Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.
статья по английскому языку на тему

Огнева Ольга Александровна

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации обучения английскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка

Учитель английского языка МБОУ СОШ №51

Куйбышевского района городского округа Самара

Огнева Ольга Александровна

         

На протяжении нескольких лет я осуществляла работу над проблемой дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения английскому языку. Затем меня заинтересовали проблемы реализации личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода.

Анализируя свои итоги работы над решением этих проблем, становится очевидным тот факт, что полноценно нельзя решить эти проблемы без применения инновационных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках английского языка.

Учебное заведение не может дать человеку запас знаний на всю жизнь, но оно в состоянии дать обучающемуся  базовые ориентиры основных знаний. Модернизация содержания образования в России на современном этапе связана с инновационными процессами в организации  обучения английскому языку.

         Приоритетным направлением сегодня является гуманистическая направленность обучения, при котором ведущее место занимает личностный потенциал. Сегодня в центре – ученик, его личность, внутренний мир. Поэтому основная цель учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащегося, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

        В своей работе я  стремлюсь применять педагогические приёмы для актуализации и обогащения субъектного опыта ребёнка, пытаюсь создать для учащихся ситуацию успеха, помогаю им в осознании мотивов собственных действий, поведения, деятельности. Я ориентирую учащихся на развитие их интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации.    

Могу отметить, что у учащихся повысился интерес к изучению предмета, вырабатываются навыки использования знаний на практике, активизируются различные виды общения.

Современный педагог обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главных прав детей – право на доступное и качественное образование. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в учебных заведениях. Это не только новые технологические средства, но и новые формы преподавания.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком. Если поставить основной целью изучения английского языка - формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях.

Становится совершенно очевидным тот факт, что применение современных образовательных технологий на уроках английского языка повышает не только социальный, но и профессиональный статус учителя, который идет не только в ногу со временем, но и со своими учениками. Кроме того, никто не будет спорить, что необходимость поиска и использования новых технологий определяется изменением социального заказа общества и требованиями государства к системе образования.

Формы и методы,  которые я  использую в своей деятельности, направлены на формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества и способствуют обеспечению достойного уровня и постоянному совершенствованию качества образования.

На мой взгляд, моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы:

- создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество;

- активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения английскому языку.

Современные педагогические технологии такие как: сценарно – контекстная технология, информационные технологии и интернет ресурсы, технология интерактивного обучения, проектная технология, технология обучения в сотрудничестве, игровая технология, помогают реализовать личностно – ориентированный подход в обучении,  обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обучения.

Сценарно – контекстная технология

Чтобы научить ребёнка общению на английском языке, я создаю реальные настоящие жизненные ситуации, то есть  то, что  называется принципом аутентичности общения, которые стимулируют изучение материала и вырабатывают адекватное поведение. Сценарно-контекстная технология основана на принципах делового общения.  

Информационные технологии и интернет ресурсы

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках английского языка включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматического материала.

Возможности использования интернет ресурсов огромны. На уроке вместе с учащимися мы решаем ряд дидактических задач: формируем  навыки и умения чтению, используем материалы глобальной сети, совершенствуем словарный запас учащихся, формируем у учащихся мотивацию к изучению английского языка. Мои ученики 3-11 классов принимают участие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, в видеоконференциях.

Интерактивная технология обучения

Одним из  основных требований, предъявляемых к обучению английского языка с использованием интернет ресурсов - является создание взаимодействия на уроке - то, что принято называть в методике  технологией интерактивного обучения.

Интерактивность - это объединение, координация  и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством английского языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах мои ученики отрабатывают грамматику, чтение,  аудирование  с выполнением заданий. Методика интерактивного обучения предполагает учитывать следующие вопросы: что будем делать? как будем делать? сколько времени? в каком виде будем проводить? итог.

Метод проектов

Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Совместно со своими учениками я провожу большую работу по созданию проектов. Они  делятся на: моно-проекты, коллективные, устно – речевые, видовые, письменные,

интернет - проекты. В реальной практике зачастую нам приходится иметь дело со смешанными проектами. Они способствуют развитию  активного самостоятельного мышления у обучающихся, формируют у них коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнеров по общению. При этом развивается умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий.

Проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих моим  учащимся применить накопленные знания по предмету. Обучающиеся развивают свой кругозор, учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом - процесс творческий. Учащиеся под моим руководством или самостоятельно занимаются поиском какой – то проблемы. Для этого требуется не только знание языка, но и владение коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе английского языка я использую метод проектов рамках программного материала практически по любой теме. Это многоуровневый подход, охватывающий чтение, аудирование, говорение, грамматику.

Технология сотрудничества

Основная идея технологии сотрудничества заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях,  в построении обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса:

 - учитель – ученик (я помогаею,  консультирую, являюсь партнером, источником информации;  ученик осуществляет учебную деятельность);

- ученик – ученик  (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного);

- ученик – группа  руппы учащихся формируются мною до урока с учетом психологической  совместимости детей).  При этом в группе должны быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Я оцениваю работу не одного ученика, а всей группы. Оценка ставится одна на всю группу. Далее я сама выбираю учащегося из группы, который должен отчитаться за задание. Иногда это может быть и слабый ученик, так как цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом  каждым учеником группы. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у сильных  то,  что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся,  чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы.

  -  ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом).

        Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интересней, но и значительно эффективней.

Игровые технологии

 Игровые  технологии  дают возможность избежать дублирования знаний, по-новому преподнести уже знакомый материал, воспитывать чувство ответственности за личный вклад в общее дело. В своей педагогической практике я использую игры на разных возрастных ступенях, которые  способствуют сплочению коллектива, имеют познавательное значение, обеспечивают речемыслительную активность учащихся на иностранном языке, создают условия для детского творчества. Я в системе провожу  уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-смотры знаний и т.д.

Здоровьесберегающие технологии

оздание благоприятного психологического климата, мотивация учащихся к учебной деятельности, использование различных видов учебной деятельности)

 Результатами применения этих технологий являются: снижение утомляемости обучающихся, профилактика заболеваний опорно-двигательной системы и органов зрения. Увеличение умственной нагрузки на уроках английского языка заставляют задуматься над тем, как поддержать активность обучающихся на протяжении всего урока.

         Я считаю, что через развитие творческих способностей учеников можно добиться желаемых результатов и делаю установку на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность.

Использование инновационных форм и методов организации деятельности обучающихся на уроках английского языка  помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранять в памяти информацию и умение применять полученные знания, способствуют повышению интереса у обучающихся к изучению английского языка, качества обученности учащихся по предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные формы и методы организации деятельности обучающихся на уроках английского языка Огнева Ольга Александровна, учитель английского языка высшей категории МБОУ СОШ №51 Куйбышевского района г.о . Самара

Слайд 2

Инновационные формы и методы обучения а ктивизируют потенциал знаний и умений, навыков говорения и аудирования ; э ффективно развивают навыки коммуникативной компетенции; с пособствуют адаптации к современным социальным условиям.

Слайд 3

Инновационные формы обучения: ролевая игра; м етод проектов; д раматизация, песня; э лементы языкового портфеля; ИКТ; п риёмы технологии критического мышления; о бучение в сотрудничестве; п роекты в социальных сетях.

Слайд 4

Задачи учителя для осуществления деятельности обучающихся на уроках иностранного языка: создание условий практического овладения языком для каждого учащегося; выбор таких методов обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество; активация познавательной деятельности учащегося в процессе обучения английскому языку; реализация личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся.

Слайд 5

Основная цель обучения иностранному языку в школе –формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (воспитательная, образовательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Модель реального общения В центре внимания учителя обучающиеся - личности со своим внутреннем миром Коммуникативный подход – стратегия, моделирующая общение, направленная на создание психологической и языковой готовности к общению, на сознательное осмысление м атериала и способов д ействий с ним. Принципы межкультурной компетенции как компонента коммуникативной способности: коммуникативность ; и нтерактивность; и зучение иностранного языка в культурном контексте; а втономность и гуманизация обучения, направленная на личностный потенциал.

Слайд 6

Метод проектов, как способ развития творчества, познания, самостоятельности Проекты могут делиться на: монопроекты ; к оллективные; в идовые; у стно-речевые; п исьменные; и нтернет-проекты способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся; формирует коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относится к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий.

Слайд 7

Технология сотрудничества – совместная деятельность учащихся в разных учебных ситуациях Вместе учиться не только легче и веселее, но и значительно эффективней! - Каждый учащийся отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. - Слабые учащиеся стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. - В выигрыше оказывается весь класс, потому что совместными усилиями ликвидируются пробелы в знаниях.

Слайд 8

Язык перестаёт быть целью обучения и превращается в инструмент, в средство решения различных задач, помогает учащимся овладевать средствами исследовательской деятельности. Драматизация, песня У обучающихся развивается способность творческого приобщения к межкультурным ценностям. в ырабатывает мотивацию учащихся через раскрытие их творческого потенциала; снимает психологические барьеры; р азвивает эстетический вкус; с тимулирует возможности п рактически применять язык; п риобщает к англоязычной к ультуре; расширяет к ругозор. Данные методы с пособствуют развитию исследовательских учебных действий, в которые включены навыки работы с информацией, развитие смыслового чтения.

Слайд 9

Технология интерактивного обучения не просто способствует созданию реальных ситуаций в жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Решаются дидактические задачи: формирование навыков и умений чтения; и спользование материалов глобальной сети; с овершенствование словарного запаса учащихся; ф ормирование у учащихся мотивации к изучению английского языка; у частие в тестированиях, викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет; у частие в видеоконференция; с оздание модели реального общения

Слайд 10

Игровые технологии Органично сочетаются в рамках урока и во внеурочной деятельности. д ают возможность избежать дублирование знаний; в оспитывают чувство ответственности за личный вклад в общее дело; с пособствуют сплочению коллектива; и меют познавательное значение; о беспечивают речемыслительную активность учащихся на английском языке; с оздают условия для детского творчества.

Слайд 11

Языковой портфель учащегося поддерживает высокую учебную мотивацию школьников ; развивает навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся ; ф ормирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность ; содействует индивидуализации (персонализации) образования школьников; закладывает дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации. это инструмент самооценки собственного познавательного , творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности; это комплект документов самостоятельных работ учащегося, состоящих из трех частей: паспорта, языковой биографии его пользователя и досье.

Слайд 12

Через развитие творческих способностей учеников можно добиться желаемых результатов Использование инновационных форм и методов организации деятельности на уроках английского языка помогают формировать у детей умение добывать знания, умение сохранить в памяти информацию и умение применять полученные знания, способствуют повышению интереса у обучающихся к изучению английского языка, качества обученности учащихся по пред – мету.

Слайд 13

Спасибо за внимание