Технология SWOT-анализа
методическая разработка по английскому языку (11 класс) на тему

Русакова Любовь Владимировна

Краткий обзор технологии SWOT-анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл swot-analiz.docx15.98 КБ

Предварительный просмотр:

        Технология SWOT-анализа

В  настоящее  время  в  различных  профессиональных  областях,  в  том  числе  и  в  сфере  менеджмента,  актуальным  является  требование  качественной  подготовки  и  отбора  специалистов.  В  связи  с  этим  как  для  опытных  работников,  так  и  для  студентов  вузов,  не  утрачивает  научно-практической  новизны  проблема  профессионального  развития  личности.  Высокий  уровень  развития  профессионально  важных  качеств  и  компетенций  способствует  значительному  повышению  эффективности  труда,  а  также  повышению  уровня  внутренней  мотивации.  В  современных  условиях  процесс  профессионального  развития  сопровождается  привлечением  инновационных  технологий  обучения,  которые  инициируют  активную  учебно-познавательную  деятельность  специалиста,  мотивацию,  профессиональную  идентичность,  развивают  личностные  качества,  позволяют  строить  индивидуальную  траекторию  развития  профессиональных  компетенций.  В  этом  направлении  используются  уже  известные  и  разрабатываются  новые  различные  методики,  позволяющие  раскрыть  сущность  данной  проблемы  и  наметить  оптимально  грамотные  пути  ее  решения.  Принимая  во  внимание  все  многообразие  существующих  методик  исследования  проблемы  профессионального  развития  личности,  применим  известный  инструмент  стратегического  управления,  а  именно,  метод  SWOT-анализа  для  выработки  эффективной  стратегии  принятия  решений  в  русле  данной  проблемы. 

«SWOT-анализ» используется как технология стратегического планирования, заключающаяся в дифференциации факторов и явлений на 4 категории: Strength (Сильные стороны), Weakness (слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).

Основу технологии составляет определение сильных и слабых сторон какого-либо явления или процесса (внутренняя среда), выявление возможностей и угроз при взаимодействии с внешней средой, поиск оптимальных путей устранения слабых сторон, нейтрализации угроз и наиболее эффективного использования имеющихся преимуществ. В обобщенном виде «SWOT-анализ» можно представить в виде следующего плана-сетки.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Strengths

Weakness

Внешняя среда

Opportunities

Threats

  Данная система позволяет оценить любое событие, явление или мероприятие объективно и непредвзято, выявить преимущества и недостатки, обосновать перспективы развития, сформулировать логически верное высказывание, принимая во внимания различные точки зрения.

Дело в том, что преподавание иностранных языков в школе зачастую несколько оторвано от реальности, многие темы абстрактны, что сказывается как на мотивации учащихся, так и на закреплении в практической речевой деятельности знаний, навыков и умений, полученных в процессе обучения. Чаще всего при общении с иностранцами (да и при неподготовленной беседе на экзамене, собеседовании) у учащихся возникают трудности, психологический дискомфорт, потому что им сложно совместить полученные лексические, грамматические навыки с реалиями конкретной ситуации. Трудности возникают и с формулировкой логически законченного высказывания, особенно если в диалоге/монологе нужно рассмотреть ситуацию с разных, зачастую противоположных сторон. Поэтому в процессе обучения иностранному языку необходимо обеспечить связь учебной иноязычной деятельности с внешней средой, научить ученика передавать реалии родной культуры средствами иностранного языка.

Однако,  по  мнению  многих  специалистов,  выявляются  проблемные  аспекты  данного  метода.  Проведя  анализ  публикаций  по  теме  ,  можно  выделить  следующие  возможные  недостатки  SWOT-анализа:

1.  Неточность  оценки,  возникающая  как  следствие  отклонения  выбора  предмета  анализа  от  предмета  оценки. 

2.  Субъективность  метода  и  зависимость  исследовательской  значимости  результатов  анализа  от  уровня  компетенции  и  профессионализма  аналитика.

3.  Вероятность  возникновения  завышенных  ожиданий,  недооценка  угроз.

4.  SWOT-анализ  принадлежит  к  группе  так  называемых  инструктивно-описательных  моделей  стратегического  анализа,  которые  показывают  только  общие  цели,  а  конкретные  мероприятия  для  их  достижения  надо  разрабатывать  отдельно.

5.  Затруднения  при  использовании  в  процессе  мониторинга,  так  как  результаты  данного  неформализованного  метода  представляются  в  виде  качественного  описания.

6.  Необходимость  привлечения  больших  массивов  информации  для  реализации  метода. 

7.  Сложность  разделения  будущего  и  настоящего  времени  при  оценке  факторов  внешней  и  внутренней  среды  проблемы.  Возникает  проблема  отнесения  различных  факторов  к  угрозам  и  возможностям,  преимуществам  и  слабостям  уже  не  с  точки  зрения  различных  групп,  а  с  точки  зрения  различных  временных  отрезков. 

8.  Допущение  непрерывности  действия  факторов  внешней  и  внутренней  среды,  в  то  время  как  оно,  чаще  всего,  носит  дискретный  характер.

И возвращаясь к предыдущему пункту, хотелось бы отметить, что все-таки немаловажен вклад этого анализа в преодоление одной из значительных трудностей преподавания иностранного языка, а именно совмещение знаний с реалиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения SWOT-анализа.

В данной статье раскрывается методика проведения SWOT-анализа, перечислены параметры, на которые необходимо обратить особое внимание, приведены образцы стандартных матриц, используемых при его осущест...

«SWOT-анализ информационной среды ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»

Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?Аббревиатура SWOT означает:Strengths – сильные стороныWeakness – слабые стороныOpportunities – возможностиThreats – угрозыSWOT-анализ – это анализ с...

SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога

SWOT-анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые сто...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

SWOT-анализ процесса информатизации школьного биолого - химичексого образования

SWOT-анализ процесса информатизации школьного биолого - химичексого образования...