Контроль в форме проектов
статья по английскому языку на тему

Выступление на семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrol_v_forme_proektov.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основной целью обучения является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Обучение учащихся осуществляется на основе концепции коммуникативного обучения. Коммуникативно-ориентированное обучение английскому языку осуществляется в условиях деятельностного подхода.

Ещё известный немецкий педагог А.Дистервег говорил: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение».

Ученик становится центральной фигурой учебного процесса и познавательная деятельность учащихся находится в центре внимания педагогов-исследователей. 

Модернизация российского образования с неизбежностью влечёт за собой необходимость поиска новых подходов к преподаванию иностранного языка. Обращение к нетрадиционным формам обучения предполагает влияние педагога на деятельность каждого ученика и вовлечение его в активную учебно-практическую деятельность. Одной из наиболее органичных и эффективных форм преподавания английского языка является метод проектов.

Метод проектов реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. 

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создается возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Учебный проект - Комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах, индивидуально) с целью практического и теоретического решения значимой проблемы.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов XX века. Начиная с этого времени, ведущие издательства США и Европы выпускают методические пособия по использованию проектов в преподавании иностранных языков. Наиболее известное ресурсное пособие для преподавателей – D.L. Fried-Booth «Project Work» (OUP, 1986). Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году метод проектов был осуждён.

Типы проектов

По способу организации деятельности учащихся

- индивидуальные

- парные

- групповые

Типы проектов

По затраченному времени

- краткосрочные (1 или несколько уроков)

- средней продолжительности (от недели до месяца)

- долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Типы проектов

Доминирующий  в проекте метод

- информационные

- прикладные

- исследовательские

- творческие

- игровые, ролевые

Информационные проекты

Требуют:

  • Сбора информации о каком-либо объекте, явлении
  • Использование разнообразных источников информации: СМИ, базы данных, интервью, анкетирование
  • Хорошо продуманной         структуры, возможности коррекции по ходу работы

Предполагают:

  • Поэтапность поиска с обозначением промежу-точных результатов
  • Аналитическую работу над собранными фактами
  • Выводы, корректировку, обобщение
  • Заключение и оформление результатов, презентацию

Прикладные проекты

Требуют:

  • Четко обозначенного результата деятельности
  • Хорошо продуманной структуры деятельности всех участников проекта с определением функции каждого из них
  • Систематической внешней оценки проекта

Предполагают:

  • Создание социально значимого продукта
  • Выработку конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам, создание вспомогательных средств, в т.ч. учебных

Исследовательские проекты

Требуют:

  • Хорошо продуманной структуры
  • Четко обозначенных целей
  • Актуальности и социальной значимости
  • Применение экспериментальных и опытных методов исследования
  • Обработки результатов исследования

Предполагают:

  • Аргументацию актуальности темы исследования решения проблемы
  • Определение методов исследования и источников информации
  • Выдвижение гипотез и путей
  • Обсуждение и оформление полученных результатов
  • Выявление новой проблемы для исследования

Творческие проекты

Требуют:

  • Четко продуманной структуры представления проекта в виде сценария фильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, web-сайта.

Предполагают:

  • Эстетику оформления или представления
  • Совместную деятельность участников проекта, не основанной на детально проработанной структуре работы
  • Планируемые результаты и форму их представления

Ролевые, игровые проекты

Требуют:

  • Исследование характера и возможного поведения героев в различных ситуациях
  • Создание образа и внешнего облика героя
  • Создание сценических костюмов

Предполагают:

  • Принятие участниками определенных ролей, обусловленных содержанием проекта
  • Появление конечных результатов как в конце проекта, так и в начале

Типы проектов

Предметно-содержательная область проектирования

- Монопроект

- Межпредметные проекты

Типы проектов

Характер контактов между участниками

- Внутриклассные

- Внутришкольные

- Региональные

- Межрегиональные

- Международные

Типы проектов

Характер координации

- С открытой координацией (координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников).

- Со скрытой координацией (учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты учеников, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника).

Деятельность учащихся при выполнении проекта

Организационно – подготовительный этап:

  • Определение темы и формулирование проблемы.
  •  Ознакомление учащихся с методикой работы над проектом.

Основной    этап:

  • Знакомство с лексикой и грамматикой, овладение необходимыми учебными умениями.
  •  Ознакомление с аутентичным материалом.
  •  Формирование групп и распределение заданий, самостоятельная работа учащихся.
  •  Контроль всех подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений и изменений.

Заключительный этап:

  • Оформление проекта.
  •  Презентация и защита.
  •  Обсуждение результатов и оценка.

Интеграция проектов в процесс обучения языку

Рассматривая возможности интеграции проектов в процесс обучения языку, можно выделить три основных подхода. Проект может:

  • интегрироваться в традиционную систему обучения языку,

Проектные работы детей 

- Winter in Russia

- My favourite animal

- My playground

- My bag

- About myself

- My family

- A City Map

- Children’s stories

  • использоваться как одна из форм внеаудиторной работы,
  • РОЖДЕСТВЕНСКИЙ УТРЕННИК в 5 классах - LITTLE RED RIDING HOOD
  • Инсценировка сказок учащимися 4 классов – CINDERELLA& SLEEPING BEAUTY
  • Инсценировка сказки учащимися 2 классов - THE GINGERBREAD MAN
  • Инсценировка новогоднего мюзикла учащимися 2 классов
  • служить альтернативным способом организации учебного курса.

Международная программа «Европейские Недели» проводится совместно с партнёрской  школой города Хассельт  ( Бельгия) в рамках “ Commenius Project ”

Участие в международных проектах совместно со Шведской организацией “ Life -link ”:

Переработка мусора –“ Reuse - Reduce - Recycle ” (RRR)

Политика ненасилия – “Non-violence Policy”

Вода для жизни – “Water for Life”

Программа дистанционного обучения по курсу экологии на английском языке  в Шведском Университете Экономики и Экологии (г. Лунд )

Участие в проекте “ Across The Baltic ”

Участие в глобальной образовательной программе по проблемам защиты окружающей среды  ENO (ENvironment Online)

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ “ Young Masters Education Program”

УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССОВ

ГИМНАЗИИ № 105

 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА

 г. САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ПО КУРСУ ЭКОЛОГИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

В УНИВЕРСИТЕТЕ ЭКОНОМИКИ И ЭКОЛОГИИ

 г. ЛУНД  (ШВЕЦИЯ)

(в рамках осуществления международных программ)

Руководитель проекта – Верешкина Татьяна Георгиевна – учитель английского языка, заместитель директора гимназии № 105, «Отличник просвещения», лауреат премии мэра «За гуманизацию школы»,  победитель конкурса «Лучших учителей РФ», Заслуженный учитель РФ

Ученики работали над одной проблемой при работе над проектом, но у каждого была своя роль и свое задание.  Вместе с тем, была необходимость что-то обсудить или посоветоваться с партнерами. Это можно было сделать по электронной почте или на Форуме.

На уроке  проводилось обсуждение полученных результатов. Вместе оценивали работу. Затем выполненное задание отсылалось в Шведский Университет. Приходилось вести дискуссии на Форуме с зарубежными партнерами, учеными, преподавателями.  Многие вопросы можно было обсудить оперативно в чате (on-line).

Такое сочетание очных и дистанционных форм обучения чрезвычайно продуктивно, особенно для профильного обучения.

        В нашей гимназии уже несколько лет существует элективный курс  «Экология на английском языке». Когда появилась возможность обучения курсу экологии на английском языке в Шведском университете, желающих было много. Это был наш первый опыт обучения под руководством ученых и преподавателей других стран.

Дистанционное обучение, основанное на использовании ресурсов и услуг Интернета, информационных технологий, самостоятельной деятельности учащихся способствовало интенсификации учебного процесса:

  • Совершенствовались необходимые языковые навыки и умения письменной  речи, чтения, аудирования на основе автономной и совместной деятельности учащихся в Интернете.
  • Была создана гибкая система консультаций учащихся со стороны преподавателей в процессе самостоятельной деятельности учащихся, а также в работе над проектом.
  • Осуществлялась работа по индивидуальным планам на определенных этапах работы, по отдельным разделам программы.
  • Появилась возможность участия в международных телекоммуникационных проектах.

Заключительный этап работы по программе дистанционного обучения заключался в подготовке и защите своего проекта на тему «Устойчивое развитие Балтийского региона и Санкт-Петербурга». Проект был представлен в одной из мастерских на Всемирной Конвенции Молодежи в Александрии в Египте.

Кроме работы в президиуме и в мастерских, учащиеся гимназии № 105 встречались с учеными Арабской Академии Наук  и Шведского Университета,  а также с представителями молодежи 30 стран и 5 континентов. 

Опыт общения по проблемам экологии на иностранном языке на таком уровне оказался весьма полезным. Перед учащимися открылись перспективы дальнейшего обучения и сотрудничества в новых международных программах. Участники проекта получили 12 сертификатов об окончании курса дистанционного обучения и 3 сертификата участия во Всемирной Конвенции Молодежи.

Заключение

Метод проектов выполняет функцию обучающего контроля, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется от контролера до равноправного партнера и консультанта. Собирая и анализируя информацию, учащиеся делают устные и письменные сообщения, советуются друг с другом, спорят, чтобы прийти к одному мнению.

Проектная деятельность воспитывает и развивает самостоятельность учащихся в проявлении себя, ведь в процессе групповой совместной деятельности они, прежде всего, учатся высказывать своё мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение темы "Треугольники и четырёхугольники" в 5 классе в форме проекта

Тема "Треугольники и четырёхугольники" в 5-м классе (УМК Дорофеева Г.В. и др.) является пропидевтической для изучения геометрии. Предлагаю паспорт проекта "Треугольники и четырёхугольники". Первый уро...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Файл содержит разработку контрольную работу в формате ЕГЭ по органической химии на тему "УГЛЕВОДЫ" 10 класс УМК Габриелян О.С. Рассчитана на 40 минут, включает контроль одной темы, но соответствует ст...

Урок контроля в форме смотра знаний по теме "Имя существительное". 5 класс

Данный урок является завершающим при изучении темы "Имя существительное" в 5 классе. Урок  дает возможность учителю увидеть, в какой степени обучающиеся освоили учебный материал. Задания, предлож...

Контроль в форме проектов

Презентация к выступлению...

Контроль знаний, формы и функции контроля

Описаны формы и функции контроля знаний учащихся....