Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»
методическая разработка на тему

Татаринцев Алексей Иванович

Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Мастер – класс по теме «Изучение и применение технологии ТРИЗ»

             (Татаринцев А.И., педагог-организатор, магистр технологического образования, член МОО «Межрегиональная тьюторская ассоциация», креативный специалист НФТМ-ТРИЗ начального уровня)

Цели занятия:

  • систематизировать полученные знания по ТРИЗ;
  • изучить опыт коллег по применению этой технологии;
  • разработать фрагмент урока, факультативного занятия с использованием технологии ТРИЗ.

Изучение ТРИЗ проходит в рамках КЕЙС-технологии.

   Изучив самостоятельно предложенную литературу, учителя собираются на практикум. Коллектив разбивается на группы в соответствии с профилем преподавания. Каждая группа отвечает на вопросы предложенного кейса (приложение 1) В процессе обсуждения педагоги высказывают свои версии, обсуждают ситуацию, приходят к единому мнению, и готовят выступление для всей аудитории. Продукт работы группы – разработанный фрагмент урока, занятия кружка или факультатива с применением ТРИЗ-технологии.

   После выступления представителей групп проводится пресс-конференция, на которой проходит рефлексия. Учителя отмечают положительные и отрицательные моменты групповой работы, удачные и неудачные этапы работы, методические находки, которые следует занести в «педагогическую копилку», а также трудности, встреченные на пути приобретения новых знаний.

   По итогам пресс-конференции принимается решение о практической пользе ТРИЗ-технологии, о дальнейшем изучении теории и о применении её на уроках, кружках, факультативах.

   Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет изучаемой литературы, ссылки на Интернет-ресурсы, виртуальную лабораторию, практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, общаться с коллегами, обсуждать проблематичные вопросы.

   После самостоятельной работы с кейсом проходит занятие коллектива в аудитории, на котором:

  • Учителя изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации в рамках всей аудитории;
  • На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов.
  • После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.

  Приложение 1

 Предлагаемый кейс:

В одном из интервью Анатолий Александрович Гин, известный специалист по ТРИЗ-педагогике, руководитель лаборатории "Образование для Новой Эры", сказал:

«ФГОС имеет большой плюс и большой минус. Большой плюс- ФГОСы идеологически даже требуют развитие креативности: умение выбрать, умение вести диалог, умение формулировать свои мысли, умение искать решения жизненных задач - во ФГОСах это все прописано. Огромный минус ФГОСОв - они никак, вообще никак не проработаны методически. Их свалили на учителей - и делайте с ними что хотите. Это неправильно абсолютно со всех точек зрения. ТРИЗ-педагогика как раз обладает всеми методикам, которые требуются для выполнения ФГОСов…»

 Действительно ли это так? Предлагаем Вам изучить предложенную литературу, воспользоваться Интернет-ресурсами для ознакомления с технологией ТРИЗ, и ответить на этот вопрос.

  1. Литература, книги по ТРИЗ:  http://msk.treko.ru/show_dict_1622   
  2. ТРИЗ-приёмы: http://treko.ru/show_dict_1606   
  3. Использование опыта ТРИЗ-педагогики:  http://www.trizway.com/art/search/196.html   
  4. Интернет-школа ТРИЗ:   http://www.triz.natm.ru/default.htm 
  5. Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе:   http://www.school2100.ru/upload/iblock/af3/af30ce1734938276dd8cf98ad991d899.pdf   
  6. Мастер-класс «Использование приёмов ТРИЗ в начальной школе»:

http://school38.org/index.php/workshop/231-master-klass-lispolzovanie-priemov-triz-v-nachalnoj-shkoler

  1. Лаборатория образовательных технологий: http://www.trizway.com/art/secondary/   

 Согласны ли Вы с такими положениями:

  • ТРИЗ предлагает заменить решение проблем их предотвращением, ненужное геройство меняет на мудрость. (“Наконец, я увидел свет в конце тоннеля”, - говорит человек. “А зачем ты полез в этот тоннель?”, - спрашивает ТРИЗовец.)
  • ТРИЗ-педагогика имеет широкий набор приемов (более 100) для решения творческих задач, для анализа силы решения, для уменьшения трудоемкости процесса получения сильного решения, а также имеет методики прогнозирования. Если школа учит знаниям, то ТРИЗ умениям их использовать.
  • ТРИЗ-педагогика полезна всем: и учителям, и управленцам, и обычным ученикам, и одаренным детям, и отстающим детям. Может быть, отстающим даже в первую очередь, так как ТРИЗ формализует некоторые процессы творческого мышления, что упрощает процесс творчества тем, кому он сложен или даже недоступен и позволяет детям, «встав на плечи великих» двигаться дальше и выше.?

 Какие типовые приёмы ТРИЗ Вам наиболее близки? Как можно их использовать на уроке? Предложите фрагмент урока, факультативного занятия с использованием ТРИЗ-приёмов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс на тему: "Власть и общество" (технология РКМ)

Урок на основе системно-деятельностного подхода 10 класс....

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Презентация к мастер-классу по теме "Изучение математики на примере темы "Проценты"

Данная презентация была разработана к проведению мастер-класса по математике в рамках участия в конкурсе "Учитель года Дона"....

Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»

Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Урок по географии в 6 классе по теме "Климат" с применением технологии мгновенного опроса Plickers.

Вашему вниманию представляется урок по географии в 6 классе, в котором применяется универсальная технология мгновенного опроса учащихся с анализом ответов посредством голосования специальными карточка...

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления

Конспект урока по русскому языку для 6 специально (коррекционного) класса по теме:"Местоимение", с применением технологии критического мышления...