«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»
учебно-методическое пособие по английскому языку на тему

Тюрина Марина Мовладиевна

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в начальной школе»

Тюрина М.М. учитель английского МБОУ лицея № 21 города Кузнецка

Антуан де Сент-Экзюпери считал это единственной настоящей роскошью. Мартин Лютер Кинг полагал, что его отсутствие приводит к тому, что люди будут бояться и ненавидеть друг друга. Людвиг Фейербах считал, что оно облагораживает и возвышает. Как вы думаете, что они имели ввиду?

 Разумеется, речь идет об общении. Общение можно понимать, как сложный процесс, включающий коммуникативную сторону (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие в процессе совместной деятельности) и перцептивную (эмоциональное восприятие, понимание и нравственная оценка другого человека).

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом главной целью изучения иностранного языка в современных условиях поликультурного и полиязычного мира является «формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции».

Прежде всего, следует отметить что учебный материал УМК серии «FORWARD» сориентирован на достижение этой цели и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, их жизненному опыту.

Так, например, проблемы, обсуждаемые в таких темах как «Семья», «Мои увлечения», «Квартира», «Животные», «Еда», «Друзья», важны и интересны для детей. К примеру, в разделе «Еда» можно обсудить экологически чистую пищу и пищу, которая наносит вред здоровью человека.

Содержание курса позволяет выполнять требования образовательных стандартов начального общего образования второго поколения.

 Уже на первых этапах обучения ИЯ авторы предоставляют возможность формировать знания о социокультурной специфике стран изучаемого языка, нацеливают на нахождение сходств и различий в культуре родной страны и англоговорящих стран. Так, при изучении темы: «Мне нравится пицца» (I like pizza) дети узнают о том, что слово «chips» у нас в России обозначает чипсы, а в США — жареная картошка.

Изучая материалы разделов «Как дела?» («Hоw are you?»), «Сафари-парк» («A Safari park») дети знакомятся с типичным английским магазином, с зоопарком Великобритании, по которому посетители ездят на машинах.

Формирование коммуникативной компетенции основывается на развитии навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, умении осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, что является одним из важнейших метапредметных результатов освоения образовательной программы начального общего образования, обозначенных ФГОС начального общего образования.

Большой акцент авторы учебников сделали на диалогическую речь. Разыгрывая диалоги этикетного характера в ситуациях повседневного общения, школьники приобретают жизненный и социальный опыт за счет расширения спектра проигрываемых ролей. И что самое главное – обучающие преодолевают коммуникативный барьер, который является проблемой многих.

Следует отметить, что обучение чтению на начальном этапе всегда представляет для учащихся большие трудности, вызываемые графическими и орфографическими особенностями английского языка. Учитывая психологические особенности младших школьников, авторы учебника для 2 класса предлагают разнообразные упражнения на развитие навыков чтения с использованием картинок и карточек со словами (метод обучения чтению слогами, целыми словами).  Прием иллюстрирования звуков с помощью разноцветных шаров позволяет приучить учащихся следить во время прослушивания записи упражнений за диктором. Организация упражнений на чтение слогов и слов с заданными звуками удобна для работы учащихся в паре по самостоятельной отработке навыков чтения – учащиеся могут варьировать чтение по столбикам и по строчкам.

Наиболее понравившиеся ребятам упражнения, развивающие навыки чтения:

- сопоставление звука, буквы и слова с использованием разноцветных шаров и схем в виде паровоза с вагончиками, обозначающими правила чтения гласных в разных типах слога и исключения.

- задания на раскрашивание шаров со звуками (позволяет сконцентрировать внимание учащихся на обозначении звука в транскрипции, сделать прослушивание активным, а произношение звука сделать не просто механическим проговариванием; эти же задания могут служить и задачам первичного контроля понимания и усвоения. 

Особенно важно для   работы учащихся над развитием навыков чтения возможность работы дома под руководством родителей или самостоятельно с записью на диске, так как у каждого в учебный комплект входит диск. Самостоятельная работа с аудиозаписями в спокойной, привычной, комфортной домашней обстановке при поддержке родителей значительно увеличивает качество чтения обучающихся, произношения и интонации. И конечно же, помогает родителям при выполнении домашнего задания.

Постепенный переход от чтения отдельных слогов к слову, словосочетанию, а затем и к простому предложению и небольшому тексту, сопровождаемому предварительным прослушиванием аудиозаписи, способствует формированию хороших навыков чтения. УМК дает возможность развивать все три вида чтения. Так, например, задания типа: «Прочитай письмо и покажи, где чья спальня», развивают умения просмотрового чтения. Задания типа «Вера рассказала о своих друзьях. Прочитай и скажи: что они любят? Что им нравится? Как образуется отрицательная форма глагола like?» развивают умения изучающего чтения. Задания типа «Прочитай письмо Даши к Джил. Покажи на фотографиях животных, которых упоминает Даша» развивает умения поискового чтения.

В уроки курса включены упражнения, которые позволяют не только закреплять лексику и грамматические структуры, но организовать динамические паузы. Так, например, песенка про робота очень запомнилась моим обучающимся.

Благодаря творческим заданиям, игровым формам отработки языкового материала, формам активного слушания, заданиям на драматизацию учебных диалогов повышается мотивация к изучению английского языка, реализуется индивидуальный подход к оценке результатов учебной деятельности, соблюдаются требования к организации урока с учетом здоровье-  сберегающих технологий.  

Что же касается коммуникативной подачи нового грамматического материала, то и здесь УМК «Forward» отличается от других УМК. Работа над каждым новым грамматическим образцом начинается не с правила, а с восприятия учащимися на слух или визуально речевых образцов, в которых иллюстрируется употребление нужной формы. Учащиеся под руководством учителя выделяют, определяют значение этой грамматической структуры и её речевую функцию.  Так, например, Present Continuous, которое впервые дано при изучении темы «Я делаю робота» во втором классе, позволяет справиться с проблемами изучения этого правила, с которыми обычно учителя. Так как здесь изучение этого правила производится по спирали, с многократным повторением и с постепенным усложнением на разных этапах обучения ИЯ.

Построение каждого урока характеризуется сменой деятельности: аудирование, чтение, драматизация диалога, говорение, творческое задание, работа с песней или рифмовкой, работа с новой лексикой, чтение по транскрипции, работа с «ноутбуком». Материал каждого урока закреплялся упражнениями в рабочей тетради.

Большую поддержку для успешной организации учебного процесса мне оказывает книга для учителя и сайт ИЦ «ВЕНТАНА-ГРАФ», где в рубрике «Методическая поддержка» собрана коллекция работ коллег-педагогов.

В заключении хотелось бы сказать, что, безусловно, исследование чего-то нового, необычного — это сложно, но всегда интересно. Так как это путь к самообразованию и повышению своего педагогического мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как и...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе.

теоретические и практические аспекты формирование коммуникативной компетенции...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС (основная школа)

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в свете требований ФГОС (основная школа)...

Роль использования видеоматериалов на уроках иностранного языка в формировании иноязычной коммуникативной компетенции на примере немецкого обучающего сериала "Jojo sucht das Glueck"

Овладеть коммуникативной компетенцией на немецком языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является создание реальных и воображаемых ситу...

Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных ...

Цифровой рассказ как способ формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся

в данной статье была рассмотрена сущность иноязычной коммуникативной компетенции; дана характеристика цифровому повествованию как проектной технологии с дидактическим потенциалом, позволяющим формиров...