсказать, какие виды работ придется осуществлять нынешним первоклассникам. В этой ситуации может оказаться, что весь тот объем информации, который мы пытаемся передать учащимся в общеобразовательной средней школе, никогда им не пригодится в течение жизни и профессиональной деятельности. Поэтому главной задачей школы становится задача научить учиться и критически мыслить.

           Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво и критически. Они должны уметь самостоятельно оценивать информацию и идеи и действовать в соответствии с представлением о том, что в данной информации может быть им полезно. Они должны рассматривать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации: определять общую ценность идей на основании своих потребностей и целей.

Поэтому в логике критического мышления существует набор общих условий, создание которых необходимо для инициации осуществления учащимися критического мышления:

  • Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления.
  • Давать возможность учащимся размышлять.
  • Предоставлять возможность знакомиться с различными идеями и мнениями.
  • Убедить учащихся, что они могут высказывать любые мнения, не рискуя быть высмеянными.
  • Помогать учащимся задавать вопросы.
  • Способствовать активной дискуссии.
  • Стимулировать рефлексию.
  • Выражать веру в то, что каждый учащийся способен на критические суждения.
  • Ценить проявления критического мышления, развивая уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей.
  • Приучать учащихся с уважением выслушивать мнения других.

             Например, для реализации этих условий каждый учащийся должен научиться осуществлять по крайней мере несколько основных мыслительных  действий: анализировать, описывать, сравнивать, приводить аргументы "за" и "против", применять их для разрешения практических ситуаций. У каждого учащегося на столе может лежать кубик, на гранях которого написаны все перечисленные действия.

              Собственно технология состоит из трех основных стадий. Это вызов, осмысление, рефлексия. Стоит также отметить, что хотя проект и называется "обучение чтению и письму", технология может использоваться для учащихся любого возраста, начиная от начальных классов общеобразовательной школы и заканчивая студентами высших учебных заведений. Меняются лишь темы и используемый для их изучения материал.

         

1. Стадия вызова

          На этой стадии учащимся дается небольшой по объему текст по изучаемой теме. Объем и сложность текста определяется только степенью подготовленности учащихся. Текст должен точно отражать содержание темы, а если это авторский текст, то позицию автора по изучаемой проблеме. Однако прежде чем учащиеся начнут читать текст, они в течение некоторого времени должны сами подумать по поводу предложенной темы или проблемы и записать свои соображения. Важно записать все, что придет на ум, и как можно больше. Затем учащиеся объединяются в пары и обмениваются своими взглядами по поводу предложенной темы. Если возникают разногласия, они фиксируются. После того, как учащиеся закончат обсуждение, они начинают высказывать суждения, а учитель подробно записывает их на большом листе бумаги, прикрепленной к стене, или фиксирует на классной доске. Любые разногласия должны обязательно быть вынесены на общее обсуждение. Задача учителя не только подробно, без критики зафиксировать все суждения, но и найти в них противоположные позиции и тем самым способствовать развитию дискуссии.

           После того как все суждения записаны на доске, учитель предлагает  учащимся самостоятельно как-то структурировать все то, что записано на доске. Сам учитель не дает ответы на вопросы, не хвалит и не высмеивает предложенные версии.

2. Стадия осмысления

 Учащиеся приступают к чтению текста. Текст обязательно читается с карандашом (ручкой), чтобы делать особые пометки на полях. Пометки должны быть следующие:

"V" - поставьте "галку" на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы уже знаете или думаете, что знаете, с чем согласны;

"-" - поставьте "минус", если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете, с чем не согласны;

"+" - поставьте "плюс", если то, что вы читаете, является для вас новым;

"?" - поставьте знак вопроса, если то, что вы читаете, непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Вторая фаза - это та фаза, на которой учащийся вступает в контакт с новой информацией или идеями. Это может быть чтение текста, просмотр фильма, слушание выступления. На этой стадии учащийся самостоятельно, индивидуально работает с текстом, определяя свой смысл прочитанного или увиденного. Пометки помогают организовать его понимание, помогают включить его в диалог с автором текста, с его содержанием. На основе пометок может быть составлена маркировочная таблица, в которой колонки имеют названия: "Знаю", "Хочу узнать", "Узнал новое", "Вопросы", которые каждым учеником заполняются индивидуально. Согласно логике критического мышления, тексты, которые предлагаются учащимся, как правило, заранее делятся на несколько смысловых частей. После того как учащийся ознакомится с частью текста, следует команда СТОП. Он прерывает чтение и должен ответить на несколько вопросов, активизирующих его мышление. Вопросы могут быть самые разные. Например: "Почему герои рассказа не смогли сделать то-то и то-то? В чем проблема?", "Как вы считаете, что они станут делать дальше? Какие могут быть варианты?", "Что чувствовал герой, когда он..?", "Что думали окружающие, как они оценивали поступок героя?", "Как вы считаете, что произойдет дальше? Продолжите рассказ" и т.п.

После того, как все прочли текст и сделали пометки, дается некоторое время на то, чтобы каждый смог как-то обобщить свой смысл прочитанного, сформулировать его в нескольких суждениях, заполнить таблицу. Здесь также можно объединить учащихся в пары или тройки и попросить их выработать общее мнение, но и учесть имеющиеся разногласия. Учащиеся должны сравнить те обобщения, которые получились на основе прочитанного текста, с теми суждениями и обобщениями, которые они сделали самостоятельно. Должны отметить, что добавилось нового к тому, что они предполагали лишь на основе своего опыта, и составить более-менее целостное представление в отношении обсуждаемой темы или проблемы.

Стадия "вызов" может осуществляться в самых различных модификациях. Слушателям может даваться лишь название темы или рассказа, с какими-то ключевыми фразами, используя которые они должны составить свой собственный рассказ. Потом они читают авторский текст и сопоставляют то, что получилось у них, с тем, что предлагает автор. Они могут выделить то, что, с их точки зрения, им больше нравится у автора, а что у себя, и объяснить почему. На стадии осмысления предложенный текст можно заранее разбить на несколько частей. После прочтения одной части текста учащийся делает предположение о том, каково может быть продолжение в следующей части. Каждый раз предлагаемые версии обсуждаются, выбираются, с точки зрения учащихся, наиболее удачные, обсуждается, почему они удачные, и после этого читается авторское продолжение, которое сравнивается с версиями учащихся. Учащиеся вправе обосновать, например, почему им своя версия нравится больше, чем авторская.

3. Стадия рефлексии

На этой стадии учитель выступает как организатор рефлексии учащихся. Каждый учащийся должен задать себе несколько вопросов.

  • Что я теперь (после всех обсуждений) думаю о данной проблеме?
  • Как изменились мои взгляды под влиянием этих идей?
  • Как полученная информация увязывается с тем, что я знал раньше?
  • Что я могу делать иначе после того, как получил новую информацию?

Данная технология позволяет создать условия, в которых учащийся: приучается работать самостоятельно, задавать себе и другим вопросы, порождать свои смыслы и идеи, обосновывать их, обсуждать их в дискуссии, выслушивать мнение другого, критически относиться к мнению автора или оппонента, не принимать все на веру, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности других людей; учится анализировать, классифицировать, работать с понятиями, а не определениями; начинает разбираться в целях и задачах самого учебного процесса и роли учителя.

Метод проектного обучения, или Метод проектов

В основание метода проектного обучения легли несколько положений:

  • Мышление есть исследование.

"Мышление касается всегда вещей неясных, неопределенных, незаконченных. Поэтому мышление есть исследование. Считается, что исследование — прерогатива ученых; между тем всякое мышление всегда своеобразно. Вместе с тем всякое мышление может быть ошибочно, гипотетично, приблизительно, пока оно не подтверждено опытом".

  • Мышление есть процесс, запускаемый сомнением или проблемой.

"Только научившись пользоваться сомнением как поводом к мышлению, люди стали делать  успехи".

  • Мышление неотделимо от действия.

"Именно прогресс экспериментальной науки доказывает вред отделения умственных  достижений от действия. Люди должны делать что-нибудь, если хотят знать что-нибудь..."

  • Мыслить- значит думать о будущем.
  • Мышление означает самостоятельное мышление.
  • Мышление мотивируется интересом к делу.

Проект предполагает 4 этапа:

1. Постановка целей и планирование их реализации.

2. Реализация проекта.

3. Подведение итогов и презентация.

4. Оценка осуществленной деятельности, её сильные и слабые стороны.

В литературе выделяются следующие учебные цели проектной деятельности учащихся.

  • Научить школьника планировать и реализовать работу (в соответствии с его возрастом).
  • Научить школьника самостоятельно заниматься анализом четко очерченного содержания в соответствии с поставленными задачами.
  • Научить самостоятельно искать способы достижения целей, реализовать их и переносить этот опыт на другие ситуации.
  • Научить развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы.
  • Научить выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения.
  • Научить собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать.
  • Научить ведению деловой дискуссии, чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования.
  • Научить отдельно и в группе целеустремленно участвовать в событиях и решающим образом влиять на них.

Как видно из приведенного списка, проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека. К их числу относятся:

  1. Умение решать проблемы.
  2. Умение работать в команде.
  3. Умение осуществлять деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.
  4. Умение критически относиться к проблемам.
  5. Умение работать с информацией.
  6. Умение ставить цели и определять задачи.

Всего этого можно достигнуть, если следовать основному принципу проектного метода - предоставлять проектным группам возможность работать как можно больше самостоятельно. Фактически проектный метод оказался той формой организации занятий, в которой стало возможным создать все необходимые условия для инициации у школьников реального процесса мышления, познания.

Позиция учителя при реализации проектного метода обучения принципиально иная по сравнению с предметным, информационным подходом. Учитель становится организатором проектной деятельности учащихся и консультантом в культуре ведения дискуссии, научного исследования.

Все новые подходы и методы обучения, по сути, сводятся к одному - поиску таких форм организации занятий, в которых учащийся мог бы максимально проявить свои способности, овладеть соответствующими компетенциями в условиях самостоятельной работы.

В число основных форм могут быть включены:

  • Самостоятельная индивидуальная работа, а также работа в группах или с партнером.
  • Планирование своей работы (планы на день и на неделю) - учащихся приучают самостоятельно определять, чем они хотят заниматься в течение дня (недели), выбирать способы и формы работы (хотят они работать самостоятельно или в группах), определять, какие результаты они предполагают получить.
  • Проектная работа ориентирована на создание коллективного продукта (желательно такого, у которого есть свой потребитель); в этой форме, как правило, кроме проектного мышления нарабатываются исследовательские умения (научное мышление).
  • Дискуссионный клуб (мастерская) - эта форма направлена на овладение различными коммуникативными умениями, на развитие рефлексивной и "понимающей" способности.
  • Работа в учебных мастерских (живопись, металл, ваяние, лепка, садоводство, оригами, дизайн одежды, дерево, театр и т.д.). Основной принцип - свободная работа над определенным заданием (учащийся сам может сформулировать себе задание) при наличии всех необходимых материалов, инструментов и прочих средств.
  • Способы и процедуры самооценки учащимися своих достижений, образовательных результатов (портфолио, понятные критерии оценки).
  • "Продуктивное учение", когда учащиеся получают опыт конкретной деятельности на конкретном реальном месте работы в конкретном учреждении (фирме) - проект "Город как школа".
  • Проблемное обучение - учащиеся помещаются в условия, где им необходимо проанализировать, понять ситуацию, сформулировать проблемы и наметить пути и способы их решения (может быть первым этапом проектной деятельности).

Основные профессиональные позиции учителя (только занимая подобные позиции, учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду):

  • Организатор деятельности
  • Консультант
  • Тьютор
  • Организатор рефлексии
  • Эксперт
  • Партнер

Кто такой тьютор? Заглянем для верности в англо-русский словарь. Как существительное tutor-домашний учитель, репетитор, руководитель группы студентов, опекун. Как глагол tutor существует в значении - обучать, давать уроки; наставлять. Эти значения точно передают образ тьютора. Он или она (соответственно tutoress) назначаются новичку сразу по прибытии в школу. Каждый преподаватель в английской школе может выполнять роль тьютора. Как правило, к нему прикрепляются порядка 10 учеников, которых он ведет до окончания школы, направляя их как в учебном процессе, так и в личном развитии. Таким образом, он не только следит за академической успеваемостью, но и направляет весь процесс воспитания своих подопечных.

Следует также сказать несколько слов о позиции эксперта. Позиция эксперта - это всегда внешняя, рефлексивная позиция относительно того, что делает или как себя ведет учащийся с точки зрения принятых критериев, норм, правил, ценностей. Данная позиция необходима, если учителю требуется оценить уровень достижения (овладения) учащимся тех или иных компетенций (умений) или соответствующих правил и ценностей. В то же время эта позиция требует от учителя широты сознания и понимания действий или поведения ученика, чтобы за правилами, нормами и критериями видеть еще и индивидуальность каждого учащегося.

Этот список принципиально открыт и каждый может добавить те умения, которые он считает наиболее важными для достижения тех или иных образовательных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя как фактор повышения качества образования школьников

"Делайте то, что любите делать и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня", - говорил древнекитайский мыслитель Конфуций. В предлагаемой статье представлен самоанализ опыта работы учителя техноло...

Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС

В данной работе рассмотрено понятие профессиональной компетентности педагога, определены основные группы профессионально-педагогических компетенций и рассмотрены механизмы развития профессиональной ко...

Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения

Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...

«Специфика формирования профессиональной речи будущего учителя иностранного языка (для ранней ступени иноязычного образования в средней школе)».

Профессиональная речь является одним из важнейших параметров профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка, значимыми составляющими которой являются коммуникативная и психолого-п...

ИКТ – компетентность учителя информатики как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

Качество образования сегодня является стратегическим фактором общественного развития.  В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях р...

Повышение профессионального мастерства преподавателя СПО как фактор обеспечения качества образования

Роль педагога в наше время велика как никогда: современное общество требует от образовательных систем компетентных, конкурентоспособных на рынке труда специалистов. Вследствие этого, на сегодняшний де...