Обобщение опыта по теме: "Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка - одно из средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».
опыты и эксперименты по английскому языку

Тришкина Нина Васильевна

тема выбрана мною в связи с изменениями в программах в соответствии  ФГОС.  Новые образовательные технологии позволяют  практически каждому преподавателю добиваться  положительных результатов  в обучении своему предмету, а также  способствуют формированию необходимых компетенций у обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

Тема: « Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка  - одно  из средств  формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся».

  1. Актуальность опыта.  Знание иностранного языка  становится в современном обществе необходимой частью личной  и профессиональной жизни человека, превращается  в категорию, востребуемую  в его  практической и интеллектуальной  деятельности. Иностранный язык рассматривается как инструмент позволяющий человеку лучше ориентироваться в окружающем его мире; с его помощью можно создавать новые мировые модели и новое мировое знание. Новая социально- экономическая и политическая ситуация обусловливает повышение требований  к уровню языковой  подготовки обучающихся СПО. Возросший статус иностранного языка стимулирует  движение к поиску новых форм  и моделей обучения  обучающихся.

      Образовательные учреждения РФ  перешли на новые образовательные стандарты (ФГОС). Одной из важных задач в  обучении английскому языку рассматривается   развитие иноязычной коммуникативной компетенции в степени, достаточной для успешной реализации  в профессиональной деятельности. Свободное или достаточно высокое владение иностранным языком может играть большую роль и оказывать влияние на сферу деятельности специалиста, так как современная рыночная экономика требует людей открытых для компетентного взаимодействия в социуме, обладающих информационной культурой и высоким интеллектом.  Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.

   Актуальность представляемого опыта заключается в том, что он соответствует   современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода.

2. Условия возникновения опыта.  Начиная с первых уроков  каждого учебного года, я провожу  анализ  уровня обученности  вновь поступивших студентов. Исходя из результатов  проведённой работы,  ставлю перед собой и перед обучающимися ряд целей, таких как научиться читать, понимать несложные тексты, вести диалогическое общение, уметь связно высказываться о себе, своем окружении и другие. Но для реализации данных целей следовало создать мотивацию, объяснить учащимся для чего им это нужно, где они смогут это использовать. Правильно создать мотив учения - это первостепенная задача. Как мотивировать познавательную активность?

    Изучив большое количество методик и технологий, пришла к выводу, что   применение таких современных образовательных технологий как  ИКТ, игровые технологии, интегрированного обучения  и  другие  дают возможность  повысить мотивацию  обучающихся.   При использовании ряда новых технологий снижается трудность  овладения иностранным языком, формируется стойкая мотивация  к изучению предмета.

3.Цель педагогического опыта. Целью моей преподавательской  деятельности является формирование коммуникативной компетентности обучающихся, которая  связана  с развитием и воспитанием способности к личностному и профессиональному  самоопределению, социальной адаптации ; формированием активной жизненной позиции гражданина и патриота, субъекта межкультурного взаимодействия; развитием личностных качеств культуры общения, умение работать в сотрудничестве; развитием способности и готовности к дальнейшему самообразованию; приобретением опыта творческой деятельности. Иностранный язык   ставит своей цельюформирование  коммуникативной компетенции, обучение общению. Владение иностранным языком становится ключевой компетентностью современного человека.

   Чтобы достичь данной цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1) Разнообразить формы коммуникативной деятельности учащихся на уроках английского языка, мотивировать к развитию интереса изучаемого предмета.
2) Привлекать учащихся к  различным видам деятельности на уроке для совершенствования коммуникативных навыков английской речи.
3) Повысить результативность коммуникативных навыков и умений  обучающихся.

Использование на учебных занятиях ИКТ создаёт условия для формирования мотивации учащихся к учебной деятельности.

    Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

-создать лингво-культурологическую атмосферу на уроке;

-повысить и удерживать  высокую мотивацию  к изучению иностранного языка;

-формировать  устойчивую потребность к общению на  иностранном языке;

- вырабатывать уверенность обучающегося  в том что он способен осуществлять живую коммуникацию на иностранном языке, при этом не появляется боязнь сделать ошибку;

- разнообразить формы и методы организации учебного процесса;

- применять различные средства контроля, самоконтроля и самокоррекции.

    Применение компьютера позволяет учителю за малое время и сравнительно небольшими усилиями существенно повысить наглядность учебного процесса, а Интернет позволяет виртуально расширить границы класса. Английский язык является преобладающим в Интернете, что позволяет полнее реализовывать принцип аутентичности в обучении. Использование Интернет-ресурсов  даёт возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации, что  способствует развитию коммуникативной компетенции. Обучающиеся  овладевают основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом для того,  чтобы свободно ориентироваться в иноязычной среде и  реагировать в различных ситуациях.

 Использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности  и при самостоятельной работе. С этой целью разработала методические рекомендации для учащихся «Использование Интернет ресурсов для совершенствования знания английского языка во внеучебной деятельности», где прописаны рекомендуемые сайты, какие виды речевой деятельности можно развить с их помощью, какие способы и методы лучше использовать при работе с англоязычными источниками. Например, сайт https://www.tube.com/user/AtGoogletaiks  позволяет «погрузиться»  в английскую речь, т. к. здесь звучат реальные истории из жизни людей.  На сайте TED https://www/ted.com/talks разговор идёт на разные темы разными людьми и  к каждому видео даётся транскрибация.  Использую  сайт видео уроков http//:www.elllo.org/index.htm, который также приводит транскрибацию слов и выражений.

   Развитие коммуникативной компетенции  подразумевает обучение общению и формированию способности  к межкультурному взаимодействию. На уроках  английского языка стараюсь включать   видеоносители (видеофильмы, видеоролики, визуальные картинки, презентации PPT), разработки тестов на бумажных носителях через программу Microsoft Office Word, компьютерные обучающие программы, тренажеры  (на CD- ROM и  DVD - ROM),    фрагменты из англоязычных фильмов, чтобы активизировать интеллектуальные и эмоциональные  возможности обучающихся,  стимулировать их речевые способности. Так же включаю стихи,  песни на английском языке, при этом делаю акцент на поиске слов и фраз,  понятных или частично знакомых обучаемым.  Предварительно студенты знакомятся с рекомендациями по просмотру или прослушиванию фрагментов. Затем поэтапно разбираем эпизоды, фрагменты, стихи , песни. Обучающиеся при этом составляют словарь ( vocabulary), чтобы выполнять задания по активизации словаря в общении.    Таким образом  я пытаюсь создать модель реального общения. Такой приём  приводит к желанию  использовать иностранный язык, потребность учиться, делая тем самым реальным достижение  успеха  в овладении иностранным языком.

   Компьютерные презентации  помогают делать английский  интересным и увлекательным предметом. Обучающиеся  с увлечением создают презентации  по различным темам как к урокам, так и для внеурочных занятий.  Ими созданы презентации по темам «My future profession»,  « Our republic in XXI century»,  «The plants of  Insar»,  «Our region during  the Great Patriotic War» и многие другие. Такая форма работы позволяет создать своеобразную копилку творческих работ, материалы которой   используются на занятиях.

   При  организации обучения с применением ИКТ меняется роль учителя, основная задача  которого поддерживать и направлять  развитие личности обучающихся, их творческий поиск. Отношения строятся на принципах    сотрудничества и совместного творчества.

   Росту коммуникативной компетенции  способствуют также игровые технологии.   А.С.Макаренко писал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу… В  каждой игре есть прежде всего рабочее усилие  и усилие мысли».  Введение  в урок игры , игровых упражнений  и ситуаций позволяет снизить  утомляемость и напряжение обучающихся,  в течение всего урока поддерживать  их внимание. Игра  позволяет обучаемым  раскрыть свои личностные качества, повышает их самооценку, т. к. происходит неформальное общение. Интерес   обучающихся к учебным занятиям повышается, они  усваивают  большее количество информации. Обучающиеся  стремятся проявлять инициативу, самостоятельность, находят свой способ работы.

   Игры подразделяю на несколько групп: игры со словами, игры коммуникативной направленности, сюжетно-ролевые игры, игры и игровые упражнения при закреплении грамматического материала. Например, при изучении темы « Мои увлечения» (My Hobby) студенты ведут диалоги на заданную тему: «Книги, которые мы читаем». На первом уроке они получают задание –составить  мини- проект; провести анкетирование в парах по теме и обобщить полученные данные.Готовят задание , используя речевые образцы или самостоятельно определяют  необходимые слова и выражения, используя словари. Студенты работают в парах, затем делают сообщения  о своих предпочтениях в чтении  и  о любимых книгах своего партнёра по общению. В процессе выполнения такого рода упражнений  обучающиеся проходят стадии от рецепции  до построения  собственных высказываний  в устной и письменной речи, находясь постоянно  в «коммуникативном режиме».

   Английский  язык неразрывно связан с другими дисциплинами,  что позволяет применять  технологию интегрированного обучения. В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. Интегрированное обучение создает новые условия деятельности преподавателя и обучающихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует и разнообразие форм преподавания.  Многие понятия в английском языке не могут быть осознаны и усвоены обучающимися  без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другим предметам. Большой материал для английского языка дают литературные произведения. На своих уроках часто использую стихи и художественные произведения различных писателей и поэтов как зарубежных, так и отечественных: сонеты У. Шекспира, поэзия Байрона, рассказы Агаты Кристи, Б.Шоу, Л.Кэрол А.С. Пушкин, С. Есенин и др. Студенты самостоятельно переводят отрывки из произведений великих писателей, причём оценивается и  точность перевода, и стиль написания. Такие задания обеспечивают  эффективность уроков английского языка, способствуют расширению лингвистического , филологического и общего кругозора.

   Тесная связь прослеживается  с историей и географией:  при изучении темы «Англоговорящие страны» обучающиеся знакомятся с историческими и политическими деятелями, великими путешественниками, политическим устройством и т.д. На  уроках страноведческого характера  ребята выполняют творческие задания: описать своё «заочное путешествие» по стране, создать карту своего путешествия , подготовить фотогаллерею об интересных местах, выдающихся учёных  стран изучаемого языка и т.п. Обучаемые  приобщаются  к культуре народа, говорящего на английском языке,  к национально- культурной специфике речевого поведения в стране изучаемого языка, формируется представление о различных сферах современной жизни  другого общества, его истории и культуры. 

4.Результативность опыта. Безусловным результатом эффективности применения современных образовательных и информационных технологий является повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Подтверждением является успешное участие детей в различных языковых конкурсах, создание творческих работ на английском языке, активное участие в подготовке и проведении запланированных мероприятий.

 Положительными результатами использования данного опыта можно считать следующее:

  • Позитивная динамика учебных достижений учащихся:

качество знаний обучающихся по итоговой аттестации

составляет:

в группах НПО:

2015-2016 гг. – 36,3 %

2016-2017 гг.- 37, 7  %

2017-2018 гг.- 44,1 %

в группах  СПО:

2015-2016гг. – 56,5 %

2016-2017гг.-  57,4 %

2017-2018гг-  58,9 %

  • Повышение уровня мотивации к изучению английского языка: активное участие обучающихся в  конкурсах, викторинах, предметных олимпиадах  по английскому языку.

 Изменения  численности участников  олимпиад по английскому языку в ГБПОУ РМ «Инсарский аграрный техникум»:

                                        2015-2016 уч.г.- 6 чел.

                                        2016-2017 уч.г.-11чел.

                                        2017-2018уч.г.-14 чел.

  • Ежегодно возрастает количество обучащихся, заинтересованных в выполнении дополнительных заданий по предмету с использованием ресурсов сети Интернет, с большим интересом выполняют проектные задания в новой для них интерактивной форме оформления.
  • Сформированность  у обучающихся коммуникативной компетенции проявляется в активном участии в предметной  неделе по иностранному языку (написание творческих работ,  проведение поэтических и литературных конкурсов, разыгрывание сценок, исполнение песен, защита презентаций).
  • Обучающиеся расширили свой кругозор о стране изучаемого языка за счёт новой  дополнительной информации.

 Используемые новые формы работы на уроках английского языка позволяют наблюдать положительную динамику обучающихся  в изучении  предмета, растёт коммуникативная компетенция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: «Использование ИКТ и интернет - ресурсов на уроках английского языка»

Как современный учитель, я точно знаю, что ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сж...

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Курсовая работа слушателя курсов по немецкому языку Колабкиной В.В. на тему:"Использование современных педагогических технологий на уроке немецкого языка как средство формирования коммуникативных компетенций»

В работе  рассказывается: о использовании игровых технологий и метода проектов в учебной деятельности ;приводятся примеры конкретного применения методов и приемов на уроках немецкого языка....

Реализация системно - деятельностного подхода на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирова...

Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

В настоящее время возрастают требования к коммуникативному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора.   Проводимая в стр...

Тема «Использование современных образовательных технологий на уроках английского языка»

В современном образовании много внимания уделяется инновационным технологиям. Это объясняется тем, что в стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий ...