Неделя передового опыта «Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой»
статья по английскому языку на тему
В статье проводится детальный сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Орел ИУУ
Неделя передового опыта
«Сравнительный анализ УМК по английскому языку для 2 класса В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой»
Подготовила
Кононыхина Е.С.
Декабрь 2008 год
Сегодня потеряли остроту и актуальность споры о том, стоит ли обучать ИЯ в дошкольном и младшем школьном возрасте: ИЯ в начальной школе из дополнительной образовательной услуги превратился в обязательный предмет, изучаемый со второго класса.
В настоящее время на рынке учебной литературы каждый год появляется все большее количество зарубежных и отечественных учебников и всевозможных пособий для раннего обучения. Как не ошибиться в выборе?
Перефразируя известную пословицу, можно сказать следующее: «Все учебники хороши, выбирай на вкус».
Я преподаю в начальной школе более 12 лет, пользовалась многими учебными пособиями. Все больше убеждаюсь в том, что в настоящее время есть такие учебники, которые могут удовлетворить самого взыскательного преподавателя.
С сентября 2007 года я использую в своей работе УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапы, И.П. Костиной и Е.В. Кузнецовой изд. «Просвещение». Учебник и рабочая тетрадь хорошо изданы, с красочными иллюстрациями. Содержание УМК позволяет добиться решения многих задач. Учащиеся успешно овладевают грамматической стороной речи, при этом обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения. Обучение лексической стороне речи происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции. Достоинствами учебника являются: его сюжетная основа, то есть уроки связаны между собой единой сюжетной линией; предлагаемые в УМК задания построены с учетом особенностей детей младшего школьного возраста. Успешно решается задача повышения познавательной активности учащихся. Сюжетные уроки способствуют созданию мотивации к изучению английского языка. Безусловной заслугой авторов УМК является то внимание, которое они уделяют развивающему аспекту обучения (в том числе развитию языковых способностей, творческого мышления, воображения и др. психических процессов).
Учебник очень нравится мне и детям, потому что в комплекте есть рабочая тетрадь и книга для чтения. Рабочую тетрадь и книгу для чтения я использую на каждом уроке. Детям нравится по ним работать. В учебнике много дополнительной информации, много грамматического материала.
Как я уже сказала, учебник замечательный и хорошо иллюстрированный. Но к недостаткам можно отнести некоторую затянутость вводного курса, изучения алфавита, обилие устного материала. Каждый урок – это изучение нового фонетического и лексико-грамматического материала, поэтому слабым детям тяжело усваивать темы, которые необходимо воспринимать на слух. Дети путаются в чтении транскрипции и по правилам чтения.
Этот учебник кардинально отличается от других тем, что авторы этого УМК уделяют большое внимание развитию индивидуальности ребенка в диалоге культур.
Учащийся не просто учит английский язык, а овладевает иноязычной культурой.
По мнению авторов данного УМК иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности учащихся включает в себя:
- развитие языковых способностей, психических процессов и свойств личности ученика (развивающий аспект);
- познание и осознание системы изучаемого языка, культуры стран изучаемого языка в соотнесении с родной культурой учащихся (познавательный или социокультурный аспект);
- воспитание личности через знакомство с культурой англоязычных стран в ее соотнесении с родной культурой, воспитание толерантного и уважительного отношения к чужой и своей культуре (воспитательный аспект);
- овладение иностранным языком как средством общения (и осознание системы изучаемого языка) (учебный аспект).
Материал учебника разбит на два крупных содержательных блока. В основу первого блока (1 и 2 четверти) положено путешествие в Нью-Йорк, в которое ученики отправляются вместе с британскими сверстниками для участия в грандиозном Параде в честь Дня Благодарения. Знакомясь и общаясь с главными участниками Парада - героями самых популярных и любимых героев английских и американских сказок, мультфильмов и телепередач, ученики овладевают произносительной стороной речи, знакомясь с транскрипционными знаками и учатся читать их, овладевают простейшими речевыми функциями, определенным количеством лексического и грамматического материала.
Заканчивается первое полугодие важнейшим мероприятием, посвященным празднованию Нового года. Учащиеся 2-4 классов совместно участвуют в этом мероприятии.
В основу второго блока (3 и 4 четверти) положено путешествие на сказочный остров Нетландия, которое ученики совершают вместе с главными героями повести шотландского писателя Джеймса Барри “Питер Пен”. Ученики знакомятся с русалками, феями, индейцами, пиратами, узнают много интересного об их жизни и участвуют вместе с ними в приключениях.
В течение третьей четверти учащиеся пишут собственную “книжку” на английском языке о воображаемом друге, его внешности, характере, семье, любимых занятиях и т.д. Потом из этих книжек оформляется выставка и выбираются лучшие книги и авторы.
В четвертой четверти ученикам предоставляется возможность придумать свой воображаемый остров, населить его сказочными или реальными персонажами и рассказать об их жизни и приключениях на этом острове на английском языке.
В конце учебного года на заключительном внеклассном мероприятии ученики представляют свои воображаемые острова. Предварительно была проведена работа по оформлению постеров воображаемых островов. И на этом мероприятии учащиеся рассказывали о своих островах.
Раньше я работала по УМК «Enjoy English» авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной (старая редакция). Достоинствами данного учебника, по моему мнению, является то, что материал излагается в доступной для детей форме, есть много иллюстраций. Удобное поурочное планирование, которое облегчает работу учителя в первый год. Однако не понравился аудиоматериал к учебнику. Практически нет системного обучения аудированию. Песни не пропеваются, а произносятся как стихотворения.
В своей работе я уделяю большое внимание обучению лексике на начальном этапе обучения. Формирование лексических навыков речи – одна из самых сложных задач для учителя ИЯ. Недаром говорят, что «в начале было слово…». Существует прямая взаимосвязь между владением словом и возможностью понять его при чтении и аудировании, знать и умело использовать слова нужно и для выражения своих мыслей при говорении.
Я проанализировала лексический материал, который содержится в УМК В.П. Кузовлева для 2 класса и в УМК М.З. Биболетовой, чтобы выделить наиболее частотные лексические единицы в этих учебниках.
Наиболее частотными лексическими единицами являются служебные слова. Они встречаются в УМК В.П. Кузовлева и в УМК М.З. Биболетовой практически в каждом уроке. Особенностью этих слов является то, что они не привязаны к тем или иным темам, а универсальны и одинаково значимы для каждой изучаемой темы, поэтому они имеют высокую частоту употребления. (См. 1 графу таблицы)
К следующей ступени частотности относятся ЛЕ, употребление которых превышает 50 раз. (См. 2 графу таблицы) Потом – более 10 раз. (См. 3 графу таблицы), потом - только 1 раз. (См. 4 графу таблицы.)
Нужно отметить, что частотность употребления лексики более высокая в УМК М.З. Биболетовой. Более 10 раз в этом УМК употребляются 114 ЛЕ, тогда как у В.П. Кузовлева – 84.
Слова, которые употребляются по одному разу, преобладают в УМК В.П. Кузовлева (60 ЛЕ), в УМК М.З. Биболетовой (43 ЛЕ).
УМК В.П. Кузовлева | УМК М.З. Биболетовой | |
| Are – 159, and – 132, I – 157, is – 206, like – 113, the - 111 | Can – 166, I – 150, like – 151, not – 128, you -136, and - 130 |
| Can -72, he – 78, have got -87, in – 53, my – 50, not – 91, she – 84, they – 73, there – 76, you – 70, yes - 55 | Are – 51, cat – 83, big – 76, has – 95, he – 96, must – 57, rabbit -64, swim - 63, the - 75 |
| Am – 42, animals – 17, brave – 12, boat – 10, big – 17,but – 18, boy – 10, blue – 12, brother – 25, do – 35, does – 45, evil – 11, friend – 40, friendly – 13, funny – 18, favourite – 12, football – 10, father – 23, fly – 10, green – 12, good – 16, his – 21, her – 21, house – 20, Helen – 14, hunt – 10, hunting – 10, island – 20, kind – 17, lake – 13, little – 23, merry – 15, Mike – 11, mouse – 16, mascot – 10, many – 13, mother – 31, Michael – 10, nice – 31, no – 44, names – 25, on – 36, playing – 27, play – 23, Peter Pan – 13, river – 10, rabbit – 11, reading – 10, smart – 18, sister – 24, swimming – 10, swim – 18, Snow White – 12, too -11, this – 32, telling – 20, tales – 24, to – 12, village – 20, very – 22, we – 47, with – 16, well – 28, wigwam – 12, Wendy – 13, your – 15. | Am – 26, Ann – 30, apples – 11, black – 47, Bob – 10, bad – 22, bread – 13, but – 37, brave – 23, breakfast – 24, blue – 10, butter – 13, cheese – 18, coffee – 20, cabbage – 15, cunning – 24, clock – 14, cockerel – 16, car – 17, corn – 26, cake – 13, clean – 10, crocodile – 28, duck – 16, does – 23, do – 42, dirty – 10, dark – 10, drink – 10, eat – 15, fox – 37, fat – 39, fly – 14, forest – 21, friend – 21, frog – 12, farmer – 22,funny – 16, fish – 16, grey – 35, good – 18, go – 11, girl – 10, green – 23, his – 46, healthy – 10, home - 13, have – 15, help – 13, horse – 10, in – 38, is – 28, jump – 44, Kanga – 14, long – 23, live – 21, milk – 23, morning – 22, no – 25, nice – 26, name – 14, nose – 12, potato – 18, pig – 46, park – 13, please – 14, play – 21, pupil – 10, red – 43, run – 40, read – 11, seven – 10, skip – 32, sing – 47, see – 22, she – 39, skate – 14, sad – 16, strong – 33, sweets – 26, shirt – 14, some – 31, ten – 13, Tim – 10, they – 38, take – 25, to – 10, thank – 20, tomato – 12, yes – 30, well – 10, with – 26, would – 24, why – 13, Winnie – 26, want – 26. |
| Angel, Amy, Ann, ask, bye, Burt, Banks, Barbara, Billy, the Big Bad Wolf, cookies, Dad, dear, dark, Dab-Dab, Daniel, Dorothy, for, fruit, guess, George, great, honey, hopscotch, just, Joe, Joshua, Jip, Rim, Kylie, Ken, king, Kensington Garden, Leo, Milne, milk, Misha, Mum, mouse, land, Neznaika, New Year, Ned, Olli, Philya, please, princess, party, rat, Snoopy, see, slightly, Syd, Too-Too, us, Vickey, Wicked Witch, want, week, Znaika, Zeliboba. | Ada, art, Abu, army, arm, bed, baby, by, buy, bar, coat, cry, dance, Daddy, fan, Gena, horn, house, hard, juice, Jane, Jill, late, mark, need, next, orange, pity, pleasure, plan/sorry, soup, sandwich, seat, sleep, sort, sixty, shy, star, shop, thin, try, zebra. |
В ходе изучения лексического материала, входящего в УМК В.П. Кузовлева и в УМК М.З. Биболетовой, я также пыталась проследить систему обучения лексике.
Обучение лексической стороне речи в УМК В.П. Кузовлева происходит во взаимосвязи с обучением чтению по транскрипции и грамматической стороне речи.
Всего в УМК ‘крутится’, проходит через все виды речевой деятельности 332 лексической единицы. Индивидуальный объем овладения варьируется в зависимости от способности учащихся, но не может быть меньше 230-270 лексических единиц.
В УМК М.З. Биболетовой обучение происходит во взаимосвязи с обучением грамматике. ЛЕ на первом году обучения поступают преимущественно через речь учителя, чаще в речевых образцах. И только в конце учебника дети начинают черпать новую лексику из текстов для чтения.
К концу первого года обучения дети усваивают около 250 словарных единиц для говорения и еще около 100 слов для понимания на слух. В числе этих слов не менее 60 глаголов, 30 прилагательных, 10 предлогов, 20 местоимений, 5 наречий, 20 числительных, артикли, союзы. Остальные – существительные, кроме того, более 20 клеше и фразеологических оборотов, 15 песен, стихов и рифмовок.
Следует отметить, что, на все достоинства УМК для начальной школы под редакцией В.П. Кузовлева и М.З. Биболетовой, в учебниках явно не достаточно упражнений для формирования устойчивого лексического навыка. Поэтому я использую дополнительные тренировочные упражнения, такие, например, как лексические таблицы.
Подводя итог сказанному, хотела бы отметить, что, конечно, оба учебника имеют достоинства и недостатки. Каждый учитель имеет право выбирать учебник, наиболее подходящий детям, с которыми он работает. Кроме того, УМК должен нравиться и самому учителю, а авторская концепция должна быть не только понятна, но и реализуема. Имея достаточно большой опыт работы в начальной школе, могу сказать, что я свой выбор сделала в пользу УМК В.П. Кузовлева. Надеюсь, что смогла убедительно донести до вас причины такого выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по английскому языку 6 класс по учебнику Кузовлева В.П.
Календарно - тематическое планирование па английскому языку 6 класс по учебнику Кузовлева В.П. может быть полезно учителям английского языка, работающим по УМК Кузовлева В.П., Лапа Н.М. , ...
Календарно - тематическое планирование по английскому языку 7 класс по учебнику Кузовлева В.П.
Календарно - тематическое планирование па английскому языку 7 класс по учебнику Кузовлева В.П можно использовать учителям английского языка, работающим по УМК Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Э. Ш. Перегу...
Календарно - тематическое планирование по английскому языку 8 класс по учебнику Кузовлева В.П.
Календарно - тематическое планирование по английскому языку 8 класс по учебнику Кузовлева В.П можно использовать учителям английского языка, работающим по УМК Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Э. Ш. Перегу...
Календарно - тематическое планирование по английскому языку 9 класс по учебнику Кузовлева В.П.
Календарно - тематическое планирование па английскому языку 9 класс по учебнику Кузовлева В.П можно использовать учителям английского языка, работающим по УМК Кузовлева В. П., Лапа Н. М., Э. Ш. Перегу...
сравнительный анализ удмуртского и английского языков
Актуальность темы: изучение английско-удмуртских связей в языке. констрастивный анализ является попыткой предсказать и выяснить реакции понимания иностранного языка на основе родного в определённых си...
Презентация к уроку английского языка «Турнир знатоков английского языка» , 2 класс, к учебнику Кузовлева В.П. «English».
Цель презентации – повторение в игровой форме изученной лексики и грамматических явлений....
Сравнительный анализ учебников по английскому языку 10-11 Афанасьева
Анализ приведен в таблице...