авторская программа "Педагог-мастер"
методическая разработка по английскому языку по теме

Матвеева Лилия Фаилевна

авторская программа мастер-классов "Педагог-мастер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagog-master.doc412.04 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Мастер-класс:

«Методика организации исследовательской деятельности с одаренными детьми  по английскому языку»

Целевая группа слушателей - учителя английского языка

Мастер-класс составила

учитель английского языка

высшей квалификационной категории  

МБОУ «Гимназия №2 имени Мулланура Вахитова»

Матвеева Лилия Фаилевна

Пояснительная записка.

"Учение без размышлений – тщетный труд;

Размышления без учения – пагубны". (Конфуций) 

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

В современных условиях  метод проектов широко применяется в практике, находит своих последователей, дорабатывается учёными. Он становится всё более популярным. Причину этого я вижу не столько в педагогике, сколько в социальной сфере – это актуальность широких человеческих контактов, знакомств с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Предлагаемый мастер-класс ставит своей практической целью познакомить участников с возможностью организации учебно–воспитательного процесса таким образом , при котором каждый ученик имеет возможность овладевать не только базовым уровнем учебного материала, но и развивать свои творческие способности. Курс нацелен на формирование и развитие  интереса участников к организации исследовательской деятельности школьников, научному поиску, творческой деятельности в области лингвистики и страноведения, на развитие способности воспитать социально-активную творческую личность, способную к самоутверждению и самосовершенствованию.

Основной целью данного мастер-класса является приобретение участниками знаний и умений в организации и ведении исследовательской деятельности школьников.

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

  • Познакомить участников с основными понятиями исследовательской деятельности.
  • Познакомить участников с основными этапами выполнения исследовательской работы.
  • Проанализировать возможности и перспективы исследовательской деятельности школьников.
  • Познакомить участников с преимуществами исследовательской работы по английскому языку.

       Систематическая работа  по формированию исследовательских навыков учащихся имеет свои положительные результаты: с каждым годом растет количество участников школьной научно-практической конференции, качество самих исследовательских работ становится лучше, требования к содержанию и оформлению соблюдены в большинстве из них.

      Актуальность данного мастер-класса мотивирует участников в его прохождении.

Изучение мастер-класса рассчитано на 36 часов.

Содержание мастер-класса.

№п\п

тема

Кол-во часов

1

Введение. Концепция модернизации российского образования. Актуальность исследовательского образования в Российской школе. Развитие универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность учащихся. Понятие науки.

4

1.1

Определение цели и задач исследовательской работы с учащимися. Формулирование предмета и объекта.

2

2

Основные понятия исследовательской деятельности школьников. Структура исследовательской работы. Правила оформления исследовательской работы.  Правила написания тезиса исследовательской работы.

4

2.1

Умения, необходимые для организации исследовательской деятельности. Условия формирования умений исследовательской деятельности.

2

2.2

Специфика  технологии и методов обучения и развития учащихся.

2

3

Технология организации научно-исследовательской работы со школьниками. Этапы работы над проектом.

4

4

Негативные моменты исследовательской деятельности. Преимущества исследовательской работы на английском языке.

2

5

Для чего делается   литературный обзор? Поисковое чтение.

Анализ  литературных источников. Работа с понятиями.

Игровые методики и упражнения для развития навык поискового  и аналитического чтения.

2

6

Представление исследовательской работы на конференциях. Подготовка публичного выступления.

2

6.1

Правила создания  презентаций.

2

7

Критерии оценивания исследовательских работ учащихся.

2

8

Организация научного общества учащихся в образовательном учреждении. Определение цели и задач.

2

8.1

Технология организации исследовательской работы в школе.

2

9

Возможности и перспективы исследовательской деятельности школьников.

2

10

Итоговый контроль

2

               Всего                    36  часов

Тема 1. Введение. Концепция модернизации российского образования. Актуальность исследовательского образования в Российской школе. Развитие универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность учащихся. Понятие науки.

         Процесс бурной информатизации общества требует реформирования системы образования. В новых условиях особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы, умозаключения, что так актуально в современных условиях развития общества. Всему этому учит такое направление в обучение, как организация научно-исследовательской деятельности. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Легко ли это? Как организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся?

        Научно-исследовательская работа является одной из видов интеллектуальной деятельности учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. Особое внимание в деятельности научно-исследовательской лаборатории уделяется учителю. При организации научно-исследовательской деятельности кардинально меняется функция педагога: он перестает быть основным источником информации для учеников и становится организатором их собственно познавательной деятельности. Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика.

Тема 1.1. Определение цели и задач исследовательской работы с учащимися. Формулирование предмета и объекта.

                                                                                                                                                                                                                                                                                          Определение цели и задач организации научно-исследовательской деятельности школьников.

Цель  исследовательской работы с учащимися -воспитание образованной, гармонически развитой, социально–активной творческой личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Основными задачами научно-исследовательской работы со школьниками являются:

  • обучение работе с научной литературой;
  • формировать критическое и творческое мышление учащихся;
  • развивать способность находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира;
  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;
  • воспитание уверенности в себе, осознание значимости выполненной работы;
  • стимулирование познавательного интереса школьников, их последовательной деятельности посредством использования современных информационных и Интернет –технологий.

Тема 2. Основные понятия исследовательской деятельности школьников. Структура исследовательской работы. Правила оформления исследовательской работы.  Правила написания тезиса исследовательской работы

Общие требования к оформлению исследовательских работ

       Работа оформляется на печатной бумаге формата А4, шрифтом 14, на одной стороне листа. При оформлении работы соблюдаются поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.

Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.

  1. Титульный лист содержит:

  • название конференции, секции;
  • название доклада;
  • место проведения, год;
  • сведения об авторе (Ф.И.О., учебное заведение, класс);
  • сведения о научных руководителях (Ф.И.О., ученая степень, должность, место работы).

  1. Введение

Введение имеет целью ознакомить читателя с сущностью излагаемого вопроса и с его историей, с современным состоянием той или иной проблемы, с трудностями, которые препятствуют достижению цели работы. Поэтому именно во введении всегда требуется отразить следующие пункты:

  • определение темы работы;
  • обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики;
  • определение границ исследования (предмет, объект, хронологические или географические рамки);
  • определение основной цели работы и подчиненных ей более частных задач;
  • определение теоретических основ, этапов и методов исследования.

Объем введения – не более 2 страниц машинописного текста.

3. Основное содержание

В основной части работы также можно выделить стандартные разделы (главы). В большинстве случаев работы делятся на теоретическую и практическую части. В теоретической части излагаются и анализируются наиболее общие положения, касающиеся данной темы. В практической части описываются используемые методики и результаты эксперимента.

Объем основного содержания – не более 10-12 страниц.

4. Выводы (заключение)

Выводы или заключение – неотъемлемая часть научной работы.

В этом разделе кратко формулируются основные результаты работы в виде утверждения, а также определяются направления для дальнейших исследований в данной сфере. Выводы должны быть краткими и точными, и, как правило, состоять из одного – трех пунктов.

Объем заключения – не более 1-2 страниц.

5. Список литературы

Работа завершается списком используемой литературы. Возможно размещение литературных источников по мере их использования в работе. Наиболее распространенным вариантом оформления списка является алфавитный способ группировки литературных источников.

Библиографическое описание литературного источника включает имя автора, название работы, издательство, год, число страниц. Например:

Манолов К. Великие химики. – М.: "Мир", 2005. – 214 с.

Основные понятия исследовательской деятельности школьников.

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель - предметник может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

  • Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.
  • Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.
  • Личность педагога.Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и ,обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
  • Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Тезисы – это основное содержание исследовательской работы, изложенное по пунктам. Объем тезисов не должен превышать 1-2 машинописные страницы. Текст тезисов должен содержать следующие требования:

  • название работы;
  • сведения об авторе;
  • актуальность;
  • новизну;
  • практическую значимость;
  • краткое содержание проведенного исследования.

Тема 2.1 Умения, необходимые для организации исследовательской деятельности. Условия формирования умений исследовательской деятельности.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности. 

  • Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
  • Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
  • Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
  • Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).

Формы занятий, позволяющих представить результаты исследования: 

  • конференции и семинары - практикумы, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
  • выступления с докладами для своих одноклассников или учащихся параллельных классов.
  • выставка достижений, проводится для всех участников образовательного процесса и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Тема 2.2. Специфика  технологии и методов обучения и развития учащихся.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые

- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.

Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей. 
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.

Тема 3. Технология организации научно-исследовательской работы со школьниками. Этапы работы над проектом.

Общая схема хода научного исследования:

  1. Обоснование актуальности выбранной темы.
  2. Постановка цели и конкретных задач исследования.
  3. Определение объекта и предмета исследования.
  4. Выбор методов (методик) проведения исследования.
  5. Описание процесса исследования.
  6. Обобщение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов

1.Подготовительный этап.

  • Организация группы и личная актуализация проблемы .На этом этапе школьники получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательской работы, этапах осуществления исследовательской деятельности, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной работы. Большое внимание уделяется мотивации предстоящей работы.

  • Постановка вопроса исследования. Это наиболее сложный этап. Тематика лингвистических работ крайне разнообразна. При этом желательно, чтобы школьники самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача преподавателя- повлиять на выбор школьников таким образом, чтобы тематика исследования соответствовала возможностям и наклонностям школьников. Основные требования работы-новизна, практическая значимость ожидаемых результатов и логическая завершенность будущей работы.

2.Этап интенсивной работы.

  • Подбор материала по проблеме исследования. На этом этапе необходимо определить область исследования, наметить линию исследования и рабочую формулировку темы, приступить к сбору информации.

  • Определение целей и задач исследования. На этом этапе определяют структуру работы, обозначают актуальность проблемы, формулируют цель и задачи, определяют объект и предмет исследования, выбирают методы.

  • Фиксация и предварительная обработка данных, проведение эксперимента. Предварительная обработка экспериментальных данных, заполнение журнала наблюдений, сопоставление и анализ проводятся с целью выдвижения гипотез. Особенно важно, чтобы дети самостоятельно ознакомились и составили обзор литературных данных, сформировали подробную и цельную картину состояния предмета и будущих исследований.

3.Подведение итогов.

  • Оформление результатов работы. Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые  расчеты и наблюдения, проведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить школьникам , что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого требуется: дать определения основным понятиям, используемым в исследовании; выработать суждения и умозаключения; сделать выводы по результатам исследования; указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта. Школьники самостоятельно готовят тезисы к работе.

  •  Презентация результатов исследования. Если в школе сложилась традиция защиты работ и культивируется престижность исследования, итоговая конференция становится чуть ли не самым значительным событием в учебном году. Вопросы задают и учителя, и ученики. Это прекрасная возможность научиться слышать другого человека, понимать суть высказывания, оппонировать, отстаивать свою точку зрения. Публичная защита предоставляет школьникам возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

Тема 4. Негативные моменты исследовательской деятельности . Преимущества исследовательской работы на английском языке.

Негативные моменты исследовательской деятельности.

  • дополнительная нагрузка как на педагога, так и на ученика;
  • не всегда успешный результат.
  • большая предварительная работа.
  • от учащегося требуются определённые навыки самостоятельной, поисковой деятельности.
  • Многие учителя сами не владеют технологией исследовательской деятельности : не знают методов проведения исследований, технологии проведения исследования, форм представления исследовательской работы. В результате у детей формируется неправильное понимание проведения исследовательской работы и отрицательная мотивация к исследовательской деятельности из-за неудач на конкурсах. А вся беда в том, что работа была представлена в реферативном виде и не была сформулирована гипотеза, методы исследования, результат исследования, вывод.
  • неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;риск неудачного окончания работы; повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
  • Состояние цейтнота для учащихся и руководителя. Если же работа над исследованием планируется на длительный срок - сложности в мотивации учащихся, поддержании постоянного интереса к работе. Как следствие - эмоциональная перегрузка

         Именно исследование на иностранном языке открывает перед учеником огромные преимущества. В первую очередь, это:

  • Возможность ближе познакомиться с особенностями культуры, традициями и обычаями, историей страны изучаемого языка.
  • Возможность максимально использовать имеющиеся теоретические знания, умения и навыки иностранного языка в реальной практической ситуации.
  • Возможность познакомиться с художественной и специальной литературой на иностранном языке.
  • Возможность улучшить свои знания по иностранному языку, расширить свой словарный запас.
  • Повысить собственную значимость в глазах своих сверстников, педагогов, семьи.

Тема 5. Для чего делается   литературный обзор? Поисковое чтение.

Анализ  литературных источников. Работа с понятиями.

Игровые методики и упражнения для развития навык поискового  и аналитического чтения.

Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо изучить научную литературу по данному вопросу. Поначалу может сложиться впечатление, что трудно найти в большом количестве книг, газет и журналов именно то, что надо по теме. Это затруднение будет достаточно легко преодолено, если вы выберете верный метод ознакомления с источниками. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал.

Он должен различать: 1.Просмотровое чтение. 2. Ознакомительное (выборочное) чтение. 3. Изучающее чтение. Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.

Тема 6 Представление исследовательской работы на конференциях. Подготовка публичного выступления.

         Для доклада на конференции предоставляется время не более 10 минут. Этого вполне достаточно, чтобы изложить суть работы. Не стоит переживать, если не удалось "сказать всё". После доклада будут заданы вопросы, отвечая на которые, автор дополняет свой доклад.

        Типичная ошибка многих докладчиков заключается в том, что большую часть отведенного на доклад времени они тратят на введение, а оставшееся время – на изложение скороговоркой сути работы.

         Речь должна быть простой и четкой, докладчик не должен быть "привязанным" к тексту.

Несколько советов докладчику:

  • необходимо назвать тему исследовательской работы, четко и ясно сформулировать ее цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы как: "Цель работы заключается в том, что (чтобы)…", "Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью …" и т.п.;
  • далее нужно изложить основное содержание работы, ее идею и суть, рассказать, каким путем автор шел к достижению поставленной цели, какие встретились трудности, как они были преодолены;
  • следует сформулировать наиболее важный результат работы в виде основного вывода или заключения по работе;
  • закончить выступление можно приблизительно так: "Доклад закончен. Благодарю за внимание";
  • далее нужно подготовиться к ответам на вопросы.

Тема 6.1 Правила создания  презентаций

            С появлением персонального компьютера стало возможно широкое использование презентационных материалов. Презентация – это оживший буклет или каталог. Только если последний ограничен площадью, качеством печати и правилами верстки, то в презентации можно с легкостью обойти все эти сложности. В презентации возможно практически все! Мегабайты звука, красочной информации, динамичных роликов и масса подробнейшей информации на удобном носителе – вот основные преимущества презентационного фильма. Какие цели преследует мультимедийная презентация? Показать результаты исследовательской работы максимально выгодно, подтверждая их графиками, статистикой, теоретическими выкладками и практическими результатами. То есть задача презентации – максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего проекта. Презентация незаменима как основа доклада или дополнение к уже состоявшемуся докладу. Мультимедийная презентация как форма подачи информации весьма удобна в рамках всевозможных конференций и семинаров.

         Презентации можно условно разделить на несколько видов:

        Технический видеофильм. Этот вид презентации представляет собой наглядное пособие по выполнению эксперимента, рассказывает о ходе исследований и работе над проектом, о научных руководителях, об интересах авторов работы, их семье и учебе.

       Флэш-презентации – это облегченный вид презентации, часто используемый для представления в Интернете.

Презентация может строиться в строгом соответствии с одним из видов или совмещать сразу все варианты. Все зависит от целей презентации, от особенностей и личных предпочтений автора работы.

Тема 7. Критерии оценивания исследовательских работ учащихся

  • актуальность поставленной задачи;
  • новизна;
  • элемент исследования;
  • достижения автора;
  • эрудиция автора;
  • значимость исследования;
  • иллюстрации;
  • изложение доклада;
  • библиография.

Тема 8. Организация научного общества учащихся в образовательном учреждении. Определение цели и задач

       Работа в НОУ имеет для учащихся свою практическую направленность. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных конференциях и семинарах. В-четвертых, работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь.

Тема 8.1. Технология организации исследовательской работы в школе.

Процесс реализации творческих идей можно представить в виде технологической цепочки, каждый элемент которой призван решать свои задачи.

1-й этап. Немалую роль на первом этапе играет сам факт выявления учеников, желающих работать в научном обществе. Ведущая роль здесь отводится учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником призван не только разглядеть «искру» исследовательского таланта, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу. В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и практическом плане (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов, ответов на выпускных и переводных экзаменах).

2-й этап. После того, как произошла постановка проблемы и определена мотивация, начинается очередной этап реализации творческой идеи. После обсуждения на секции НОУ по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых ис следований.

3 этап. Данный этап связан с представлением собранного материала на заседании соответствующей секции Научного общества, куда приглашаются учи теля, администрация школы-гимназии. Подобные секционные заседания  целесообразно проводить 1 раз в месяц. Это позволяет, во-первых, более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, во-вторых, позволяет оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследо вания и др.), в-третьих, поддерживает интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения.

4-й этап. По мере завершения исследовательской работы над проемами осуществляется их независимая экспертиза, проводимая в рамках экспертного совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей науки дают предварительную оценку проделанной работе, в процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов.

5-й этап. На этом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, а также на секционных заседаниях НОУ, проводимых в рамках ученических чтений. К участию в чтениях привлекается как можно больший круг слушателей из числа не только учеников, но и педагогов. Как правило, ребята с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Одновременно авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, отстаивая собственную точку зрения.

Работы, признанные лучшими в каждой из секций, выносятся на заключи тельную научно-практическую конференцию.

6-й этап. Итогом исследовательской работы является проводимая в конце апреля каждого года конференция учащихся. В ходе пленарных заседаний заслушиваются выступления докладчиков, их ответы на вопросы оппонентов, звучат мнения рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения работ экспертный совет подводит итоги конференции и определяет победителей по каждой из номинаций, которые награждаются почетными дипломами.

Тема 9. Возможности и перспективы исследовательской деятельности школьников.

Современный уровень отношений в обществе характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Одна из задач сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений,  основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий.

         Данный мастер-класс ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать приобретенные участниками раннее знания, навыки и умения, сформировать новые и подготовить учащихся к организации исследовательской деятельности со школьниками.

         В процессе работы  применяются методы: экс периментально-эмпирические (анкетирование, наблюдение); ил люстративно-объяснительные (мини-лекции, беседы); организа ционные (групповая, самостоятельная, фронтальная работы).

Формы работы:

-презентация материала;

-использование Интернет ресурсов;

-написание письменной творческой работы по заданной тематике, ее презентация и обобщение.

Основные формы контроля над уровнем достижений участников:

-предъявление индивидуальной творческой работы;

-оценка творческой работы после обсуждения;

-оценка соучастников и самооценка;

-ролевые игры.

Список литературы.

Печатные источники:

  • Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей. – С-Пб . Издательство «Каро», 2012

  • Рогова О. Б., Рогов А. А., Клюкина Е. А. Твоя научно-исследовательская работа: Информационные материалы для школьника. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2011

  • Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2013

  • Организация и ведение исследовательской деятельности со школьниками. Сборник тезисов участников городского семинара ГДТДиМ, 2010

  •  Гафурова Н.В Интеллектуально-личностная модель образования как условие развития одаренности учащихся на этапе "школа-вуз" // Инновации в образовании.2014.N 4.С.119-129.

  •  Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // На родное образование.-2011.-N 9.-С.183-185.

  • Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2011.

  • Одаренность //Словарь-справочник по педагогике /Авт,-сост. В.А. Мижериков. –М.: ТЦ Сфера, 2012. С.249-250.

Интернет - ресурсы: 

Учебно-тематический план

«Организация и ведение исследовательской деятельности с одаренными детьми по английскому языку»

Цель -  приобретение участниками знаний и умений в организации и ведении исследовательской деятельности с одаренными детьми.

     Категория слушателей - учителя английского языка

    Срок обучения  - 36 часов                                                                          

    Форма обучения – урок.

    Режим занятий  -2 часа в день.    

№п\п

тема

Всего часов

лекции

Выездные занятия, деловые игры.

Практ.

.семинар.

занятия

Форма

контроля

1

Введение. Концепция модернизации российского образования. Актуальность исследовательского образования в Российской школе. Развитие универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность учащихся. Понятие науки.

4

4

Само

оценка

1.1

Определение цели и задач исследовательской работы с учащимися. Формулирование предмета и объекта.

2

2

Само

оценка

2

Основные понятия исследовательской деятельности школьников. Структура исследовательской работы. Правила оформления исследовательской работы.  Правила написания тезиса исследовательской работы

.

4

2

2

Оценка

соучастни

ков

2.1

Умения, необходимые для организации исследовательской деятельности. Условия формирования умений исследовательской деятельности.

2

2

тест

2.2

Специфика  технологии и методов обучения и развития учащихся.

2

2

Ролевая

игра

3

Технология организации научно-исследовательской работы со школьниками. Этапы работы над проектом.

4

2

2

презен

тация

4

Негативные моменты исследовательской деятельности. Преимущества исследовательской работы на английском языке.

2

2

самооценка

5

Для чего делается   литературный обзор? Поисковое чтение.

Анализ  литературных источников. Работа с понятиями.

Игровые методики и упражнения для развития навык поискового  и аналитического чтения.

2

2

Оценка соучастни

ков

6

Представление исследовательской работы на конференциях. Подготовка публичного выступления.

2

2

Ролевая игра

6.1

Правила создания  презентаций.

2

1

1

презентация

7

Критерии оценивания исследовательских работ учащихся.

2

2

Оценка соучкстников

8

Организация научного общества учащихся в образовательном учреждении. Определение цели и задач.

2

2

самооценка

8.1

Технология организации исследовательской работы в школе.

2

2

проект

9

Возможности и перспективы исследовательской деятельности школьников.

2

2

презентация

Итоговый контроль

2

2

Защита

презент

аций

Итого

36

25

11

                                             

               

Планируемые результаты.

Участники должны уметь:

  • организовать и вести исследовательскую деятельность со школьниками;
  • владеть основными понятиями исследовательской деятельности;
  • знать основные этапы выполнения исследовательской работы;
  • уметь определять цель и задачи работы, строить гипотезу, определять предмет и объект исследования.
  • рассуждать о возможностях и доказать перспективы исследовательской деятельности школьников;
  • выразить и обосновать свое мнение о преимуществах исследовательской работы по английскому языку;
  • использовать Интернет ресурс
  • создавать презентации к исследовательской работе.

Материально-техническое обеспечение

 

        Для реализации данного мастер-класса необходимы такие технические средства как компьютер, проектор, экран, колонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по физике.7-9 класс.Авторская программа А.В.Грачёва,В.А.Погожева,А.В.Селиверстова

Учебник нового поколения авт. А.В. Грачев, В.А. Погожев и др. находится в перечне Допущенных учебников Министерством образования . Я участвовала в Федеральном эксперименте по апробации этого учебника ...

Авторская программа "Мир компьютерной графики"

Данная программа кружковых занятий по информатике носит пропедевтический характер. Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с ...

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Авторская методика Пак Лидии Петровны "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей"

Учебно-методическое пособие "Авторская глиняная расписная игрушка в развитии творческих способностей детей", автором которой является преподаватель Ногинской детской художественной школы (г. Ногинск М...

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии,воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня"

Авторская песня "Династия врачей моей семьи"Бурловой Марии - 9 лет, воспитанницы студии "Камертон", объединения "Авторская песня" МКОУ ДОД Дом детского творчества г. Кушва, Свердловской области.Эта пе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ Мурадхановой (Султановой) Гулизат Меджидовны

     Авторская программа по теме: « Применение авторских стихов на уроках истории», учителя истории МКОУ Маджалисской СОШ  Мурадхановой (Султановой) Гулиза...