Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.
статья по английскому языку ( класс) на тему

Дубровина Анастасия Викторовна

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spetsif._osoben._kontrolya_obuchennosti_uch-sya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение школа № 85

г. Тольятти Самарской обл.

Специфические особенности контроля обученности учащихся в процессе преподавания иностранного языка.

Выступление на заседании методического объединения учителей иностранного языка.

Подготовлено

учителем английского языка

Дубровиной А.В.

2005-2006 уч. год.

Отечественные методисты рассматривают теоретические вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку на основе общедидактического подхода. Лишь в 70-е гг. было показано, что при проверке речевых умений (устной речи, чтения) основное внимание следует уделять не корректности (наличию ошибок), а выполнению коммуникативной деятельности, т.е. применительно к чтению, например количеству основных и второстепенных фактов, правильно воспринятых и понятых учащимися. Для того чтобы правильно ответить на вопрос о специфике контроля при обучении иностранному языку с учетом особенностей данной дисциплины в целом, необходимо обратиться к их выявлению. В большинстве учебных предметов, так называемых основ наук, основная задача состоит в том, чтобы дать учащимся знания, дидактически препарированные на базе соответствующей науки о неживой, живой природе и человеческом обществе. Определенное место занимают умения и навыки, но не они определяют степень обученности по тому или иному предмету. Другие учебные предметы, например трудовое обучение, ставят своей преимущественной целью формирование определенных умений и навыков, абстрагируясь в значительной мере от знаний. Долгое время в дидактике и методике к этой группе учебных дисциплин причисляли иностранные языки. На первый взгляд подобный подход правомерен, поскольку овладеть языком можно лишь, приобретя определенные умения и навыки в области лексики, произношения, грамматики. Однако более глубокий анализ вскрывает серьезный недостаток определения применительно к существу обучения иностранным языкам.

Исходя из  коммуникативного подхода, в процессе обучения данной учебной дисциплине необходимо сформировать умение общаться на данном языке, или, иными словами, приобрести коммуникативную компетенцию. Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (диалогом, монологом), письмом. Далее коммуникативная компетенция любого уровня включает языковую компетенцию, социокультурные знания, умения и навыки. Под языковой компетенцией подразумевают, умение выражать свои мысли или понимать мысли других людей с помощью языковых средств, т. е. умения и навыки пользования лексикой, грамматикой и произношением для речевой деятельности. Однако этого недостаточно без овладения социокультурными знаниями, умениями и навыками, характерными для той общности людей, язык которой изучается. Дело в том, что для достижения взаимопонимания необходимо не только владение языковым кодом, но и знания социокультурного контекста, умения и навыки речевого и неречевого поведения, характерные для коллектива носителей изучаемого языка. Общечеловеческими знаниями и умениями учащийся владеет на основе родного языка, а специфичные для человеческой общности изучаемого языка он должен приобрести.

Таким образом, коммуникативная компетенция есть интегративное понятие, включающее как умения и навыки выполнять действия с языковым материалом, так и страноведческие и лингвострановедческие знания, умения и навыки. Знания, умения и навыки только одной части не могут свидетельствовать об обученности общению, т.е. приему и передаче информации с помощью разных видов деятельности. Поэтому применительно к специфике учебного предмета « иностранный язык» понятие обученности означает приобретение обучающимся того или иного уровня коммуникативной компетенции.

Выдвижение видов речевой деятельности в качестве основных объектов контроля обученности учащихся не означает, однако, что процесс становления языковых умений и навыков не должен подвергаться контролю. Контроль имеет еще диагностическую и корректировочную функции, а также функцию стимулирования и мотивации усилий учащихся. Первые две функции контроля помогают выяснить, как идет процесс формирования умений, какие проблемы имеются у школьников, и определить эффективность приемов обучения, используемых учителем. В соответствии с подобным выявлением данных об обученности учащиеся видят свои успехи и недостатки, что придает им дополнительный импульс к учебе. В то же время контроль умений и навыков выполнять действия и операции с языковым материалом имеет особенности, вытекающие из коммуникативного подхода к обучению. Проверять необходимо не только знание слов или умение образовывать грамматические формы и конструкции, а умение выполнять действия или операции с ними, т. е. уметь либо употреблять их в ходе продуцирования высказываний, либо узнавать при восприятии небольших текстов или групп предложений.

Таким образом, ведущим объектом контроля являются речевые навыки и умения, т. е. умение общаться. Лишь уровень овладения ими и только ими может свидетельствовать об обученности учащихся по данной учебной дисциплине. Овладение действиями и операциями представляет собой объект контроля более низкого ранга, поскольку контролируется только подготовка учащегося к речевым умениям, но не свидетельствует об обученности иностранному языку. Умея употреблять слова и грамматические формы и конструкции при построении предложений, ученик еще не может устно общаться, а ведь это основная характеристика обученности по данному предмету.

В практике школы целесообразно различать результаты основного (ведущего) контроля, с одной стороны, и результаты второстепенного контроля-с другой. Уровень обученности учащихся за полугодие, год должен определяться при ведущей роли результатов контроля речевых умений. Результаты второстепенного контроля целесообразно учитывать лишь при определении обученности как дополнительные данные. Понятия «основной контроль» и «второстепенный контроль» должны быть не только поняты учителями иметь записи в журнале, но, и доведены до сведения школьников. В этом случае мы будем иметь более объективные данные об обученности учеников по предмету «иностранный язык». Новый подход к контролю получил развитие не только в проекте Временного государственного образовательного стандарта, но и в требованиях к базовому уровню владения иностранным языком как средством общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков"

Учебно-методическое пособие предназначено для учителей иностранных языков. Материал данного пособия содержит информацию о значении ролевых игр на уроках иностанных языков, а также примеры лексических,...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Применение интерактивных педагогических технологий в процессе преподавания иностранных языков

Современное общество требует от выпускника профессиональной образовательной организации конкурентоспособности и всесторонней развитости личности. Для того, чтобы достичь этой цели, современные педагог...

Деловая игра как средство активизации учащихся в процессе преподавания русского языка.

В материале представлена пошаговая деятельность учителя при подготовке и проведении деловой игры на уроке. Такая работа  помогает повысить интерес к изучению русского языка, вырабатывать навыки у...

Доклад на тему «Формирование исследовательских умений в процессе преподавания иностранного языка в техникуме».

Содержание обучения определено образовательным стандартом, оно хорошо сочетается с профильно-ориентированным обучением, в котором используются инновационные педагогические технологии. Они позволяют ст...

Круглый стол «Развитие коммуникативной компетентности учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы»

Выступление на региональной конференции учителей русского языка и литературы....

Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка

Доклад на тему: « Современные образовательные технологии в процессе преподавания иностранного языка...