Технология SWOT-анализа
методическая разработка по английскому языку (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технология SWOT-анализа
В настоящее время в различных профессиональных областях, в том числе и в сфере менеджмента, актуальным является требование качественной подготовки и отбора специалистов. В связи с этим как для опытных работников, так и для студентов вузов, не утрачивает научно-практической новизны проблема профессионального развития личности. Высокий уровень развития профессионально важных качеств и компетенций способствует значительному повышению эффективности труда, а также повышению уровня внутренней мотивации. В современных условиях процесс профессионального развития сопровождается привлечением инновационных технологий обучения, которые инициируют активную учебно-познавательную деятельность специалиста, мотивацию, профессиональную идентичность, развивают личностные качества, позволяют строить индивидуальную траекторию развития профессиональных компетенций. В этом направлении используются уже известные и разрабатываются новые различные методики, позволяющие раскрыть сущность данной проблемы и наметить оптимально грамотные пути ее решения. Принимая во внимание все многообразие существующих методик исследования проблемы профессионального развития личности, применим известный инструмент стратегического управления, а именно, метод SWOT-анализа для выработки эффективной стратегии принятия решений в русле данной проблемы.
«SWOT-анализ» используется как технология стратегического планирования, заключающаяся в дифференциации факторов и явлений на 4 категории: Strength (Сильные стороны), Weakness (слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы).
Основу технологии составляет определение сильных и слабых сторон какого-либо явления или процесса (внутренняя среда), выявление возможностей и угроз при взаимодействии с внешней средой, поиск оптимальных путей устранения слабых сторон, нейтрализации угроз и наиболее эффективного использования имеющихся преимуществ. В обобщенном виде «SWOT-анализ» можно представить в виде следующего плана-сетки.
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | Strengths | Weakness |
Внешняя среда | Opportunities | Threats |
Данная система позволяет оценить любое событие, явление или мероприятие объективно и непредвзято, выявить преимущества и недостатки, обосновать перспективы развития, сформулировать логически верное высказывание, принимая во внимания различные точки зрения.
Дело в том, что преподавание иностранных языков в школе зачастую несколько оторвано от реальности, многие темы абстрактны, что сказывается как на мотивации учащихся, так и на закреплении в практической речевой деятельности знаний, навыков и умений, полученных в процессе обучения. Чаще всего при общении с иностранцами (да и при неподготовленной беседе на экзамене, собеседовании) у учащихся возникают трудности, психологический дискомфорт, потому что им сложно совместить полученные лексические, грамматические навыки с реалиями конкретной ситуации. Трудности возникают и с формулировкой логически законченного высказывания, особенно если в диалоге/монологе нужно рассмотреть ситуацию с разных, зачастую противоположных сторон. Поэтому в процессе обучения иностранному языку необходимо обеспечить связь учебной иноязычной деятельности с внешней средой, научить ученика передавать реалии родной культуры средствами иностранного языка.
Однако, по мнению многих специалистов, выявляются проблемные аспекты данного метода. Проведя анализ публикаций по теме , можно выделить следующие возможные недостатки SWOT-анализа:
1. Неточность оценки, возникающая как следствие отклонения выбора предмета анализа от предмета оценки.
2. Субъективность метода и зависимость исследовательской значимости результатов анализа от уровня компетенции и профессионализма аналитика.
3. Вероятность возникновения завышенных ожиданий, недооценка угроз.
4. SWOT-анализ принадлежит к группе так называемых инструктивно-описательных моделей стратегического анализа, которые показывают только общие цели, а конкретные мероприятия для их достижения надо разрабатывать отдельно.
5. Затруднения при использовании в процессе мониторинга, так как результаты данного неформализованного метода представляются в виде качественного описания.
6. Необходимость привлечения больших массивов информации для реализации метода.
7. Сложность разделения будущего и настоящего времени при оценке факторов внешней и внутренней среды проблемы. Возникает проблема отнесения различных факторов к угрозам и возможностям, преимуществам и слабостям уже не с точки зрения различных групп, а с точки зрения различных временных отрезков.
8. Допущение непрерывности действия факторов внешней и внутренней среды, в то время как оно, чаще всего, носит дискретный характер.
И возвращаясь к предыдущему пункту, хотелось бы отметить, что все-таки немаловажен вклад этого анализа в преодоление одной из значительных трудностей преподавания иностранного языка, а именно совмещение знаний с реалиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика проведения SWOT-анализа.
В данной статье раскрывается методика проведения SWOT-анализа, перечислены параметры, на которые необходимо обратить особое внимание, приведены образцы стандартных матриц, используемых при его осущест...
«SWOT-анализ информационной среды ГБОУ гимназии №426 Санкт-Петербурга»
Что такое SWOT-анализ? Когда и зачем он применяется?Аббревиатура SWOT означает:Strengths – сильные стороныWeakness – слабые стороныOpportunities – возможностиThreats – угрозыSWOT-анализ – это анализ с...
SWOT-анализ профессиональных компетенций педагога
SWOT-анализ – это метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths – сильные стороны; weaknesses – слабые сто...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «ШАГ В БЕССМЕРТИЕ» (с использованием элементов коммуникативно-диалоговых, технологий проблемного изложения, технологии критического мышления, интерактивной технологии и технологии рефлексивного мышления)
Технологическая карта воспитательного мероприятияДата: 18 февраля 2018 года Воспитатель: Найденко А.А.Тема «Шаг в бе...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
SWOT-анализ процесса информатизации школьного биолого - химичексого образования
SWOT-анализ процесса информатизации школьного биолого - химичексого образования...