Взаимосвязанное обучение чтению и говорению
статья по английскому языку на тему

Взамиосвязанное обучение чтению и говорению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_i_govoreniyu.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязанное обучение чтению и говорению.

Чтение –это одно из основных видов учебно-речевой  деятельности в школе. Обучающиеся выполняют задания учителя, но при этом отсутствует мотивация. Передать затем прочитанное, оторвавшись от источников, они не могут.

Данная проблема связана с одной стороны с         психологией развития умений и навыков, а с другой стороны  с необходимостью обучения  иноязычному общению.

Проблема навыков и умений актуальна потому, что они лежат в основе любого научения. Если в человеческой психике не были бы предусмотрены навыки и умения, любой, даже самый минимальный шаг в деятельности приходилось бы делать осознанно и тратить на это лишнее энергетические ресурсы организма. Навыки позволяют  освободить внимание человека от необходимости контролировать промежуточные операции и перенеси это внимание на контроль более сложных и  ответственных действий, а также на результат всей деятельности в целом. Операции в деятельности всегда автоматизированы и совершаются на основе навыка, а действия и вся деятельность осуществляется на основе умения.

Подчеркнем еще раз, что нашей задачей является рассмотреть проблему навыков и умений в обучении иноязычному говорению, в  частности формирование у школьников такой способности говорить на иностранном языке, которая соответствовала бы нормальному речевому процессу. Заметим, что односторонний подход к проблеме навыков и умений в ряде случаев  обусловливает формированию у школьников не в полнее нормальной, так называемой «эхолалической речи», когда обучающиеся способны лишь повторить речь учителя или воспроизвести наизусть текст на основе так называемых «навыков». Нам предстоит ответить на вопрос о том, что именно автоматизируется в ходе овладения иностранным языком: только ли употребления речевых средств или процессы более высокого уровня.

Итак, речевые навыки и умения- это качество совершения речемыслительных операций. Речевые навыки и умения для решения речемыслительных  задач, языковые автоматизмы для незатрудненного извлечения из долговременной памяти  и свободного применения языковых средств функционирует как единое целое.

Взгляд на проблему речевых навыков, умений языковых автоматизмов формируется так же под влиянием когнитивного направления в лингвистике теории обучения иностранным языкам.

В когнитивном подходе к иностранным языкам  ценно то, что процесс обучения рассматривается как формирование взаимодействие между человеком и окружающей его миром. Языковой материал неразрывно связывается  с ситуативными обстоятельствами. Именно обстоятельствам, требующих речевого общения, языковые средства приобретают  свое содержание, то есть  значение и смысл. В речевых ситуациях  формируются речевые механизмы, необходимые для говорения. Без них врожденная способность говорить никогда не реализуется не в естественных, ни в учебных условиях.

Как же быть с формированием навыков, умений и автоматизмов?

Каждый раз, когда говорят о формировании первичных речевых умений, навыков, вторичных речевых умений, имеют в виду прежде всего овладение соответствующим речевым материалом. При этом решается задача формирования языковых автоматизмов, т.е. извлечения из памяти лексико – грамматических средств, нужных для высказывания. Формирование речевых  (т.е. речемыслительных) навыков и умений оказывается в стороне.

Возникает, казалось бы, неразрешимое противоречие: с одной стороны. Нужно формировать у обучаемых языковые автоматизмы, поскольку без них невозможно решение речемыслительной задачи на иностранном языке, с другой- нужно формировать у школьников речемыслительные навыки и умения в творческих речевых заданиях, а они не владеют необходимыми языковыми материалами.

Таким образом,  надо формировать и речевые навыки, речевые умения, и языковые автоматизмы в неразрывном единстве, то есть  так как они функционируют в реальной речевой деятельности.

Рассмотрим некоторые практические способы деятельности:

Модель управления процессом порождения устноречевого высказывания на основе текста.(УРВ)

Этап

задачи

Учебные действия, осуществляемые обучающимися на каждом этапе

Побудить к прогнозированию содержания текса

Прогнозированию содержания текста  по заголовку и иллюстрации с опорой на предшествующий опыт

Предтекстовой

Обеспечить осознание коммуникативной задачи, нацеливающий на то как, читать

-Чтение с пониманием основного содержания:

-выделение главной мысли

-определение своего отношения

- Чтение с полным пониманием содержания:

-принятие к сведению извлеченной информации, запоминание ее для расширения знаний и возможного дальнейшего использования

Чтение с выборочным пониманием читаемого:

-определение нужной информации,
-понимание именно этой информации

Предоставить возможность снять тружности

-семантизация лексики

- ознакомление с лингвистическим комментарием

-ознакомление с большей частью незнакомой лексики, грамматическим материалом

-семантизац

ия лексики, необходимой для понимания искомой информации

Текстовой

Нацелить на чтение текста с разной степенью проникновения в его содержание и смысл. Нацелить на информационную переработку текста в процессе чтения с целью его лучшего понимания.

- однократное чтение,

-использование опор в тексте для понимания основного содержания,

-обращение к словарю при необходимости

многократное возвращение к тексту,

-использование опор в тексте

-однократное чтение для поиска и общего понимания нужной информации,

-вторичное возвращение к той части текста, где найдена нужная информация, для более точного его понимания

Проверка в процессе чтения правильности сделанных ранее прогнозов и уточнение их

Проверка понимания текста

(невербальная реакция)

Осуществить контроль полноты и адекватности понимания и смысла текста в зависимости от видов чтения.

 -улыбка смех,      покачивание    головой,

иллюстрирование с помощью рисунка,

-текст на множественный выбор для проверки понимания основной информации и др.

-кодирование информации для проверки как основной информации, так и деталей,

-текст на множественный выбор и др.

-идентификация информации с помощью текста (найдена или не найдена)

Информационная переработка текста с  целью ее присвоения

(вербальная реакция)

Повторно вернуться к тексту и информационно его переработать. Присвоить информацию и языковые средства, необходимые для порождения  речи.

-выбор заголовка из данных вариантов,

-придумывание заголовка,

-нахождение основных мыслей и выписывание их,

-деление текста на смысловые отрезки,

- вопросы и ответы, позволяющие выделить основную информацию, др.

-выбор заголовка из данных вариантов,

-придумывание заголовка,

-нахождение основных мыслей и выписывание их,

-деление текста на смысловые отрезки,

- вопросы и ответы, позволяющие выделить основную информацию, др

-составление развернутого плана текста,

-подбор к пунктам плана предложений из текста,

-работа по присвоению необходимой для порождения УРВ информации, лексики и грамматических структур:

а)поиск информации и фиксация ее в виде таблицы,

б)поиск ключевых слов

-переработка найденной информации в зависимости от цели ее дальнейшего использования:

а)или так же, как при чтении с полным пониманием,

б) или так же как при чтении с пониманием основного содержания

Порождение устноречевого высказывания

Обеспечить осознание КЗ, нацеливающий на порождение собственного устноречевого высказывания на основе текста или в связи с текстом

- высказывание своего мнения,

-формулировка главной мысли текста,

-краткое изложение основных фактов содержания текста,

-связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика,

-дискуссия по проблеме

- высказывание своего мнения,

-формулировка главной мысли текста,

-краткое изложение основных фактов содержания текста,

-связное высказывание по проблеме текста с привлечением личного опыта ученика, дискуссия по проблеме,

-комментарий к тексту,

-инсценировка диалога,

-перезказ текста,

Придумывание продолжения текста с привлечением личного опыта  обучающегося.

-использование  найденной информации в устноречевом высказывании


Итак, для обучения иностранным языкам существенное значение имеет не только речевые навыки и умения, необходимые для решения речемыслительных задач в процессе коммуникации, а как же языковые автоматизмы, которые обеспечивают языковое  «обслуживание» речемыслительной деятельности.

Использованная литература:

Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. - М.: Просвещение, 2011 г. 
2. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия / Сост. Леонтьев А.А. - М.: Просвещение, 2011 г. 
3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. - М.: Просвещение, 2011 г. 
4. Программа по иностранным языкам для 1-11 -х классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение. 2011 г.



Научная библиотека КиберЛенинка: 
http://cyberleninka.ru/article/n/metodika-obucheniya-chteniyu-na-uroke-angliyskogo-yazyka#ixzz3tG6Zn0bN


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция. Взаимосвязанное обучение татарскому и русскому языкам.

Человек без причины или без потребности не будет изучать другой язык. Для него орудием общения служит родной язык. Однако, если он живет в многонациональном государстве, ему приходится изучать и други...

Технология взаимосвязанного обучения чтению и говорению на основе монологического текста на уроках иностранного языка

Теоретический материал по проблеме обучения чтению и говорению на основе монологического текста...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации обучению чтению и говорению младших школьников (на материале сказки «Sivka -Burka» в УМК « Starlight 3»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ На тему:  Мультимедийные упражнения как эффективное средство мотивации  обучению чтению и говорению младших школьников(на материале сказки «Sivka -Burka»  в У...

Взаимосвязанное обучение лексической и грамматической сторонам говорения

На пороге нового века существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, професс...

Описание внешности. Введение новой лексики. Обучение аудированию. Обучение чтению и говорению. Обучение монологической речи.

Научатсяслушать и понимать отдельные детали текста, обсуждать их; Употреблять новые слова: Old, weak, short, fat, young, strong, tall, thin в письменной и устной речи.Знать слова по описанию внешности...

Конспект урока по теме " Обучение чтению и говорению, рассказ о реальных событиях"

Урок направлен на формирование коммуникативной компетенции обучающихся 7 класса, Ребята учатся слушать текст с общим охватом содержания, приобретают навыки поискового чтения текста, осуществляют при э...

Конспект урока" Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению. "

Какого цвета? Обучение говорению. Введение новой лексики. Счет 13-20. Обучение чтению....