Методическая разработка "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся немецкому языку на видеоуроках"
видеоурок по немецкому языку (8 класс)

Аболина Светлана Мироновна

Методическая разработка включает в себя аннотацию к видеоуроку , который можно посмотреть на сайте http://do2.rcokoit.ru/. Матерал можно использовать для дистанционного обучения и в качестве дополнительного материала к урокам немецкого языка по теме "Каникулы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_annotatsiya.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие коммуникативной компетенции обучающихся немецкому языку на видеоуроках»

  1.  Актуальность дистанционного обучения в настоящее время

Дистанционное обучение как новая форма обучения активно формируется и развивается в нашей стране. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий.

Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми с ограниченными возможностями или часто болеющими;
  3. заочная форме обучения (экстернат);
  4. смешанная форма обучения;
  5. выполнение проектов и исследовательских работ;
  6. работа с одаренными детьми (индивидуальные задания повышенного уровня);
  7. увлекательные задания с целью повторения и закрепления изученного материала.

Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, например:

свобода доступа и выбора (возможен выбор места, времени и преподавателя)

гибкость обучения (выбор продолжительности и последовательности изучения материалов)

адаптированный процесс обучения под свои возможности и потребности

возможность развиваться в ногу со временем

  1. Организация дистанционного обучения в Санкт-Петербурге

На сегодняшний день одним из ярких примеров дистанционного обучения в Санкт-Петербурге являются образовательные платформы, которые предоставляют обучающимся возможность учиться в удобное время в удобном месте, повышать уровень знаний по различным предметам. К ним относятся прежде всего портал дистанционного обучения обучающихся ОО Санкт-Петербурга (http://do2.rcokoit.ru/) и портал Российской электронной школы (https://resh.edu.ru/).

Портал дистанционного обучения обучающихся ОО Санкт-Петербурга -это часть системы дистанционного обучения, которая доступна обучающимся и педагогическим работникам нашего города.  Поддержкой портала занимается ГБУ ДПО "СПбЦОКОиИТ".

Портал предоставляет виртуальное пространство для внедрения и применения дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе и бесплатный доступ к квалифицированным учебным электронным материалам.

Портал способствует проведению уроков с использованием современного цифрового образовательного контента, удовлетворению потребностей общества и государства в квалифицированных учебных электронных материалах, организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями.

Учителя ГБОУ СОШ №515 принимали активное участие в подготовке видеоуроков для портала дистанционного обучения. Учителями немецкого языка было создано более 20 видеоуроков по различным темам в классах 3-11. Все эти уроки получили высокую оценку Комитета по образованию. Каждый опубликованный урок соответствует ФГОС нового поколения и направлен на развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

  1. Развитие коммуникативной компетенции на видеоуроках

Обучение иностранному языку в школе имеет основную цель: овладение иностранным языком как средством общения, то есть развитие коммуникативной компетенции учащихся. Делается акцент на деятельностном содержании образования. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности и личностное развитие обучающихся решаются в образовательном процессе как двуединая задача. Это достигается деятельностным и личностно- ориентированным подходом к иноязычному образованию.

Для успешного овладения иностранным языком обучающиеся должны знать не только языковые формы (усвоение лексики и грамматики), но также иметь представления о том, как их использовать для целей реальной коммуникации.

Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах общения.

Взаимосвязанное формирование всех составляющих коммуникативной компетенции обеспечивает:

  1. Развитие коммуникативных умений, а именно:

умения читать и понимать (полностью или в основном) содержание несложных адаптированных текстов разных жанров и видов (чтение);

умения воспринимать на слух, понимать и перерабатывать информацию, содержащуюся в устном речевом сообщении (аудирование);

 умения устно осуществлять диалогическое общение в стандартных ситуациях в рамках учебно-трудовой, бытовой, культурной сфер общения (говорение – диалогическая речь);

 умения делать краткие устные монологические сообщения о себе, своем окружении, передавать содержание прочитанного с непосредственной опорой на текст (говорение –монологическая речь);

 умения письменно оформить и передать элементарную информацию, в частности, написать письмо (письмо).

  1. Развитие общеучебных и специальных учебных умений (умения учиться – работать с книгой, учебником, справочной литературой, использовать перевод).
  2. Развитие компенсаторных умений (умение при дефиците языковых средств выходить из трудного положения за счет, например, перифраза, использования синонима).
  3.  Воспитание школьников, осуществляемое через развитие личностных отношений к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой.
  4. Развитие учащихся, осуществляемое в процессе освоения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений как своей, так и иной действительности, их общности и различия.
  5. Образование средствами иностранного языка, которое предполагает понимание особенностей своего мышления и сопоставление изучаемого языка с родным.

При разработке видеоуроков, для портала дистанционного обучения (http://do2.rcokoit.ru/) автор данной методической разработки постаралась учесть все требования к современному уроку и основной целью этих уроков было развитие коммуникативной компетенции обучающихся, а именно различных видов речевой деятельности.

Рассмотрим работу по развитию различных видов речевой деятельности на примере видеоурока «Весенние каникулы в городе и за городом»

Цель урока: Закрепление лексики по теме «Каникулы», развитие навыков говорения по теме. Задачи урока:

 Повторить лексику по теме «Школьные каникулы»;

развивать умение использовать грамматический материал в устной речи (использовать формы претерита для описания событий, произошедших в прошлом);

развивать навыки чтения с извлечением необходимой информации;

развивать навыки аудирования;

развивать умение логически выстраивать высказывание.

Ход урока:

  1. Урок начинается с повторения и первичного закрепления лексики по теме «Занятия на каникулах»;
  2. Затем повторяется грамматическая тема «Претерит - прошедшее время», необходимая для рассказа о прошедших каникулах;
  3. На следующем этапе урока предлагается задание по чтению на полное понимание прочитанного, в ходе которого закрепляются грамматические навыки по теме «Претерит».
  4.  Следующий этап урока – прослушивание аутентичного текста о каникулах в Германии и выполнение заданий по аудированию: ответы на вопросы по содержанию текста и заполнение пропусков в тексте. При этом рекомендуется прослушать текст 2 раза.
  5.  Затем ученикам предлагается информация с сайта Управления образования в Цюрихе (Швейцария)– короткие информативные аутентичные тексты о различных курсах для детей на весенних каникулах (актуальная на тот момент информация 2021 года). На основании этой информации ученики могу составить таблицу, в которую заносятся следующие данные: название курсов, место проведения, возраст участников, стоимость одного курса и некоторая дополнительная информация (например, какие принадлежности нужно иметь с собой). Опираясь на данные таблицы, ученики могут составить рассказ о возможностях швейцарских школьников провести весенние каникулы.    
  6. В качестве самостоятельного задания ученикам предлагается ознакомиться с сайтом детского лагеря отдыха «Лесная рапсодия» в Карелии и его программой на весенние каникулы (на русском языке) и с опорой на речевые клише составить небольшой рассказ о том, как могут русские школьники провести каникулы в этом лагере.
  7. Завершающий этап урока- рефлексия. Ученикам предлагается резюмировать, чему они научились за 15 минут видеоурока.

Все задания имеют коммуникативную направленность и объединены общей темой – «Школьные каникулы).

 Данный видеоурок и все другие опубликованные видеоуроки немецкого языка направлены на развитие коммуникативной компетенции обучающихся.  На них активизируются все виды речевой деятельности- чтение, аудирование, говорение и письмо.

Кроме того, уделяется внимание развитию общеучебных умений (умения работать с текстом, таблицами, с различными сайтами в интернете, использовать перевод с немецкого языка на русский и с русского на немецкий).

Также учитывается развитие личностных отношений, обучающихся к постигаемой культуре и процессу овладения этой культурой, формируется система моральных ценностей, оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку.

 Видеоуроки (в частности урок «Каникулы») выполняют также развивающую функцию –способствуют формированию умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию на основе осуществления широкого спектра проблемно-поисковой деятельности, развивают языковые, интеллектуальные и познавательные способности, ценностные ориентации, а также чувства и эмоции, формируют готовность вступать в иноязычное общение.

И, наконец, видеоуроки выполняют также образовательную функцию, предоставляя ученикам возможность сопоставления изучаемого языка с родным, осознания особенностей каждого языка, дают знания о культуре, страницах истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка, и представление о достижениях национальных культур (собственной и иной) в развитии общечеловеческой культуры, о роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого народа.

Важно отметить то, что дистанционное обучение (и в частности видеоурок) не подменяет, а эффективно дополняет традиционную систему образования, давая возможность учить то, что нужно ученику, когда и где ему удобно. Другими словами, дистанционное обучение направлено на организацию продуктивной самостоятельной, учебно-познавательной деятельности обучающихся. Следует подчеркнуть, что все видеоуроки, доступные на официальных образовательных платформах, можно использовать не только в качестве материала для самостоятельного изучения, но и как дополнительные материалы на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Статья "Развитие коммуникативной компетенции обучающихся 7-9 классов посредством использования виртуальных туров на уроках английского языка."

Данная статья раскрывает понятие виртуальный тур и преимущества его использования на уроках английского языка как эффективного метода развития  монологической речи обучающихся....

Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»

Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции?  комплекс педагогических условий, обеспечива...

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии на основе технологий коммуникативно-диалоговой деятельности

В методических рекомендациях рассмотрены основные приемы технологий коммуникативно-диалоговой деятельности, используемые для развития коммуникативных компетенций обучающихся на уроках географии.К техн...