Доклад "Новые подходы к обучению иностранным языкам в пятом классе"
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Потемкина Татьяна Владимировна

В докладе рассказывается о новых методах и подходах в обучении иностранным языкам в пятом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Под начальным этапом в средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для дальнейшего изучения этого предмета. В данном случае к начальному этапу относятся 4-5 классы средней общеобразовательной школы.

Часто учителя иностранных языков сетуют ^что сначала учащиеся абсолютно все горят желанием изучать язык, но уже к концу первого года обучения, при встрече с первыми трудностями, таких ребят становится меньше, а через несколько лет - уже единицы.

Как сделать так, чтобы желание заниматься языком не угасло, а наоборот, нарастало?

Вероятно, когда какое-либо дело у тебя получается, причем успешно, хочется делать ещё и ещё, появляется непреодолимое желание совершенствоваться. Действительно обучение должно быть успешным! Чтобы изучить иностранный язык, необходимо не только прикладывать необходимые усилия, но и потратить для этого немало времени.

И.А. Зимняя предлагает нам введение в обучение И.Я. ЦИКЛИЧОСТЬ. Она представляет собой 3 относительно самостоятельных цикла, соотносящихся последовательно с начальным, средним и старшим этапами обучения.

Каждый рассматривается как законченный период обучения, направленный на достижение присущей ему цели.

1-Й ЦИКЛ.

Это цикл "концентрированного" (по плотности занятий в неделю) обучения. Он рассматривается как основной по количеству часов и по


важности решаемых им задач усвоения фундамента языковых знаний и формируемых навыков и умений элементарного общения на языке в устной и письменной формах.

  1. Й ЦИКЛ.

Это тематическое расширение и коммуникативное "упрочнение” в памяти уже известных языковых средств. Новым здесь является культурно-страноведческая информация и умение решать новые, значимые для него коммуникативные задачи в общении.

  1. Й ЦИКЛ

Задачей этого цикла является развитие практически необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением. Он соотносится с таким видом деятельности старшеклассников, как учебно-профессиональная деятельность.

Работая над вопросами управления адаптацией школьников при переходе из начальной в среднюю школу, серьёзное внимание мы уделяем организации обучения И .Я. именно в 5-х классах. В пятых классах собираются ученики, занимавшиеся И .Я. по различным УМК, владеющие языком на различном уровне (начиная с нулевого, если в начальной школе не вёлся денный предмет, на уровне игры, рифмовок и песенок, когда создается иллюзия владения языком).

К первому, условно "концентрированному" циклу обучения можно отнести 5-й класс, так как в начальной школе или вообще не ведётся этот предмет, или учащиеся имеют 1-2 часа в неделю. Такая минимальная частотность, как отмечает И.Б. Сенновский, ведёт к снижению объёма знаний с 90% до 10%, тем самым нарушаются психофизиологические нормы учения и обучения. Где же найти этот

резерв, т.е. дополнительные часы, в обычной средней школе, когда учебный план строго ограничен?

В результате поисков на эти вопросы возникла идея о проведении уроков И .Я. в целом классе, без деления на группы. Например, в 5 классе по учебному плану школы выделено 4 часа в неделю на изучение английского языка. Класс делится на две группы, т.е. учитель должен провести восемь уроков. Он проводит четыре урока с целым классом, без деления на группы, а оставшиеся 4 часа использует для проведения групповых или индивидуальных занятий. В учебном плане школы это отражается следующим образом: 4 часа - работа с целым классом, 2 + 2 - работа по группам.

Работа строится по типу школы смешанных способностей. В своей книге «Логика организации школы» В.В. Уланов даёт анализ европейского опыта развития общеобразовательных школ в частности школ смешанных способностей. Отличием этой школы от обычной является то, что класс может переходить к изучению следующей базовой единицы образования тогда, когда все ученики класса усвоили предыдущий материал, а не потому что время по тематическому плану для данной модели обучения И.Я. необходима перегруппировка учебного материала. Предполагается, что при работе с целым классом большое внимание будет уделено аудированию и разучиванию стихов, песен, что так любят ученики, а так же введению нового материала, требующего обширных объяснений учителя (например грамматика).

В старших классах возможны как провидение обобщающих лекций по грамматике, страноведению, так и организация различных видов чтения (чтение с извлечением необходимой информации,

выделением главного и т.д.). Во время групповых занятий учитель может уделять больше времени на совершенствование фонетики, развитие речи учащихся, отработка трудного материала гибкая система дифференцированных групповых занятий (для более способных - по одной программе, для остальных по другой) позволит повысить качество успеваемости, а желающие и способные учащиеся смогут углубленно изучить И.Я.

Возможный фактор риска при организации обучения в данной модели - перегрузка учащихся. Что бы предупредить это, можно полностью отказаться от обязательных домашних заданий, которые особенно при обучении И.Я., не всегда эффективны, а в некоторых случаях вредны, поскольку не имея возможности получить квалифицированную консультацию специалиста дома, школьники закрепляют ошибки. Хотя, конечно, если ребёнок проявляет инициативу и работает самостоятельно дома по предмету, то это всегда поощряется и приветствуется.

Реализация        данного        замысла приведёт к        следующим

положительным результатам:

Сохранение высокой мотивации к изучению И.Я., а в определенных случаях и повышении мотивации.

Возможность углубленного изучения языка для учеников, способных и желающих его изучать, без определения их в отдельные школы, классы, потоки.

Улучшению успеваемости по данному предмету (появляется время для отработки трудных моментов).

Более рациональное использование труда учителя.

C:\Users\admin\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image1.png

ЛИТЕРАТУРА

  1. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в щколе-М.: Просвещение, 1991г.
  2. Новые подходы обучения иностранных языков в пятом классе// Иностранные языки в школе .-2001. -№2. -стр. 19-22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам в классе с неоднородным составом обучающихся

Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам предполагает обучение в сотрудничестве, метод проектов и разноуровневое обучение....

«Личностно-ориентированный подход и обучение иностранным языкам в классах, с неоднородным составом обучающихся в рамках ФГОС»

В данной статье описываются актуальные проблемы иноязычного образования в современном социокультурном контексте....

Мастер- класс "Реализация системно - деятельностного подхода в обучении иностранным языкам"

Презентация к мастер-классу "Реализация системно - деятельностного подхода в обучении иностранным языкам", проходившему в рамках районного семинара "Реализация системно-деятельностного подхода в обуче...

Статья "Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых".

Материал будет интересен учителям, работающим в классах с неоднородным составом детей. У нас в сельских школах нет никакого отбора. Мы обучаем всех детей проживающих на данной территории и блислежащих...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку: мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA

Аннотация: в статье рассматриваются развивающиеся подходы в обучении иностранному языку, основанные на теории множественного интеллекта. Приводятся основные типы интеллекта и способы их применения в м...

Презентация "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"

Презентация на тему "Реализация субъектной индивидуализации в современных подходах в обучении иностранному языку мультисенсорный подход, многосенсорный подход, MITA"....