Главные вкладки

    Педпроект "Развитие критического мышления через чтение и письмо, как средство формирования УУД на уроках английского языка
    проект по английскому языку на тему

    Потемкина Татьяна Владимировна

    Применение различных приёмов технологиир КМЧЧП на уроках английского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ped_proekt_potemkinatv.docx139.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя России М.Г. Ефремова»

    г. Таруса Тарусского района Калужской области

    Педагогический проект

    «Использование технологии

    критического мышления

    как средство формирования УУД

    на уроках английского языка»

    Потемкина Татьяна Владимировна,

    учитель английского языка

    МБОУ ТСОШ № 1

    Таруса

    2015 год


    Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на будущее страны. Сегодня система образования в большей степени направлена на воспитание ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. К сожалению, зачастую ученики не умеют использовать полученные знания на практике.  Таким образом, проблема налицо: теоретическая подготовка школьников должна быть направлена не на простое заучивание информации, а на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности.

            Исходя из этого, можно сформулировать следующие противоречия:

    • между имеющимся у детей низким уровнем мотивации к учению и необходимостью воспитания человека с активной личностной позицией в отношении учения, которая не может не влиять на уровень качества образования;
    • между имеющимися у детей знаниями, умениями, навыками и необходимостью сформировать универсальные учебные действия;
    • между пониманием, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний и недостаточным использованием ее как средства самореализации и вхождения в социум;
    • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению.

    Для решения данной проблемы требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, в обновлении нуждаются и принципы подачи учебного материала, и роль учителя в образовательном процессе. Считаю, что технология развития критического мышления (далее – ТРКМ) активизирует интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка. Эта технология включает в себя простые и понятные приёмы и позволяет сделать обучение интересным и осмысленным.

    Результаты использования технологии для учителя:

    - создание в классе атмосферы открытости и ответственного сотрудничества;

    - возможность использования модели обучения и системы эффективных приёмов, способствующих развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

    - возможность стать практиками, умеющими грамотно анализировать свою деятельность;

    - возможность стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

            Результаты использования технологии для ученика:

    - повышение эффективности восприятия информации;

    - повышение интереса и к изучаемому материалу, и к самому процессу обучения;

    - умение критически мыслить;

    - умение ответственно относиться к собственному образованию;

    - умение работать в сотрудничестве с другими;

    - желание учится в течение всей жизни.

    Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: системное использование описанных приемов обеспечит повышение уровня знаний, развитие мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

    Объект данного педагогического проекта – формирование УУД.

    Предмет данного педагогического проекта – эффективные приемы ТРКМ.

            Цель проекта: определение, апробация и описание оптимальных приемов ТРКМ, создающих наиболее благоприятные условия для формирования УУД.

    Задачи проекта:

    • провести диагностику уровня сформированности УУД на уроках английского языка;
    • изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по ТРКМ;
    • определить наиболее эффективные приёмы работы ТРКМ;
    • создать условия для развития и совершенствования УУД;
    • повысить интерес к английскому языку и развить мотивацию к учебной деятельности.

            Этапы реализации проекта

            Подготовительный этап

    Сентябрь 2014 года.

    • Изучение и анализ теоретических материалов по ТРКМ.
    • Диагностика учащихся.
    • Рассмотрение и подбор оптимальных приемов работы.

            Основной этап

    Октябрь 2014 года – март 2015 года

    • Апробация выбранных приёмов ТРКМ, направленных на развитие уровня мышления и формирования коммуникативной компетенции.
    • Промежуточная диагностика.
    • Корректировка используемых приёмов ТРКМ.
    • Подведение промежуточных итогов.
    • Анализ результатов.

            Заключительный этап

    Апрель - май 2015 года

    • Обобщение и анализ полученных результатов.
    • Трансляция опыта.

            Используемые методы исследования:

    • Диагностика (наблюдение).
    • Обобщение полученных результатов.
    • Подведение итогов.

            Планируемые результаты:

            1) Сформированность ключевых компетенций:

    - познавательной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

    - коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

    - регулятивной (умение ставить цели, планировать, полноценно использовать личностные ресурсы);

    - личностной (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

            2) Создание методической копилки приемов на уроках английского языка с использованием ТРКМ.

            3) Повышение интереса к изучению английского языка.

            Планируемый продукт проекта: методическая копилка приемов ТРКМ, которые можно использовать на уроках английского языка.

            Практическая значимость: данная методическая копилка может использоваться другими учителями английского языка на уроках и факультативных занятиях.

            Краткий обзор реализации проекта.

            Подготовительный этап

            Теоретической основой данного проекта стала работа петербургских педагогов С.И. Заир-Бека и И. В. Муштавинской «Развитие критического мышления на уроке», в которой чётко сформулированы цели и задачи данной технологии, а также описаны основные приёмы.

            Технология РКМ известна  в России уже много лет.  В 1997 г. при поддержке Международной ассоциации чтения она стала внедряться в России. Программу изначально разработали педагоги из США: Джинни Стил и Курт Мередит.

            Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

            Технология РКМ решает следующие задачи:

    • формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений;
    • развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности;
    • развитие аналитического, критического мышления.

            Задачи, которые решает ТРКМ тесно пересекаются с задачами по формированию УУД. В результате данной работы будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД.

            В основе технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».

            Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

            Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика в парах или индивидуально с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная.

            Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

            

            После изучения теоретического материала был подобран инструментарий для выявления уровня сформированности УУД у учащихся,  проведена диагностика (по методике М.А. Ступницкой).

            Мотивация

            Познавательные УУД

    Баллы

    Статус

    Слабая

    группа

    9-15

    баллов

    Воспринимая учебную информацию, практически не в состоянии действовать самостоятельно; особые трудности вызывает информация, предъявляемая в письменной (устной) форме. Испытывает значительные затруднения при выделении нового и главного при интеллектуальной обработке информации. Темп интеллектуальной деятельности и ее результативность выражение снижены. Результат работы чаще всего получает путем «подгонки под ответ», а необходимость предъявлять его вызывает серьезные затруднения, ответы, как правило, приходится «вытягивать». Не может объективно оценить свою работу, так как часто не видит своих ошибок или не понимает, что допустил их, в связи с тем, что во внутреннем плане не сформировано представление об эталоне работы. Освоение школьной программы значительно затруднено.

    Средняя группа

    16-23 балла

    Воспринимая учебную информацию (как устную, так и письменную), нуждается в дополнительных разъяснениях. При интеллектуальной обработке информации требуется некоторая (стимулирующая, организующая) помощь. Темп интеллектуальной деятельности средний. Результат работы чаще всего получает, воспроизводя предложенный учителем алгоритм, хотя временами действует самостоятельно нерациональным, «длинным» путем. Давая правильный ответ, не всегда может аргументировать его, обосновать свою точку зрения. Не всегда может дать объективную оценку своей работы, хотя, как правило, видит допущенные ошибки.

    Сильная группа

    24-31 балл

    Успешно воспринимает учебную информацию (как устную, так и письменную) с первого предъявления. Способен самостоятельно выделить новое и главное при интеллектуальной обработке учебного материала. Темп интеллектуальной деятельности несколько выше, чем у других учащихся. Результат работы получает, успешно воспроизводя предложенный алгоритм, в ряде случаев может действовать оригинальным, творческим способом. Способен дать развернутый ответ и обосновать его, аргументировать свою позицию. В большинстве случаев может дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок.

    Регулятивные УУД

    Баллы

    Статус

    Слабая

    группа

    6-10

    баллов

    Затруднено осмысление учебной задачи как цели деятельности. Приступает к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задает, хотя и нуждается в пояснениях; действует импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушает его, не замечая этого. Завершив задание, часто довольствуется ошибочным результатом. Притом, даже проверяя результат, допущенных ошибок не видит. Не способен обратиться за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умеет ею воспользоваться.

    Средняя группа

    11-16 балла

    В целом ряде случаев способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. При этом планирование и необходимые уточнения осуществляет уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способен выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступает от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая работу, не всегда добивается запланированного результата. Результат работы не проверяет в связи с тем, что заранее убежден в его правильности или потому, что довольствуется любым результатом. В случае необходимости может обратиться за помощью, но не всегда способен ею воспользоваться.

    Сильная группа

    17-22 балл

    Способен осмыслить учебную задачу как цель своей деятельности. В большинстве случаев, приступая к работе, заранее планирует свои действия или успешно пользуется уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняет детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживается имеющегося плана или отступает от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добивается запланированного результата. Закончив работу, проверяет ее, находит и исправляет ошибки. В случае необходимости способен обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.

    Коммуникативные УУД

    Баллы

    Статус

    Слабая

    группа

    8-13

    баллов

    Не способен самостоятельно донести до окружающих собственные мысли и формулировать ответы на обращенные к нему вопросы, а также самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. В ходе дискуссии, как правило, не корректен. Не может аргументировано отстаивать собственную позицию и гибко менять ее, так как не понимает необходимость этого шага. При взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы. Не способен строить общение с учетом статуса собеседника и особенностей ситуации общения.

    Средняя группа

    14-20 балла

    Испытывает некоторые затруднения при изложении собственных мыслей, ответах на обращенные к нему вопросы в связи с волнением (ограниченным словарным запасом) и при попытках самостоятельно формулировать вопросы собеседнику. Не всегда способен отстоять свою позицию или разумно изменять ее, а также подчиниться решению группы для успеха общего дела. Возражая оппоненту, бывает некорректен. В ходе общения может нарушать социальную дистанцию.

    Сильная группа

    21-16 балл

    Способен ясно и четко излагать свои мысли, корректно отвечать на поставленные вопросы, формулировать вопросы собеседнику, а также возражать оппоненту. Умеет аргументировать свою позицию или гибко менять ее в случае необходимости. Способен подчиниться решению группы ради успеха общего дела. Всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

            После анализа полученных результатов были выбраны наиболее оптимальные приемы ТРКМ: «Кластер», «Ключевые слова», «Инсерт», «Синквейн».

            

            Кластер

            Приём развивает умение: анализировать и синтезировать уже имеющуюся информацию  устанавливать причинно-следственные связи

            Кластер – (от англ. гроздь)  графический прием, используемый при систематизации материала. Кластер охватывает большое количество информации и может быть применен на стадии вызова при систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии: это исправления неверных предположений в "предварительных кластерах", заполнение их на основе новой информации, систематизация информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам).

            

            Ключевые слова  

            Прием развивает умение: анализировать и синтезировать уже имеющуюся информацию.

            Стадию вызова на уроке можно осуществить многими приемами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ. Кроме того, можно предложить следующее задание: расставить предложенные слова в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

            Например:

    Инсерт (интерактивная система пометок для эффективного чтения и мышления)

    I – interactive: интерактивный

    N – noting: пометки

    S – system: система

    E – effective:  эффективный

    R – reading: чтение

    T – thinking: мышление

    Прием развивает умение работать с текстом,  ориентироваться по тексту, анализировать значение текста,  синтезировать информацию относительно уже имеющейся.

            При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).

            Пометки должны быть следующие:

    « V » -

    «уже знал»

    « + » -

    «новая понятная информация»

    « ─ » -

    «думал инначе»

    « ? » -

    «новая непонятная информация»

            После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу «Инсерт», состоящую из 4-х колонок.

    V

    +

    ?

            Синквейн – творческая форма рефлексии.

    Прием развивает умение выражать свои мысли в несколько слов,           синтезировать  большой объём информации в ёмкое высказывание

            Это своеобразное стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Название приёма синквейн происходит от французского слова пять, поскольку синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

            Правила написания синквейна таковы:

    1 строка – тема – одно слово (обычно существительное);

    2 строка – это описание темы в двух словах (два прилагательных).

    3 строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

    4 строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.

    5 строка – это синоним слова из 1 строки, который раскрывает суть темы.

            Например:

    Spaghetti

    Messy, spicy

    Slurping, sliding, falling Between my plate and mouth

    Delicious

    Summer

    Hot, bright

    Swimming, sunbathing, relaxing

    During three months

    The best season

    John Lennon

    Handsome, talented

    Looked for, loved, created Changed pop music forever

    The king of music

            Основной этап

            С октября была начата апробаця выбранных приемов. Приёмы, используемые на разных этапах урока, с помощью которых удалось добиться хороших результатов, были включены в методическую копилку. В ходе основного этапа были добавлены следующие приемы: «Тонкие и толстые вопросы», «Верные и неверные утверждения».

            «Толстые и тонкие вопросы» (используются на стадиях: вызов, осмысление, рефлексия)

            Приём развивает умение: формировать вопросы как простые, так и сложные; ориентироваться по тексту,  анализировать значение текста,  синтезировать информацию.

            Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока. Если пользоваться этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащимся предлагается сформулировать вопросы к теме в форме «тонких» и «толстых» вопросов. Далее учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся (индивидуально или в группах) попробовать на них ответить, аргументируя свои предположения. По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого односложного ответа. В правой колонке записываются вопросы, требующие подробного, развернутого ответа; либо вопросы, на которые они сами пока не могут ответить, но хотели бы найти на них ответы. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии дается задание составить еще 2-3 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с вопросами в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

            Например:   текст взят из УМК «Spotlight” 5 кл., тема: «Daily routines»

            Lara Croft is a beautiful woman and strong archaeologist, who fights robots and do acrobatics all day. Is it right? Well, not every day! Let see what she does when she’s at home.

            In the morning Lara always get up at 7 o’clock, and gets dressed. Then? She go jogging and works out in her gym- and all this before breakfast. Lara has a big breakfast at about quarter to nine, then she sometimes goes shopping or works on her computer for a while.

            In the afternoon, Lara usually eats lunch at about quarter past one. Her father John often visits her and they have a cup of tea and talk about work together.

    In the evening before dinner, Lara usually practises kickboxing. She eats dinner at about half past six. Then, she relaxes. She reads a book or watch a DVD. She never goes to bed late because she’s usually very busy the next day! It’s not easy being an action hero!

    Thin questions

    Thick questions

    Who is Lara Croft?

    Are you agree that it is not easy being an action hero?

    What does she do?

    Why do you think so?

    Is it right?

     What does she do in the morning?

    Where does she go?

    What does she do when her father comes?

    When does she have breakfast?

    What are her activities in the evening?

    Add questions:

    Who comes to her?

    Add questions:

    Explain, why does she never go to bed late?

    What is her father’s name?

    What is the idea of this text?

            «Верные и неверные утверждения»

    Развивает умение: ориентироваться по тексту, анализировать значение текста,  синтезировать информацию

            Этот прием может быть использован на стадии рефлексии урока.

    Прочитав текст, учащиеся должны определить является утверждение верным или нет, проставляя напротив каждого утверждения: Т (true) – правда, верно и F(false) – ложь, неверно.

            

    Например:

    1. Lara never gets up early. – F
    2. She goes jogging before breakfast. – T
    3. Lara hasn’t big breakfast, only a cup of coffee. – F
    4. Lara and her father John often have a cup of tea, and talk about work together. – T
    5. She never does sports on weekends. – F
    6. Lara usually practises Kickboxing. - T

            В марте была проведена промежуточная диагностика.

            Мотивация

            Познавательные УУД

            Регулятивные УУД

            Коммуникативные УУД

            Результаты порадовали. С уверенностью можно сказать, что выбранная технология и её приемы дают положительные результаты. Следует продолжать работу дальше.

            Анализ результативности проекта

            Данный проект еще не завершен. Но есть уже определенные результаты.

    Благодаря использованию новой технологии у учащихся появился интерес к изучению английского языка, процесс обучения стал более осмысленным, деятельностным.

            Учащиеся стали быстрее, легче усваивать новый материал на уроке. При организации групповой работы каждому ученику дается возможность выразить своё мнение, выявить причинно-следственные связи.

            У школьников развиваются способности анализировать явления, активизировать ранее приобретенные знания для применения в незнакомой ситуации, выдвигать и проверять гипотезы. Иными словами, учащиеся приобретают все мыслительные навыки и умение критически мыслить.

            

    Список литературы

    1. Асмолов А.Г., Бурменская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. – М.: Просвещение, 2010 г.
    2. Выготский Л. С. Мышление и речь. Серия: Philosophy. – М.: АСТ, 2011 г.
    3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- СПб.: «Скифия», 2003г.
    4. Заир-Бек С.И.,  И. В. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011г.

    Интернет-ресурсы

    1. http://kmspb.narod.ru/posobie/index.htm
    2. http://www.2spbg.ru/innov/fgos/stupn.pdf
    3. http://nsportal.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо как путь выращивания личности

    «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» – это открытая образовательная технология, которая развивает у субъектов обучения (коим является и педагог) открытость ума,...

    Методическая разработка "Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство организации деятельностного подхода на уроках литературы

    В пособии рассматриваются возможности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо как одного из средств организации деятельностного подхода на уроках литературы в осн...

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения мотивации на уроках немецкого языка

           Проблема мотивации особенно важна при изучении иностранного языка, так как у учащихся отсутствует естественная потребность в коммуникации. Для меня, как  учителя...

    ИКТ как средство формирования УУД на уроках английского языка

    Представляю вашему вниманию презентацию и текст к ней о собственном опыте работы по формированию УУД на уроках английского языка. Надеюсь моя работа будет интересна и востребована учителями английског...

    Электронный словарь как способ формирования УУД на уроках английского языка

       Реализация нового Госстандарта задача не такая сложная и страшная, как могло показаться на первый взгляд, особенно если вы привыкли использовать в вашей работе коммуникативный подх...

    Игра как средство формирования УУД на уроках украинского языка

    Задача учителя - создать условия для осмысленного понимания школьниками структуры обучения,взаимосвязей между разделами одного учебного предмета и между разными предметами, а главное - понимание того,...