Система упражнений для формирования учебно-речевых умений на основе текстов страноведческого характера
методическая разработка по английскому языку (11 класс) на тему

Система упражнений для формирования учебно-речевых умений на основе текстов страноведческого характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Система упражнений для формирования учебно-речевых умений на основе текстов страноведческого характера

Говорение – это самый сложный вид  речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями.  Преодолеть эти трудности помогает выполнение большого количества различных упражнений, в ходе выполнения которых и осуществляется формирование говорения.

Работая над пособием « Some  Facts On the USA» мы пришли к выводу, что материал по страноведению является благодатным для формирования  устно - речевых умений учащихся старших  классов.

Цель данной методической  разработки  в том, чтобы, отталкиваясь от современных требований к содержанию знаний и уровню умений учащихся, и, опираясь на достижения современной методики, разработать и показать систему упражнений по формированию устно-речевых умений на основе текстов страноведческой тематики.

Как правило, первым видом упражнений, которые мы предлагаем ученикам, являются ознакомительно-поисковые и подстановочные типа:

  • найдите английские эквиваленты в тексте;
  • найдите русские эквиваленты в тексте;
  • соедините следующие слова в словосочетания;
  • выберите в тексте те предложения, в которых используются данные слова и словосочетания;
  • прочитайте   предложения, подставив вместо русских слов английские эквиваленты.

После этого следуют тренировочные упражнения типа:

  • объедините слова в подходящие пары;
  • переведите на английский язык;
  • найдите пары синонимов антонимов;
  • сгруппируйте слова по предложенному принципу;
  • закончите предложения в соответствии с содержанием текста;
  • прочтите предложения в левой колонке и выберите ему объяснение  из правой;
  • используйте данные  слова и словосочетания  в собственных предложениях.

Следующие виды упражнений связаны с решением более сложных речевых задач: повествованием, описанием и рассуждением:

  • отреагируйте на высказывание, используя один из предложенных видов ответа, и добавьте информацию по данному факту;
  • обсудите с другом прочитанное, сравнивая данный аспект культуры со своей.

Выполнив ряд таких упражнений,  учащиеся учатся соединять предложения в логическое целое высказывание по теме. Как мы видим, обучение связанному высказыванию осуществляется по линии усложнения единиц обучения.

Разнообразные темы и тексты  пособия служат стимулом высказываний учащихся не только по изученным темам, но и по ранее изученными и непосредственно связанными с их собственным жизненным опытом темам,  т. е для ведения так называемого межтематического  разговора, развивающего весьма важные для участия  в повседневном реальном общении умения.

На завершающем этапе формирования устно-речевых умений наиболее эффективны такие типы коммуникативных упражнений как дискуссионные, композиционные и инициативные.

К дискуссионным упражнениям можно отнести учебную дискуссию и комментирование. Тематика учебных дискуссий чрезвычайно разнообразна.  Возможно ведение дискуссий на такие темы, как «Образование в Америке и России», « Празднование свадеб в России и Америке» , «Чем отличается наша семья от американской» и т. д.

Композиционные упражнения – это устные упражнения на иностранном языке. Проведение таких упражнений возможно лишь на достаточно высоком уровне развития устно-речевых умений. Устный рассказ представляет собой самостоятельное развернутое высказывание, с помощью которого говорящий что либо сообщает или описывает, о чем – либо повествует или что- либо анализирует.

В плане подготовленной речи  устный рассказ может принять форму доклада, проекта. Учитель может помочь своим ученикам снять часть трудностей в оформлении высказывания, дав им список разговорных клише, с помощью которых начинают, продолжают и заканчивают устный рассказ, меняют тему разговора и вводят в повествование личное отношение говорящего.

В пособии встречаются такие композиционные упражнения как:

  • расскажите о  русских праздниках, используя данные словосочетания;
  • расскажите, как ваша семья празднует Рождество.

Инициативная речь формируется с помощью целого ряда средств, включая как модификацию различных вопросно-ответных и репликовых упражнений, так и специальные формы работы. Инициативные упражнения - это вопросы учащихся, пресс-конференции, интервью, телемосты и многое другое. Примером инициативных упражнений могут служить следующие:

  • представьте, что к нам приехал известный спортсмен. Расспросите его о его спортивной карьере;
  • телемост между жителями Самары и Нью-Йорка.

При обучении говорению в рамках данного курса по страноведению внимание уделяется использованию различной информации, полученной при чтении и необходимой для проведения ролевых игр, которые относятся к группе активных способов обучения, помогают активизировать речемыслительную деятельность учащихся, формируют у них умение самостоятельно выражать свои мысли ,а значит более качественно решать практические задачи обучения.

И все  же каждый учитель, работая по данному пособию, должен самостоятельно решать, исходя из уровня  обученности своих учеников, какие упражнения и в каком количестве нужно выполнить, чтобы добиться легкости, непринужденности в высказывании и правильном его оформлении.

Важно, чтобы работа не принимала монотонный характер, чтобы ученик трудился охотно и с пониманием своей деятельности.

В качестве иллюстрации предлагаем вашему вниманию одну из глав пособия с заданиями к тексту.

THE USA- THE HOMELAND OF JAZZ

Jazz was the American contribution to popular music. It was created by black Americans from American drumbeats, work songs, blues and spirituals.

Louis Armstrong was one of the most famous and best loved musicians of all times. He did a great deal to popularize this type of music.

L. Armstrong was born in New Orleans on July 4, 1900. He loved music from a very early age and would follow street bands at parades and even funerals just to hear the music. One of the teachers that Louis liked a lot was a music teacher named Mr. Davis, who had formed a band in the school. Mr. Davis gave him bugle and cornet lessons, and the boy had never been happier. He learned quickly and was soon made the leader. Because his family was poor, he had to make money doing odd jobs. He began to practice and listen to music every chance he got. Louis got his first real job playing when he was sixteen working for whatever money the customers threw him. He also began to play with Fate Marble on the riverboats that went up and down the Mississippi. With the Marble band he first learned how to read music and also got the chance to play jazz for many who had never heard it before. Louis was becoming known as the best player around New Orleans.

In 1924 he got his own band, and some of the best music he ever played was recorded during this period. He began travelling all over the world with his band. Music was his whole life. He died in 1971. Everyone acknowledged that he was truly “The King of Jazz”. The world will never forget the musician who did so much to make people happy and bring the people of the world closer together.

The black American singer Ella Fitzgerald was called “The First Lady of Jazz”. She was born in Virginia in 1918. Her family later moved to New York and there she decided to try to become a performer. She never learnt to sing. Her first performance, at the age of 16, was in a song and dance contest at the Apollo theatre in Harlem. Ella was expected to dance. In her stage fright, however, she began to sing and won the first prize.

The pitch of her voice was so correct, that musicians tuned their instruments on it.

Tasks to the text.  

  1. Complete the sentences according to the text.
  1. Jazz was created by black Americans from …
  2. Louis Armstrong loved music from …
  3. At school Louis learned to play …
  4. He had to earn money because …
  5. He earned money doing …
  6. At the age of 16, Louis began to play with …
  7. Everyone acknowledged that  L. Armstrong was truly …
  8. Black American singer Ella Fitzgerald was called …
  9. Her first performance was …
  10.  In her stage fright she began to …
  1. Paraphrase the following words and word combinations, using the words from the text.

Investment, best known, to make popular, to do much, since childhood, to enter, to teach, opportunity, to agree to something, to unite the people of the world, to make up one’s mind, competition, to wait, to make instruments sound correctly.

  1. Add some sentences to each of the following statements. The new sentences should tell more about the main idea.
  1. Jazz was the American contribution to popular music.
  2. L. Armstrong loved music from a very early age.
  3. Mr. David played an important part in Louis’s life.
  4. At the age of 16 L. Armstrong began to play with Fate Marble.
  5. In 1924 L. Armstrong got his own band.
  6. When Ella was 16 she took part in a song and dance contest.
  7. Ella Fitzgerald never learnt to sing.
  8. Ella Fitzgerald was called “The First Lady of Jazz”.
  1. Answer the questions.
  1. How did jazz originate?
  2. What famous musicians and singers helped to popularize jazz?
  3. Who was L. Armstrong’s first teacher of music?
  4. When did L. Armstrong get the chance to play music?
  5. When did he get his own band?
  6. Why was L. Armstrong called “The King of Jazz”?
  7. How did Ella Fitzgerald’s musical career begin?
  8. Why was she called “The First Lady of Jazz”?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений для формирования учебно-речевых умений на основе текстов страноведческого характера

Система упражнений для формирования учебно-речевых умений на основе текстов страноведческого характера...

Системы упражнений по формированию умений и навыков чтения.

Преподавание английского языка через все виды речевой деятельности на уроке....

Тексты страноведческого характера.

Данный материал содержит подборку интересных текстов страноведческого характера с заданиями на понимание прочитанного. Универсальный характер языкового материала позволят педагогу использовать данные ...

Система упражнений по формированию умения работы с фразовыми глаголами по теме "Путешествия", проверяемого в ЕГЭ по английскому языку

Фразовые глаголы являются важным, но довольно трудным аспектом изучения английского языка. Не смотря на то, что отдельных заданий на фразовые глаголы формат ЕГЭ не предусматривает, от уровня владения ...

Формирование учебно-познавательных умений. Работа с текстом.

Формирование учебно-познавательных умений.Работа с текстом.     Изучение предметов естественного цикла вызывает у многих учащихся большие затруднения. Причина заключается в неумен...

«Система упражнений по формированию умения использования неличных форм глагола, проверяемого в ЕГЭ по английскому языку в разделе «лексика и грамматика».

Грамматика является важным аспектом обучения иностранному языку. На основе грамматических законов слова объединяются в словосочетания и предложения, благодаря чему речь приобретает осмысленный х...

«СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-Х КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ»

В течение многих лет прочные позиции  в ряду форм итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе занимало изложение с элементами сочинения. Подробный пересказ как вид работы требует от ученика ...