Методическая разработка «Применение ТРКМ у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку (6 класс) на тему

Новикова Е.И.

В настоящее время в мировом сообществе обозначилась тенденция, связанная с переходом на иной тип образования - инновационный, а для его  эффективной реализации требуются иные образовательные технологии – инновационные.

Инновации – это движение вперед, это мощнейший инструмент развития всех сторон жизни общества.

Проблема современных образовательных технологий – это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное  поведение, т. е. отвечающих целям и задачам современного образования.

Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса.

Важным вопросом  в этом контексте выступает вопрос о  способности учителя достаточно эффективно  использовать уже имеющиеся  инновационные технологии, самостоятельно их создавать.

Скачать:


Предварительный просмотр:


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра инновационных образовательных технологий

Методическая разработка

«Применение ТРКМ у детей среднего

школьного возраста на уроках английского языка».

Выполнена Новиковой Еленой Ивановной

Учитель английского языка

ГБОУ школы № 76 Выборгского района

Санкт-Петербурга

Руководитель Мылова И. Б.

доктор педагогических

наук зав. каф. ИОТ АППО

Санкт-Петербург

Оглавление

Введение…................................................................................................................. 4

Глава 1 Инновационные образовательные технологи........................................... .5

Глава 2 Информационная карта технологии

развития критического мышления........................................................................... 7

Глава 3 Применение ТРКМ на уроках английского

языка у детей среднего школьного возраста......................................................... 10

Список литературы …............................................................................................. 23

Введение

В настоящее время в мировом сообществе обозначилась тенденция , связанная с переходом на иной тип образования - инновационный, а для его  эффективной реализации требуются иные образовательные технологии - инновационные.

   Инновации - это движение вперед, это мощнейший инструмент развития всех сторон жизни общества.

    Проблема современных образовательных технологий - это поиск тех оснований, которые позволяли бы отличать стандартные технологии от технологий инновационных, развивающих самостоятельность мышления субъекта учения, формирующих инновационное  поведение, т. е. Отвечающих целям и задачам современного образования.

     Использование в педагогической практике образовательных технологий стало неотъемлемой частью образовательного процесса.

      Важным вопросом  в этом контексте выступает вопрос о  способности учителя достаточно эффективно  использовать уже имеющиеся  инновационные технологии, самостоятельно их создавать.

ГЛАВА 1

ИННОВАЦИОННЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

Понятие «инновация» появилось сравнительно недавно и уже прочно вошло в педагогический обиход. Инновация (от лат. In – в, novus – новый) означает нововведение, новшество. Все эти синонимы связаны с результатом творческой деятельности, креативностью, но если креативность подразумевает выдвижение новых идей, то отличительным признаком инновации является воплощение ее на практике. В рамках этого подхода инновация не является инновацией до того момента, пока она успешно не внедрена и не дала результат.

Инновация может относиться как к радикальным, так и к постепенным изменениям в процессах, «продуктах» труда, стратегии организации деятельности (инновационная деятельность). Таким образом, инновации рассматриваются с различных точек зрения — в «связке» с технологиями, экономическим развитием, политическими вопросами, изменениями в педагогическом процессе и др. Тем не менее, можно выделить и нечто общее: инновация обычно понимается  как внедрение чего-либо нового и однозначно полезного, результативного. Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии того или иного образовательного        феномена по сравнению со сложившимися традициями и сложившейся практикой.

Педагогическая инноватика — наука, изучающая природу, закономерности и развитие педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Для инновационных образовательных технологий характерны две особенности. Первая — это обучение предвидению, т. е. ориентация человека не столько в прошлом опыте и настоящем, сколько  на далекое будущее. Такое обучение должно подготовить человека к использованию технологий прогнозирования, моделирования и проектирования в жизни и профессиональной деятельности.

В этом отношении важно развитие воображения, акцентирование внимания на проблемы и трудности, ожидающие человека в будущем, на альтернативные способы их разрешения. Второй особенностью инновационных технологий является включённость обучающегося в сотрудничество и участие в процессе принятия важных решений на разном уровне /от локальных и частных до глобальных с учетом развития мира, культуры и цивилизации/.

Инновационная деятельность — деятельность, представляющая собой комплекс научно-исследовательских, технологических, организационных, финансовых действий, направленных на создание, использование и внедрение в педагогическую практику инноваций. Реализация приоритетного национального образовательного проекта, повышения качества образования, внедрение профильного и дистанционного обучения, новых информационно-коммуникационных образовательных технологий в учебный процесс и процесс управления, обеспечение материальной базы, новые принципы финансирования и самостоятельного управления — далеко не полный перечень задач, которые можно назвать инновационным

В основном технологии становятся инструментом:

           

  • инновационного управления / метод проектов /
  • оптимизация содержания /технология развития критичческого мышления, технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов  //обучающих игр, обучение в сотрудничестве/,
  • сопровождением в становлении профильной школы /система инновационной оценки «портфолио» /,
  • управление качеством образования /технология решения исследовательских задач /ТРИЗ/ , исследовательские и проектные методы /,
  • создания новых образовательных моделей /технология модульного и блочно-модульного обучения, развивающее обучение, здоровье сберегающие технологии /.

Среди современных инновационных технологий важное место занимают:

  • ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

  • «Ситуационный анализ» (кейсовая технология)
  • «Мозговой штурм»;
  • «Метод проектов»;
  • «Педагогическая мастерская»;
  • Технология критического мышления.

  • ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:

  • Игровые технологии.

  • АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • Технология развития индивидуального стиля решения информационно-технологических задач /ИТ — задач/,
  • Технология развивающего обучения школьников на основе информационного подхода,
  • Технология биоадекватного преподавания.

  • ТЕХНОЛОГИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

 Их объединяет общая направленность:

  • на личностное развитие их участников,
  • актуализацию личного опыта каждого участника,
  • деятельностный подход,
  • субъект — субъектные отношения,
  • активное использование диалоговых форм взаимодействия,
  • поисковую активность каждого участника в процессе добывания новых знаний,
  • рефлексивность как основа саморефлексии и самоконтроля.

Все вышеназванные инновационные образовательные технологии могут быть использованы в преподавании английского языка в средней школе.

ГЛАВА 2

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

НАЗВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ)

Теоретическое обоснование

Технология развития критического мышления появилась в российском образовании в 1997 году. Авторы — американские ученые Темпл, Мередит, Стилл. Развиваясь при поддержке Консорциума демократической педагогики и Международной читательской ассоциации.

Определение

Образовательная технология, направленная на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность, посредством чтения и письма.

Цель

Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно.

Формирование категориального аппарата мышления, характеризующегося:

 - осознанием учащимися многозначности позиций и точек зрения,

 - преодолением эгоцентризма мышления,

 - рефлексией альтернативности принимаемых решений,

 - умением адекватно интерпретировать получаемую информацию.

Этапы /АЛГОРИТМ/

Три технологических этапа (стадии, фазы), evocation -вызов, побуждение,

realization — осмысление новой информации, reflection – рефлексия.

Приемы и стратегии

1. «Инсерт» – это маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстет, модификация Меридит и Стилл).

2. Таблица «Плюс — минус — интересно». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления содержания. По ходу чтения параграфа или прослушивания лекции, новая информация заносится в таблицу (Эдвард де Боно).

3. «Эффективная лекция». Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится в технологическом цикле «вызов — осмысление — рефлексия». Для организации деятельности используется прием «бортовой журнал»

4. «Кластеры» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Грозди (кластеры) могут стать ведущим приемом как на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.

5. Стратегии работы с вопросами, графическое изображение называют «РОМАШКОЙ ВОПРОСОВ» или «РОМАШКОЙ БЛУМА»

6. «Синквейн» – приём, работающий по определённым правилам.

Формы работы

 Технология может использоваться для организации индивидуальной, групповой, коллективной учебной работы учащихся.

Педагогический результат

 Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Технология, построенная на рефлексии, позволяет сформировать определенные метакогнитивные умения.

Для этого в данной технологии большое количество различных педагогических действий, приемов, методов и стратегий ведения урока. Важным является то, что учащиеся при решении образовательных задач сами формируют и пользуются метакогнитивными умениями. Тем самым развивается способность учащихся к саморегуляции учебной деятельности и к самообразованию в целом.

 Изучение и применение технологии дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, способствует ценностно-смысловому усвоению содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, так и в плане профессионального развития.

                        

ГЛАВА 3

ПРИМЕНЕНИЕ ТРКМ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Большинство людей скорее умерли бы, чем подумали;

в действительности они так и делают

Бертран Рассел

Изучение развития мышления ребенка представляет собой  теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития.  Изучение путей развития мышления ребенка представляет вполне понятный практический педагогический интерес. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы.

Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗБОТКИ

Изучить особенности критического мышления школьников 6 класса в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления.

Эксперимент проводился в 6 классе ГБОУ школы № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга. Занятия занимали урок внеклассного чтения (факультатив).

Большая часть занятий посвящалась работе с текстом романа Д. Дефо «Робинзон Крузо». Остальное время занимали игры и творческие задания. Основным используемым методом работы стала беседа.

   

Для развития критического мышления необходимо было научить элементарно анализировать художественный текст, дать начальные представления о художественной идее, о соотношении идеи и образа, а также анализировать литературный характер.

Прежде всего, необходимо было объяснить учащимся, какими приемами пользовался писатель для создания характера своего героя. Было вскрыто значение портрета литературного героя, особенности речи и поступков, окружающей обстановки, взаимоотношений с другими персонажами романа. Все это может помочь овладеть навыками анализа текста.

Однако в младшем школьном возрасте возможно и необходимо применять специфические методические приемы, направленные на освоение идейно-художественного содержания текста. Так, высоко результативным средством анализа и создания познавательной мотивации оказалась игра, а также приём сопоставления литературного источника с его интерпретацией другими видами искусства.

Для ещё большей интенсивности работы был использован такой приём организации работы, как работа в малых группах. Состав групп был определён в самом начале знакомства с романом Д. Дефо «Робинзон Крузо» и оставался им до конца. В конце каждого занятия подводились итоги, дети высказывались, какая группа работала активнее, дружнее, что понравилось на уроке, что было трудным. В приёме сопоставления литературного первоисточника с его интерпретацией учащиеся составляли макет образа необитаемого острова, иллюстрации собственного необитаемого острова. Это задание было вынесено на конкурс «МОЙ НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ». При сравнении работ учащихся с литературным источником это служило начальному представлению о соотношении литературы и действительности, о художественном вымысле и образе. Игра «КАК ВЫ ДУМАЕТЕ» предваряла обсуждение словесного портрета литературного героя и автора произведения.

Цель учащихся в игре определить по фотографиям, представленным «детективом», что это за личность: характер, род занятий, откуда родом, что любит или не любит в еде, спорте отдыхе. Это способствовало решению задачи диагностики процесса формирования умения анализировать литературный характер.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: написание письма отцу от имени Робинзона — выполнялось по желанию учащихся.

В основу системы занятий была положена технология критического мышления (три фазы).

Стадия (фаза)

Деятельность учителя, задачи данной фазы

Деятельность учащихся

Возможные проблемы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу  (делает предположения, систематизирует информацию до ее  изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ).

Составление списка известной информации

- рассказ-предположение по ключевым вопросам

- систематизация

- материал (графический)

кластеры таблицы

- верные и неверные утверждения

Информация, на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

Стадия осмысления (реализации)

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Ученик  читает «слушает» текст используя предложенные учителем методы чтения.

Поиск ответов на поставленные в первой части урока.

 Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят новую информацию с исходной

- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации,

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям,

- ответы на поставленные вопросы,

- организация дискуссий,

- написание творческих работ.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. п. изученной информации. Работа ведётся индивидуально, в парах, группах.

ПРИЕМЫ СТАДИИ ВЫЗОВА

 

        - КЛАСТЕРЫ — выделение смысловых единиц текста и графическое  оформление в определенном порядке в виде грозди.

 - ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ — этот приём помогает строить предположения по поводу сюжетной линии.

 - «ТОЛСТЫЕ» и «ТОНКИЕ»  вопросы — таблица этих вопросов может быть использована на любой из трех фаз урока:

 На стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении, а также демонстрация понимания пройденного.

  - ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ — работа с художественными текстами.
  Особенности художественных текстов и возможности работать с ними.

         

 - РАБОТА В ГРУППАХ — ученик усваивает быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле или передает другим (игра «Как вы думаете»).

 - ДИСКУССИИ – вырабатывают у учащихся опыт совместной деятельности.   

- ПРИЁМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ — письменная форма, позволяющая высказывать свою точку зрения.

Работа по развитию критического мышления была в первую очередь направлена на умение воссоздать и воображении картины жизни, созданной писателем, умение передавать свои жизненные впечатления с помощью словесного художественного образа. До изучения темы, на стадии вызова, был использован метод «толстые и тонкие вопросы», По ходу работы с таблицей в правую колонку записывались вопросы, требующие простого ответа. В левой колонке — вопросы, требующие подробного ответа.

«ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»

   дайте три объяснения, почему...

   объясните, почему....

   почему Вы думаете.....

   в чём различие......

   предположите, что будет, если....

   что, если.....

«ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

   Кто

   Что

   Когда

   Может

   Будет

   Мог ли

   Как звать

   Было ли

   Согласны ли Вы

   Верно ли

Чтобы избавить учащихся от сложных ответов, им было предложено составление видеоклипа. Обсудив план, ракурс, направление взгляда, освещение, цвет, звук, языковые средства, ребята приступили к описанию своего собственного острова.

«Мой маленький остров очень зелёный, омывается со всех сторон  тёплым морем, с востока острова есть удобные пляжи, которые закрывают горы от холодных ветров. Он мне очень нравится, но я бы скучал там без своих друзей».

Далее предлагалось сравнить с авторским текстом репродукцию «Остров Робинзон» и ответить на вопрос: на какие художественно-изобразительные средства опирался автор, художник, создавая образ острова; сравните репродукцию со своим островом что похоже / не похоже. Для этого использовался приём «чтение с остановками». Приём используется, чтобы заинтересовать ребёнка книгой, привлечь его к осмысленному чтению. Обязательным этапом работы над любым художественным и нехудожественным текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески её стимулировать вопросами, охватывающими три направления:

         

         1. На что Вы обратили внимание в тексте?   Что запомнилось больше                  всего?   Как думаете почему…

   2. Какие мысли возникли у Вас в связи с тем, что больше всего                          запомнилось?

   3. Какие чувства Вы испытали?

Домашнее задание — изображение своего острова использовалось для проведения конкурса на лучший остров. Ребята с удовольствием рассказывали о своём острове.

Беседу с целью выявления общего впечатления о романе, предваряла работа по изучению литературных терминов: жанр, приключенческий роман, пейзаж, портрет героя, конфликт, так как в основе анализа текста лежат теоретические знания. Использовался приём «Древо предсказания», который помогает строить из этих предположений, аргументы в пользу того или иного предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приёмом таковы: ствол дерева – тема, ветви — предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограниченно), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Этот приём помогает развивать у детей навык критического мышления с применением метода синтеза и анализа. Кроме того, он помогает дать вывод на основе фактов, что роман «Робинзон Крузо» – это рассказ о человеке, который пережил много приключений и трудностей в своей жизни, поэтому он приобрёл богатый жизненный опыт».

АНАЛИЗ ПОРТРЕТА И ВНЕШНОСТИ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ И АВТОРА

Одной из форм проявления литературного характера является описание внешности героя, его портрет. По внешнему облику мы можем судить о прошлом героя, о проявлении его черт характера, о его внутреннем мире. Поэтому умение анализировать описание внешности героя, является важной составляющей сложного синтетического умения анализировать литературный характер с целью постижения авторской идеи. Поэтому цель предлагаемой работы — помочь школьникам овладеть одним из принципов создания литературного характера.

Данные эксперименты показали, что учащиеся нечасто обращаются к портрету героя с целью его анализа, для понимания характера героя. Работа в     6 классе была начата с беседы о портрете и возможности создания портрета с помощью слова, художественных изобразительно-выразительных средств, выяснилось, какие виды искусства создают портрет (в живописи, музыке, литературе). Далее шёл разговор о внутреннем и внешнем портрете, составление словесного портрета героя, его внешности, одежды. Предлагалось сравнить словесный портрет с ксерокопией фронтисписа первого издания «Робинзона Крузо» и ответить на вопрос о том, на внешность или на внутренние качества опирался художник при создании портрета, похожи ли по характеру герой романа и его портрет созданный художником.

     

        В ходе беседы было выявлено:

Внешний портрет

Внутренний портрет (качества характера человека)

     Внешность

     Одежда

     Походка

     Жесты — мимика

     Речь

    Душевная красота

    Доброта

    Понимание – сострадание

    Непонимание

    Непослушание – эгоизм

Далее предлагалось составить свой портрет и соотнести его с мнением других участников. Прием «дискуссии» вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности, позволяет увидеть текст в целом, его идею, проблему. Метод «дискуссии» явился одним из важнейших для формирования умения критически мыслить. В процессе диалога учащиеся осознали глубину обсуждаемой проблемы, актуализировали и переосмысляли полученные ранее знания. Кроме того, этот прием обучает стратегии ведения диалога с партнерами в классе (группе).

Игра «Как Вы думаете», предложенная «детективом», служила для развития речевых умений, умения находить причинно-следственные связи, так как по фотографии нужно было определить характер человека, род его занятий, пристрастия. Далее ребята должны были дать ответ на вопрос: «Представьте, что вы встретили Робинзона, как бы он выглядел. Опишите его внешность, характер и сравните его с текстом». Для этого использовался прием «Работа  в группах», как один из постоянных элементов урока. Метод «обучение сообща» или «обучение в сотрудничестве» заключался в организации работы учащихся в парах или небольших группах над одной и той же проблемой (по смысловым блокам). В процессе работы ученики выдвигали новые идеи. Эти мнения и идеи обсуждались, дискутировались. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение. Чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы. Приведу некоторые высказывания ребят о Робинзоне:

- «Он был хорошим моряком и храбрым человеком, не побоялся отправиться в море»

 - «Он был хорошим работником, всё умел делать своими руками»

 - «Он был хорошим учителем, научил Пятницу многим вещам»

 - «Он был умным и трудолюбивым».

 - «Он был непослушным сыном, не послушался родителей и отправился в море»

Далее шла работа по выявлению мотивов, обстоятельств, последствий поступков героя, выявление авторской оценки. Так же составлялся словесный портрет автора, его характера, времени в котором он жил, сопоставление вымышленной и подлинной биографии. Использовался приём «анализ иллюстрации», так как любая иллюстрация — интерпретация текста, необходимо понять художника и высказать его отношение к тексту. Далее проводилась беседа с целью обобщения полученных знаний и умений:

  1. зачем анализировать портрет литературного героя;
  2. на что необходимо обратить внимание при его анализе.

Далее работа была проведена по изучению портрета, как способа проявления литературного характера.

Перед беседой, чтобы понять, как Робинзон воспитал себя и сделал остров процветающим, что  помогло ему не потерять дни, недели, годы, ребята анализировали свои собственные достоинства и недостатки, давали им оценку, сравнивая их с достоинствами и недостатками литературного героя, устанавливали причинно-следственные связи, используя сопоставительный анализ, и выявляя мотивы поступков.

Несмотря на многие свои достоинства, Робинзон не послушал совета даже отца своего приятеля «вернуться домой» и помириться с родными. Страсть к обогащению гнала дальше в море, к богатым странам. «Щегольская одежда и в кармане всегда водились деньги» – Робинзону этого было мало. Попав в Бразилию и видя, как хорошо живётся здешним плантаторам, как быстро они богатеют, Робинзон решил заняться производством сахара». Далее, обсуждая вопрос, что сумел воспитать в себе Робинзон, ребята обратили внимание на его разумное рассуждение: «Впоследствии я часто замечал, что люди, особенно в молодости, считают зазорными не те бессовестные поступки, за которые мы зовём их глупцами, а те добрые и благородные дела, что совершаются ими в минуты раскаяния, хотя только за эти дела их можно называть разумными». В подтверждение своих суждений о характере Робинзона ребята приводили изменения, которые с ним произошли. Болезни, страх смерти, обращение к Богу – всё это сделало его другим человеком, для которого главным было не богатство. Он смог воспитать себя, а также воспитать Пятницу, бывшего каннибала.

Неутомимый труженик, он создаёт остров как награда — спасение

«...когда показались вдали белые скалы Родины, которых я не видел столько лет, я чуть с ума не сошёл от волнения и восторга».

На всех уроках применялся приём «кластеры» – графический приём в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», то есть располагаются в определённом порядке, а потому одним из основных приёмов на уроках, был приём «составление кластеров». Задача заключалась в том, чтобы выделить смысловые единицы текста и графически оформить их в  определённом порядке в виде грозди. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычном составлении плана.

Этот приём применялся на всех уроках и ученики постепенно систематизировали свои мысли, которые их навела информация, полученная из текста. Мы расположили заголовки смысловых блоков вокруг основной темы «Робинзон».

Большой потенциал имеет этот приём на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. Рабата велась в группах по отдельным смысловым блокам. Сначала на доске был размещён центральный кластер «Робинзон». Следующим шагом были задания учителя: в группах обсудить и сделать предположения о причинах, которые привели Робинзона на необитаемый остров, и о значении жизни на острове для формирования личности Робинзона. Информация, полученная в результате размышлений учеников, записывалась. Очень важным моментом являлась презентация «новых» кластеров. Задача этой формы заключалась не только в систематизации материала, но и в установлении причинно-следственных связей между гроздьями. Например, дети рассуждали о том, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки: «необитаемый остров» и «спасение Робинзона». В ходе работы получился следующий вариант:  

Необитаемый остров

- приключение

  Спасение

  - воспитал себя

  - воспитал Пятницу

  - оставил после себя

  процветающий остров

  Что помогло?

  - разум

  - труд

  - воля

  - вера в Бога

  - природа:

  общение с ней

  в одиночестве,

  отсутствие разлагающей

  социальной среды

Непослушание

  Хороший:

  - умный

  - храбрый

  - хороший работник,

  моряк, учитель

  Робинзон

  Плохой:

  непослушный сын

Рефлексия осуществлялась на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. При этом, как уже отмечалось, важно, что в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывался неэффективным. Рефлексия осуществлялась как в устной, так и в письменной форме. При этом она имела разное смысловое назначение. Устная рефлексия имела своей целью обнародование собственной позиции, её соотнесение с мнениями других людей. Письменная рефлексия имела своей целью выработку навыка формулировки резюме по обсуждаемой теме и саморефлексии.

Было написано письмо отцу Робинзона со словами раскаяния и прощения от лица главного героя. Таким образом, создание письма как формы подведения итогов позволило в творческом исполнении обобщить результаты совместной работы.

               

ВЫВОД

Итак, рассмотренные приёмы, как нам кажется, позволили сделать работу по развитию критического мышления учащихся на уроках английского языка более эффективной, интересной и творческой. Поэтому данные приёмы частично или полностью могут быть использованы в дальнейшей работе. Использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка в средней школе позволяет легче и успешнее овладевать необходимыми знаниями на уроках, преодолевать трудности в достижении целей и задач урока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. О. Ю. Ефремов.  Педагогика: Краткий курс. СПб, 2009
  2. Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб,  ГУПМ 2002
  3. И.В. Муштавинская. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб,  КАРО 2009
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования (под редакцией Е.С. Полат), изд. Центр «Академия» 2003
  5. К.В. Шилов. Классификация инноваций, Инновации в образовании, 2007
  6. Инновационные технологии Петербургской современной школы: Концептуальный анализ, метод. пособие под науч. ред. И.Б. Мыловой, СПб, 2011
  7. «Английский язык в школе», учебно-метод. журнал № 3, 2010, изд-во «Титул».
  8. «Английский язык», газета изд. дом «Первое сентября», № 21, 22-2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. « Партерная растяжка для детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе».

Данная работа содержит методические рекомендации по партерной растяжке для детей младшего школьного возраста в самодеятельном хореографическом коллективе.Методы развития выворотности и силы ног, гибко...

Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...

Презентация: "Применение ТРКМ у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка"

ЦЕЛЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ РАБОТЫ: Изучить особенности критического мышления школьников 6 класса в процессе анализа литературного текста и провести работу по развитию этого типа мышления....

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ РАЗДЕЛА «ВОЛЕЙБОЛ»)

Одной из важных задач физического воспитания школьников является совершенствование координационных способностей. Чем выше уровень координации школьника, тем легче он осваивает новые движения, лучше сп...

Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста. Танец ча-ча-ча"

Методическая разработка «Латиноамериканские танцы для детей младшего школьного возраста. Танец ча-ча-ча» создана в помощь студентам, проходящим практику пробных уроков, а также педагогам р...

«Обучение чтению детей младшего школьного возраста на уроках английского языка с использованием современных методик»

Аннотация Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя английского языка, имеющего 5-летний стаж работы со школьниками в младшем, среднем и старшем звене.В статье  ра...