МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Методика проблемного обучения в английском языке»
методическая разработка по английскому языку (11 класс) на тему

Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством учителя. Проблемно-поисковые методы обучения обычно рассматривают, противопоставляя их репродуктивным методам. Их выделяют, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  Республики Башкортостан

Государственное  автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Башкирский архитектурно-строительный колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

          «Методика проблемного обучения в английском языке»

Уфа – 2015

Содержание

Введение____________________________________4стр

I.  Сущность проблемного обучения_____________6стр

2. Основные характеристики проблемного обучения на уроках иностранного языка_____________________11стр

3 Наглядные методы проблемно-поискового типа__16стр

Список литературы____________________________28стр

Введение

   Проблемный метод обучения основывается на теоретических положениях американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи, который писал: «Предложите детям не выучить что-нибудь, а сделать, причём эта деятельность должна быть такого рода, чтобы она заставляла думать и естественным образом запоминать полученные результаты». Таким образом, он утверждал, что ребёнок гораздо легче и прочнее усваивает не те знания, которые предложены ему в готовом виде, а те, которые он получил сам в ходе практической деятельности под руководством учителя.

 Проблемно-поисковые методы обучения обычно рассматривают, противопоставляя их репродуктивным методам. Их выделяют, прежде всего, на основе оценки степени творческой активности школьников в познании новых понятий, явлений и законов.

 Использование репродуктивных методов предполагает активное восприятие и запоминание учащимися сообщаемой учителем или другим источником учебной информации. Особенно эффективно применяются репродуктивные методы в тех случаях, когда содержание учебного материала носит преимущественно информативный характер, представляет собой описание способов практических действий, является весьма сложным или принципиально новым для того, чтобы ученики могли осуществить самостоятельный поиск знаний.

 В целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности. При чрезмерном применении эти методы способствуют формализации процесса усвоения знаний, а порой и просто зубрежке. Одними репродуктивными методами невозможно успешно развивать и такие качества личности, как творческий подход к делу, самостоятельность. Все это требует применять наряду с ними еще и методы обучения, обеспечивающие активную поисковую деятельность школьников.

I.  Сущность проблемного обучения

   Суть проблемного обучения заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность учащихся.  Проблемное обучение в общем виде состоит в следующем: перед учащимися ставится проблема, и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т.е. строят гипотезу, намечают и обсуждают способы проверки ее истинности, аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают. Это, например, задачи на самостоятельное «открытие» правил, законов, формул, теорем, самостоятельное выведение закона физики, правила правописания, математической формулы, открытие способа доказательства геометрической теоремы и т.д. Учитель при этом подобен опытному дирижеру, организующему исследовательский поиск. В одном случае он может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, вы сказывает предположения, обсуждает их вместе с ними, опровергает возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В другом случае роль учителя может быть минимальной. Он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивной позиции, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени. Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить учащихся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах; формирует у учащихся интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.    Сущность проблемного обучения основана вовсе не на вопросах учителя и ответах учащихся, а на создании проблемных ситуаций, на самостоятельном поиске учащимися вариантов их разрешения, а также - на проверке правильности этих вариантов. Ход этой работы учащихся может, разумеется, направляться вопросами учителя, однако, могут быть и такие проблемные задания, которые учащиеся выполняют без единого вопроса, например, на уроке химии они получают на карточках задания, которые затем решают в группах, а по окончания работы сравнивают результаты, полученные в каждой группе. Вопрос учителя в процессе проблемного обучения настолько правомочен, насколько он необходим для преодоления какой-нибудь значительной трудности, и тогда целью этого вопроса является снижение трудности, как бы уменьшение, но не исключение ее. Вторая причина непонимания сущности данного метода основана на отождествлении вопросов с проблемами. Прежде всего, проблема не должна быть сформулирована в виде вопроса, некоторые проблемы принимают вид заданий, выраженных с помощью рекомендации («сделайте то и то, чтобы проверить...»), кроме того, если учащийся сам «открывает» проблему, то ему никто не задает вопросов. При этом не каждый вопрос является проблемой, даже если кто-то ее таковой и считает. Вопрос, на который учащийся должен искать готовый ответ, не имеет проблемного характера. Примерами вопросов, являющихся проблемами, могут служить задания на определение значений незнакомых слов с помощью словаря. Такие вопросы, разумеется, могут быть проблемами у языковедов и этнографов, которые выясняют происхождение и этимологию выбираемых слов. Еще одним из многих других недоумений представляется мнение о том, что проблемное обучение способствует развитию мышления, но это осуществляется за счет области научного содержания, т.е. как бы за счет знаний, а между тем экспериментальные исследования показали, что наряду со значительно лучшими результатами в развитии продуктивного мышления оно приносит также значительно но лучшие результаты в овладении знаниями и даже, более того, в «оперативности» этих знаний. Приобретаемые самостоятельно, они легче применяются в новых ситуациях, теоретических и практических задача.

2.  Основные характеристики проблемного обучения на уроках иностранного языка.

   Новое время, новые условия профессиональной деятельности потребовали пересмотра, как общей методологии, так и конкретных методов и приемов преподавания английского языка. Следует иметь в виду один существенный фактор. С развитием наукоемких технологий возрастает роль информации и знания на всех уровнях и во всех сферах общественного развития. Важно отметить: для специалиста уже недостаточно владеть информацией на родном языке. Необходимо быть в курсе развития своей области в мировой практике. Именно поэтому ЮНЕСКО обозначило ближайшее столетие как век полиглотов. Отсюда возрастающая значимость обучения английскому языку, формированию коммуникативной компетентности. Проблема обучения английскому языку как средству общения приобретает, таким образом, особую актуальность в современной методике.

  В последнее время все большее распространение получает ориентация на такой тип обучения, который стимулирует интеллектуальное и нравственное развитие личности учащегося, активизирует его потенциальные возможности, формирует критическое мышление. Такому типу обучения соответствует личностно-деятельностный и коммуникативный подходы в обучении английскому языку.

Максимальное развитие коммуникативных способностей - вот основная, перспективная, но очень нелегкая задача, стоящая перед преподавателями английского языка. Для ее решения необходимо, с одной стороны, освоить новые методы обучения, направленные на развитие всех четырех видов речевой деятельности, формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а с другой, создать принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться на английском языке. При этом, разумеется, было бы неправильно броситься из одной крайности в другую и отказаться от всех старых методик изучения английского языка: из них надо бережно отобрать все лучшее, полезное, прошедшее проверку временем.

Научить людей общаться (устно и письменно) на английском языке, научить четко и логично выражать собственные мысли, уметь убеждать, аргументировано доказывать свою позицию и одновременно выслушать и понять речь собеседника - это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение - не просто вербальный процесс. Его эффективность, помимо знания английского языка, зависит от множества факторов: условий, ситуаций и культуры общения, правил речевого этикета, речевого поведения, знания невербальных форм выражения (мимики, жестов), наличия глубоких фоновых знаний и многого другого.

Современный специалист - это широко образованный человек в какой-то конкретной области, имеющий фундаментальную подготовку, способный к постоянному повышению квалификации. Для современного специалиста знание английского языка - необходимое условие его профессионализма, позволяющее ему работать с информацией, доступной мировому сообществу, а также общаться с коллегами по профессии в разных странах. Таким образом, указанные проблемы подготовки специалистов разного профиля предусматривают овладение английским языком на качественно ином уровне, что, в свою очередь, требует использования новых методов и средств обучения.

В основе обучения английскому языку должен лежать деятельностный подход, что означает, что процесс обучения должен быть максимально приближен к будущей профессиональной деятельности обучаемого. Работа с информацией на английском языке требует формирования определенных интеллектуальных умений: умения анализировать информацию, отбирать необходимые факты, выстраивая их в логической последовательности, умения выдвигать аргументы и контраргументы. Как правило, начиная работать по специальности, при общении со своими иностранными коллегами молодой специалист сталкивается с необходимостью решения проблем теоретической и практической значимости, требующих четкой и ясной мысли, умения сформулировать эту мысль устно или письменно на английском языке. Поэтому процесс обучения английскому языку можно эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников. Формирование специалиста нового уровня, обладающего творческими способностями, критическим мышлением, профессиональной компетентностью, способным вырабатывать и принимать решения в неустойчивой быстроменяющейся ситуации, предполагает применение методов активизации и проблематизации языкового образования. Проблемность в обучении английскому языку проявляется, как при отборе информационного обеспечения учебного процесса, так и в процессе контакта с носителями языка, при сопоставлении культур родного и английского языка, что позволяет формировать наряду с коммуникативной и прагматической, социокультурную компетенцию.

3  Наглядные методы проблемно-поискового типа.

   Проблемное обучение – это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании материала.
  Проблемно-поисковые методы применяются в ходе проблемного обучения. В чём же сущность проблемного обучения? В самом общем виде она состоит в том, что учащимся предлагается задача проблемного характера, и они должны найти способ решения данной задачи, опираясь на   знания и умения, которыми они овладели ранее. Поставленная перед учеником задача должна содержать противоречие, разрешение которого даёт ему новое знание. Преодоление трудностей в ходе решения проблемной задачи требует мобилизации познавательной активности и психических процессов, включения элементов творческой мыслительно-речевой деятельности. Решение проблемных задач обеспечивает не только овладение новыми знаниями, но и психическое развитие обучаемых, в особенности их творческих способностей. Таким образом, «клеточкой», основной единицей проблемного обучения является проблемная задача. При использовании проблемно-поисковых методов обучения учитель создает проблемную ситуацию (ставит вопросы, предлагает задачу, экспериментальное задание), организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики, основываясь на прежнем опыте и знаниях, высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант разрешения проблемной ситуации.

 Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).
Можно также выделить четыре взаимосвязанные функции проблемной ситуации: а) стимулирующая; б) обучающая; в) организующая; г) контролирующая. Опыт моей работы свидетельствует о том, что проблемная ситуация стимулирует речевую деятельность, увеличивает ее объем и разнообразие форм высказывания, а также способствует прочности формируемых речевых навыков и умений.
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу.
   Проблемная задача – это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
Так как проблемное обучение предполагает строго продуманную систему проблемных ситуаций, проблем и задач, соответствующих познавательным возможностям обучаемых, с этой целью мною предусматриваются различные уровни сложности:
1-й уровень. Я сама анализирую проблемную ситуацию, выявляю проблему, формулирую задачу и направляю обучаемых на самостоятельный поиск путей решения;
2-й уровень. Отличие состоит в том, что я вместе с учащимися  анализирую ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают ее;
3-й уровень (самый высокий). Я довожу до учащихся содержание проблемной ситуации, ее анализ, выявление проблемы, формулировку задачи и выбор оптимального решения обучаемые осуществляют самостоятельно.
  Для успешного решения обучающих, развивающих воспитательных задач проблемного обучения учащихся на занятиях мною предусматриваются следующие условия:

  • создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;
  • обеспечение учащихся совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
  • соответствие индивидуальным особенностям, т.е. соблюдение принципа доступной трудности (сильным учащимся давать задания повышенной трудности, например роль ведущего);
  • формирование у учащихся операционных умений решения проблемных задач.

   Последнее условие особенно важно, и одним из путей его реализации является мое личное решение одной из проблемных задач в присутствии учащихся:

  • анализ ситуации,
  • выявление проблемы,
  • формулировка проблемы и
  • осуществление поиска ее оптимального решения.

     Таким образом, учащиеся имеют возможность наглядно проследить все этапы интеллектуальной деятельности по решению задачи, мыслительные
 
Я стараюсь формулировать вопросы таким образом, чтобы они действительно были проблемными и требовали самостоятельного мышления, творческой мобилизации всех ранее полученных ими знаний, пригодных для правильного ответа на данный вопрос-проблему. 
При составлении проблем-вопросов я руководствуюсь правилом: все вопросы должны требовать или объяснения тех или иных явлений с точки зрения («почему?», «чем объясняется?», «в чем причина?» и т.п.), или доказательства, теоретического обоснования истинности известных (изучаемых в данной теме) положений.
 
Опыт работы показывает, что на традиционных уроках учащиеся редко вовлекаются в подлинно творческую работу, не тренируют способность самостоятельно решать сложные задач, чаще всего они получают знания в готовом виде, запоминают их и воспроизводят.
Для применения активных методов обучения мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат.
 
В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях применяю различные виды ситуаций.

1. Иллюстрации. Например, показываю работы других студентов, которые добились значительных успехов в учебе. Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяются уже не в целях активизации запоминания, а для постановки экспериментальных задач, которые создают проблемные ситуации на уроках. Речь в первую очередь идёт о сериях рисунков и схем, на которых изображаются определенные учебные ситуации, требующие самостоятельных размышлений студентов, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин и пр. Например, студентам предлагаются две  картинки, которые нужно сравнить, определить, что в них общего и чем они отличаются, а затем высказать своё мнение по действительно актуальной и интересной проблеме.

2. Оценка. Студентом предлагается описание конкретного поступка. Например, конфликтная ситуация между студентами в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой. Задача: оценить значение ситуации и правильность действий студентов. Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.

3. Упражнение. Студенты проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый студент получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие любимые программы и т.д.), опросить других студентов, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.

     Очень интересен приём использования двух картинок для определения различий между ними. На первый взгляд, две картинки почти идентичны, однако между ними существует 4-5 и более различий, которые необходимо понять в процессе беседы, а затем рассказать о них. Например, два студента получают по одной картинке с изображением комнаты, каждый видит только свою. Им предлагается назвать как можно больше различий между картинками, используя обороты There is… ./ There are… . Остальные ребята внимательно слушают товарищей, а потом воспроизводят все различия.  

   Проблемное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира.
  В конечном итоге проблемное обучение стимулирует личностную активность студентов, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
Особенно ярко это можно наблюдать в работе над проектом, используя активные формы обучения. Взаимоотношения между мной и студентами, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, учат жить в социуме. Я принимаю активное участие в проектной деятельности, как помощник, советник, источник информации, разделяя общую ответственность за результат.
 Проблемное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира.
  Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Студенты получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой проблемных обсуждений.
   Таким образом, проблемное обучение учит студентов добывать знания самостоятельно.
   Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит студента в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода.
Таким образом, проблемное обучение на уроках английского языка дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать совместно с учителем ответы на сложные жизненные вопросы.

Список литературы

1. Народное образование, № 1330, 2003стр.100 Статья Ю.Борисова, И. Гребенев

2.  Проблемные задания на уроках английского языка, Еврошкола, 2001, В.В. Сафонова

3. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991

4. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леоньтьева, И.Г. Шапошникова. - М.: Академия, 2007

5.   Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М.: Академия, 2007

6.    Ильницкая И.А. Проблемные ситуации как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке //Проблемное и программированное обучение. - М.: Педагогика, 1973

7.   Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь /Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2007

8.   Интернет-ресурсы.



 

Комментарии

Власова Евгения Александровна

Роза Абдулловна, спасибо за интересную публикацию. Очень понравилось по нескольким причинам. Во-первых, краткость и ёмкость представленной информации - статья помогает освежить теоретические знания по методике и в то же время не уводит глубоко в научные рассуждения. Во-вторых, выбор проблемного обучения очень актуален, так как позволяет развивать творческие способности как сильных студентов, так и не оставлять за бортом слабых. На практике, к сожалению, многим учителям приходится постоянно уделять внимание отстающим, а сильные студенты (ученики) страдают. В-третьих, предложены и конкретные формы работы на уроке. Скачала себе Вашу публикацию.