Технология ТРИЗ
методическая разработка по английскому языку (6 класс) по теме

Дышко Татьяна Владимировна

Краткая теория о технологии ТРИЗ и ее приемах, несколько готовых уроков для учащихся 6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_triz.docx17.72 КБ
Binary Data 6_klass.notebook974.79 КБ
Binary Data 6_klass_triz.notebook341.35 КБ
Файл kratkoe_opisanie_etapov_uroka_po_ispolzovaniyu_triz.docx12.3 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе,
ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности.

А. Гин

       Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
       Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к 
осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
       ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, начатая Генрихом Сауловичем Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
       Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы. Выполнение анализа по определенным правилам позволяет сформировать навыки такого умения и затем по аналогии использовать их при анализе любых ситуаций и объектов.
       Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы формирования осознанного, управляемого, целенаправленного и эффективного процесса мыследеятельности, то есть работает на повышение культуры мышления. 
       В результате у учащихся формируется мышление, способное оперировать наиболее общими фундаментальными закономерностями, осваивать на их основе частные законы различных наук и объяснять явления окружающей действительности.
       Первоначально ТРИЗ, созданная около 50 лет назад, применялась только для решения инженерно-технических задач, но давно уже превратилась в универсальную технологию анализа и решения проблем в различных областях человеческой деятельности.
       На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. 

Внедрение ТРИЗ  технологии в практику учителей  позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

–   формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

–   развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

–   повышение уровня общей образованности учащихся;

–   формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

–   умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

–   целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

3. Развивающие:

–   развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

–   развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

–   развитие пространственного мышления;

–   развитие речи;

–   умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

–   развитие творческого воображения.

На сегодняшний день я использую в своей педагогической деятельности следующие приемы ТРИЗ:

  1. Да-нет  - учитель загадывает предметы по определенным признакам, учащиеся с помощью общих вопросов должны отгадать слова.
  2. Лифт – способствует овладению навыками построения СФЕ (от слова к тексту или от текста к слову)
  3. Синквейн – способствует развитию умений выделять главные (существенные ) признаки предмета. Стихотворение из 5строк (1 –объект, 2 – два наиболее значимых прилагательных, описывающих объект, 3- 3 глагола, обозначающих наиболее значимые действия, связанные с объектом, 4 – простое предложение, отражающее суть объекта, 5 – синоним к пункту 4 в виде словосочетания). Для построения высказывания я использую следующие слова для связки частей синквейна 1 is/are 2 because 3 that’s why 4 or 5.
  4. Я беру (не беру)с собой – учащиеся должны выбрать из ряда слов те слова, которые учитель возьмет с собой (в основе успешного выполнения задания – выделить те признаки, которые положены в основу отбора слов (это могут быть морфологические признаки, смысловые, словообразовательные, орфографические и т.д.)
  5. «Вхождение в картину» - данный прием направлен на умения строить монологические высказывания, на отработку изучаемых времен, конструкций. Учащимся предлагается картина (она может быть связана с темой) сначала дети называют объекты на картине, далее – называют действия, которые происходят на картине с использованием названных объектов. Потом им предлагается подумать, что было за несколько минут до этого, а потом что будет через несколько минут после этого.
  6. Умный ответ – детям предлагается картина или ситуация, по которой учитель строит утверждения с намеренно  неверным содержанием (например, на картине кто-то рисует, а утверждение может быть таким «Он очень любит вышивать»). Этот прием учит детей не просто слышать, но и вдумываться в услышанное.
  7. Системный оператор – направлен на развитие устной речи, воображения, анализа, синтеза и других логических умений.  Детям предлагается модель из 9 окон, в центре которого помещается объект

6-окружение объекта в прошлом

3-окружение объекта (сейчас)

9-окружение объекта в будущем

4-прошлое объекта по выполняемой им функции

1- сам объект и его функция (система). (сейчас)

7-объект в будущем

5-части объекта в прошлом

2-части объекта(сейчас)

8-части объекта в будущем



Предварительный просмотр:

Рождество. (6 класс)

  1. Организационный момент (цели урока)
  2. Разминка. (Кроссворд, после его выполнения учащиеся сами называют тему урока). Далее идет фронтальная беседа с классом – как связаны картинки с Рождеством. В ходе беседы выводим учащихся на рождественские песни (кто поет, зачем, слышали ли вы их , нравятся они вам или нет, почему) – 1 слайд
  3. Прием ТРИЗ – синквейн (см. теорию) Работа в группах, слушаем результаты, выбираем самый точный и полный синквейн. – 2 слайд
  4. Работа с письмом от Деда Мороза (предлагаем заполнить пропуски). Форма работы по желанию. – 3 слайд
  5. Прием ТРИЗ – что Дед Мороз возьмет с собой (см. теорию) (ответ борода, сани, лошади, колокольчики, снегурочка) – 4 слайд
  6.  Работа над развитием УУД (сравнение). Форма работы – групповая. Детям предлагается сравнить Деда Мороза и Санта Клауса по их изображениям. Каждая группа представляет свои сравнения по аспектам.(5 слайд)
  7. Делаем вывод по итогам сравнения.(6 - слайд)
  8. Рефлексия (слайд 7)
  9. Подведение итогов урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология ТРИЗ

Использование технологии ТРИЗв коррекционной работе с детьми ЗПР....

Технология ТРИЗ как фактор развития творческого потенциала личности.

Когда мы  пытаемся объяснить, почему  разные  люди, поставленные   в  примерно  одинаковые  ситуации,  достигают  различных успехов, мы  об...

Технология ТРИЗ

Краткое описание технологии ТРИЗ...

«Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – одно из средств формирования творческих способностей учащихся»

Параллельно с рассказом представляю презентацию,опираясь на  примеры уроко физики 7,8,9 классы (конспекты уроков прилагаются)...

« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»

« Как подготовить открытый урок».Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»...

Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»

Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»...

Педагогический проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии ТРИЗ"

В связи с введением ФГОС изменились требования к развитию коммуникативных способностей детей при поступлении в школу.Недостаточный уровень развития  коммуникативных способностей  у детей с р...