«Пути формирования УУД у детей младшего школьного возраста на материале здоровьесбережения»
методическая разработка по английскому языку ( класс) на тему

Ефименко Ольга Андреевна

Ведение. Актуальность темы.

Механизм преобразования образовательного процесса.

Механизм формирования УУД у детей младшего школьного возраста на материале здоровьесбережения в соответствии с требованиями ФГОС

Условия, обеспечивающие

достижение новых образовательных результатов

Приложение 1.

Сценарий урока здоровья «Помоги себе сам» для 1 класса.

Приложение 2.

Технологическая карта изучения темы «Что такое здоровье»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ir_levshenkova_efimenko.doc167 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тольяттинский государственный университет»

УПРАВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

курсов повышения квалификации

на основе Именного образовательного чека по программе

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

срок обучения: с 09.04.2014 по 30.04.2014 года

тема: «Пути формирования УУД у детей младшего школьного возраста на материале здоровьесбережения»

Выполнили:

Левшенкова Лилия Владимировна,

педагог – психолог, МБУ средняя школа № 31

Ефименко Ольга Андреевна,

учитель английского языка, МБУ средняя школа № 31

Кол-во баллов: ___ 

Оценочное суждение о степени достижения конечных образовательных результатов: общепрофессиональная компетенция сформирована

Проверил:

С.Е. Анфисова, старший преподаватель кафедры

дошкольной педагогики и психологии ТГУ

Тольятти-2014

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение. Актуальность темы.

3

Механизм преобразования образовательного процесса.

Механизм формирования УУД у детей младшего школьного возраста на материале здоровьесбережения в соответствии с требованиями ФГОС

6

Условия, обеспечивающие

достижение новых образовательных результатов

12

Приложение 1. 

Сценарий урока здоровья «Помоги себе сам» для 1 класса.

15

Приложение 2.

Технологическая карта изучения темы «Что такое здоровье» 

19

Введение.

Актуальность темы. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Специфика здоровьесберегающей тематики, являющейся составной частью ряда предметов (окружающий мир, проектная деятельность, классные часы),  и её значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена, во-первых, активной вовлеченностью детей в проблему заботы о своем здоровье, во-вторых,  широкими возможностями использования таких методов познания, как наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и другие, в-третьих, групповой  организацией совместной деятельности и формированием коммуникативных навыков.

При соответствующем содержательном и методическом наполнении здоровьесберегающая тематика может стать одной из самых значимых для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Эта область создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности – самостоятельной мотивированной постановки цели, планирования, преобразования, оценки результата, умения распознавать и ставить задачи, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.

Кроме этого формирование УУД через темы здоровьесбережения позволяет на более качественном уровне решать одну из приоритетных задач образования – сохранение и развитие здоровья, формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) школьников.

       Основными противоречиями выступают:

– необходимость формирования универсальных учебных действий и недостаточная разработанность путей их формирования в образовательной практике школы;

– здоровьесбережение не является учебным предметом, однако может предоставлять широкие возможности для формирования УУД.

Профессиональная проблема. Каковы возможности тематических уроков по здоровьесбережению в формировании УУД детей младшего школьного возраста?

Задачи.

  1. Определить цели и задачи уроков по  здоровьесберегающей тематике  в контексте формирования УУД.

  1. Отобрать педагогические средства, методы и приемы, формирующие УУД детей в содержательной области здоровьесбережения.

  1. Выделить интегративные качества ребенка, формируемые на уроках по здоровьесберегающей тематике, организованных в соответствии с требованиями ФГОС.


МЕХАНИЗМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Механизм формирования УУД у детей младшего школьного возраста на материале здоровьесбережения

в соответствии с требованиями ФГОС

Компоненты модели

Модель организации образовательного процесса по формированию УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Целевой компонент

  1. Способствовать положительному отношению детей к своему здоровью.
  2. Формировать у обучающихся желание и готовность поддерживать оптимальное состояние своего здоровья.

  1. Развивать навыки планирования детьми действий по реализации здорового образа жизни, осуществления контроля своих достижений.
  2. Побуждать детей адекватно оценивать свои достижения в оздоровлении, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
  1. Способствовать активному и самостоятельному поиску детьми нужной информации о сохранении здоровья в различных источниках.
  2. Формировать умения детей понимать полученную информацию и применять ее на практике.
  1. Развивать умение детей задавать вопросы и участвовать в общей беседе по вопросам здоровьесбережения, соблюдая правила речевого поведения.
  2. Научить формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения на проблемы своего здоровья и здоровья других детей.

Содержательный компонент

Тема урока по окружающему миру в 1 классе «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»        

Цель:

Сформировать у детей желание вести здоровый образ жизни, заниматься спортом.

Задачи урока:

  • Определить принципы здорового питания, закаливания организма и занятий спортом.
  • Способствовать укреплению здоровья детей через физические минутки.
  • Воспитывать чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья

  1. Беседа «Почему человек болеет»

  1. Упражнение «Как я оцениваю свое здоровье»

  1. Заполнение «Дневника здоровья» (иллюстративно):

 - моя цель сегодня;

 - как я буду её достигать;

 - как я узнаю, что цель достигнута.

  1. Ролевая игра «Режим здорового дня»

  1. Физкультминутка «Регуляция дыхания»

  1. Выполнение заданий по иллюстрированному альбому «Продукты питания»:

-  найдите продукты, которые вредят здоровью;

- найдите продукты, которые помогают быть здоровым;

- объясните, почему

вы сделали такой выбор.

  1. Домашнее задание «Как заботятся о здоровье мои родители»
  1. Представление детьми устных сообщений  по темам:

- «Правила личной гигиены»

- «Закаливание»

- «Здоровый сон»

- «Утренняя зарядка»

  1. Ролевая игра «Физическая культура и лень-матушка»

Технологический (процессуальный) компонент

-  беседа (активный диалог);

- слайдовая  презентация;

- игровая деятельность;

- символическое обозначение состояния своего здоровья.

- ведение дневниковых иллюстраций;

- составление символического плана действий;

- определение показателей достижения цели;

- игровая деятельность;

- дыхательные упражнения.

- демонстрация иллюстрированных альбомов;

- исследовательская деятельность (поиск необходимой

информации)

- аргументирование выбора;

- побуждение к совместному с родителями составлению рассказов.

- тематические сообщения детей;

- задавание вопросов по темам;

- игровая деятельность;

- диспут.

Содержательный компонент

Тема проектной деятельности учащихся 4 класса «Мы и наше здоровье»

Цель: хотим помочь себе и своим одноклассникам быть здоровыми, активными, жизнерадостными и сильными духом.

Задачи:

  • изучить состояние здоровья ребят нашего класса;
  • сформировать ценностные установки одноклассников на здоровый образ жизни, на умение принимать ответственность за свое поведение на себя;
  • помочь учащимся  осознать необходимость постоянного поддержания достаточной физической активности.

Этапы:

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

  1. Мультимедийная экскурсия «Богатства жизни человека»

  1. Проблемная дискуссия «Что в жизни человека самое главное»

  1. Определение личной и групповой проблемы «Как сохранить и приумножить свое здоровье»

  1. Рефлексивный анализ «Здоров ли я»
  1. Упражнение для групп – заполнение таблицы  «Что мы будем делать» (планирование этапов работы)

  1. Упражнение «Разбиваемся на группы»

  1. Тест – игра «Готов ли я работать в этой группе»

  1. Рефлексивный анализ «Что получается и что не получается»
  1. Группа «Ученые»  готовит теоретический материал по теме «Составляющие здоровья».

  1. Группа «Врачи» исследует данные по состоянию здоровья детей класса за последний год.

  1. Группа «Спортсмены» проводит сравнительный анализ показателей физического здоровья спортсменов и детей, не занимающихся спортом.
  1. Получение консультативной помощи у библиотекаря и учителя по биологии

  1. Устные сообщения по результатам исследований

  1. Групповая презентация проекта
  2. Ролевая игра «Спортсмены и лентяи»

Технологический (процессуальный) компонент

- мультимедийная презентация;

- проблемная дискуссия;

- проблематизация;

- постановка цели;

- рефлексивный анализ.

- продуктивная деятельность (заполнение таблиц);

- игровая деятельность (психологическая игра);

- рефлексивный анализ.

- познавательно-исследовательская деятельность;

- сравнение данных;

- обобщение информации и формулирование выводов.

- обращение за консультацией;

- распределение ролей;

- устная презентация проекта, декламация;

- игровая деятельность (ролевая театрализованная игра).

Результативный компонент

  • дети демонстрируют осознанное и ответственное отношение к своему здоровью;
  • понимают причины изменений состояния здоровья;
  • демонстрируют активное стремление к улучшению качества своего здоровья.

  • дети умеют планировать свои действия по реализации здорового образа жизни, формированию здоровья;
  • адекватно оценивают свои достижения в оздоровлении, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
  • дети умеют находить  нужную информацию о сохранении здоровья в различных источниках;
  • умеют выбирать наиболее эффективные способы решения проблем здоровья в зависимости от конкретных условий;
  • умеют сравнивать и обобщать полученную информацию.
  • дети демонстрируют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • умеют    разрешать конфликты, искать и оценивать альтернативные способов разрешение конфликтов;
  • умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с правилами речевого поведения.


УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Кадровые условия

Учитель – предметник, классный руководитель, педагог - психолог

2. Научно-методические условия

  1. Антропова М.В. Образование и здоровье школьников : методические рекомендации для работников системы образования / М.В. Антропова. -М, 1998.
  2. Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1994.
  3. Сериков С.Г. Подготовка педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образования: теоретические предпосылки и реализация в практике общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие / С.Г. Сериков, О.А. Клестова, - Челябинск ; ИЦ «Уральская академия», 2005.

3. Материально-технические ресурсы

- компьютер;

- принтер для распечатки раздаточного материала;

- медиаоборудование для показа слайдов и видеороликов;

- иллюстрированный альбом «Продукты питания»;

- костюмы для ролевых игр.

4. Нормативно-правовые ресурсы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

2. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года       № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года      № 373»

4. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму МОиН Рф 12.05.2011 №03-296).

5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106).

5. Информационные

1.  Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие  технологии  в начальной школе»  Самара, 2004г.

2.   Вишневская Е.Л. и др.  «Программа гигиенического обучения и          воспитания школьников, формирование норм и   навыков здорового образа жизни». М., 2000г.

3.  Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие    технологии»  М., ВАКО, 2004г.

4. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008г.

  1. Организационные

- разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности;

- разработать содержание тематических бесед, проблемных дискуссий игр с детьми;

- разработать форму таблиц по планированию проектной деятельности;

- оформить иллюстрированный альбом «Продукты питания»

- привлечь родителей к подготовке костюмов для ролевых игр.


Приложение 1

Сценарий урока здоровья «Помоги себе сам» для 1 класса.

                                                                                                       

Цель: научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить   своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами социума.

Задачи:

- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

 - способствовать физическому и психическому саморазвитию, умению делать самоанализ своего здоровья.

Метод: личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком, делает

акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Ожидаемый результат: занятие принесёт детям чувство удовлетворения, лёгкости, радости, а также пробудит желание бережно относиться к своему здоровью, принимать правильное решение только самому.

Оборудование: выставка детских рисунков «Мы за здоровый образ жизни»,

карточки с картинками, карточки с пословицами для работы в группах, плакат «Дерево решений», листы бумаги, анкета  «Самоанализ здоровья».

Тема урока «Помоги себе сам».

Девиз урока:   «Никто не позаботится обо мне лучше, чем я сам».

                             

План урока:

  1. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».
  2. Постановка темы и целей урока.
  3. Повторение по теме «Здоровый образ жизни».
  4. Игра «Да или нет».
  5. Оздоровительная минутка «Деревце» (для укрепления осанки)
  6. Работа с пословицами о здоровье (Работа в группах)
  7. Практическая работа «Дерево решений»
  8. Валеологический самоанализ здоровья (индивидуальная работа)

      9.  Итог урока.

                 

Конспект урока «Помоги себе сам».

1. Оздоровительная минутка «Сотвори солнце в себе».

        В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит, греет.

Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердечке маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем к звёздочке лучики, которые несут здоровье, добро, радость, тепло, свет и ласку.

   Звёздочка выросла, стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем вокруг. Улыбнитесь друг другу, пожелайте добра и здоровья. Чувствуете, как лучики побежали по классу? Это солнце внутри нас!

2. Постановка темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровом образе жизни, который несёт нам здоровье, бодрость, хорошее настроение. Выучим новое упражнение для укрепления осанки, выполним практическое задание. Будем работать в группах и индивидуально. Ответим на вопросы анкеты.

Большое спасибо  за рисунки, которые вы нарисовали. Послушаем ваши комментарии.

(Ответы детей)

Молодцы! Мы видим, что вы заботитесь о своём здоровье. Все рисунки раскрыли нашу тему «Здоровый образ жизни».

3. Повторение изученного материала.

Прочитайте девиз  урока: «Никто не позаботится обо мне лучше, чем я сам».

-Как вы понимаете эти слова?

(Человек только сам может себе помочь быть здоровым. Он должен знать, что в жизни полезно, а что вредно).

-Ребята, а что такое здоровье?

(Здоровье- это состояние полного физического и душевного благополучия, а не только отсутствие болезни.)

- Чему мы учились на уроках здоровья?

(Учились любить всё и всех вокруг, любить свой организм, заботиться о нём)

-Вы знаете, чтоб тело было красивым, его нужно тренировать. Но достаточно ли только тренировок?

Обсудите в группах, что должен делать человек, чтоб не болеть, быть сильным. После обсуждения мы запишем памятку на доске.

  1. Соблюдение режима дня.
  2. Правильное питание.
  3. Отказ от вредных привычек.
  4. Двигательный режим на свежем воздухе.
  5. Выполнение правил гигиены.
  6. Закаливание.

- Молодцы! Все группы работали активно!

Соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека.

Древнее китайское изречение гласит:                                                            

«Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их».

- Как вы понимаете эти слова?

(Ответы детей)

- А вот как заботится о себе герой стихотворения:

Почему я не болею?

Почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора?

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водой из крана

Обливаюсь я каждый день.

-Правильно ли он поступает?

(ответы детей)

4. Игра «Да или нет».

   Вы любите играть? Наша игра называется «Да или нет».

Перед вами листы, на которых нарисованы картинки.

Внимательно рассмотрите рисунки. Обсудите в парах.

  Около рисунка, который, по вашему мнению, показывает правильное

действие, чтобы стать красивым и здоровым, напишите «да» и нарисуйте цветок.

  Рядом с рисунком, который показывает, что делать не нужно, напишите «нет» и нарисуйте колючку.

- Поясните каждый рисунок. Помните, мнение каждого из вас для меня очень важно.

5. Оздоровительная минутка «Деревце» для укрепления осанки.

- Сегодня мы разучим новое упражнение для укрепления осанки.

- Для чего человеку нужно иметь правильную осанку? Какое заболевание можно избежать, заботясь об осанке?

     Стоя или сидя за столом, поставьте ноги вместе, стопы прижмите к полу, руки опущены, спина прямая.

    Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх.

 Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе.  

    Потянитесь всем телом. Вытянулись вверх, представьте высокое, стройное, крепкое деревце. Высокий стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь.

   Если вы будете выполнять это упражнение 2 раза в день, следить за тем,  как вы сидите за партой, за обеденным столом, то у вас не будет проблем с осанкой.

6.Работа с пословицами о здоровье.

Каждая группа выбирает карточку с пословицей и обсудив, объясняет её смысл. Старайтесь выслушать мнение каждого в группе и дать правильный ответ.

  1. Здоровье дороже богатства.
  2. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
  3. Курить - здоровью вредить.
  4. Хочешь быть здоровым, помоги себе сам.

(Ответы и рассуждения детей)

7.Практическая работа «Дерево решений».

- Я вижу,  что вы все заботитесь о себе и знаете цену своего здоровья.

- Вспомните случай, когда надо было сделать выбор между чем-то значимым для вас и тем, что  вам важно для вашего здоровья. Всегда ли вы приходите к выбору в пользу своего здоровья?

 Напоминаю, что такие решения может делать только сам человек.

 - Сегодня мы работаем с плакатом «Дерево решений». Это волшебное дерево имеет разные очертания слева и справа. На нём могут созреть плоды, которые вы любите, и может, не вырасти ничего. Корни этого дерева – это ваши решения, а плоды – результат решений: сочный плод или сухая мёртвая ветка. Всё зависит от вас!

   Например, вы решили, что будете есть много сладкого, солёного, острого, жирного, так как всё это любите. Тогда ваш выбор в левой части дерева, это один из чёрных, засохших корней, который имеет сухие, мёртвые ветки.

   Если вы принимаете решение – рационально и разнообразно питаться, соблюдать правила гигиены, отказаться от вредных привычек, то ваш выбор – корень с правой части дерева, мощный, живой, наполненный соками, питающий всем необходимым плоды и листья.

   В итоге эта сторона дерева – ярко-зелёная, с красивыми здоровыми плодами.

- Нарисуйте  на листе бумаги «Дерево ваших решений».

Над одним из корней слева или справа напишите, что выбираете вы.

Внимательно посмотрите на рисунок: что же можно ожидать от такого решения?

(Могут вырасти листочки, дерево зацветёт, затем появятся вкусные плоды или же просто всё погибнет. Жизни не будет.

Я могу всё решить только сам)

 Дети рисуют.

8.Самоанализ здоровья. Работа с анкетой.

- В заключении мы проведём самоанализ своего здоровья. Вы должны дать честный ответ самому себе и сделать вывод, всё ли вы делаете, чтоб ветки дерева не погибли?

  Анкета «Самоанализ здоровья»

  1. Когда ты болел последний раз? Чем?
  2. Сколько раз ты болел за пол года?
  3. Какой врач тебя смотрел?
  4. В вашей семье занимаются самолечением? Это опасно?
  5. Что было причиной болезни? Можно было это избежать?
  6. Какое настроение у тебя бывает часто утром?
  7. Часто ты устаёшь вечером? Почему?
  8. Как можно улучшить твоё состояние?
  9. Хорошо ты заботишься о себе?
  10.  На что нужно обратить внимание?

- Прочитайте свои ответы и подумайте: хорошо ли вы заботитесь о своём здоровье?

9.Итог урока.

 Ты должен знать своё тело,

Знать и любить.

Самое первое дело-

В мире с ним жить.

Каждую клеточку тела

Нужно понять,

Пользоваться умело

И охранять!

-Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботится о тебе лучше, чем ты сам!

- Вы согласны?

- Унесёте ли вы с собой сегодня что- то ценное, нужное с урока?

 Я желаю вам здоровья! Пожелайте друг другу добра и здоровья!

                       

Список используемой литературы:

1.Л.А. Обухова « 135 уроков здоровья или школа докторов природы» Москва «Вако» 2007

2.   И.В.Персидская, Г.А. Фонова и др. « Классные часы в 1-4 классах» Волгоград «Учитель» 2007


Приложение 2

Технологическая карта изучения темы «Что такое здоровье»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Тема

Что такое здоровье?

Цели

Образовательные:

Формировать знания правил  сохранения и укрепления здоровья. Формировать умения оценивать поступки людей.

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, логического мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе.

Формировать УУД:

- умение оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей; выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  (Коммуникативные  УУД);

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, слайдами;  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД);

- умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт  (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

Знать правила сохранения и укрепления здоровья

Уметь оценивать поступки людей.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;  оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

Метапредметные:

Уметь  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, слайдами; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;  (Коммуникативные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)

Основные понятия

Правила сохранения и укрепления здоровья, положительные эмоции, правила личной гигиены, закаливание

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, ОЗОЖ

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова Вентана -Граф 2009

- компьютер, мультимедийная установка, презентация к уроку.

- раздаточный материал для групповой работы, тесты.

 -сигналы оценки работы.

-К.Чуковский «Мойдодыр»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тематические рамки.

Проговаривают  хором правила поведения на уроке

Отвечают на вопросы учителя.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

А теперь, улыбнитесь  друг другу, гостям и пусть хорошее настроение, поможет нам провести сегодняшний урок. Ученые доказали, что 80% успеха в жизни человека принадлежит умению общаться. А улыбка помогает наладить контакт между людьми. Так что улыбайтесь друг другу и жить будет легче.

 Уточняет тематические рамки.

Дети в парах ,держась за руки, произносят слова хором в слух:

«Мы- умные! Мы- дружные! Мы- внимательные! Мы- старательные! Мы отлично учимся! Все у нас получится!

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (изучению нового)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

II. Формулировка темы урока, постановка цели

(3 мин)

Цели:

- организовать формулировку темы урока детьми;

- организовать постановку цели урока детьми.

С помощью учителя формулируют тему урока.

С помощью учителя ставят цель.

Организует формулировку темы урока детьми.

Организовать постановку цели урока детьми.

Работа по учебнику.  

Работа в парах

- Перед вами  учебник на с. 56. Вы видите два рисунка, сравните их. .Кто из ребят реже  будет болеть? Выберите  карточку (у учащихся карточки с именами Антон, Нина.)

Почему вы выбрали имя Антон?  Почему Вы выбрали имя Нина?

- Кто из ребят прав мы узнаем в конце урока, когда изучим сегодняшнюю тему.

 - А сейчас определите тему нашего урока.(слайд2)

 Какую цель ставим?

( попробуем ответить на вопросы и  открыть секреты, которые помогут нам не только сохранить своё здоровье и здоровье окружающих нас людей, но и приумножить его (слайд 3) . А поможет нам в этом доктор, который живет в городе Здоровейске (слайд 4)  и зовут его  Будь Здоровыч (слайд 5). Итак отправляемся в г. Здоровейск и встречаемся с первыми его жителями.

 (Составить правила сохранения и укрепления здоровья.)

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Изучение нового (20 мин)

Цель:

- организовать формирование знаний правил сохранения и укрепления здоровья, умений оценивать поступки людей.

Отвечают на вопросы.

Организует формирование знаний правил сохранения и укрепления  здоровья.

Работа по слайдам (5-18)

1. Рассмотреть. Рассказать, что надо делать,чтобы быть здоровым.

2. Какие правила сохранения здоровья надо знать и выполнять.

3.Введение понятия «положительные  эмоции»,

«правила личной гигиены», «закаливание»

4. Физминутки

Знать правила сохранения и укрепления  здоровья.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД)

Уметь высказывать своё предположение (версию) на основе работы со слайдами.

(Регулятивные УУД).

Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД). 

Уметь оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).

IV. Закрепление нового

(4 мин)

Цели:

-  организовать закрепление знаний правил сохранения и укрепления  здоровья.

Работают  в парах.

Организует закрепление знаний правил сохранения и укрепления здоровья.  Организует парную работу.

Работа в парах.                                                                                          - О здоровье сложено много пословиц. И сейчас вы  составите  пословицы. Вам нужно соединить листочки по цвету и таким образом соотнести  начало и конец пословицы.

Знать правила сохранения и укрепления  здоровья.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

Уметь работать по предложенному учителем плану

(Регулятивные УУД).

V.  Контролирующее задание  (8 мин)

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы;

- организовать фронтальную проверку и исправление ошибок.

Работают по тестам.

Выполняют самооценку.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы.

Организует фронтальную проверку.

Самостоятельная работа. Работа по тестам. Зачеркни те рисунки, которые не соответствуют здоровому образу жизни.

- Пришло время подвести итог нашего урока. Я буду называть слова, если это слово характеризует здорового человека, вы хлопаете (красивый, сутулый, сильный, стройный, толстый, подтянутый, ловкий, бледный, румяный, крепкий, неуклюжий, закаленный)

Уметь работать по предложенному учителем плану  (Регулятивные УУД).

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Делают самооценку

Организует фиксирование нового содержания.

Организует  рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Вот мы и узнали все секреты ЗДОРОВЬЯ.  А теперь вернемся к нашим героям на стр.56. Кто же из детей РЕЖЕ БОЛЕЕТ - Антон или Нина? Почему?

-Что же такое здоровье? (слайд 19) Какие компоненты здоровья  –   главные помощники и друзья в сохранении и укреплении здоровья (слайд 20)

- Какую цель ставили? Достигли цели?

Какая тема урока была?

- Расскажите по схеме, чему научились на уроке.

                                                             

                       знаю

Я                    запомнил

                       смог                                                    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

           

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности формирования словаря у детей младшего школьного возраста

Одной из  актуальных проблем логопедии является развитие речи у детей с ЗПР.  Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит важнейшим инструментом с...

Формирование мышления у детей младшего школьного возраста средствами спортивного ориентирования

Влияние занятий спортивным ориентированием на мыслительные процессы детей...

Гимнастика как средство формирования школы движений детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен...

Роль наглядных методов в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста

Применение наглядных и технических средств обучения способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся; развивает у них ...

Формирование художественной культуры детей младшего школьного возраста в процессе занятий народно-песенным творчеством.

Именно в культуре человек обретает свое бытие, именно культура задает содержание, стиль, характер мышления и отношения человека к окружающей действительности, а также формирует образ мира человека как...

Динамика двигательных способностей и пути их повышения у детей младшего школьного возраста

В данной методической разработке раскрыты особенности развития отдельных физических качеств и пути повышения двигательной подготовленностти учащихся младшего школьного возраста....