Новые подходы в изучении иностранного языка
статья по английскому языку на тему

Рыжова Инна Васильевна

            Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой мотивации. Успех обучения и отношение учащихся к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально учитель проводит уроки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих стратегий в школе в большей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novye_podhody_v_izuchenii_inostrannogo_yazyka.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

                     НОВЫЕ  ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

     Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся динамичной

диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует необходимость привести

изучение предмета в соответствии с этапами обучения. Это должно касаться не

только объема осваиваемого языкового и речевого материала, определения

приоритетов в выборе видов формируемой деятельности и, следовательно,

соответствующих речевых умений и навыков. Проблема соответствия содержания

учебного предмета условиям обучения должна быть решена с учетом всех его компонентов. Так, совершенно очевидно, что нельзя обучать

учащихся общеобразовательных школ и гимназий, школ гуманитарного и

технического профиля на одних и тех же текстах, ситуациях общения. На уровне

отбора сфер общения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

преимущество отдается игровой сфере. На старшем этапе обучения  предметная сторона

содержания  должна отражать наряду с другими и интересующую учащихся

профессиональную сферу общения (безусловно, в ограниченных пределах).

Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством

приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения

познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение и

углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или

технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.

Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и

переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями

выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным

мастерством.

         Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть заложены

механизмы, раскрывающие возможность практического использования иностранного

языка как важного средства развития и удовлетворения интересов учащихся, в

том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет обеспечено, если

учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на следующие вопросы:

1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей профессии ученика?

2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере интересов?

3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться

к научно-техническому и культурному прогрессу и традициям страны изучаемого

языка, пополнить знания в области точных или гуманитарных наук?

         Из практики известно, что в содержание учебного предмета помимо информации,

способов деятельности, выраженных устным или письменным текстом и

заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная предметом и

деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным отношением

учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного (положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения предмету.

         Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко

отражены желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру, друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.

         Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется тем,

насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность.

         Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения

иностранному языку в школе являются:

1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников (формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой и достаточной для общения; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения).

2. Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов,развитие  у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).

3. Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своими коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени обучения иностранного языка в школе к другой, что позволит им ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного языка.

4. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам, готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию, совместному решению общечеловеческих проблем.

5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.

6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.

7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.

         Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его основные

цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе

формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции. Данные

компетенции предполагают формирование как чисто лингвистических навыков

(лексических, фонетических и грамматических), так и их нормативное

использование в устной и письменной речи. Предполагаемые темы, тексты,

проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование различных видов

речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования, письма), развитие

социокультурных навыков и умений, что обеспечивает использование иностранного

языка как средства общения, образования и самообразования, инструмента

сотрудничества и взаимодействия в современном мире.

         Содержание и структура школьного курса по иностранному языку определяются:

· коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному языку;

· количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного языка;

· возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения

иностранному языку;

· преемственностью между этапами обучения;

· междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с

родными и государственными языками.

          На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах)   большое

значение имеет создание психологических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

        Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

· создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;

· ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;

· приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранных языках;

- формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах деятельности с учетом возможностей и потребностей младших школьников;

· формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках

         При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V – XI

классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое

развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в

процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,

письма.

Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение иностранного языка как средства международного общения посредством:

· Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности;

· Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции;

· Социокультурного развития школьников в контексте европейской и мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и лингво-культуроведческого материала;

· Культуроведческого и художественно-эстетического развития школьников при ознакомлении с культурным наследием стран изучаемого языка;

· Формирование умений представить родную культуру и страну в условиях иноязычного межкультурного общения;

· Ознакомление школьников с доступными им стратегиями самостоятельного изучения языков и культур.

фессионально-

технических лицеев.

Средняя школа также должна создавать условия и стимулировать школьников к

изучению нескольких иностранных языков с учетом потребностей как самих

учащихся, так и общества в целом.

        Успешное начало обучения иностранному языку способствует созданию высокой

мотивации к изучению иностранных языков. Успех обучения и отношение учащихся

к предмету во многом зависит от того, насколько интересно и эмоционально

учитель проводит уроки.

        Таким образом, успех практической реализации инновационных обучающих

стратегий в школе в большей степени зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способностей преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный и индивидуальный подход в изучении иностранного языка

Дифференциация в обучении теснейшим образом связана с индивидуализацией обучаемых. К сожалению, не всегда все школьники усваивают программный материал в полной мере, как бы учитель не старался донести...

«Метод проектов как средство реализации личностно ориентированного подхода при изучении иностранных языков»

Данная статья рассказывает о приемах и методах работы на уроках английского языка в условиях современного времени и технологий. В статье описан метод проектов как один из приемов в реализации личностн...

Доклад "Новые подходы к обучению иностранным языкам в пятом классе"

В докладе рассказывается о новых методах и подходах в обучении иностранным языкам в пятом классе....

Комплексный подход в изучении иностранного языка.

при изучении иностранного языка важен комплексный подход. Освоение лексических единиц и грамматического строя языка долно идти параллельно, также как осуществляться развития навков аудирования и говор...

Проект как инструмент деятельностного подхода к изучению иностранного языка

Проект как инструмент деятельностного подхода к изучению ин.языка...

Интерактивный подход к изучению иностранного языка в старших классах в средней общеобразовательной школе

Интерактивное взаимодействие является способом познания, который осуществляется посредством совместной деятельности учащихся на уроках английского языка...