Методический семинар «Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования творческого потенциала обучающихся»
опыты и эксперименты по английскому языку на тему

Озерова Светлана Владимировна

  Современное общество требует квалифицированных, предприимчивых, инициативных специалистов, максимально использующих свои  творческие задатки и способных всесторонне оценивать и решать встающие перед ними проблемы. При обучении   иностранному языку происходит формирование и развитие личности обучающегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, и как следствие этого,  способной к участию в коммуникации  с людьми, разговаривающими на других языках, самостоятельно совершенствующейся в овладении иноязычной речевой деятельностью.

Используя творческий потенциал, можно повысить познавательный интерес обучающихся к предмету, уровень их интеллектуального развития, уровень иноязычной коммуникативной компетенции.

Анализ УМК  начального, основного и среднего общего образования показал  несовершенство содержания заданий учебников, рабочих тетрадей и аудиоприложений. 

Учитывая ведущую деятельность на уроке и возрастные особенности обучающихся,  комбинируя различные методы и приёмы обучения иностранному языку,  мною разработана система творческого преподавания  английского языка, способствующая повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_ozerova_s.v._itog.pptx715.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции посредством использования творческого потенциала обучающихся Озерова Светлана Владимировна, учитель иностранных языков МКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска 2015 г.

Слайд 2

Понимание и обогащение родного языка посредством иностранного языка Живое общение с людьми, разговаривающими на других языках , общение через письменность , электронная коммуникация Иностранный язык - фактор социально-экономического , научно-технического и общекультурного прогресса Актуальность эффективности изучения иностранного языка в школе как средства формирования иноязычной коммуникативной компетенции 2 Развитие творческой личности

Слайд 3

Иноязычная коммуникативная компетенция (ФГОС) включает в себя следующие компетентности: речевую (говорение, аудирование , чтение, письмо), языковую (фонетика, орфография, лексика, грамматика), социокультурную (знание культуры, традиций стран изучаемого языка), компенсаторную (переспрос, словарные замены, мимика, жесты, языковая догадка), учебно-познавательную (умение самостоятельно получать знания, используя справочную литературу) 3

Слайд 4

4 Мониторинг уровня иноязычной коммуникативной компетенции в 2012 году Низкий уровень иноязычной коммуникативной компетенции

Слайд 5

Противоречие Требования государственного стандарта к выпускнику школы 5 Низкая познавательная активность Низкая иноязычная коммуникативная компетенция Низкий интерес к изучению иностранного языка

Слайд 6

Цель и задачи, реализуемые при формировании иноязычной коммуникативной компетенции Цель: Совершенствовать иноязычную коммуникативную компетенцию посредством использования творческого потенциала обучающихся Задачи: - Проанализировать содержание УМК по выявлению функциональности заданий, Разработать систему творческого преподавания предмета, комбинируя различные методы и приёмы обучения иностранному языку, Разработать дидактические материалы, сопутствующие успешному формированию иноязычной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку. 6

Слайд 7

7 НОО (2 - 4 классы) И.Н Верещагина, Т.А Притыкина ООО (5-9 классы) К. И.Кауфман, М. Ю. Кауфман СОО (10-11 классы) В. П Кузовлев , Н. М Лапа. недостатки мало заданий игрового и творческого характера, в одном уроке – много дидактических целей, аудиосопровождение трудное для восприятия, нет заданий на формирование умений аудирования , кроме «прослушай и повтори», мало заданий на отработку грамматического материала не разнообразные задания, мало упражнений на закрепление грамматического и лексического материала, недостаточно заданий коммуникативного характера, мало заданий на подбор синонимов в аудиозаписях отсутствуют задания на отработку незнакомых слов, нет заданий на отработку новых слов, не содержит нормальных опор (текстов) и живых диалогов, нет обучения письму с учетом современных требований, нет заданий на словообразование, на отработку грамматического материала, мало заданий страноведческого характера Анализ УМК

Слайд 8

Новизна опыта: комбинация элементов известных технологий, методик, методов и средств обучения для достижения поставленных целей, разработанные дидактические материалы для обучающихся. 8

Слайд 9

Теоретическая база опыта 9 теория «Педагогики сотрудничества» ( Шалва Амоношвили ), элементы технологии критического мышления ( Чарльз Темпл, Джинни Стил , Курт Мередит ), игровой метод в обучении иностранному языку (Е. И Пассов ), проектное обучение в преподавании иностранного языка ( И.Л.Бим , И.А. Зимняя, Т.Е.Сахарова).

Слайд 10

Методы, приемы НОО ООО СОО Демонстрация эталонов и учителем, и диктором, прием расширение, прием имитация, работа со словарями НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, мультимедийных презентаций Демонстрация эталонов диктором, метод упражнений, прием аналитико - осознанной имитации, работа со справочной литературой, словарями, НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, мультимедийных презентаций, упражнений на отработку структурных моделей Демонстрация эталонов диктором, метод упражнений, прием аналитико - осознанной имитации, самостоятельная работа со справочной литературой, словарями НОВИЗНА: дидактический материал для мультимедийных презентаций, упражнений на отработку структурных моделей, видеороликов, самостоятельный анализ лингвистических текстов 10 Система творческого преподавания предмета Ведущая деятельность на уроке – обучение фонетической стороне речи Формирующиеся компетенции – языковая, учебно-познавательная

Слайд 11

, Методы, приемы НОО ООО СОО Объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнений, прием подстановки, проблемные задания: анаграммы НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, приема многократного прослушивания, использование эмоций и релаксации Объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнений, прием «Мозговой штурм», «Концептуальное колесо», «Кластер», проблемные задания: анаграммы, задания на исправление ошибок, самостоятельная работа с учебником НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, для методов «Привязка», «Цепочка», прием запоминания слова через его связь с похожими русскими словами Прием беспереводной семантизации , прием «Мозговой штурм», «Кластер» «Концептуальное колесо», проблемные задания: на сопоставление, клоуз-тесты , самостоятельная работа со справочной литературой НОВИЗНА: дидактический материал для приемов «Веер», «Солнышко», для проблемных заданий: определение слова по его описанию. Творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов 11 Система творческого преподавания предмета Ведущая деятельность – обучение лексике ( орфоргафии ) Формирующиеся компетенции – языковая, социокультурная , учебно-познавательная, компенсаторная

Слайд 12

Методы, приемы НОО ООО СОО Усвоение грамматического материала в речевом образце: фразе, контексте, песне, репродуктивный метод, метод частичной репродукции (подстановочные таблицы) НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, приема трансформации Объяснительно-иллюстративный метод, метод упражнений , прием «Дополнение» НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, для приема трансформации, приема «Перифраза» , для заданий с использованием индуктивного метода: самим сформулировать правило, для упражнений на отработку структурных моделей Упражнения с использованием дедуктивного метода: изучите правило, раскройте скобки, перефразируйте, переводные упражнения, проблемные задания : клоуз-тесты НОВИЗНА: дидактический материал для приема « Инсерт », для заданий с использованием дедуктивного метода: раскройте скобки, перефразируйте предложение, найдите и исправьте ошибки 12 Ведущая деятельность на уроке - о бучение грамматике Формирующиеся компетенции – языковая, учебно-познавательная, компенсаторная Система творческого преподавания предмета

Слайд 13

Система творческого преподавания предмета Методы, приемы НОО ООО СОО Репродуктивный метод, прием расширение, прием многократного прослушивания с паузами (учителя, диктора) НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, для приема «расширение», наглядный метод: демонстрация мультфильмов со своими разработанными заданиями Репродуктивный метод , прием многократного прослушивания с паузами (диктора, учителя) и пересказом услышанного, метод упражнений: подготовительных, речевых НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, для диктантов, наглядный метод: демонстрация адаптированных учебных видеофильмов со своими разработанными заданиями Прослушивание с паузами (диктора) и пересказом услышанного, метод упражнений: подготовительных, речевых НОВИЗНА: l идактический материал для изложений с элементами рассуждения, наглядный метод: демонстрация неадаптированных учебных фильмов со своими разработанными заданиями 13 Ведущая деятельность – обучение аудированию Формирующиеся компетенции - речевая, социокультурная , учебно-познавательная, компенсаторная

Слайд 14

Система творческого преподавания предмета Методы, приемы НОО ООО СОО Прием имитации , прием «расширение», метод упражнений дотекстового и послетекстового этапов поисково - игровые задания (тексты-загадки) НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов Метод упражнений дотекстового и послетекстового этапов, познавательно-поисковые задания (заполни таблицу по тексту, выберите из текста информацию) НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, приема «Чтение с остановками», приема « Инсерт » Метод упражнений дотекстового и послетекстового этапов, познавательно-поисковые задания: переделайте текст в схему, составьте по таблице рассказ, составьте вопросы по таблице, составьте рассказ по схеме, переделайте диалог в монолог, прием «Мозговой штурм» НОВИЗНА: дидактический материал для приема «Чтение состановками », для приема « Инсерт », проблемно-поискового метода при чтении 14 ) Ведущая деятельность – обучение чтению Формирующиеся компетенции – речевая, социокультурная , компенсаторная, учебно-познавательная

Слайд 15

Система творческого преподавания предмета Методы, приемы НОО ООО СОО Репродуктивный метод, метод частичной репродукции, метод проектов, приема трансформации НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов Репродуктивный метод, метод проектов, прием трансформации, метод упражнений (вопросно-ответных, репродуктивно-продуктивного характера) НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, сжатия или расширения предложений, прием написания электронных писем учителю с предварительной проверкой Метод проектов, метод упражнений репродуктивно-продуктивного характера, продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное) НОВИЗНА: дидактический материал для речевых упражнений, тексты-образцы, прием написания электронных писем по электронной поте учителю без предварительной проверки 15 Ведущая деятельность – обучение письму Формирующиеся компетенции – речевая, социокультурная , учебно-познавательная

Слайд 16

Система творческого преподавания предмета Методы, приемы НОО ООО СОО Репродуктивный метод, метод проектов, прием трансформации и «расширение», прием подстановки (частичная репродукция), игровые приемы НОВИЗНА: дидактический материал для игровых приемов, поисково-игровых заданий (тексты-загадки), для творческих ролевых игр с элементами социального тренинга Метод проектов, метод упражнений: речевых, п риемы проблемного обучения: пересказ от лица одного из героев, переработка диалога в монолог и наоборот, метод драматизации диалогов, контролируемые ролевые игры НОВИЗНА: дидактический материал для для познавательно-поисковых заданий; творческих ролевых игр с элементами социального тренинга, создание проблемных ситуаций на уровне: «Учитель-ученик» Метод проектов, метод упражнений: речевых, ролевые игры, деловые игры: пресс-конференция, круглый стол, телемост, экскурсия НОВИЗНА: дидактический материал для проблемных заданий: трансформировать диалог в монолог, текст в рекламу, создание коммуникативно - поисковых задач 16 Ведущая деятельность- обучение говорению Формирующиеся компетенции – речевая, социокультурная , компенсаторная, учебно-познавательная

Слайд 17

Результативность опыта (личностные результаты) Название творческих конкурсов, олимпиад, игр по английскому языку Учебный год Количество участников Количество призеров, победителей Муниципальный этап Международный игровой конкурс по английскому языку «Британский бульдог» 2012-2013 8 1 2013-2014 10 5 2014-2015 13 6 Районный конкурс творческих работ по английскому языку « Креативити » 2012-2013 3 2 2013-2014 5 3 2014-2015 6 5 17

Слайд 18

Процент обучающихся, занятых во внеурочной деятельности Название мероприятия Учебный год Количество участников в процентах Неделя иностранных языков Хэллоуин Рождество - День Святого Валентина - День самоуправления 2012-2013 35 2013-2014 44 2014-2015 51 18 Результативность опыта ( метапредметные результаты)

Слайд 19

Мониторинг уровня иноязычной коммуникативной компетенции в 2015 году 19 Уровень иноязычной коммуникативной компетенции стал выше Результативность опыта (предметные и метапредметные результаты)

Слайд 20

Дальнейшие перспективы 20 Дальнейшее совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции Через живое общение с носителями английского языка Изучение, освоение интернет-технологии Включение интернет-технологии в систему творческого преподавания английского языка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся

Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...

Представление собственного педагогического опыта Лисевцевой Екатерины Ивановны учителя английского языка по проблеме «Формирование коммуникативной компетенции посредством игровых технологий на начальном этапе обучения»

           Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для раз...

Развитие иноязычной коммуникативной компетенции посредством метода проектов на уроках английского языка.

Статья о необходимости использования метода проекстов на уроке английского языка.Особую популярность в последнее время приобретает метод проектов в старших классах. Учитель при данном методе обучения ...

Методический семинар «Развитие двигательной активности посредством спортивных игр»

Методический семинар«Развитие двигательной активности посредством спортивных игр»...

Методический семинар "Формирование познавательного интереса посредством исследовательских работ на уроках биологии"

Методический семинар "Формирование познавательного интереса  посредством исследовательских работ на уроках биологии" был разработан для муниципального этапа Всероссийского  конкурс...

Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.

Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...

Методическая разработка "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся немецкому языку на видеоуроках"

Методическая разработка включает в себя аннотацию к видеоуроку , который можно посмотреть на сайте http://do2.rcokoit.ru/. Матерал можно использовать для дистанционного обучения и в качестве допо...