методический семинар " Песня, как один из методов обучению иностранного языка".
статья по английскому языку по теме

Малева Галина Геннадьевна

Представление методического опыта на конкурс " Учитель года 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pesennogo_repertuara_1.docx34.15 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

учителя иностранного языка  МБОУ «СОШ №2

 р.п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Малевой Галины Геннадьевны

Песня, как один из методов обучению иностранному языку.

Одним из важнейших аспектов обучения иностранному языку является аудирование, так как именно умение воспринимать иноязычную речь на слух является ключом к успешному овладению иностранным языком с позиций коммуникации. Современные методисты предлагают разные способы и приёмы обучения аудированию. Один из них — использование песен на уроке иностранного языка. Этот приём имеет множество преимуществ:

  1. Многие подростки живут музыкой, поэтому использование песен на уроках существенно повышает мотивацию.
  2. Количество песен настолько огромно, что несложно выбрать необходимый песенный материал по изучаемой теме.
  3. С помощью песен хорошо отрабатывать произношение, интонацию.
  4. В основном песни написаны разговорным языком, с их помощью можно эффективно изучать этот стиль речи.

Ведущая педагогическая идея опыта - внедрение в образовательный процесс новых современных технологий. Учитель должен создать условия для того, чтобы учение двигалось вперёд, самостоятельно добывать знания, развивать свой творческий потенциал, уметь проводить рефлексию. Этому способствуют новые педагогические технологии, применяемые на уроках и в воспитательном процессе: игровые технологии, технология проблемного обучения, информационно - коммуникативные технологии. Большие возможности даёт использование песни  на уроках английского языка.

Актуальность обусловлена современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала, принцип индивидуализации в условиях коллективной работы. Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающий собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. Использование на уроках песни  позволяет разнообразить работу, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немало важный элемент, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам легко усваивать учебный материал. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют своё внимание на отрабатываемом материале. Уроки с применением песен  имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам.

Чем же так хороша песня? 

Вы не задумывались о том, что слушая иностранную песню, начинаете подпевать, даже если понятия не имеете, как переводится то или иное слово. А каков будет эффект, если целенаправленно использовать песни на уроках английского языка. Благодаря песням, некоторые слова и даже целые предложения “намертво” врезаются в память, приходят на ум в течении нескольких дней. Слова песен, соединенные с ритмом и музыкой легче запоминаются , повышают мотивацию к обучению. Для обучения английскому языку  полезно использовать Total Physical Responce - TPR [3, термин С.Филипс], то есть дети учатся через изображение мимикой, жестами и движениями того, о чем говорят или поют. Для этого идеально подходят песни. И чем младше дети, тем полезнее  и важнее использовать TPR. Песни, в которых лексика учится через движения, например “If you happy”, “Head and shoulders”, помогают лучше освоить лексику, выучить команды, отработать любую лексическую тему.

Простой тест: прочитайте незнакомое вам слово тоном серьезного педагога. Ну как, запомнили? А если я спрошу вас об этом слове через час, вы его вспомните? А теперь пропойте то же самое слово, придумайте для него нехитрую мелодию, протяните ударный слог. Теперь слово заиграло новыми красками. И позже, вспомнив эту мелодию, вспомните и само слово.

Пение на иностранном языке позволяет учителю сделать процесс обучения не только увлекательным, но и продуктивным. Песни помогают приобщаться к иноязычной культуре, повышают мотивацию к изучению языка и создают непринужденную атмосферу на уроке.

Какие лучше использовать песни?

Конечно же, песня должна быть простой, с понятными ученику и повторяющимися предложениями. Желательно, чтобы в ней были имитации каких-то звуков. Таким образом ребенок лучше почувствует мелодику языка. Ведь даже петух по разному кукарекает на русском (ку-ка-ре-ку) и английском (cock-a-doodle-do) языках. Далее, песня не должна быть слишком быстрой. Если текст убегает вперед, а ребенок еще не успел набрать в рот воздуха – это не очень хорошо. К сожалению, английский язык по скорости произношения, примерно в 2 раза быстрей, чем русский. И на первых порах ребенок всё равно не будет успевать подпевать. Но постепенно он начнет успевать проговаривать отдельные слова, а позже и целые предложения.

Песни, используемые для обучения, можно разделить и представить по следующим темам: алфавит, цифры, цвета, животные, семья, части тела, игрушки, погода, еда и другие. Таким образом, дети могут изображать действия, танцевать, повторяя за учителем, познавать язык и культуру изучаемого  языка без особых объяснений.

Как я использую песню на уроке?

1. Алфавит в песенном варианте.

Если вы учили алфавит с детьми, то, скорее всего, вы учили его в таком ключе: “A for Apple, B for Ball, C for Cat, D for Doll…” Я с учениками не читаю, а “пропеваю” эти “стихи”. Я всего лишь подобрала удобную мелодию, удобный темп, чтобы ученики могли подстроиться.

2. Сказки

Приведу несколько фрагментов сказок, в которых я “пропеваю” текст (мелодию и ритм подбираю “на слух”).

The Bun (Колобок)

The Bear says ‘Little Bun, little Bun, I want to eat you’

And the Bun sings his song ‘I ran away from Grandfather, I ran away fron grandmother, I ran away from the Hare, I ran away from the Wolf. And I can run away from you, Big Bear’

Sly Fox and Red Hen (Хитрый лис и рыжая курица)

Sly Fox hid in Red Hen’s little house. ‘I’m the Fox, I’m the Fox, I am really sly. You can’t beat me however you try‘.

В данных примерах “поющий” текст повторяется раз 5, маленькие дети узнают мелодию, слушают с восторгом. Более старшие дети подпевают.

3. Песни с Youtube-а.

 

Работа над песнями на уроках английского языка способствует:

  • совершенствованию навыков произношения учащихся;
  • усвоению и активизации грамматических конструкций;
  • достижению точности в артикуляции, ритмике и интонации речи;
  • углублению знаний по английскому языку в целом;
  • обогащению словарного запаса;
  • развитию навыков и умений чтения и аудирования;
  • стимуляции монологического и диалогического высказывания;
  • развитию как подготовленной, так и спонтанной речи;
  • сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению английского языка.

Обычно основными этапами работ с песней является:

  1. Краткое вступительное слово о песни (её характер, стиль, содержание, история создания).
  2. Первичное прослушивание.
  3. Проверка понимания (перевод общими усилиями).
  4. Фонетическая отработка трудных слов.
  5. Повторное прослушивание, опора на текст.
  6. Разучивание мелодии (совместное исполнение).

Варианты заданий для работ с песней могут быть самые разнообразные:

  1. Вставить пропущенные слова или выражения.
  2. Найти нужные грамматические явления в тексте песни.
  3. Видоизменить текст, заменить в нём время глаголов; род и число; местоимения; образовать степени прилагательных или наречия.
  4. Подобрать синонимы и антонимы.
  5. Записать под диктовку начало песни или закончить по памяти.

Во время прослушивания песни:

  1. Можно имитировать нужные движения.
  2. Петь песню (с записью, с опорой на текст или без опоры).
  3. Организовать конкурс на лучшее чтение песни.
  4. Составить иллюстрации; пересказать своими словами содержание песни.
  5. Написать небольшое эссе/репортаж и т.д.

Существует множество упражнений и приемов использования песен в процессе обучения английскому языку.

Так например, «песенный диктант». Учитель медленно диктует детям 2 раза простую, популярную и лучше спокойную песню с понятными словами, затем раздает слова  и дети сверяют свои варианты песни с оригиналом. Для тренировки произношения учитель может медленно процитировать слова, чтобы дети повторили, затем педагог проигрывает песню в оригинале и поет вместе с детьми, после чего дети поют караоке сами. Также значение слов песни может быть обсуждено.

“Line-by-line mingle” (Put the lines in the correct order).  или построчное составление песни. Учитель делает копию слов песни и разрезает ее по строчкам. Каждый ученик получает одну строчку и учитель дает детям задание встать в правильном по их мнению порядке, чтобы получился текст песни. После того, как дети составят свой «правильный или нет» вариант песни, учитель включает  музыкальную композицию и учащиеся, слушая оригинал песни, либо перестраиваются либо остаются на своих местах. Когда все строчки встают на свои места, дети читают песню вслух. Также они могут обсудить и спеть готовую музыкальную композицию.

“Picture gaps” или замена слов картинками. Это упражнение может выполняться всем классом. Учитель распечатывает слова  песни, например, «Old McDonald had a farm», заменяя нужную лексику картинками. Педагог проигрывает песню и просит детей спеть ее. После этого учитель дает задание записать пропущенные слова рядом с каждой картинкой.

“Singogloss” Учитель выбирает песню и лучше ту, в которой прослеживается история, делает копии текста для каждого ученика. На уроке педагог проигрывает песню один раз и ученики отвечают на несколько вопросов на понимание. Затем учитель проигрывает музыкальную композицию снова, останавливая после каждого куплета и дети в это время выписывают важные, ключевые по их мнению слова или фразы. После этого песня проигрывается еще раз. Учащиеся в парах или группах сравнивают выписанные слова и составляют текст, основанный на их записях. Последним этапом является сопоставление и обсуждение их текстов с оригиналом.

“Split song” или разделенная песня. Это упражнение хорошо подходит для выполнения в парах. Учитель выбирает песню и делает копии двух разных вариантов. В первом варианте пропускаются четные строчки, а во втором нечетные.  Песня проигрывается первый раз и учащиеся  отвечают на несколько вопросов на понимание. Затем дети делятся на пары и на каждую пару выдается два варианта текста песни: первая копия для одного ученика и вторая для другого. Музыкальная композиция проигрывается с паузами еще раз и в это время учащиеся индивидуально заполняют пропущенные строчки своей копии. После этого дети сравнивают свои варианты и сверяют их с оригиналом.

«Snowball» каждый последующий обучающийся повторяет фразу предыдущего и добавляет свою.

« Complete the phrase»  учитель произносит начало фразы, обучающиеся заканчивают.

Песенный материал богат информацией. Именно из песен мы узнаём о проблемах в обществе. Например, проблема насаждения культуры отражена в песне Californication группы Red Hot Chile Peppers. Слова песни «Понятно, Голливуд проводит калифорникацию» свидетельствуют о политике культурного центра Америки – навязать, продать свою культуру в другие страны.

В некоторых песнях раскрываются бытовые привычки. Это могут быть привычки в еде, одежде, образе жизни. Привычка британцев пить чай отражена в песне Стинга «Англичанин в Нью-Йорке» («Я не пью кофе, я пью чай, мой дорогой»), песнях «Битлз» («Графиня всегда улыбалась и всегда опаздывала к чаю»), Крэнбэриз («Когда я пила чай, со мной вдруг что-то случилось»). Из этих строк можно сделать вывод, что чай для британцев – часть повседневного быта, а американцы любят кофе.

Из песен можно узнать, как проводят время в стране изучаемого языка. Например, в песнях часто встречается понятие «party» - вечеринка. Нужно объяснить учащимся, что вечеринка в англоязычной стране проводится у кого-либо дома. На вечеринку приглашается большое количество людей, однако без приглашения приходить считается невежливым. Это отличается от того, как люди развлекаются в нашей стране.

Мне очень хотелось бы поделиться опытом работы с песнями на уроках английского языка . Я работаю по учебникам «Spotlight» издательства “Просвещение». Практически на каждом уроке начальной школы мы знакомимся с новой песенкой, на средней и старшей ступенях обязательно прилагается тематическая песня к каждому модулю, которая включает в себя и лексический, и грамматический материал данного модуля.

Что касается старшей ступени обучения, если позволяет время я стараюсь знакомить детей с популярной, рок, джазовой музыкой стран изучаемого языка, знакомлю их с культурой песни , со знаменитыми вокалистами, группами. Я использую этот вид работы в начале урока. Сначала мы слушаем песню и пытаемся понять,  о чем она, уловить общую идею. Далее я раздаю каждому листочки со словами этой песни, в каждой из которой пропущено по одному слову. Прослушивая песню во второй раз, дети вставляю необходимые слова. Например, отрывок из песни Let it Be:

When I find …f in times of trouble
Mother Mary …to me
Speaking words of …let it be
And in my hour of …
She is …right in front of me
Speaking …of wisdom let it be

Дети очень любят данный вид работы. Во- первых, все подростки обожают современную музыку. Во – вторых, тексты песен обычно затрагивают злободневные проблемы, которые учащиеся старших классов любят обсуждать. В – третьих, на примере песен хорошо изучать разговорный неформальный стиль. И наконец, это веселый способ изучения фонетики английского языка.

После того, как мы прошли грамматические темы Present Simple, Past Simple, темы My daily routine, My day off я предложила ученикам песню Wonderful tonight  by Eric Clapton.

Эрик Клэптон – британский рок музыкант (композитор, гитарист, вокалист), Командор Ордена Британской империи. Он родился 30.03.45года в Англии. Владеет гитарой и скрипкой. Его основные жанры – hard rock, blues rock. Песня «Wonderful tonight»  входит в список десяти самых лучших.

Немного остановлюсь, как же мы конкретно работали с этой песней:

  1. Вопросы перед прослушиванием песни.
  2. Прослушивание.
  3. Перевод песни (совместными усилиями).
  4. Заполнение пропусков.
  5. Проверка заполненных пропусков.
  6. Контрольное прослушивание песни.

Задание по песне:

  1. Назовите предложения с глаголом в Present Simple.
  2. Глагол в Present Simple (3 лицо, ед. ч.).
  3. Глагол «to be» в Past Simple.
  4. Подберите синонимы к словам:
                    much –
                    blond -
                    turn out –
  5. Подберите антонимы:
                    late -
                    wonderful –
  6. Назовите 3 формы глаголов:
                    wear -
                    put -
                    ask -
                    say -
                    go -
                    feel -
                    help –

Приемы работы со стихами, песнями и рифмовками сочетаются с другими приёмами и делают урок лёгким, интересным и запоминающимся и вносит живую струю в ход урока, создавая эффект новизны. Любой материал на песенной основе запоминается легче и быстрее, прочнее и откладывается в долговременной памяти обучающихся. Но музыка – это не самоцель и не развлечение на уроке, а естественная ее часть, которая должна вплетаться в сюжет урока и благоприятно воздействовать на мотивационную сферу обучающихся. И главное, учитель должен стремиться к тому, чтобы процесс обучения не был бы монотонным механическим воспроизведением изучаемого материала, учитель должен увлечь своих учеников, чему в значительной мере способствует работа над рифмовками, стихами и песнями.

Конечно, мы не слушаем  песни каждый урок и не уделяем этому виду работы более 15 минут от урока. Но данный вид работы делает урок интереснее, повышает мотивацию и помогает лучше понять мир подростка, понять, чем он живёт и делает нас ближе друг к другу.

Результатом применения вышеперечисленного  могу назвать следующее:

·  повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,

·  активизация познавательной деятельности и творческой активности обучающихся,

·  формирование личностных качеств ученика,

·    формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,

Рост познавательного интереса обучающихся.

Обучающиеся активно участвуют в Международных и Всероссийских конкурсах по английскому языку:

- “British Bulldog” – 1 места по России заняли Мартынов П., Тишкин Д., Железнова А.

- “Videouroki.net” – международный проект  

1 место –Лаптева А.(3 кл), Малев И.(2 кл), Караханян Е.(6 кл), Макаров А(6кл), Мартынов П.(6 кл); Афанасьева Е. (10 кл);

2 место – Тычкова А. (11)., Самыкина Ю. (11).

3 место – Зорнина И. (10 кл)

- Всероссийский конкурс «Читатели и писатели» «Openworld» – диплом 2 степени Лаптева А. (3 кл);

- Центр выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи:

1 место – Макаров А. (6 кл)

2 место – Мартынов П., Тишкин Д. (6 кл);

- МИОП «Олимп»  «Знаток английского языка» 1 место Малев И. (2 кл)

- Всероссийский дистанционный конкурс «Инфоурок» - 1 место Тишкин Д.

- Дистанционная олимпиада “INTOLIMP”  дипломы 1 степени Курочкина У., Мартынова В., Малев И. (2 кл)

- Международный конкурс – игра по английскому языку «Английский лев»

1 место – Лаптева А. (2кл)

3 место – Тычкова А. (11 кл)

- Региональный конкурс «Фестиваль культур» 3 место Самыкина Ю (11 класс номинация вокал на английском языке)

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано: в публикациях, выступлениях на семинарах, научно-практических конференциях.

Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение. Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. За годы работы в школе пришлось многое пережить, понять, осмыслить и придти к выводу – все в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд. Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успех твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества, так свойственную детям.

Не могу не закончить словами из песни: “Shine bright like a diamond” Так пусть наши учащиеся сияют как бриллианты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Песня как один из примеров обучения иностранному языку".

ПЕСНЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.            Музыка, а именно песня на иностранном языке имеет большие возможности для реализации...

Презентация как один из современных методов обучения иностранному языку

Наша жизнь движется вперёд и школа должна идти в ногу со временем.Презентации повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок  не только воспринимает информацию...

Групповые методы обучения иностранным языкам (метод «брейнсторминга»)

Обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии предполагают групповую совместную работу учащихся. Cитуация, когда потребуется принять коллективное решение или сгене...

Презентация " Песня, как один из методов обучению иностранному языку"

Представления методического опыта педагога....

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Новые формы и методы обучения иностранному языку в условиях ФГОС (5-6 классы)»...

Драматизация как один из эффективных методов обучения иностранному языку в рамках проектной деятельности

Многообразие форм учебной деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. О...

Дистанционное обучение, как один из методов обучения иностранному языку.

В данной статье раскрывается понятие " Дистанционное обучение",  "плюсы" и "минусы" данного вида обучения....